Школы для детей с аутизмом: особенности выбора
Сохранить статью:
О чем речь? Дети с расстройством аутического спектра являются по-настоящему особенными. Под них нельзя написать единую программу, настолько они непохожи друг на друга. Кроме этого, если до школы можно было находиться дома и не беспокоиться, то школьное образование – это не право, а обязанность ученика.
На что обратить внимание? Современные школы для детей с аутизмом ориентированы на инклюзивное образование. Это могут быть компенсаторные классы, индивидуальное обучение и обучение в общем классе. Важным критерием для выбора формы обучения в школе для детей с аутизмом является уровень социализации ребенка.
Основные принципы обучения детей с аутизмом
Существует четыре разработанные программы Федерального государственного образовательного стандарта, по которым может обучаться ребенок с расстройством аутистического спектра:
- Вариант 8.1 предназначен для обучения детей с РАС, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. Продолжительность обучения четыре года.
- Вариант 8.2 – для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР). Уровень итогового развития предполагает получение образования, сравнимого по конечным достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения составляет пять лет при посещении дошкольного образовательного учреждения и шесть при заочной форме.
- Вариант 8.3. предназначен для детей с РАС с осложненной легкой умственной отсталостью. Уровень итогового развития предполагает получение образования, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
- Вариант 8.4 предназначен для детей с РАС с осложненной умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). Предполагает получение образования, которое по содержанию и итоговым результатам не соотносится с достижениями ровесников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
После окончания начальной школы по адаптированным программам дети с РАС в среднем звене обучаются по обычному ФГОС.
При обучении детей с РАС особое внимание нужно уделить следующим моментам:
- Способствовать социализации, взаимодействию с одноклассниками и взрослыми. Чаще всего такие дети испытывают трудности с развитием коммуникации, особенно если ребенок не воспринимает речь. Педагогу необходимо специально создавать обстановку, способствующую общению.
- Навыки самообслуживания. Это одно из важнейших умений, которому ребенок должен обучиться обязательно. Порой это единственный навык, который окажется под силу малышу. Педагогу придется сопровождать каждое отдельное действие ребенка: держать столовые приборы, надевать одежду, расставлять предметы по своим местам.
- Коррекция проявлений нежелательного поведения. Сюда можно отнести нанесение различных травм себе и другим людям, щипание, ребенок может кусаться, кричать. В первую очередь родителям необходимо обратиться к дефектологу, который поможет внести необходимую коррекцию в поступки маленького человека, выстроив логическую схему «проблема – объяснение – решение». Можно попытаться самостоятельно провести коррекционную работу, но поиск рационального способа займет продолжительное время.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родитель вправе выбирать форму получения образования и организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Психолого-медико-педагогическая комиссия может только рекомендовать учреждение.
Виды школ, в которых могут учиться дети с РАС
Выделяют следующие виды школ для детей с аутизмом:
Государственная общеобразовательная школа
- Достоинства: наличие утвержденной апробированной программы обучения, базисный учебный план, единство требований к школьникам; учащиеся овладевают основами знаний по всем основным учебным дисциплинам.
- Недостатки: высокая наполняемость классов снижает возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Частная общеобразовательная школа
- Достоинства: возможность индивидуального подхода к каждому ребенку; наличие в штате психолога, оказывающего помощь при наличии проблемных моментов в обучении; возможность участия в различных образовательных проектах с использованием интернет-технологий; хорошая материальная оснащенность учебных кабинетов, высокий уровень организации охраны, горячего питания, внеурочных мероприятий.
- Недостатки: обучение в частных школах довольно дорогое удовольствие.
Интеграционные школы
Представляют собой такую форму организации образовательного процесса, при которой обучение детей с особенностями развития и школьников, не имеющих таких нарушений, осуществляется в стенах одного учреждения.
Достоинства: ребенок ничем не обделен, не ущемлен, развивается в здоровой среде; дополнительная оплата учительского труда за работу с особенными детьми; возможность тьюторского сопровождения отдельным педагогом или индивидуального подхода закрепленного учителя.
Недостатки: интеграционное обучение законодательно в Российской Федерации не закреплено, пока существует на уровне апробации и проектов. Проблемой внедрения такой практики является неготовность общества к подобным образовательным экспериментам и отсутствие опыта работы в условиях интеграционного обучения учителей и дефектологов, их некомпетентность.
Выделяют следующие виды интеграционного обучения:
- В классе общеобразовательной школы с индивидуальным подходом учителя.
- В классе коррекции общеобразовательной школы.
- В специальном классе коррекционной школы.
Обязательным условием является соответствие формы обучения образовательным потребностям ребенка. Если ученик не получает должной психолого-педагогической помощи, условия обучения считаются для него неблагоприятными, а это, в свою очередь, создает дополнительные сложности. Мнимая интеграция, подразумевающая просто пребывание ребенка с РАС среди здоровых детей, не способствует полноценной коррекционной работе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Специальные (коррекционные) школы
Выделяют 8 видов таких учреждений для детей с различными особенностями развития:
- I и II вид — для детей с нарушениями слуха;
- III и IV вид — для детей с нарушениями зрения;
- V вид — для детей с нарушениями речи;
- VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- VII вид — для детей с задержкой психического развития;
- VIII вид — для детей с умственной отсталостью.
Достоинства: наличие апробированной адаптированной программы; невысокая наполняемость классов; большое внимание уделяется внеурочной деятельности; трудовое обучение. Учителя, работающие в таких школах, прошли специальную подготовку, владеют специфическими для обучения формами и методами работы. Программа коррекционных школ нацелена на профессиональную подготовку и последующее трудоустройство.
Недостатки: коррекционные школы чаще всего являются интернатами, поэтому не всегда удается найти учреждение, расположенное поблизости от места жительства ребенка. Родители испытывают тревогу, отдавая сына или дочь в специальную школу, ведь они будут обучаться среди детей, также имеющих определенные нарушения.
Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения
Специфические школы, не относящиеся к коррекционным. Под школой для детей с ослабленным здоровьем подразумевается общеобразовательное учреждение, но со щадящим режимом занятий. Школа надомного обучения представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой учителя занимаются с ребенком на дому или же с применением средств дистанционного обучения.
Достоинства: занятия проводятся в домашней обстановке, индивидуально или в малых группах не чаще чем 2-3 раза в неделю.
Недостатки: много времени отводится на самостоятельное обучение; отсутствие общения с одноклассниками, изолированность ребенка.
Документы для поступления в школу ребенка с аутизмом
В марте-апреле каждого года начинается прием заявлений в школы. К этому времени важно собрать все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у ребенка особенностей развития. С этой целью в ноябре-декабре необходимо посетить психолого-медико-педагогическую комиссию.
Задача ПМПК – полное обследование ребенка на предмет подтверждения или опровержения наличия у него какого-либо диагноза, выявление уровня развития и составление рекомендаций по организации обучения и воспитания.
Персонал комиссии включает в себя специалистов разного профиля: педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, неврологи, психиатры и другие. Комплексно обследовав пациента, ПМПК дает заключение, содержащее рекомендованную форму и программу обучения для конкретного ребенка.
Правомерным является направление ребенка на ПМПК дошкольным учреждением, которое, в свою очередь, прикладывает на него характеристику. Процедуру могут инициировать и родители самостоятельно.
Обязательным требованием является прохождение ребенком с РАС врачебной комиссии при медицинской организации до его посещения ПМПК. Задачей врачебной комиссии является диагностирование аутистического расстройства с последующим определением типа образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка.
ПМПК и врачебная комиссия работают в тесной связи друг с другом. Если на первом этапе ребенок показывает достаточные знания и умения, соответствующие программам 8.1 и 8.2, а на психолого-медико-педагогической комиссии не сможет выполнить предложенные задания, то ПМПК рекомендует ему обучение по адаптированной программе в коррекционной школе для детей с аутизмом.
Подготовка к школе детей с РАС
Наличие отклонения в легкой форме не мешает ребенку с аутизмом обучаться в обычной школе. Но школьник с таким диагнозом будет испытывать большие трудности без подготовительной работы. Перед началом обучения необходима комплексная пропедевтика по подготовке ребенка к новой среде, постоянному осуществлению учебных действий.
Педагоги, занимающиеся коррекционной работой, в период подготовительных занятий к обучению в школе должны сгенерировать у ребенка такие навыки:
- непоколебимый авторитет учителя, исполнение его указаний;
- адаптация к школьным условиям, кабинетной системе, приему пищи в столовой и др.;
- самообслуживание;
- мотивация, интерес к учебе на основе личных склонностей ребенка. Необходимо определить его интересы, увлечения и составить учебные задачи, центральное место в которых будет отводиться интересующей области.
Также отрабатываются навыки, необходимые для продуктивного обучения:
- Сосредоточенность внимания на выполняемой работе. Возможность осуществлять последовательную цепочку действий.
- Сконцентрированность на школьных принадлежностях, используемых по назначению.
- Взаимодействие в группах. Вначале игра происходит с привлечением родственников ребенка, в дальнейшем – с работниками коррекционной работы и ровесниками.
- Усвоение того, что слова состоят из слогов, и умение демонстрировать это разделение физическими действиями.
Сроки формирования устойчивых навыков, необходимых для обучения детей с аутизмом в общеобразовательной школе, зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иногда это достигается к 12-13 годам, а нередко и в 7 лет малыш готов осваивать программу.
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной школе нельзя определить по возрасту, требуется проводить индивидуальное тестирование. И время на предварительную подготовку тоже у каждого свое.
Адаптация детей с аутизмом в школе
Наличие ученика с аутистическим расстройством в классе создает для учителя большую нагрузку, ситуация осложняется, если педагог сталкивается с этим впервые. Ему потребуется провести подготовительную работу, изучив особенности обучения детей с РАС в общеобразовательной школе.
Возможно, придется постоянно просит помощи у школьного психолога для разрешения различных ситуаций. Учителю необходимо запастись большим терпением, ведь ребенку-аутисту важно чувство собственной безопасности.
Чтобы создать благоприятные условия для процесса образования в классе, где обучается ребенок с РАС, учителю необходимо придерживаться ряда рекомендаций специалистов:
- Предупреждайте детский коллектив о смене деятельности заранее, чтобы не было эффекта неожиданности, так как подобные ситуации способны вызвать стресс у аутистов, для которых характерен медленный переход от одного действия к другому.
- Не акцентируйте внимание на отвлеченных действиях в процессе изучения школьного материала. Дети с РАС часто рисуют, трогают свои игрушки в целях самоуспокоения и сосредоточения.
- Не ругайте ребенка, если он отвлекается, временно оставляет рабочее место и передвигается по кабинету. Дети с подобным диагнозом испытывают повышенную утомляемость, неспособны усвоить за короткий срок много учебного материала.
- Позвольте ребенку приносить с собой его личную вещь для сохранения чувства спокойствия.
- Чаще поручайте ученику задания с повторяющимися действиями (сбор книг, раздача листов).
Присутствие в классе ребенка с аутизмом – тяжелое испытание для учителя. У такого малыша не сформированы учебные и организационные навыки, он не знает, что нужно сидеть за партой, слушаться учителя, выполнять какие-то учебные действия.
Этот ребенок будет часто отвлекаться, у него нет устойчивого внимания, непредсказуемая эмоционально-волевая сфера, иногда ему тяжело успокоиться. Учителю просто необходима специальная подготовка. Если у педагога не было возможности своевременно пройти курсы, то обучение в школе детей с аутизмом будет происходить методом проб и ошибок.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: