Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели и особенности проведения
Сохранить статью:
Что это такое? Артикуляционная гимнастика в детском саду представляет собой комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, которые обычно проводит логопед. Однако не стоит забывать, что и перед воспитателями тоже стоит задача развития речевого мастерства у детей.
Почему важно? Благодаря подобной гимнастике удается сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим. Главное – учесть возраст ребенка, чтобы занятия были более продуктивные.
- Цели и задачи артикуляционной гимнастики в детском саду
- Как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду
- Картотека упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
- Артикуляционная гимнастика в детском саду в зависимости от возраста детей
- Материалы для артикуляционной гимнастики в детском саду
Цели и задачи артикуляционной гимнастики в детском саду
Артикуляционная гимнастика в детском саду содержит в себе упражнения, целью которых является улучшение подвижности органов речевого аппарата, а также повышение соотношения объема вдоха и выдоха, выработка различных поз и непосредственной точности движений во время произношения.
Ведущей целью занятий является формирование качественно верных движений органов речевого аппарата, а также правильного произношения речевых фонем.
Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду направлены на тренировку всех составляющих системы речевого аппарата. В зависимости от поставленной цели выделают следующие задачи:
Орган артикуляции |
Задачи гимнастики |
Губы |
Учить фиксировать губы в нужном положении. Постановка в правильную позицию мышц, а так же увеличение их подвижности. |
Язык |
Учить держать в неподвижном положении кончик языка, фиксировать его в широком, расслабленном положении («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки». Укрепление мышцы языка, развитие его лабильности, способствование повышению эластичности подъязычной связки (уздечки). |
Щёки |
Способствовать формированию умения удерживать щеки надутыми и втянутыми («хомячок» и «рыбка»). Работать над кинетической составляющей работы мышц. |
Нижняя челюсть |
Формирование необходимого уровня мобильности нижней челюсти («гармошка»). |
Мягкое нёбо |
Учить координировать работу мышц мягкого неба, направленную на его опускание и поднимание, а также исключение инфантильного глотания. |
Все перечисленные органы выступают в качестве диффузоров, придающих произносимым звукам силу и необходимые оттенки звучания речи. От мобильности органов артикуляции зависит отсутствие погрешностей звучания как отдельных фонем (один звук), так и непосредственно всей устной речи ребенка.
Артикуляционная гимнастика в детском саду в основном проводится в рамках групповых занятий. Воспитателю важно принимать во внимание возрастные особенности каждого ребенка. С учетом индивидуального прогресса необходимо давать особые упражнения речевой гимнастики тем, у кого диагностирована дислалия, подразумевающая существенное количество нарушений произношения отдельных звуков, или стертая дизартрия, под которой понимается неясное произношение отдельных речевых единиц.
Необходимо выделять похвалой достижения, а также проводить аналогию успехов детей уже овладевших определенными навыками со стараниями их сверстников.
Цели артикуляционной гимнастики в детском саду будут достигнуты, если начинать заниматься ею еще с младшего дошкольного возраста. Отдельными элементами методики можно заниматься с малышами в 1-3 летнем возрасте.
В этот период развития психических и физических аспектов жизнедеятельности малыши учатся воспроизводить звуки наиболее часто звучащей речи в их ближайшем окружении. Речевые упражнения сыграют положительную роль в освоении навыков правильного произношения некоторых фонем.
В случае диагностирования у ребенка младшего дошкольного возраста задержки речевого развития, следует незамедлительно начать заниматься развитием речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики уже в детском саду. Это поспособствует овладению произношением речевых единиц. Необходимо отдельно выделить такое нарушение речи, как заикание.
В этом случае речевую гимнастику следует начинать с упражнений, которые позволят расслабить мимические и артикуляторные мышцы. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что методика предполагает наличие нескольких функций, которые, в зависимости от уровня развития речевого аппарата каждого ребенка, а также его возрастных особенностей, решают следующие задачи:
- Профилактическую.
- Диагностическую.
- Коррекционную.
В формировании речи, соответствующей онтогенетическому развитию каждого ребенка, играет далеко не последнюю роль ранняя диагностика и коррекция звукопроизношения.
Как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду.
Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится педагогом в группах или микрогруппах, а также индивидуально. Групповые занятия следует проводить в утренние часы. Можно выделить следующие категории упражнений речевой гимнастики:
- Динамические. Способствуют развитию безошибочного переключения всех составляющих звукопроизношения.
- Статические. Обеспечивают формирование всей цепочки звукопроизношения различных фонем.
на наши новости
500 000 пользователей!
Подбор и постановка задач, решаемых в ходе занятий, зависят от цели, поставленной логопедом. Педагог должен подобрать комплекс упражнений с учетом особенностей развития детей конкретной возрастной группы. Затем можно приступать к работе над звуками, нуждающимися в коррекции и автоматизации прорабатываемых фонем.
Проведение упражнений подразумевает ознакомление детей с подробной инструкцией выполнения каждого движения, предъявляемого по образцу, и осуществление самостоятельной работы.
Основные положения правил проведения артикуляционной гимнастики в детском саду:
- Длительность занятий напрямую зависит от возраста. Максимально возможное время, должно составлять не более 10-15 минут.
- Необходимым элементом является зеркало. Оно необходимо самому ребенку для того, чтобы он мог контролировать свои движения.
- Все упражнения проводятся в игровом формате.
- Дети быстро утомляются, поэтому нагрузка должна быть дозированной.
- Применение на занятиях логопедических зондов.
- Все упражнения следует проводить в соответствии с возможным темпом ребенка.
Занятия следует проводить дважды в день. Необходимо понимать, что результативность методики напрямую связана с систематичностью выполнения упражнений. Также важно отметить, что любые занятия, связанные с формированием правильной речи ребенка, можно проводить только при здоровом соматическом состоянии.
Требования, предъявляемые к детям, связаны с их возрастными особенностями:
- К детям младшей группы: они ограничиваются необходимостью запоминания правильности выполнения упражнений.
- Дети, посещающие среднюю группу должны при выполнении соблюдать статичность и четкость языковых движений.
- В старшей и подготовительной группах требуется выполнение упражнений в достаточном ритме и дольше по времени.
Необходимым элементом успешного проведения занятий в младшей группе является наглядный материал, включающий в себя различные дидактические игры. Так как у детей данной возрастной категории мышцы речевого аппарата еще не очень развиты, упражнения даются им с огромным трудом. Зачастую уроки, связанные с ритмичностью или статическим напряжением, вызывают болезненные спазмы речевых мышц.
В младшей группе длительность занятий не должна превышать 5 – 7 минут. За это время можно провести около 4-5 простых упражнений, с повторением каждого по 2-3 раза. Упражнения на статику не должны превышать несколько секунд на каждое задание.
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Название упражнения |
Описание упражнения |
Стишок для проведения упражнения |
Улыбка |
Естественно улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Зафиксировать губы в таком положении под счёт от 1 до 5–10. |
Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны –От краев и до десны. |
Хобот |
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Зафиксировать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. |
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у». |
Домик открывается |
Легкая улыбка, медленно открывать рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. |
Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Любопытный язычок |
Улыбнуться, немного приоткрыть рот и сделать движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. |
Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» —Удивляется народ. |
Лягушка |
Ребёнок опускает нижнюю губу, так, чтобы было видно нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. |
Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. |
Зайчик |
Ребёнок поднимает верхнюю губу так, чтобы было видно верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. |
Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. |
Горка |
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горочкой». Зафиксировать под счёт от 1 до 5–10. |
Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. |
Окошко |
Зубы почти полностью сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. |
Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. |
Обезьянка |
Слегка приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Фиксируем его в таком положении хотя бы 5 секунд. |
За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. |
Чашечка |
Улыбнуться, открыть рот и зафиксировать язык наверху в форме чашечки. |
Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. |
Вкусное варенье |
Легко улыбаемся, открываем рот, язык держим в форме чашечки и облизываем губу, делая движение сверху вниз. Так же выполняем фиксацию языка «чашечкой» с закрытым положением рта. |
Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Покусаем язычок |
Легко покусываем сначала кончик языка, а затем и всю поверхность, удерживая при этом улыбку. Сопровождаем упражнение произношением: «та-та-та». |
Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Лопатка |
Естественно улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Фиксируем его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. |
Поперек улыбки лёг –Отдыхает язычок. |
Артикуляционная гимнастика в детском саду в зависимости от возраста детей
Артикуляционная гимнастика в младшей группе (2 года)
В период младшего дошкольного возраста необходимо делать самые простые упражнения из речевой гимнастики, их длительность не должна превышать 5-7 минут. Заинтересовать малышей можно с помощью забавного стишка, демонстрации красочных иллюстраций, а также личного примера.
Ниже предоставлен список примерных упражнений, которые можно применить на занятиях с детьми указанной возрастной категории.
- «Прятки».
- «Маятник».
- «Варенье».
- «Заборчик».
- «Лошадка».
- «Воздушный шарик».
- «Сытый хомячок».
- «Дом».
- «Воображули».
Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте (3-4 года)
В этот возрастной период занятия с детьми переходят на новый уровень, который характеризуется усложнением поставленных задач. Длительность урока по-прежнему должна составлять не больше 10 минут. Наполняемость самих задач обязательно содержит в себе чередование статичных и динамичных упражнений. Ниже представлены некоторые упражнения для данной возрастной категории.
- «Змейка».
- «Блинчик».
- «Чистим зубы».
- «Качели».
- «Сытый хомячок».
- «Голодный хомячок».
- «Бегемотик».
- «Улыбка».
- «Трубочка».
Артикуляционная гимнастика в детском саду в дошкольных группах (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте речевой аппарат ребенка уже сформировался в достаточном объеме, необходимом для правильного произношения всех речевых единиц. Психофизиологические особенности в этом возрасте позволяют увеличить время проведения логопедических занятий. Дети уже способны достаточно долго выполнять статические задания, сменяя их динамичными движениями. В связи с этим все вышеперечисленные упражнения можно разбавить незначительным списком.
- «Заборчик»;
- «Чашечка»;
- «Парус»;
- «Маляр»;
- «Индюк».
Материалы для артикуляционной гимнастики в детском саду
Для проведения занятий применяются всевозможные яркие иллюстрации, кубики, игрушки и другие дидактические материалы, и специализированные пособия.
Педагог с творческим подходом к своей работе сможет найти применение различным игровым формам на любой группе упражнений. Задачи в рамках занятия следует распределить так, чтобы дети могли по очереди пользоваться одними и теми же пособиями, чередуя игровые упражнения в группе между собой.
Весь дидактический материал нужно адаптировать под каждую задачу, которая вытекает из непосредственно выполняемого упражнения.
Есть много различных логопедических и специализированных пособий, позволяющих сделать занятия не только развивающими, но и увлекательными. Но самым универсальным предметом, используемым практически на любом занятии, является игрушка. Дети любых возрастов активно реагируют на сказочного персонажа, который пришел к ним в гости.
Этому герою можно дать имя, постараться придумать для него вместе с детьми какие-то предметы, которые малыши смогут сделать своими руками. Таким образом, появится возможность с помощью игрушки решать множество задач: от воспитательных и организационных до коррекционных и образовательных.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить важность начала занятий по развитию и необходимой коррекции речевого аппарата детей в самом раннем онтогенезе. И незаменимым помощником в этом может стать артикуляционная гимнастика в детском саду.
Необходимо помнить о том, что все материалы, предъявляемые детям, должны быть содержательными, яркими, интересными и разнообразными.
Каждое занятие строится с учетом возрастных и психофизиологических особенностей любой возрастной группы малышей. Одним из основных правил является систематичность. Соблюдая его, вы сможете добиться поставленных целей и закрепить результат, который и станет основой красивой и правильной речи ребенка!
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: