Типы уроков в школе: разбираемся в классификации
Сохранить статью:
О чем речь? Типы уроков в школе направлены на достижение различных целей, например, на получение новых знаний, закрепление имеющихся или проведение контроля усвоения учебного материала.
Как разделяются? Можно разделить различные уроки на те, которые типологизирует ФГОС, или же на авторские методики известных педагогов. В любом случае учителю полезно овладеть несколькими подходами для оптимизации учебного процесса.
Требования к современному уроку
Можно выделить 3 вида требований, предъявляемых к современным урокам.
-
- Дидактические:
- четкая постановка образовательных задач;
- нахождение места урока в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока исходя из его целей и с учетом требований учебной программы;
- выбор лучших методов, приемов и средств обучения;
- сочетание разных форм обучения: групповая и индивидуальная работа на уроке, выработка самостоятельности;
- прогнозирование того, как учащиеся усваивают новые знания;
- создание всех условий для успешного обучения детей.
- Дидактические:
-
- Воспитательные и развивающие методы:
- развитие мышления и памяти, концентрация внимания школьников;
- воспитание в детях высокоморальных и нравственных качеств;
- возможность самореализоваться, проявить творчество;
- привитие детям интереса к новым знаниям;
- умение разрешать сложные, проблемные, конфликтные ситуации;
- соблюдение учителем субординации в отношении учеников.
- Воспитательные и развивающие методы:
- Организационные требования к уроку:
- у учителя должен быть четкий план проведения урока, который он должен соблюдать;
- в классе должна царить рабочая обстановка и дисциплина;
- должны использоваться различные средства обучения и современные технологии;
- тема урока должна быть раскрыта полностью.
Типы уроков в начальной школе по ФГОС
Для вашего удобства мы собрали все типы уроков по ФГОС в школе в таблицу ниже.
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1 |
Урок ознакомления с новой темой |
Это может быть урок-лекция, беседа, показ фильма, презентация, экскурсия, самостоятельная работа с учебником или по группам – исследовательского типа, смешанный урок, сочетающий в себе разные виды подачи информации. |
2 |
Урок совершенствования и закрепления знаний, умений, навыков |
Можно выделить традиционные формы уроков: практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах. А также более современные и необычные виды (нетрадиционные) уроков: круглые столы, мозговые штурмы; дидактические игры: брейн-ринг, КВН, игра «Что, где, когда», морской бой, волшебный конверт, поле чудес, викторина; деловые и ролевые игры, сценки, спектакли, концерты; соревнования, турниры, конкурсы; заочные путешествия и экспедиции; уроки в форматах суда, аукциона, телепередачи, пресс-коференции, брифинга; сценки, спектакли, концерты; урок-провокация, урок-фантазия; урок, как круговая тренировка. |
3 |
Урок применения знаний и умений |
Практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговые штурмы; дидактические игры: брейн-ринг, КВН, игра «Что, где, когда», морской бой, волшебный конверт, поле чудес, викторина; деловые и ролевые игры, сценки, спектакли, концерты; соревнования, турниры, конкурсы; заочные путешествия и экспедиции; уроки в форматах суда, аукциона, телепередачи, пресс-коференции, брифинга; сценки, спектакли, концерты; урок-провокация, урок-фантазия; урок, как круговая тренировка. |
4 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговые штурмы; дидактические игры: брейн-ринг, КВН, игра «Что, где, когда», морской бой, волшебный конверт, поле чудес, викторина; деловые и ролевые игры, сценки, спектакли, концерты; соревнования, турниры, конкурсы; заочные путешествия и экспедиции; уроки в форматах суда, аукциона, телепередачи, пресс-коференции, брифинга; сценки, спектакли, концерты; урок-провокация, урок-фантазия; урок, как круговая тренировка. |
5 |
Урок проверки и контроля знаний |
Контрольные и самостоятельные работы – устные и письменные, тесты, диктанты, изложения, коллоквиумы, срез знаний, урок – разбор ошибок. |
Классификации уроков в школе
Существует следующая классификация уроков в школе.
По этапам учебного процесса
В 1952 году профессор Сергей Васильевич Иванов, представитель Воронежской Дидактической школы, предложил учителям основные типы и структуру уроков. И даже выпустил одноименную книгу.
В основе классификации Иванова лежат главные этапы учебного процесса. Он выделяет 8 типов уроков в школе:
- вводный;
- первое знакомства с материалом;
- усвоение новых знаний (понятий, законов и правил);
- применение полученных знаний на практике;
- урок навыков;
- закрепление, повторение и обобщение;
- контрольный урок;
- смешанный или комбинированный.
Данная типология была очень популярна в советском союзе. Но все же, были те, кто критиковал ее, объясняя это тем, что в одной классификации автор смешал познавательную деятельность (усвоение новых знаний) с дидактической (контроль).
Типология уроков по основной дидактической цели и месту урока в общей системе уроков
Это наиболее популярная классификация советской педагогики не теряет своей актуальности и сейчас. Главная идея здесь в том, что вид урока зависит от его строения. А структура урока формируется исходя из его основной цели. Конечно, на каждом уроке учитель решает целый комплекс задач, но все равно всегда имеет перед собой главную цель, которая выходит на передний план, а остальные остаются второстепенными.
Такой систематизации придерживались, например, Данилов М.А. и Есипов Б.П., но со временем она развивалась и модифицировалась, и теперь здесь выделяют 6 типов уроков:
- первичное знакомство с материалом;
- закрепление пройденного материала;
- применение изученной информации;
- процесс систематизации и обобщения;
- проверка и коррекция полученных знаний и навыков;
- комбинированный урок.
Комбинированный тип урока наиболее отличается от остальных. Здесь нет главной цели и все они сочетаются между собой примерно в равных пропорциях (такие цели, как предметно-дидактическая, метапредметная и личностная).
По цели организации занятий
Такую классификацию вывел М.И. Махмутов. Он считал, что нет смысла делить усвоение знаний и закрепление навыков по отдельным видам уроков. Поэтому предложил использовать не дидактические цели, а более общие цели организации обучения. Таким образом, у него получилось 5 типов уроков в средней школе:
- узнавание нового материала;
- улучшение и наращивание знаний и навыков;
- углубление и систематизация;
- комплексный урок, сочетающий первые три цели, обозначенные выше;
- проверка и контроль полученных знаний.
Махмутов считает, что уже после выделения основной цели можно перейти к более глубокому разбору по дидактическим целям, это будет как подвид. Например, для цели «узнавание нового материала», дидактические цели могут быть такими: знакомство с новыми понятиями и терминами, применение полученных знаний на практике и т.д.
На основе проблемности
Все уроки делятся всего лишь на 2 типа, на основании принципа проблемности: проблемные и непроблемные. Но внутри каждого типа так же можно выделить вариации.
В самом простом варианте проблемных уроков учитель сам ставит и рассказывает проблему ученикам, и сам же ее решает, тем самым показывая детям, как логически нужно действовать в той или иной ситуации. Так же преподаватель может создавать проблемные ситуации для учеников и направлять по пути их решения. И высший уровень здесь – организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся сами подняли проблемы и нашли пути их решения.
Важность проблемных уроков еще и в том, что здесь переплетаются в единое – и усвоение новых знаний, и повторение уже пройденного материла, и все это при активной вовлеченности ученика.
Если урок не проблемный, то никакие такие ситуации не моделируются. Обучение идет как обычно, по старинке. Часто повторение изученного материала остается на самостоятельную работу.
Типология творческих уроков
Творческий урок – это такой урок, где не просто пишут, читают, решают и т.д., а где у ребенка есть возможность проявить, реализовать свой творческий потенциал. Создание творческих уроков достаточно сложный и затратный процесс для учителя.
Зачастую, в младших классах творческие уроки комбинированные, то есть деятельность детей сменяется одна на другую в течение урока. В старших классах может преобладать какая-то одна форма.
на наши новости
500 000 пользователей!
Хуторской А.В. выделяет 5 типов таких уроков:
- Уроки когнитивного типа. Сюда относятся уроки: наблюдение, эксперимент, исследование, лабораторные работы, практические работы, постановка и решение проблем, работа с первоисточником и т. д.
- Уроки креативного типа. Различные уроки-игры (деловые и ролевые), моделирование, изобретения, сочинения, олимпиады, диалог, парадокс, смена ролей (ученик в роли учителя, практикуют в школах на день учителя), защита творчески работ и др.
- Уроки оргдеятельностного типа. Групповая работа, проекты, аудит друг друга, взаимоанализ, взаимооценки, взаимоконсультации, самозачет, целеполагание, нормотворчество, индивидуальные образовательные программы и др.
- Уроки коммуникативного типа. Сценки, спектакли, круглые столы, КВН, вернисажи, выставки, аукционы и т.д.
- Уроки ценностно-смыслового типа: самопознание, самоопределение, самореализация, метапредметный урок, урок-концепт, урок философского обобщения.
Структура уроков
Ознакомимся со структурой, по которой должны проходить занятия в зависимости от их типа.
Урок ознакомления учащихся с новым материалом
Вид занятий: лекция, беседа, показ фильма, презентация, экскурсия, самостоятельная работа с учебником или по группам и т.д.
Цель: получить новые знания, осмыслить материал и отложить в своей голове.
Структура урока:
- организационные моменты;
- проверка предыдущего материала (домашнее задание);
- подготовка детей к изучению нового материла;
- знакомство с новым материалом;
- первичная проверка — на сколько понятна новая тема;
- подведение итогов;
- домашнее задание.
Урок закрепления пройденного материала
Вид занятий: практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговые штурмы, различные игры, сценки и т.д.
Цель: вспомнить все, что узнали ранее и научиться применять эти знания в жизнь, переводить из теории в практику.
Как здесь идет процесс:
- проверка д/з и актуализация изученного ранее материала;
- определение, где уже сейчас можно применить эти знания;
- применение изученного в стандартных условиях;
- применение материала в специально измененных условиях;
- подведение итогов;
- определение домашнего задания.
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Вид занятий: практические и лабораторные работы, семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы и т.д.
Цель: научить ребенка самостоятельно видеть и применять свои новые знания там, где это требуется.
Логика урока:
- проверка домашнего задания;
- показать пользу практического применения новых знаний, тем самым мотивируя детей на учебу;
- осмысление последовательности действий при необходимости применения новых знаний;
- самостоятельное выполнение задания;
- разбор выполненного задания;
- итоги урока;
- домашнее задание.
Урок обобщающегося повторения
Вид занятий: семинары, конференции, тренинги, работа в группах, круглые столы, мозговой штурм и т.д.
Цель: выделить наиболее общие понятия, теории и закономерности, найти причинно-следственные связи и место новой информации в общей системе знаний.
Логика процесса:
- постановка цели урока и мотивация детей к учебе;
- вспоминание опорных знаний;
- включение этих знаний в нечто большое, то есть сначала обобщение знаний в систему со стороны учеников, а затем и со стороны учителя;
- подведение итогов и д/з.
Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.
Вид занятий: контрольная работа – устная или письменная, диктант, зачёт, тест, коллоквиум и т.д.
Цель: выявить у учащихся уровень комплексного владения знаниями. Проводится после окончания одной или нескольких тем.
Структура урока рассчитана на то, что уровень знаний медленно, но постоянно возрастает:
- знакомство учеников с целями и задачами урока;
- проверка на сколько хорошо ученики знают фактический материал;
- проверка понимания основных понятий, терминов, правил, умение их объяснить, привести примеры и аргументы;
- проверка учеников на самостоятельное применение знаний в стандартных условиях (то есть ребенок должен запомнить и понимать термины, узнать образ и суметь применить свои знания); а затем и в изменяющихся, нестандартных условиях;
- подведение итогов.
Комбинированный урок
Вид занятий: может быть сразу несколько и сменять друг друга. Смотрите перечисленные в других типах.
Цель: проверка ранее изученного материала и знакомство с новым.
Структура комбинированного урока так же складывается из структур других модульных уроков. В целом она выглядит так:
- организационные моменты, введение в тему урока и мотивация;
- входной контроль: проверка домашнего задания и краткое повторение изученного ранее;
- изучение нового материала (большая часть времени);
- закрепление полученных знаний;
- первичная проверка изученного материала;
- домашнее задание;
- рефлексия.
В конце хочется сказать, что можно использовать различные типы уроков в школах России при работе с учениками по любой из образовательных программ, действующих на территории страны. Надеемся, что наша статья будет полезна для практикующих учителей!
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: