Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Учебная нагрузка преподавателя
Главная > Блог > Учебная нагрузка преподавателя: какой должна быть
12.08.2022
1683
Время чтения: 12 минут

Учебная нагрузка преподавателя: какой должна быть

Сколько часов? Учебная нагрузка преподавателя, работающего на ставку, зависит от учебного заведения. Так, например, учитель СПО в течение года должен закрыть 720 часов, которые прописываются в индивидуальном плане.

Как рассчитать? При расчете учитывают не только учебную и воспитательную работу с учащимися, но и научную деятельность. Объем учебной нагрузки закрепляют в трудовом договоре, и любые изменения в течение года возможны только с письменного согласия работника.

Оглавление:
    1. Общий порядок определения учебной нагрузки преподавателя
    2. Особенности режима рабочего времени преподавателя
    3. Что входит в рабочее время преподавателя
    4. Максимальная учебная нагрузка преподавателя
    5. Учебная нагрузка при совместительстве
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Общий порядок определения учебной нагрузки преподавателя

Объем загруженности специалистов из педагогической сферы устанавливается в начале каждого учебного года. Делается это посредством составления локального акта образовательной организации. При создании акта учитывается мнение профсоюза или какого-либо другого представительного органа преподавателей.

Учебная нагрузка преподавателя

При этом показатели объема учебной нагрузки отдельно взятого педагогического работника нужно отразить в трудовом договоре. Повышение или снижение загруженности, зафиксированной в заключенном договоре, возможно лишь с согласия обеих сторон.

Таким образом, образовательное учреждение не имеет права самовольно корректировать ранее установленную учебную нагрузку преподавателя. То же самое касается и изменения загруженности, установленной в нынешнем учебном году, на следующий учебный год. Хотя в некоторых случаях это все же допускается.

К примеру, если требуется снизить нагрузку на педагогов по причине уменьшения количества часов по учебным планам и графикам, а также из-за сокращения количества учеников, групп, классов.

При этом работодателю необходимо уведомлять педагогов о любых корректировках, касающихся объема загруженности. Сделать это нужно в письменном виде не менее чем за два месяца. Естественно, никакие уведомления не нужны, если корректировки вносятся по соглашению обеих сторон.

Данные нормы можно найти в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601, а также пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Особенности режима рабочего времени преподавателя

Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливает нормированную часть их рабочего времени. Количество часов учебной нагрузки должно быть сопоставимо с количеством проводимых учебных занятий, длительность которых – не более 45 минут.

Особенности режима рабочего времени преподавателя

При этом продолжительность занятий и перемен определяется в уставе или в локальном акте образовательного учреждения. Должны учитываться соответствующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, сформированные в установленном порядке (к примеру, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).

Осуществление преподавательской деятельности регламентируется расписанием учебных занятий (п.2.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

Остальные задачи педагога, которые не определяются точным количеством часов, регулируются графиками и планами работы. К ним также относятся личные планы работника.

Существуют периоды времени, которые, с одной стороны, являются рабочими для образовательной организации, а с другой – свободными для педработников (то есть дни, в которые они не ведут занятия и не выполняют другие обязанности, согласно установленным графикам и планам).

Они могут использоваться педагогами для повышения уровня квалификации, самообразования, подготовки к занятиям (методические дни) и т.д.

Во время каникул или при отмене учебных занятий по каким-либо причинам педработники должны продолжать свою трудовую деятельность.

При этом режим рабочего времени педагогов устанавливается согласно режиму деятельности организации, с которой они заключили трудовой договор. Например, может быть предписано круглосуточное пребывание обучающихся (воспитанников), пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и т. д.

Этот режим регламентируется Правилами трудового распорядка образовательных организаций, графиками работы и расписанием занятий, коллективным договором, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством (статья 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункт 1.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

Педагог в обязательном порядке должен быть ознакомлен с Правилами трудового распорядка, коллективным договором, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст. 68 ТК РФ). Кроме того, необходима его подпись в соответствующем документе.

Что входит в рабочее время преподавателя

Содержание рабочего времени педработников может состоять из разных видов деятельности. Все зависит от должности, которую занимает конкретный преподаватель.

  • Учебная (преподавательская) и воспитательная работа (практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учениками, научная, творческая, исследовательская работа).
  • Другая педагогическая работа, регламентируемая трудовыми (должностными) обязанностями и/или индивидуальным планом. Сюда можно отнести методическую, подготовительную, организационную, диагностическую работу, а также работу по ведению мониторинга.

Кроме того, речь идет о деятельности, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

  • Периоды каникулярного времени, предоставленные обучающимся и не совпадающие для педработников с предусмотренными для них отпусками.
  • Периоды отмены/приостановки занятий (деятельность организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для учеников в отдельных классах (группах) либо в целом по организации из-за санитарно-эпидемиологических, климатических и каких-либо других обстоятельств.

Соотношение учебной нагрузки педработников и другой деятельности, входящей в список должностных обязанностей и/или индивидуальный план (будь то научный, творческий, исследовательский, методический и т.д.), в рамках установленной продолжительности рабочего времени, регламентируется локальным нормативным актом учреждения с учетом занимаемой должности специалиста.

Максимальная учебная нагрузка преподавателя

Годовая учебная нагрузка преподавателей в некоторых случаях имеет определенные границы, которые зависят от того, какую должность занимает конкретный специалист.

  • если преподаватель трудится в учебном заведении среднего профессионального образования и имеет норму часов учебной работы 720 часов в год, то максимальная загруженность будет составлять 1440 часов;
  • если преподаватель работает в учебном заведении высшего образования, то его максимальная загруженность не должна быть выше 900 часов;
  • если же преподаватель заключил трудовой договор с учебным заведением дополнительного образования, то максимальная нагрузка не должна превышать 800 часов.

Расчет учебной нагрузки преподавателей выполняется с учетом всех действующих нормативно-правовых актов.

В пунктах 1 и 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 указаны нюансы выплаты зарплаты педагогам.

Если преподаватель добровольно осуществляет больше педагогической работы, чем это установлено в нормативных документах, то он может рассчитывать на оплату, которая будет пропорциональна фактически определенному объему работы.

При этом переработку необходимо оформить как сверхурочную работу и оплачиваться она должна соответственно. Вместе с тем, длительность переработки не должна превышать 4 часа за два дня подряд и 120 часов в год. Это прописано в статье 99 Трудового кодекса РФ.

Учебная нагрузка при совместительстве

Преподаватели могут работать по совместительству, то есть выполнять иную регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора. Делать это можно в свободное от основной работы время.

Учебная нагрузка при совместительстве

Длительность работы по совместительству на протяжении месяца определяется по договоренности преподавателя и работодателя. В этой сфере также определены нормы загруженности:

  • для педработников, к которым, помимо прочих, относятся тренеры и тренеры-преподаватели, – 16 часов в неделю, если половина их месячной нормы рабочего времени составляет менее 16 часов в неделю;
  • для других категорий педработников – половина месячной нормы рабочего времени, рассчитанной из установленной продолжительности рабочей недели.

Преподавательская деятельность специалистов высокого уровня при совместительстве может проводиться в основное рабочее время в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Для этого нужно согласие работодателя. В таком случае преподаватель не потеряет уровень зарплаты на основном месте работы.

При этом для некоторых разновидностей работ не нужно составлять трудовой договор, так как они не являются совместительством. К таковым относятся:

  • литературная работа, включая деятельность, направленную на редактирование, перевод и рецензирование конкретных трудов, а также любая деятельность в сфере творчества без занятия штатной должности;
  • педагогическая работа на условиях почасовой оплаты (максимум 300 часов в год);
  • руководительская работа над аспирантами и докторантами, заведование кафедрой, управление факультетом с дополнительной оплатой по договоренности при том условии, что преподаватель не состоит в штате организации;
  • проведение консультаций специалистами высокого уровня в различных организациях (максимум 300 часов год);
  • педагогическая работа в одном и том же учреждении дошкольного, начального, среднего профессионального, общего или дополнительного образования, а также каком-либо другом учреждении с дополнительной оплатой;
  • деятельность по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия должности в штате;
  • работа без занятия должности в штате того же учреждения и иной организации, включая заведование кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и других обучающихся и т.д.;
  • работа в той же образовательной организации или другом детском учреждении, превышающая норму часов за ставку зарплаты педработников.

Показатель загруженности преподавателя при работе по совместительству на должности профессорско-преподавательского состава не должен быть выше половины от максимума учебной загруженности.

Итак, ориентируясь на свою должность и специальность, педработник имеет возможность рассчитать для себя норму работы в часах, опираясь на Трудовой кодекс РФ. В том случае, если он по каким-либо причинам работает больше положенного, ему нужно оформить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw