Воспитательная система школы: задачи, функции, принципы
Сохранить статью:
О чем речь? Одной из основных задач школьной воспитательной системы является формирование у детей нравственных ценностей. Школа должна быть местом, где ребята учатся быть честными, ответственными и терпимыми. Они должны понимать значение таких качеств, как справедливость, трудолюбие и уважение к другим людям.
Зачем? Воспитание этих ценностей помогает создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении и способствует развитию коллективного духа.
Задачи воспитательной работы
Воспитательная система школы призвана решать следующие задачи:
- усиление воспитательной роли образования, формирование у учеников чувства патриотизма и гражданской ответственности, нравственных качеств;
- обеспечение взаимодействия школы и родителей учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
- укрепление школьных традиций, направленных на создание и поддержание общешкольного коллектива;
- формирование у школьников инициативности, самостоятельности, ответственности, навыков управления и самоуправления.
Функции воспитательной системы
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
- помогает организовать целостный учебно-воспитательный процесс с единым содержанием, целями, формами и методами их достижения;
- разрабатывает и реализует воспитательные программы, способствующие созданию благоприятной среды для всестороннего развития школьников;
- способствует проведению совместных творческих и развивающих проектов образовательного учреждения, семьи, общественности;
- формирует гуманистические взаимоотношения между взрослыми и детьми;
- раскрывает творческий потенциал детей.
Воспитательная деятельность школы направлена на поиск новых источников развития учащихся, раскрытие их творческого потенциала, рациональное использование уже имеющегося опыта. В основе работы лежат традиционные ценности российского общества, принципы партнерства, целостности, саморазвития.
Принципы воспитательной системы
В основе воспитательной системы школы лежат 8 основных принципов.
Принцип гуманизма
Заключается в том, чтобы уважать учащихся, признавать их общечеловеческие и гражданские права, верить в способности и возможности, но при этом быть требовательными к их личности.
Принцип научности
Предполагает ориентацию в процессе воспитательной деятельности на возрастные, половые и психологические особенности учеников, использование при обучении детей научных достижений в педагогической, психологической и прочих сферах.
на наши новости
500 000 пользователей!
Принцип природосообразности
Означает, что в процессе воспитания и обучения важно исходить не только из врожденных задатков ребенка, но и принимать во внимание психофизиологические возможности, формирование и развитие которых обусловлено окружающей его средой.
Принцип культуросообразности
Заключается в использовании в процессе воспитания подрастающего поколения национальных духовных ценностей, а также ценностей мировой и национальной культуры.
Принцип ненасилия и толерантности
Означает запрет на применение педагогами физического или психологического насилия по отношению к учащимся.
Принцип связи воспитания с жизнью
Заключается в том, чтобы в процессе воспитания и обучения педагоги учитывали демографические, социальные, экономические, экологические и другие условия жизни учащихся.
Принцип открытости воспитательных систем
Означает необходимость совместного использования различных моделей воспитания и жизненного опыта, создание дошкольных образовательных учреждений, социокультурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
Принцип вариативности
Заключается в том, что педагогическая деятельность должна соответствовать меняющимся интересам, потребностям и возможностям учеников.
Планирование процесса воспитания
Воспитательная система школы должна исходить из того, что первоначальное формирование личности ребенка происходит в семье, образовательное же учреждение обеспечивает воспитательный процесс, помогает наладить взаимодействие между ребенком, родителями и обществом.
Эффективная и продуктивная деятельность образовательных учреждений невозможна без налаженной работы с родителями учеников или лицами, их замещающими. Используемая в школе целевая программа «Семья» направлена на формирование и поддержание единой воспитательной среды, в которой будет развиваться ребенок, нацелена на включение взрослых членов семьи обучающихся в воспитательную работу школы.
Одна из важнейших задач образовательного учреждения заключается в том, чтобы привлечь родителей учеников или лиц, их замещающих, к активному участию в деятельности школы. В последние годы в этом направлении прослеживается положительная динамика.
Мамы и папы больше интересуются школьными вопросами, принимают участие в праздничных мероприятиях, организовывают и участвуют в экскурсиях, походах и пр. Проводимая работа положительно сказывается на микроклимате в учебном учреждении, способствует налаживанию культурного взаимодействия детей и взрослых, решению различных школьных сложностей.
Воспитательная система школы также предполагает разработку и внедрение профилактических программ по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и работу с социально неблагополучными семьями и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Такая деятельность способствует предотвращению безнадзорности и противоправного поведения учащихся, повышению правовой культуры учеников и родителей.
Обсуждению вопросов, связанных с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, посвящаются школьные педсоветы, совещания, заседания классных руководителей, они рассматриваются на Советах по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Кроме того, с неблагополучными и семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, проводится индивидуальная работа, к которой привлекаются социальные педагоги, психологи, классные руководители, администрация образовательного учреждения.
Школа организует посещение таких семей, проведение встреч учащихся с сотрудниками правоохранительной системы, тематических классных часов, бесед. В рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних проводится работа с детьми и подростками, поставленными на учет в комиссиях и подразделениях по делам несовершеннолетних, а также на внутришкольный учет.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: