Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Тьютор в детском саду
Главная > Блог > Тьютор в детском саду: не только для детей с ОВЗ
01.10.2022
8434
Время чтения: 12 минут

Тьютор в детском саду: не только для детей с ОВЗ

Кто такой? В 2008 году в российском образовании возникла новая должность — тьютор в детском саду. В дореволюционной России эту роль выполнял гувернер, и до недавнего времени такого помощника сложно было представить в ДОУ.

Как с ним взаимодействовать? И все же, современное образование невозможно без тьюторов. Они помогают деткам лучше адаптироваться к новым социальным условиям, что благотворно сказывается на развитии. Каковы же их задачи?

Оглавление:
  1. В чем состоит работа тьютора в детском саду
  2. Основные направления работы тьютора в ДОУ
  3. Функции тьютора в детском саду
  4. Инструменты работы тьютора
  5. Как стать тьютором в детском саду
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

В чем состоит работа тьютора в детском саду

С английского языка слово tutor переводится как опекун, наставник. В нашем понимании тьютор – это педагогическая должность в детском саду. В сферу его работы входит сопровождение ребенка на пути к самостоятельной жизни и поиск места в ней, как бы помпезно это не звучало.

Тьютор в детском саду следит за развитием и ведет одновременно 5-6 своих воспитанников, за которыми он должен наблюдать несколько лет – зачастую с самого детства и до выпуска. За этот период педагог налаживает доверие и понимание между ним и ребёнком, обеспечивает комфортную и продуктивную индивидуальную работу с ним, принимая к сведению физические, психологические и интеллектуальные особенности малыша.

В чем состоит работа тьютора в детском саду

Многие ошибочно считают, что деятельность тьютора заканчивается на курировании воспитанников с ограниченными возможностями или особенностями развития в детских садах или инклюзивных школах (аутисты, дети с синдромом Дауна и пр.). Конечно, этим чаще всего занимаются именно они, но их сфера деятельности гораздо обширнее.

Например, не только отстающие дети нуждаются в уникальном сопровождении, но и те, кто превосходит своих сверстников по развитию. Их талант или интеллект настолько превосходит обычную образовательную программу, что может навредить совершенствованию этих качеств. Для таких детей создается уникальная программа с учетом всех характеристик.

Бывают случаи, когда дети сталкиваются с проблемами с социализацией, им сложно наладить контакт как со сверстниками, так и с педагогами, что также сказывается на обучении. В этом случае им также положен тьютор, способный разработать правильную стратегию поведения.

Данный специалист выявляет способности и увлечения ребенка, оценивает «плюсы» и «минусы». Все это складывается в персональную стратегию обучения, которая будет максимально эффективна и удобна для человека, а также сподвигнет на хороший прогресс.

Тьютору в детском саду следует работать в команде с родителями ребенка и его воспитателем, чтобы совместно наблюдать за малышом, обозначать положительные и негативные преобразования в его состоянии и поведении, подстраивать методики и программы исходя из всего вышеперечисленного.

Как правило, все полученные данные и характеристики ребенка вносятся в специальный дневник наблюдений и карты диагностики.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

Общеразвивающие

Так как то, что делает тьютор в детском саду, заключается в обеспечении условий полной вовлеченности и мотивации детей, то прежде всего такой педагог (или воспитатель с тьюторской компетентностью) должен подготавливать для них такие виды деятельности, в которых малыш сможет обучаться самостоятельному выбору (игрушек, занятий и др.), понимать свои первые увлечения, интересы и вкусы. Педагог будет наблюдать за процессами и проводить разные тесты.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

Как было сказано ранее, в дошкольном возрасте дети нуждаются в командной работе тьютора с родителями, воспитателями, логопедами и психологами.

Именно тьютор с родительской помощью способен соединить все актуальные компоненты образования. К примеру, он разъяснит имеющиеся в детском саду ресурсы, предназначение тех или иных занятий, проведет анализ воспитательных мероприятий вне детского сада, а также возможных в будущем мест и средств для развития малыша.

Сопровождение в узкой предметной области

Главная задача тьютора при работе в отдельной предметной области – увидеть появившуюся заинтересованность у ребенка и опереться на нее. Интерес у маленьких детей проявляется через эмоции, вопросы, взаимодействие с предметами и игрушками, которые послужили тому причиной. Заметив повышенное внимание, тьютор совместно с воспитателем (или без него) формирует программу развития в выбранном направлении, используя различные сюжетно-ролевые игры, рассказы, сказки, экскурсии и т.п.

В настоящее время некоторые дошкольные учреждения предоставляют возможность дополнительной помощи в создании собственного исследовательского проекта. Этот вид деятельности выступает эффективным методом именно для тьютора.

Во время сопровождения он может обнаружить внимание ребенка к какому-то предмету или действию (например, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки) и потом подготовить план по их развитию (вместе с семьёй создать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Из этого следует еще одна отличительная черта этой профессии – это выявление и помощь одаренным малышам.

Сопровождение детей с ОВЗ

Тьютор работает непосредственно со средой, поэтому первым делом перед работой с обычными детьми или с ОВЗ он проводит анализ условий образовательной организации, чтобы понимать, как следует ее изменить и улучшить для лучшего существования и развития ребенка с уникальными потребностями.

Стоит помнить, что он специализируется не только в физической поддержке детей с ОВЗ (передвижение, самообслуживание), но и на образовательной направленности: исследование особенностей, комплектация подходящих для конкретных малышей и их родителей ресурсов и практик.

Еще одной обязанностью тьютора является помощь с адаптацией детей на первых этапах привыкания к новому образовательному учреждению.

Сопровождение детей с ОВЗ

Перед непосредственной работой с адаптацией педагог разбирается в характере, интересах и особенностях ребёнка, а потом вовлекает его в процесс. Специалист следит за чувствами и эмоциями малыша среди сверстников и по необходимости подключает других специалистов и родителей.

Функции тьютора в детском саду

  • Организация образовательной среды для дошкольников:
    • организация доступной и разнообразной образовательной среды (примером служит среда, созданная Марией Монтессори – это самый подходящий и удачный пример тьюторского хода);
    • обеспечение полного доступа учебных ресурсов для освоения малышами индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
    • создание особой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
    • регулирование взаимодействия субъектов образования.
  • Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
    • выбор подходящих методик для создания детьми индивидуальных программ и проектов для обучения;
    • грамотный подход к взаимодействию субъектов образования для индивидуализации образовательного процесса;
    • анализирование результатов сопровождения тьютора, а также их разработка средств для этого.

Функции тьютора в детском саду

  • Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников:
    • выявление уникальных характеристик, интересов, вкусов, способностей, проблем, затруднений дошкольников;
    • привлечение малыша к процессу создания индивидуальных планов воспитания и обучения;
    • сопровождение детей в реализации этих планов, маршрутов и проектов;
    • поиск и правильное применение методик и средств индивидуализации педагогического процесса;
    • способствование развитию умения рефлексии у детей;
    • вовлечение родителей в создание подходящих для их чада образовательных программ и маршрутов.

Инструменты работы тьютора

Инструментами воздействия тьютора в детском саду являются:

  1. Пожалуй, самым важным можно назвать общение с родителями дошкольника. Они проводят с ним все время вне ДОУ и поэтому могут поделиться наблюдениями или необычными моментами в поведении ребёнка, что будет играть большую роль в работе с ним.
  2. Дневник наблюдений. Тьютор, как и родители, следит за состоянием ребенка и его повадками, для этого записывает разные реакции на окружающий мир малыша.
  3. Диагностические карты, в которые вносятся все изменения в развитии ребенка.
  4. Внедрение ребенка в ситуации стресса и проблем, а также в окружение детей других возрастов.
  5. Организация занятий с целью совершенствования тех или иных навыков и качеств.

Итогом труда тьютора в детском саду как на дошкольной ступени образования является формирование собственной позиции воспитанника. Конечно, и ходя из того, сколько ему лет. Она состоит из трех элементов: самоопределения, рефлексии и умения использовать ресурсы.

  • Рефлексия в дошкольном возрасте направлена на осознание ребенком своих навыков и умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), понимание того, что он может реализовать самостоятельно, а что только при помощи взрослых, а также когда он может разумно признать свои возможности.
  • Самоопределение основано на способности адекватно определять себе занятие, а затем обеспечить его выполнение и преподнести результат. Безусловно на уровне дошкольника и исходя из осознания им самим итога этой деятельности.
  • Умение пользоваться ресурсами подразумевает коммуникацию с окружающим миром: взрослыми и детьми. Основными навыками, которыми он должен овладеть являются: не бояться просить помощь, а также помогать самому, спрашивать что-то и отвечать соответственно.

Как стать тьютором в детском саду

Вы наверняка увидели спрос на профессию тьютора во многих образовательных организациях, а в будущем она будет еще больше востребована. Но где и как можно получить профессиональное образование по специальности тьютор детского сада?

По Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н должность тьютора относится к четвертому, то есть самому высокому уровню квалификации. Она устанавливается профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций выделяется «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В России, в отличие от заграничных вузов, подготовка педагогов этой специальности появилась в образовательным программах совсем недавно.

Тьюторское сопровождение обучающихсяПомимо обязательного высшего педагогического образования, по приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н, тьютор должен получить дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

Еще одним важным требованием для работы тьютором является наличие стажа работы педагогом от 2-х лет.

Из-за того, что направления подготовки тьюторов не так распространены в стране, степень бакалавра можно получить в небольшом количестве университетов. Например, в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.

Программы магистра тьюторского образования есть также в нескольких вузах страны: МГПУ, Пермский Университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Дальневосточный федеральный университет.

Из этого вытекает, что самым лучшим способом для того, чтобы стать тьютором, является прохождение профессиональной программы переподготовки. Тьюторские курсы есть в образовательных программах многих педагогических вузов, которые предоставляют и очные и очно-заочные формы обучения.

А некоторые центры профессиональной переподготовки позволяют дистанционное обучение, что в основном и реализуется как ведущая форма для переподготовки тьюторов. Продолжительность обучения различается в зависимости от программы, но чаще всего длится более 200 часов.

Как стать тьютором в детском саду

Для повышения квалификации, конечно же, надо получить высшее образование. Для записи на курс необходимо предоставить диплом.

Выбор программы переподготовки для тьютора должен основываться на различных факторах: возможностях, желаниях и намерениях. Потому что все они разной продолжительности и разного направления – к примеру, работа с детьми с РАС, одаренными детьми или инвалидами. Но специалисты рекомендуют пройти курсы, предоставляющие не только теорию, но и практику: интерактивы, аналитическую и лабораторную работу. 

Несмотря на то, что эта профессия мало распространена в нашей стране, она регулярно развивается и расширяется опытными кадрами. Обмен опытом происходит во время вебинаров, конференций и других схожих мероприятий.

Разные регионы России ежегодно организовывают Летний Университет тьюторства. Также каждый год — обычно в конце октября — в Москве проводится конференция тьюторов. Как было сказано ранее, вебинары, которые ведут именитые эксперты, выступают значимыми ресурсами для тьютора. Еще стоит иметь в виду деятельность Межрегиональной тьютерской ассоциации.

В добавление, специальность тьютора является профессией будущего, а недостаток кадров компенсируется на данный момент зарплатой.

Данные показывают, что средняя заработная плата московского тьютора может достигать 100 тысяч рублей. Конечно, это зависит не только от области, но и от статуса образовательного учреждения, его формы собственности и других причин. Так или иначе, тьютор зарабатывает больше, чем преподаватель.

Помимо этого, особые знания и навыки позволят ему открыть свой бизнес: репетиторство, собственная школа или центр образования.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw