Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Целевая прогулка
Главная > Блог > Целевая прогулка и ее значение в воспитании детей
28.12.2022
4807
Время чтения: 15 минут

Целевая прогулка и ее значение в воспитании детей

Что такое? Целевая прогулка – это форма работы воспитателя с детьми дошкольного возраста. Она предполагает организованный выход за пределы ДОУ для наблюдения за окружающей средой: растениями, животными, природными явлениями, а также за людьми и транспортом.

Чем полезна? В отличие от обычной целевая прогулка несет большую пользу. Помимо физического развития и укрепления организма на свежем воздухе, дети пополняют словарный запас, учатся грамотно говорить, развивают наблюдательность и любовь к природе.

Оглавление:
  1. Польза целевых прогулок для дошкольников
  2. Организация целевых прогулок
  3. Методика проведения целевой прогулки
  4. Тематика целевых прогулок
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Польза целевых прогулок для дошкольников

Смещение приоритетов в сторону экологического воспитания детей дошкольного возраста обязывает искать новые формы знакомства с природной средой.

Целевая прогулка призвана стать основной формой этого воспитательного процесса. Во время пешеходных прогулок дети могут посетить расположенную рядом с садиком парковую зону или набережную.

Задачи целевых прогулок – разнообразить пребывание малышей в детском саду, познакомить с окружающим городским пространством и с местными природными условиями. Это отличная возможность получить новые впечатления.

Посещение парка, сквера, прогулка до реки, поляны с водоемом позволяют расширить кругозор, познакомиться с растениями, увидеть обитателей этих природных уголков. Дети могут собирать травы и листья для гербария, подручные материалы для будущих поделок.

Эти мероприятия отличаются от обычных ежедневных прогулок на участке тем, что воспитатели выводят детей за пределы привычной территории.

Целевая прогулка

  • Во время целевой прогулки в детском саду перед воспитателями стоит важная задача – формировать реалистичные представления об окружающем пространстве, которые затем лягут в основу систематизированных знаний. Демонстрировать детям объективные причинно-следственные взаимосвязи между объектами и природными явлениями. Умение фиксировать такие связи способствует повышению уровня мышления детей.
  • Наблюдение за миром растений и животных в естественной среде благоприятно сказывается на развитии речи и пополнении словарного запаса. Общаясь с воспитателем, ребенок учится вести диалог и составлять рассказ о впечатлениях.
  • Одной из важных целей целевой прогулки с детьми является возможность развивать их сенсорную активность. Изучение природных объектов включает не только наблюдение, их можно трогать, вдыхать ароматы, слушать шорох листвы, шум деревьев, стрекот кузнечиков, пение птиц и другие звуки. Открывать для себя новый мир!
  • Целевые прогулки помогают активно развивать у детей познавательные интересы и наблюдательность, которые так пригодятся им в школьном обучении.
  • Трудно недооценивать значение этих мероприятий в плане получения знаний о связях между элементами и частями природы, понимании ценности каждого объекта и живого существа и следовании определенным правилам нахождения на природе. Необходимо объяснять детям, что человек не хозяин, а часть материального мира. Поляны, лес и речка заселены живыми существами, это их дом, нельзя нарушать их покой, просто так рвать цветы, ловить бабочек, жуков и стрекоз.
  • Пребывание в непосредственной близости от различных природных объектов способствует эстетическому развитию дошкольников. Наслаждение естественной красотой пейзажей, гармонией цвета, звуков и запахов усиливает потребность самим творить и создавать прекрасное.
  • Во время целевой прогулки воспитатель должен поддерживать соответствующий эмоциональный настрой, создавать определенную атмосферу, благодаря которой дети смогут понять, насколько важно беречь природу, гуманно относиться к деревьям, цветам, каждой травинке, каждому насекомому, птице и зверю.
  • Целевая прогулка или экскурсия на природу позволяют раскрывать таланты и способности ребенка. После прогулки по лесным тропинкам, посещения парка или берега реки можно провести занятие в группе и предложить детям нарисовать то, что они видели и запомнили – красивый цветок, бабочку, жука и т.п.

    Таким образом воспитатель формирует эстетический вкус, задает направление для творческого развития. Пребывание на природе заряжает энергией, дает пищу для ума, эмоциональной сферы, развивает лучшие стороны характера ребенка.

  • Кроме того, прогулки оказывают положительное влияние на физическое состояние детей: здесь они могут активно двигаться, дышать полной грудью. На свежем воздухе активизируются обменные процессы, происходит закаливание организма, насыщение каждой клеточки кислородом. Поэтому для целевых прогулов следует подбирать маршрут по участкам поселения или города с благоприятной экологической обстановкой.

Целевая прогулка

Тематика и организация целевых прогулок зависят от расположения дошкольного детского учреждения, времени года, погодных условий, явлений природы, наблюдением за которыми можно заинтересовать дошкольников.

Характерной особенностью целевых посещений природных мест является неоднородное насыщение их материалами для изучения и исследования в зависимости от сезона и происходящих естественных процессов.

Детей, посещающих вторую младшую группу, на целевую прогулку рекомендуется выводить раз в месяц. Целевые прогулки в старшей и подготовительной группах проводят 1-2 раза в месяц.

Организация целевых прогулок

Необходимо планировать проведение целевых прогулок для детей старшей и подготовительной групп не менее раза в месяц.

Важно проводить занятия такого формата именно за территорией детского сада: вывести детей в ближайшую лесопарковую зону, большой сквер или на берег водоема. Полезно выполнить несколько экскурсий в течение года на одно и то же место, чтобы дети могли наблюдать за сезонными изменениями, характерными для вашей местности.

Целевые прогулки, как и любые мероприятия с детьми, требуют особой подготовки.

Подготовка воспитателя

План целевой прогулки в ДОУ составляется воспитателем на основании развивающих и обучающих программ и в соответствии с условиями окружающей среды. Воспитатель определяет цель прогулки и составляет сценарий.

Необходимо согласовать место познавательного занятия, определить маршрут до него. Важно, чтобы дети не устали еще до места назначения, поэтому расстояние не должно быть очень большим. Исходя из физических возможностей среднего ребенка, воспитатель может вести группу до выбранной площадки (в один конец) не дольше 40 минут. При этом следует принимать во внимание погодные условия, состояние дорог, наличие светофоров по пути и т.д.

При подготовке воспитателю необходимо:

  • посетить место предстоящей целевой прогулки;
  • составить план-график занятия;
  • обойти территорию с расположенным объектом природы;
  • сформулировать цель посещения этого места и содержательную часть с включением информации о типе природного объекта, его особенностях или наблюдаемых природных явлениях;
  • определиться с последовательностью действий для каждой части прогулки;
  • продумать, на каком участке территории провести общую часть занятия, где дети смогут гулять самостоятельно или отдохнуть.

Программу целевой прогулки желательно разнообразить с помощью стихов, загадок, пословиц и игровых элементов.

Подготовка детей 

Воспитатель заранее сообщает детям о целях предстоящей экскурсии за пределы территории садика. Рассказывает о том, какое место они посетят, что дети смогут увидеть и какие природные материалы будут собирать. Важно довести информацию до каждого ребенка в группе, отдельно необходимо напомнить правила общественного поведения.

Не менее актуально при подготовке к целевой прогулке в парк или сквер проверить, подходит ли одежда и обувь детей для совершения длительной экскурсии в данных погодных условиях.

Воспитателям предлагается проводить целевые прогулки с использованием игр-тренингов, включающих элементы психогимнастики. Такая методика позволяет формировать адекватную самооценку детей и навыки осознанного взаимодействия с природными объектами, прививать правильные ценности по отношению к окружающей природе.

При подготовке к познавательному занятию воспитатель вместе с ребятами готовит специальное место – уголок природы под принесенные с прогулки экспонаты или собранный природный материал. Процесс помогает вызвать заинтересованность в экскурсии.

Организация целевых прогулок

В день проведения прогулки

  1. Перед тем, как отправиться на прогулку:
  2. Проверьте, как одеты дети: на них должна быть удобная одежда, подобранная по погодным условиям.
  3. Убедитесь в точном соответствии группы списочному составу.
  4. Обеспечьте безопасность детей, взяв набор сигнальных флажков.
  5. Чтобы дети не скучали в пути, у воспитателя должна быть «заготовка» с песенками, загадками, стишками, игровыми приемами.
  6. По достижении цели маршрута объясните детям, что им нужно осмотреть на этом природном объекте, какие материалы собрать.
  7. По окончании отведенного времени соберите группу для подведения итогов. Выразите благодарность тем, кто вас принимал в этом месте, родителям, которые вас сопровождали.
  8. После проверки списочного состава можно возвращаться в садик.
  9. Чтобы закрепить впечатления, вернувшись в ДОУ, воспитатель может предложить выполнить творческое задание – сделать рисунок, аппликацию, поделку, составить рассказ для мам и пап. Это очень благоприятно для развития образного мышления, тренировки памяти, речевых навыков, обогащения лексикона дошкольников.

Методика проведения целевой прогулки

Целевая прогулка в подготовительной и старшей группах складывается из следующих частей:

  • вводной беседы;
  • коллективного наблюдения;
  • индивидуального самостоятельного наблюдения детей;
  • сбора природных материалов (листьев, шишек, необычных сучков);
  • выполнения поделок, составления гербария и т.п.

Программа прогулки зависит от целей, вида природного объекта, погодных условий.

Когда воспитатель привел группу на определенное для экскурсии место, он кратко напоминает о целях выхода и дает время на осмотр местности.

Основное время занятия выделяется для коллективного наблюдения под руководством воспитателя, направляющего внимание на те или иные природные явления, части ландшафта, объекты природы.

Во время беседы с использованием игровых приемов, загадок, вопросов, ассоциативных игр, исследовательских действий, пояснений и рассказов воспитатель помогает увидеть различия между разными элементами системы, отметить характерные особенности природных объектов.

Следует повышать уровень любознательности и стремления к познанию с помощью вопросов на логическое мышление и наблюдательность: «Посмотрите вокруг и найдите те же виды деревьев и кустарников, которые растут на территории садика»; «Отличается ли эта ель (березка, рябина) от той, что вы видели в садике?». Для заданий эффективнее использовать то, что вызовет более сильный эмоциональный отклик у малышей.

На фото − целевая прогулка в средней группе зимой.

Методика проведения целевой прогулки

Одним из вариантов заданий может быть предложение высказать несколько добрых слов и пожеланий всем обитателям природного уголка. На занятии воспитатель объясняет, как взаимодействуют между собой живые существа, проживающие на разных «этажах» пруда или луга, чем питаются, как защищают себя, строят жилища для потомства.

Даже целевая прогулка по территории детского сада бывает интересной и познавательной, если занять детей дидактической словесной игрой, нацеленной на проявление активной, экологически грамотной позиции в отношении любых природных объектов. Примеры тем: «Как понять, что наступила зима?», «Кто живет в реке?», «Природный календарь», «Как отличить насекомых?», «Как вести себя на природе?».

Целевую прогулку осенью можно совместить с небольшим экологическим мероприятием вместе с родителями. Такие акции помогают вовлекать подрастающее поколение в природоохранную деятельность, поддерживать их желание проявлять активность в этом направлении, испытывать удовлетворение от сделанного вклада в защиту природы.

Дети могут сажать деревья вместе со взрослыми, повесить кормушку для птиц и следить, чтобы в ней всегда были семечки и зерно. Это воспитывает ответственное отношение и наполняет душу ребенка положительными эмоциями.

При проведении экскурсии на природу необходимо выделить время для того, чтобы дети могли спокойно понаблюдать за разными объектами, определять отличия и общие признаки при их сравнении, выявлять взаимосвязи, объединяющие между собой все в природе. Важно принять во внимание, что процесс познания окружающего мира усиливает активная работа органов чувств.

Методика проведения целевой прогулки

Оставшееся после выполнения основной программы время дети могут собрать какие-то природные материалы (листья, кусочки коры, камешки и т.д.) для будущих поделок и просто немного погулять, осмотреться. Важно предупредить детей о бережном отношении ко всему живому: нельзя ломать ветки, рвать цветы, топтать траву! Для поделок следует брать немного материалов, не нанося урона природе.

Занятие не должно быть перегруженным всевозможными заданиями, особенно если это целевая прогулка в младшей группе. У детей должно быть время отдохнуть. Желающим можно предложить участие в игре или игровых упражнениях, чтобы закрепить полученную информацию. Виды игр: «Назови признаки осени/зимы», «Какие деревья здесь растут?».

Завершая прогулку, нужно сделать акцент на общей картине природного уголка, запечатлеть образ в детской памяти.

Тематика целевых прогулок

Целевая прогулка предназначена для решения небольшого объема обучающих задач. Иногда у воспитателей и вовсе нет возможности вывести детей на природу. Если вокруг садика только жилой массив, темой целевой прогулки может быть, например, «Что такое улица?».

В некоторых ДОУ имеется небольшой участок, где выращивается зелень и цветы, тогда можно провести целевую прогулку на огород. На своей территории воспитатель может спланировать цикл занятий с наблюдениями за одним или несколькими объектами (березки, ели) в разное время года, чтобы вместе с детьми вести дневник наблюдений. Вариантов может быть много:

  • Наблюдение за изменениями окружающей природы в зависимости от времени года. В информационную часть воспитатель включает стихи, загадки, пословицы.
  • Наблюдение за изменениями температуры за определенный отрезок времени (сутки, месяц, год).
  • Наблюдение и фиксирование различных форм осадков (ливневый дождь, снег, град, грибной дождик).
  • Прогулки с наблюдением за длительностью светлого времени суток. Для наблюдения выбирается постоянное место на участке ДОУ. Воспитатель объясняет, что на долготу дня влияет высота и положение Солнца на небе. Чтобы дети смогли увидеть разницу в долготе дня в разные месяцы, требуется провести несколько целевых прогулок.
  • Занятия с наблюдением за миром растений. Цель прогулки – рассказать об изменениях в форме и цвете листьев берез, тополей. Обратить внимание на вечнозеленые растения. Рассказать о созревании плодов и ягод на кустарниках, а также семян, их назначении, количестве, внешнем виде. В качестве примера можно взять цветы бархатцев, настурции, календулы.
  • Целевая прогулка в период листопада. Предлагается понаблюдать за падающими листьями с объяснением этого процесса (Деревья сбрасывают листву перед зимними холодами, в них прекращается движение соков, они «засыпают». Листья потеряли влагу и высохли, поэтому шуршат. После осенних дождей они постепенно сгниют и станут частью почвы).
  • Ведение наблюдений за миром животных, птиц, насекомых: как птицы строят гнезда, улетают в южные края, насекомые и животные залегают в спячку.
  • Целевая прогулка по городской улице с наблюдением за деятельностью взрослых, обсуждением профессий.
  • Прогулка по улице с целью наблюдения за происходящим (организация движения транспортных средств и людей, общественный и личный транспорт, соблюдение правил ДД).

Тематика целевых прогулок

Целевые прогулки в детских садах способствуют формированию и закреплению навыков наблюдения за природными объектами и явлениями, повышению заинтересованности в изучении окружающего мира. Все это вместе помогает развивать характер личности.

Обучение наблюдению за определенными факторами, признаками, характерными особенностями нашей среды обитания улучшает способность ребенка к концентрации внимания, сосредоточенности на объекте и процессе, что безусловно благоприятно сказывается на развитии интеллекта и мышления. Таким образом подготовка к школе проходит более эффективно.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw