Дидактические игры: суть, этапы и примеры
Сохранить статью:
Что это такое? Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для воспитателей в детских садах и учителей начальных классов. До определенного возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форме. Благодаря ей они получают новые знания и развивают свои умственные способности.
Какие бывают? Дидактические игры бывают разными. Согласно общей классификации, их делят на словесные, настольно-печатные и игры с предметами. Также существует разделение по группам: для младшей, средней и старшей группы. Однако все они преследуют одну цель – чему-то научить и построены по одной и той же схеме: задача, действие и результат.
Что такое дидактические игры
Дидактическая, или обучающая, игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:
- одного из методов обучения;
- самостоятельной деятельности воспитанников.
В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.
В каждом конкретном случае воспитателем выбирается игра, соответствующая актуальным образовательным целям. Во внеучебное время детям предлагаются варианты для самостоятельной игровой деятельности, в ходе которой также решаются определенные дидактические задачи.
Руководящая роль в обоих случаях отводится педагогу, но степень его участия отличается. Используя дидактические игры с целью обучения, он знакомит воспитанников с правилами, следит, чтобы каждый ребенок принимал участие, подводит итог. При самостоятельной игре детей он больше наблюдает, выступая в качестве одного из участников или арбитра.
Структура дидактических игр
Обучающая игра состоит из нескольких компонентов:
Задача
В зависимости от дидактической цели перед воспитанниками ставится задача, для решения которой им необходимо проявить интеллектуальное напряжение, совершить умственную работу. При выполнении игровой задачи активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.
Выделяют несколько типов задач, с которыми ребенок должен справиться в процессе дидактической игры:
- Сравнение предметов по степени проявления того или иного признака (больше – меньше, светлее – темнее, выше – ниже и т. д.).
- Классификация предметов, реальных или на картинках, по цвету, размеру, материалу и другим основаниям.
- Определение предмета по описанию. Педагог или один из детей называет признаки, по которым остальные должны отгадать вещь или явление.
- Тренировка внимания и памяти. Воспитатель предлагает запомнить набор предметов, их расположение, затем просит отвернуться, убирает какую-то вещь или меняет их местами, после чего предлагает детям найти отличия.
Действие
Для решения игровой задачи участникам необходимо выполнить какое-то действие. Педагог при этом следит, чтобы каждый участник проявлял активность, поощряет сплоченность воспитанников, нацеленность на общий результат.
В дидактической игре к действию выдвигается два требования:
- оно должно быть направлено на достижение цели;
- дети не должны потерять к нему интерес в процессе выполнения.
Еще одно важное условие: участники грамотно организованной дидактической игры не должны подозревать, что она направлена на их обучение.
Правило
Действия выполняются в соответствии с озвученными ребенку рамками. Перед началом игровой деятельности до детей доносятся правила, регламентирующие границы его возможностей при решении задачи: что нельзя делать, что можно и как именно. Сложность выдвигаемых ограничений зависит от возраста воспитанников. Чтобы правила соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.
Результат
Логичным завершением дидактической игры является достижение ее цели.
Оценка результатов происходит со стороны педагога и со стороны ребенка. Если смотреть на итоги глазами детей, определяется, сколько удовольствия от игры они получили, какие навыки и знания приобрели, какие качества (внимание, память, скорость реакции) прокачали.
Важно, чтобы воспитанники поверили в свои силы и захотели снова испытать радость, связанную с этим увлекательным занятием. Поощрение детей, проявивших себя лучше остальных, послужит стимулом для более активного участия сверстников в следующей игре.
на наши новости
500 000 пользователей!
С точки зрения педагога хорошим результатом использования обучающей игры является достижение поставленных целей. Он оценивает, насколько полно дети овладели знаниями и навыками, которые были предметом занятия.
Виды дидактических игр
Основаниями для классификации обучающих игровых занятий могут выступать содержание, тип деятельности, правила, взаимоотношения между участниками, функция педагога.
Дидактические игры для дошкольников делятся на три вида:
- Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.
- Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. На базе такого дидактического материала проводятся занятия на развитие внимательности, тренировку памяти, отрабатываются навыки систематизации предметов по различным признакам: по цвету, размеру, назначению, материалу, форме.
- Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.
Этапы проведения дидактических игр
Деятельность педагога от начала до завершения обучающего игрового занятия включает следующие шаги.
- Подготовка к игре.
К этому этапу относится определение игры, соответствующей актуальным воспитательно-образовательным задачам, возрасту и уровню подготовки воспитанников, времени проведения (учебное или внеучебное) и т. д.
В процессе подготовки воспитатель подбирает дидактический материал (игрушки, карточки с изображениями, различные предметы).
Правила и действия объясняются с учетом возраста детей:
- Младшим дошкольникам наглядно разъясняют ход игры от начала до конца в процессе взаимодействия педагогом.
- Для воспитанников среднего возраста называются одно или два базовых правила, остальные моменты уточняются в ходе пробной игры.
- Старшим дошкольникам достаточно объяснить правила на словах и вносить необходимые коррективы в процессе.
- Реализация дидактической игры.
Чем тщательнее педагог подготовился к игре, тем меньше трудностей возникает при ее проведении. Главное – действия всех участников должны выполняться в соответствии с озвученными правилами.
В процессе обучающей игры воспитатель следит за действиями подопечных, мотивирует их на активное участие, дает пояснения, поощряет успехи, отвечает на вопросы, дает советы.
- Организуя дидактическую игру для младшего возраста, педагог берет на себя роль ведущего и демонстрирует, какие действия должны выполняться детьми в соответствии с правилами.
- Для воспитанников среднего возраста взрослый объясняет правила в ходе проведения, но не вмешивается в принятие решений.
- До старших дошкольников правила доводятся до начала игры, их содержание разбирается совместно с воспитанниками.
-
- Подведение итогов.
На этом этапе педагог называет детей, проявивших себя лучше других, а также поощряет всех участников и мотивирует их быть активнее. Для себя воспитатель отмечает возникшие проблемы и намечает пути исправления допущенных ошибок.
Картотека дидактических игр
Функционирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пункт 2.6 этого документа предписывает ДОУ разносторонне развивать воспитанников по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Это требование должно учитываться педагогом при разработке календарно-тематического плана НОД, в том числе в нем должны предусматриваться дидактические игры.
В младшей группе можно использовать такие варианты обучающих занятий в игровой форме:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое |
«Волшебный сундучок» |
Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи. |
Воспитатель показывает детям предмет, достав его из коробки. Воспитанники называют его или узнают, что это такое, от педагога. |
«Лото» |
Развитие речевой культуры; отработка навыка образования формы множественного числа. |
Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов, у воспитателя аналогичные карточки, но с одним предметом. Когда он показывает свою картинку, ребенок, у которого парная карточка, называет предметы во множественном числе. |
|
Познавательное |
«Матрешки» |
Формирование представления о предметах, их форме и составе. |
Воспитанники совершают действия с разборными игрушками, показывают и называют отдельные части. |
«Пирамидки» |
Формирование представления о предметах с точки зрения их формы, цвета, размера. |
Дидактическая игра для раннего возраста. На столе раскладывается несколько пирамидок в разобранном виде. Взрослый дает ребенку одно колечко и просит найти такое же по цвету и размеру. |
|
Физическое |
«Узнал цвет – действуй!» |
Формирование опыта двигательной деятельности; развитие готовности к осознанным физическим действиям. |
У каждого ребенка есть предмет определенного цвета, у воспитателя – всех цветов. Он показывает одну вещь, а дети, у которых предмет такого же цвета, должны выполнить какое-то физическое действие (присесть, подпрыгнуть, помахать руками и т. д.). Остальные воспитанники в этот момент сохраняют неподвижность. |
«Пустое место» |
Формирование волевых качеств и умения контролировать свое поведение. |
Участники этой дидактической игры в младшей группе становятся в круг. Водящий ходит снаружи круга и выбирает себе соперника с помощью считалки. Оба начинают бегать за кругом в противоположных направлениях. Цель – занять пустое место в кругу участников. Проигравший становится следующим водящим. |
|
Социально-коммуникативное |
«Что выбрал Петрушка?» |
Развитие слуховой памяти, взаимодействия с партнерами. |
Педагог демонстрирует, как звучат разные инструменты, затем удаляется за ширму, где повторяет эти действия. Дети все вместе должны определить, какой инструмент издает звук. |
«Молчанка» |
Формирование умения контролировать себя. |
Воспитатель дает команду, после которой дети не должны говорить, двигаться и смеяться. Тот, кто не удержался, отдает фант, который в конце игры надо выкупить каким-либо действием. |
|
Художественно-эстетическое |
«Море звуков» |
Формирование готовности к правильному восприятию музыки; создание условий для понимания произведений искусства в будущем. |
Музыкально-дидактическая игра, в ходе которой педагог включает музыкальные отрывки, прослушав которые, воспитанники делятся своими ощущениями. |
«Собери узор» |
Формирование базовых представлений о видах искусства; знакомство с понятием «народное творчество». |
Воспитатель предлагает собрать из фрагментов картинку, изображающую один из народных промыслов. |
Дидактические игры в средней группе направлены на отработку уже приобретенных навыков:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое |
«Горячий – холодный» |
Закрепление понятия антонимов. |
Воспитатель кидает мяч ребенку и одновременно называет прилагательное. Воспитанник кидает в ответ, произнося слово с противоположным значением. |
«Звери и зверята» |
Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи. |
С броском мяча педагог называет животное, ребенок должен ответить словом, обозначающим его детеныша. |
|
Познавательное |
«Угадай время года» |
Формирование представления об устройстве окружающего мира. |
Детям предлагается угадать время года по стихотворению или прозаическому отрывку. |
«Хорошо – плохо» |
Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений об окружающем мире. |
Воспитатель предлагает каждому ребенку высказать свое мнение по поводу природных явлений (жара, снегопад, ливень, град). |
|
Физическое |
«Урожай поспел» |
Формирование двигательной активности, развитие моторики и координации. |
Педагог предлагает воспитанникам представить себя садоводами. Роль фруктов играют мячики. Дети должны по очереди кидать их в корзинки разными руками, например, «яблоки» – правой, а «груши» – левой. |
«Рыбак и рыбки» |
Развитие двигательной координации. |
«Рыбаки» должны «поймать» как можно больше детей-«рыбок», обхватывая их руками. |
|
Социально-коммуникативное |
«Учимся здороваться» |
Формирование навыков выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; создание предпосылок для развития социального и эмоционального интеллекта. |
Педагог обсуждает с воспитанниками различные варианты приветствий, существующие в обществе, и предлагает придумать новые. |
«Расскажи о себе» |
Развитие навыков социального и эмоционального интеллекта; формирование навыка самопрезентации. |
Воспитатель просит детей рассказать о себе: назвать имя, любимых героев мультфильмов, любимое время года и т. д. |
|
Художественно-эстетическое |
«Начинающий художник» |
Развитие фантазии и воображения при помощи изобразительной деятельности. |
Воспитанникам предлагаются карточки, на которых изображены половины предметов. Дети должны закончить рисунок. |
«Платок для мамы» |
Формирование эстетических навыков, умения видеть красоту в окружающем мире; развитие готовности к самостоятельному творчеству. |
На квадрате цветной бумаги ребенок создает узор из предложенных декоративных элементов. |
Дидактические игры в старшей группе проводятся с целью закрепления приобретенных умений:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое |
«Сломанный телефон» |
Развитие слухового внимания и памяти, совершенствование речевых навыков. |
Воспитатель шепчет на ухо рядом сидящему ребенку слово, которое он передает своему соседу, а тот дальше. Последний из детей произносит слово, которое дошло до него. При несовпадении выясняется, на каком этапе произошло искажение. |
«Это лишнее» |
Закрепление умения слухового восприятия информации, развитие речевых навыков. |
Дидактическая игра для развития логического мышления. Педагог перечисляет предметы, относящиеся к одному множеству, а затем вставляет один, не имеющий общих признаков с другими. Дети хлопают в ладоши, когда замечают ошибку. |
|
Познавательное |
«Что растет в огороде?» |
Формирование умения классифицировать объекты окружающего мира по определенному качеству. |
Воспитатель произносит различные слова, но дети должны реагировать только на названия огородных культур. |
«Что растет в саду?» |
Расширение кругозора |
Ребенок передает мяч соседу, одновременно произнося название фрукта. |
|
Физическое |
«Поймай мышку!» |
Развитие ловкости, внимательность, тренировка координации. |
Воспитанники разбиваются на две команды – мышек и мышеловки. Образовавшие круг-мышеловку дети берутся за руки и поднимают их вверх. «Мышки» бегаю туда-сюда, пока не прозвучит команда «хлоп!». Руки опускаются, мышеловка закрывается. Пойманные «мышки» тоже становятся в круг. Игра продолжается, пока не попадется последняя «мышка». |
«Салочки-обнималочки!» |
Развитие ловкости и внимательности. |
Водящий гоняется за остальными участниками игры, пойманного обнимает, и тот становится водящим. |
|
Социально-коммуникативное |
«Клубок дружбы» |
Формирование готовности к общению с окружающими, воспитание дружелюбного отношения к людям. |
Воспитатель берет толстую нить, наматывает на палец, одновременно называя одно из качеств того, кому передаст нить. Ребенок, получив ее, говорит что-то хорошее о товарище, наматывая нитку на клубочек, и передает ему. В конце получается целый клубок, хранящий добрые слова обо всех участниках игры. |
«Почтальон» |
Формирование навыка командной работы. |
Водящий говорит, кому он хочет отправить «письмо». Каждый из детей передает послание по кругу, пожимая руку соседу. |
|
Художественно-эстетическое |
«На что похоже?» |
Развитие ассоциативного мышления. |
Педагог предлагает найти общее между демонстрируемым предметом и чем-то еще. |
«Это облако как…» |
Развитие воображения, приучение к образному восприятию окружающего мира. |
Дидактическая игра для лета и ранней осени. Дети рассказывают, что им напоминают проплывающие облака. |
Дидактические игры в детском саду – эффективный инструмент для решения многих педагогических задач. Они помогают разносторонне развивать воспитанников, непринужденно доносить до них информацию об устройстве окружающего мира, о правилах общения. Игровая форма делает обучение ненавязчивым, ребенок с удовольствием принимает участие в таких занятиях, получая необходимые ему знания и навыки.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: