Тьютор в детском саду: не только для детей с ОВЗ
Сохранить статью:
Кто такой? В 2008 году в российском образовании возникла новая должность — тьютор в детском саду. В дореволюционной России эту роль выполнял гувернер, и до недавнего времени такого помощника сложно было представить в ДОУ.
Как с ним взаимодействовать? И все же, современное образование невозможно без тьюторов. Они помогают деткам лучше адаптироваться к новым социальным условиям, что благотворно сказывается на развитии. Каковы же их задачи?
В чем состоит работа тьютора в детском саду
С английского языка слово tutor переводится как опекун, наставник. В нашем понимании тьютор – это педагогическая должность в детском саду. В сферу его работы входит сопровождение ребенка на пути к самостоятельной жизни и поиск места в ней, как бы помпезно это не звучало.
Тьютор в детском саду следит за развитием и ведет одновременно 5-6 своих воспитанников, за которыми он должен наблюдать несколько лет – зачастую с самого детства и до выпуска. За этот период педагог налаживает доверие и понимание между ним и ребёнком, обеспечивает комфортную и продуктивную индивидуальную работу с ним, принимая к сведению физические, психологические и интеллектуальные особенности малыша.
Многие ошибочно считают, что деятельность тьютора заканчивается на курировании воспитанников с ограниченными возможностями или особенностями развития в детских садах или инклюзивных школах (аутисты, дети с синдромом Дауна и пр.). Конечно, этим чаще всего занимаются именно они, но их сфера деятельности гораздо обширнее.
Например, не только отстающие дети нуждаются в уникальном сопровождении, но и те, кто превосходит своих сверстников по развитию. Их талант или интеллект настолько превосходит обычную образовательную программу, что может навредить совершенствованию этих качеств. Для таких детей создается уникальная программа с учетом всех характеристик.
Бывают случаи, когда дети сталкиваются с проблемами с социализацией, им сложно наладить контакт как со сверстниками, так и с педагогами, что также сказывается на обучении. В этом случае им также положен тьютор, способный разработать правильную стратегию поведения.
Данный специалист выявляет способности и увлечения ребенка, оценивает «плюсы» и «минусы». Все это складывается в персональную стратегию обучения, которая будет максимально эффективна и удобна для человека, а также сподвигнет на хороший прогресс.
Тьютору в детском саду следует работать в команде с родителями ребенка и его воспитателем, чтобы совместно наблюдать за малышом, обозначать положительные и негативные преобразования в его состоянии и поведении, подстраивать методики и программы исходя из всего вышеперечисленного.
Как правило, все полученные данные и характеристики ребенка вносятся в специальный дневник наблюдений и карты диагностики.
Основные направления работы тьютора в ДОУ
Общеразвивающие
Так как то, что делает тьютор в детском саду, заключается в обеспечении условий полной вовлеченности и мотивации детей, то прежде всего такой педагог (или воспитатель с тьюторской компетентностью) должен подготавливать для них такие виды деятельности, в которых малыш сможет обучаться самостоятельному выбору (игрушек, занятий и др.), понимать свои первые увлечения, интересы и вкусы. Педагог будет наблюдать за процессами и проводить разные тесты.
Как было сказано ранее, в дошкольном возрасте дети нуждаются в командной работе тьютора с родителями, воспитателями, логопедами и психологами.
Именно тьютор с родительской помощью способен соединить все актуальные компоненты образования. К примеру, он разъяснит имеющиеся в детском саду ресурсы, предназначение тех или иных занятий, проведет анализ воспитательных мероприятий вне детского сада, а также возможных в будущем мест и средств для развития малыша.
Сопровождение в узкой предметной области
Главная задача тьютора при работе в отдельной предметной области – увидеть появившуюся заинтересованность у ребенка и опереться на нее. Интерес у маленьких детей проявляется через эмоции, вопросы, взаимодействие с предметами и игрушками, которые послужили тому причиной. Заметив повышенное внимание, тьютор совместно с воспитателем (или без него) формирует программу развития в выбранном направлении, используя различные сюжетно-ролевые игры, рассказы, сказки, экскурсии и т.п.
В настоящее время некоторые дошкольные учреждения предоставляют возможность дополнительной помощи в создании собственного исследовательского проекта. Этот вид деятельности выступает эффективным методом именно для тьютора.
Во время сопровождения он может обнаружить внимание ребенка к какому-то предмету или действию (например, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки) и потом подготовить план по их развитию (вместе с семьёй создать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Из этого следует еще одна отличительная черта этой профессии – это выявление и помощь одаренным малышам.
Сопровождение детей с ОВЗ
Тьютор работает непосредственно со средой, поэтому первым делом перед работой с обычными детьми или с ОВЗ он проводит анализ условий образовательной организации, чтобы понимать, как следует ее изменить и улучшить для лучшего существования и развития ребенка с уникальными потребностями.
Стоит помнить, что он специализируется не только в физической поддержке детей с ОВЗ (передвижение, самообслуживание), но и на образовательной направленности: исследование особенностей, комплектация подходящих для конкретных малышей и их родителей ресурсов и практик.
Еще одной обязанностью тьютора является помощь с адаптацией детей на первых этапах привыкания к новому образовательному учреждению.
Перед непосредственной работой с адаптацией педагог разбирается в характере, интересах и особенностях ребёнка, а потом вовлекает его в процесс. Специалист следит за чувствами и эмоциями малыша среди сверстников и по необходимости подключает других специалистов и родителей.
Функции тьютора в детском саду
- Организация образовательной среды для дошкольников:
- организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);
- обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
- создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
- регулирование взаимодействия субъектов образования.
- Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
- выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;
- грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;
- анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.
- Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников:
- выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;
- привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;
- сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;
- поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;
- способствование развитию умения рефлексии у детей;
- вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов.
Инструменты работы тьютора
Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:
- Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
- Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
- Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
- Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
- Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.
на наши новости
500 000 пользователей!
Итогом труда тьютора в детском саду как на дошкольной ступени образования является формирование собственной позиции воспитанника. Конечно, и ходя из того, сколько ему лет. Она состоит из трех элементов: самоопределения, рефлексии и умения использовать ресурсы.
- Рефлексия в дошкольном возрасте направлена на осознание ребенком своих навыков и умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), понимание того, что он может реализовать самостоятельно, а что только при помощи взрослых, а также когда он может разумно признать свои возможности.
- Самоопределение основано на способности адекватно определять себе занятие, а затем обеспечить его выполнение и преподнести результат. Безусловно на уровне дошкольника и исходя из осознания им самим итога этой деятельности.
- Умение пользоваться ресурсами подразумевает коммуникацию с окружающим миром: взрослыми и детьми. Основными навыками, которыми он должен овладеть являются: не бояться просить помощь, а также помогать самому, спрашивать что-то и отвечать соответственно.
Как стать тьютором в детском саду
Вы наверняка увидели спрос на профессию тьютора во многих образовательных организациях, а в будущем она будет еще больше востребована. Но где и как можно получить профессиональное образование по специальности тьютор детского сада?
По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н должность тьютора относится к четвертому, то есть самому высокому уровню квалификации. Она устанавливается профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций выделяется «Тьюторское сопровождение обучающихся».
В России, в отличие от заграничных вузов, подготовка педагогов этой специальности появилась в образовательным программах совсем недавно.
Помимо обязательного высшего педагогического образования, по приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н, тьютор должен получить дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательном учреждении.
Еще одним важным требованием для работы тьютором является наличие стажа работы педагогом от 2-х лет.
Из-за того, что направления подготовки тьюторов не так распространены в стране, степень бакалавра можно получить в небольшом количестве университетов. Например, в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.
Программы магистра тьюторского образования есть также в нескольких вузах страны: МГПУ, Пермский Университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Дальневосточный федеральный университет.
Из этого вытекает, что самым лучшим способом для того, чтобы стать тьютором, является прохождение профессиональной программы переподготовки. Тьюторские курсы есть в образовательных программах многих педагогических вузов, которые предоставляют и очные и очно-заочные формы обучения.
А некоторые центры профессиональной переподготовки позволяют дистанционное обучение, что в основном и реализуется как ведущая форма для переподготовки тьюторов. Продолжительность обучения различается в зависимости от программы, но чаще всего длится более 200 часов.
Для повышения квалификации, конечно же, надо получить высшее образование. Для записи на курс необходимо предоставить диплом.
Выбор программы переподготовки для тьютора должен основываться на различных факторах: возможностях, желаниях и намерениях. Потому что все они разной продолжительности и разного направления – к примеру, работа с детьми с РАС, одаренными детьми или инвалидами. Но специалисты рекомендуют пройти курсы, предоставляющие не только теорию, но и практику: интерактивы, аналитическую и лабораторную работу.
Несмотря на то, что эта профессия мало распространена в нашей стране, она регулярно развивается и расширяется опытными кадрами. Обмен опытом происходит во время вебинаров, конференций и других схожих мероприятий.
Разные регионы России ежегодно организовывают Летний Университет тьюторства. Также каждый год — обычно в конце октября — в Москве проводится конференция тьюторов. Как было сказано ранее, вебинары, которые ведут именитые эксперты, выступают значимыми ресурсами для тьютора. Еще стоит иметь в виду деятельность Межрегиональной тьютерской ассоциации.
В добавление, специальность тьютора является профессией будущего, а недостаток кадров компенсируется на данный момент зарплатой.
Данные показывают, что средняя заработная плата московского тьютора может достигать 100 тысяч рублей. Конечно, это зависит не только от области, но и от статуса образовательного учреждения, его формы собственности и других причин. Так или иначе, тьютор зарабатывает больше, чем преподаватель.
Помимо этого, особые знания и навыки позволят ему открыть свой бизнес: репетиторство, собственная школа или центр образования.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: