Управляющий совет школы: функции, задачи, полномочия
Сохранить статью:
Что это такое? Первый управляющий совет школы в нашей стране появился в 2004 году и стал новым прочтением идеи попечительских советов, существовавших в XIX веке в России. Основа его модели была позаимствована у Великобритании.
Как влияет? Такая надзорная группа является по сути переговорной площадкой, объединяющей представителей разных органов управления школой. А значит, в ее руках разработка целей и стратегии развития МОУ. А какие еще функции выполняет такой совет?
Полномочия и функции Управляющего совета школы
Управляющий совет школы – это орган, осуществляющий государственно-общественное управление процессом обучения. Это инструмент взаимодействия педагогов, родителей и законных представителей учащихся, учеников и школьного административного аппарата друг с другом.
Согласно рекомендациям Министерства образования Российской Федерации, управляющий совет школы может выполнять следующие функции:
- согласование профилей образовательного процесса, индивидуального компонента школы и стандарта образования, принятого на государственном уровне;
- создание и реализация программы развития школьного учреждения;
- выбор учебных пособий, книг и материалов из утверждённого Министерством образования и науки списка;
- утверждение режима проведения занятий (в том числе установление длительности учебной недели, а также времени начала и окончания уроков);
- принятие решения о вводе либо отмене школьной формы одежды, единой для всех учащихся;
- работа с жалобами, поступающими от учеников и их родителей, по вопросам определённых действий либо бездействия преподавателей и административного состава школы;
- привлечение внешних финансовых средств с целью поддержания функционирования образовательного учреждения и его развития;
- помощь в организации здоровой, экологичной и безопасной окружающей среды для осуществления образовательного и воспитательного процесса;
- ознакомление с годовым отчётом директора школы по итогам прошедшего учебного года.
Рекомендации Минобразования наделяют управляющий совет школы полномочиями поднимать перед директором школы вопрос об отстранении от процесса обучения педагогов и сотрудников административного аппарата.
Какие задачи может решать Управляющий совет школы
Выше были кратко изложены функции управляющего совета школы. Обратимся к общим задачам, которые призван решать этот орган:
- Разработка стратегии развития начальной, средней и старшей школы.
- Согласование компонента общеобразовательного учреждения в составе стандарта образования, утверждённого на государственном уровне, а также определение прочих составляющих процесса обучения (профильные направления, система оценки получаемых обучающимися знаний и пр.).
- Помощь в организации в школе комфортных условий и миролюбивой окружающей среды, способствующей реализации образовательного процесса.
- Участие в финансово-экономической жизни школы, организация эффективного и целесообразного расходования выделяемых учебному заведению средств из местного бюджета, а также финансов со стороны внебюджетных организаций и спонсорской помощи.
- Гарантирование прозрачности расходования привлечённых на развитие школы бюджетных и внебюджетных денежных средств.
- Контролирование единоличного административного аппарата, осуществляющего руководство деятельностью образовательного учреждения.
- Наблюдение за качеством образовательного процесса, осуществляемого в школе, а также за соблюдением обеспечения безопасности условий, в которых обучаются дети.
План работы управляющего совета школы по вопросам функционирования общеобразовательного учреждения включает в себя следующие задачи:
- создание и утверждение Устава учебного заведения;
- внесение необходимых правок и дополнений в действующий Устав;
- определение режима, по которому будет осуществляться процесс образования в школе (длительность учебной недели, время начала и окончания занятий);
- утверждение графика каникул между учебными четвертями;
- принятие решения о вводе или отмене единой школьной формы для учеников образовательного заведения;
- формирование и поддержание экологичной, дружественной и безопасной окружающей среды для всех обучающихся;
- работа с жалобами, поступающими от школьников, их родителей или законных представителей, содействие административному аппарату школы в решении возникающих ситуаций;
- выдвижение администрации образовательного учреждения вопросов об отстранении от образовательного и воспитательного процесса преподавателей и административных сотрудников;
- помощь в обеспечении соблюдения условий безопасности и социальной защиты всех несовершеннолетних обучающихся;
- участие в принятии решений об исключении учеников школы;
- выдвижение преподавателей и других работников школы к премированию и денежному поощрению за достижение высоких показателей в их трудовой деятельности.
Управляющий совет школы вправе принимать участие в образовательном и воспитательном процессе в следующих вопросах:
- согласование компонента общеобразовательной школы внутри стандарта, принятого на государственном уровне;
- утверждение профильных направлений процесса обучения в выпускных классах.
Цели управляющего совета школы в вопросах участия в финансово-экономической деятельности образовательного учреждения:
- согласование разработанной директором школы заявки в местные органы власти на выделение бюджетных средств для финансирования деятельности учебного заведения;
- разработка и утверждение сметы на выделение средств из местного бюджета;
- разработка и утверждение сметы расходования финансовых средств, полученных от внешних внебюджетных источников финансирования, а также от приносящей доход деятельности образовательного учреждения, согласованной его Уставом;
- участие в согласовании вопросов, касающихся сдачи в аренду принадлежащих учебному заведению объектов недвижимости;
- содействие в привлечении дополнительных денежных средств от внебюджетных источников для обеспечения развития учебного заведения в целом и его материально-технической базы;
- ознакомление с отчётом, подготовленным директором школы по итогам прошедшего учебного года.
Стратегия развития общеобразовательного школьного учреждения также может разрабатываться и внедряться при участии Управляющего совета школы, который вправе принимать участие в проработке следующих вопросов:
- участие в согласовании программы развития учебного заведения;
- содействие формированию и развитию взаимоотношений с научными, производственными, благотворительными, общественными организациями и обществами с целью создания благоприятной окружающей среды, повышающей эффективность образовательного процесса, а также способствующей личному развитию учеников и преподавателей школы;
- помощь в реализации выдвигаемых педагогами проектов по обучению и воспитанию детей, совершенствованию их навыков и творческих способностей.
Кто входит в Управляющий совет школы
Состав управляющего совета школы утверждён Уставом и, как правило, включает в себя педагогов и административных сотрудников общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей и законных представителей.
на наши новости
500 000 пользователей!
Формирование состава осуществляется на основе выборов, делегирования и кооптации:
- С помощью выборов в управляющий совет школы включаются родители либо законные представители учеников, а также педагоги и административные сотрудники образовательного учреждения.
- Директор школы и представитель учредителя Управляющего совета имеют право делегировать часть своих полномочий другим участникам.
- Процедура кооптации применяется для включения в состав Управляющего школьного совета представителей местных общественных организаций, а также спонсоров.
Создание управляющего совета школы утверждается разработкой Устава и формированием административного аппарата, который состоит из председателя, его заместителя и секретаря. Директор, ученики, родители обучающихся и их законные представители не могут быть избраны в качестве председателя совета.
Заседания совета проводятся по мере необходимости с соблюдением утверждённого графика в виде обязательной встречи один раз в квартал. Внеочередные собрания осуществляются при возникновении внештатных ситуаций либо на основании поступивших ходатайств, жалоб и заявлений.
Все участники управляющего школьного совета работают бесплатно. Личные затраты членов совета могут быть компенсированы за счёт финансовых средств, полученных от спонсоров и внебюджетных организаций, а также с прибыли от деятельности совета, приносящей доходы и утверждённой Уставом.
Для осуществления своей деятельности участники Управляющего совета школы вправе создавать специальные комиссии, функционирующие на постоянной или временной основе. Они могут участвовать в разработке стратегий развития учебного заведения, разборе поступающих от учащихся и родителей жалоб, помогать в решении хозяйственных и административных вопросов, осуществлять помощь в подготовке решений по различным вопросам.
Состав, структура, регламент осуществляемой деятельности, а также основные функции таких комиссий определяются уполномоченными членами Управляющего школьного совета.
Ответственность совета
Ответственность участников, входящих в состав Управляющего школьного совета, прописана в Уставе:
- Управляющий совет не несёт ответственность перед участниками образовательного и воспитательного процесса за своевременную реализацию решений, принятие которых входит в его обязательства.
- Директор образовательного учреждения вправе принимать единоличное решение, если в определённые Уставом сроки участники совета не пришли ни к какому решению.
- Учредитель Управляющего совета может распустить его в случае, если за предшествующие шесть месяцев не было проведено ни одного собрания либо если его члены принимают решения, противоречащие законам Российской Федерации.
- При возникновении конфликтных ситуаций между директором школы и учредителем совета решающее слово остаётся за учредителем.
- Все участники Учредительного школьного совета должны принимать непосредственное участие в его деятельности и действовать при этом, руководствуясь принципами честности, открытости, порядочности и добросовестности.
Родители и законные представители детей являются самыми важными участниками Управляющего совета школы. Как показывает практика, они способны предлагать конструктивные решения по различным организационным и хозяйственным вопросам, полноправно участвовать в образовательном процессе, успешно содействовать в поиске дополнительных источников финансирования для развития учебного заведения.
Со стороны семьи подобное участие в жизни школы помогает родителям лучше понимать собственных детей и погружаться в их учебную и внеурочную жизнь, поддерживая и воодушевляя на открытия.
Деятельность Управляющих школьных советов положительным образом сказывается на повышении качества образовательного и воспитательного процесса в школах, формирует экологичную и безопасную окружающую среду для роста и развития детей.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: