Как выучить английский ребенку: дошкольнику и младшекласснику
Сохранить статью:
В чем проблема? Обучать детей иностранным языкам сегодня начинают очень рано. Даже если кто-то обошел этот предмет до школы, в первом классе все равно столкнется с ним. Но как выучить английский ребенку, у которого в голове еще игры? Многие педагоги попросту не учитывают особенности возрастной категории своих учеников и поэтому неправильно подходят к процессу обучения.
Как обучать? Преподаватель должен учитывать, сколько лет его подопечному, и строить занятия на этой основе. Ведь дети в три года значительно отличаются от шестилетних и десятилетних. Но не стоит забывать, что они при этом остаются детьми. Как же обучать их английскому и как построить работу с младшей и средней возрастной группой?
- Сложности обучения детей английскому языку
- Как выучить английский ребенку с учетом возрастных особенностей
- Как выучить английский язык ребенку-дошкольнику
- Как выучить английский ребенку-младшекласснику
- Школьники одиннадцати-двенадцати лет
- Дополнительные техники и приемы обучения детей английскому языку
Сложности обучения детей английскому языку
В начале прошлого столетия Алексей Николаевич Леонтьев, известный советский психолог, философ и педагог, доказал, что каждый ребёнок способен овладеть английским языком на свободном разговорном уровне. Для этого не нужны природные таланты или особые склонности к языкам.
Если ваше чадо испытывает трудности при изучении языка, одна из основных причин этого кроется в неверно подобранных способах обучения и игнорировании характера малыша.
Многие репетиторы английского признаются, что, когда к ним на занятия приходят новые ученики, они хвастаются тетрадками, исписанными вдоль и поперёк сложными грамматическими правилами и огромным числом слов с переводом. Однако большая часть обучающихся не может при этом применять даже самые простые грамматические правила и с трудом связывает несколько слов в одно лексически верное предложение.
Такая ситуация складывается практически во всех школах, исключение не составляют даже учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков. Если вы сравните степени владения английским у пятиклассника и второклассника, то практический не найдёте отличий. К сожалению, школ, где процесс обучения языка выстраивается эффективно и с удовольствием для детей, очень мало.
Не стоит винить в этом только учителей: они являются заложниками утверждённой в стране системы образования, которая мало способствует соответствующему обучению. Родителям, которые задаются вопросом, как выучить английский ребёнку, прежде всего стоит разобраться, правильно ли его обучают на школьных занятиях и нужны ли ему дополнительные уроки, и если нужны, то как это организовать наиболее эффективно.
Как выучить английский ребёнку с учётом возрастных особенностей
Рассмотрим возрастные особенности трёх основных групп обучающихся английскому языку:
- Малыши от трёх до пяти лет
Оптимальный вариант обучения таких юных учеников – игровая форма. Малыши легко и быстро запоминают новые слова в процессе игры: при построении башенок, сборке конструктора, кукольном театре или чаепитии в волшебном кафе. Деткам в возрасте от трёх до пяти лет трудно сидеть на одном месте продолжительное время: им нужно двигаться и постоянно менять деятельность, зато их мозг прекрасно воспринимает и усваивает информацию в таких условиях.
Преподавателю придётся запастись огромным мешком с идеями, как увлечь ребят занятиями, однако опыт работы с малышами очень полезен, к тому же это одни из самых преданных учеников.
- Дошкольники от пяти до семи лет
Ребята в этом возрасте уже более осознанные, однако им всё ещё трудно долго сидеть на одном месте и заниматься однотипной деятельностью. В помощь учителю идут любые современные способы разнообразить занятия и сделать их увлекательными: короткометражные мультфильмы, весёлые песенки, познавательные видеоролики, современная литература. Акцент при преподавании следует сделать на удержание внимания ребят при посильной для них учебной нагрузке.
- Школьники от семи до десяти лет
Ранние школьники – серьёзная и достаточно осознанная аудитория, с которой уже можно проводить уроки полностью на английском языке. Главная цель занятий – научить ребёнка понимать иностранную речь и отвечать учителю на его вопросы, используя неродной для него язык. Ведь для этих ребят это настоящее чудо похвастаться родителям своими успехами.
Как выучить английский ребёнку-дошкольнику
Как выучить английский с нуля ребёнку-дошкольнику? Дети в этом возрасте прекрасно воспринимают информацию на слух. Постоянное повторение – основная методика запоминания слов и верного употребления грамматических правил. Не нужно тратить время на объяснение пока ещё сложной для детей-дошкольников грамматики – повторяйте правильное употребление: I – am, he/she – is.
Выберите для повторения сразу несколько конструкций: дети в этом возрасте с лёгкостью их освоят.
Ещё одна важная особенность развития малышей-дошкольников – высокая восприимчивость к тактильной информации. Используйте это при обучении языку: просите ребёнка коснуться нужного цвета или воспроизвести предлог в виде действия (turn to the left, stand in front of me).
Советы при обучении английскому детей раннего школьного возраста
- Будьте последовательны, действуйте постепенно
Стройте образовательный процесс по алгоритму: на первых этапах старайтесь больше говорить, а детей просите как можно чаще повторять за вами, затем постепенно переходите к обучению написанию слов.
Для облегчения запоминания написания слов используйте любые наглядные материалы. Отлично подходят карточки с изображением слова и его письменным обозначением на оборотной стороне. Приучайте учеников обращать внимание на написание слов: при произношении сразу же указывайте на нужную картинку.
Прекрасный вариант – использовать тактильную составляющую: называйте слово и просите ребят дотронуться до карточки, соответствующей его значению. С течением времени переворачивайте карточки надписями вверх. Это один из лучших способов подготовить детей к чтению.
После освоения карточек можно переходить к обведению букв и слов в прописях. И только после всех указанных выше этапов можно начинать осваивать чтение.
- Используйте при обучении популярных и хорошо известных среди детей героев
Они могут стать настоящими помощниками в процессе обучения. Во-первых, они прекрасно привлекают внимание детей. Во-вторых, с их помощью можно демонстрировать, например, предлоги места. В-третьих, их можно использовать при разыгрывании диалогов. И, наконец, их также можно привлечь к похвале ребят: простое поглаживание лапкой игрушки способно воодушевить любого ребёнка и настроить на дальнейшую работу.
- Применяйте в обучении шаблоны
Малыши раннего школьного возраста комфортно работают по известному им шаблону, поэтому последовательность активностей на уроке должна быть примерно одинаковая: приветствие, проверка домашнего задания, разыгрывание сценки, работа у доски или с наглядными материалами, игра, прощание.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Обязательно меняйте деятельность в течение урока
Дети в возрасте от трёх до шести лет физиологически не могут долго и спокойно сидеть на одном месте. Их энергия бьёт ключом, поэтому периодически нужно обязательно давать ей выход: подвигаться, потанцевать, разыграть диалог в действиях.
- Приготовьтесь к неожиданностям
Самая распространённая детская неожиданность, которая многих учителей ставит в тупик – внезапные слёзы. А как ребёнку выучить английский язык, если ему с собственными эмоция пока даже совладать не получается? Преподавателю нужно быть готовым к тому, что в любой момент ученик может расплакаться, и иногда для этого не будет абсолютно никакой причины. Преподавательская тактика в таких случаях достаточно простая – переключение внимания ребёнка.
Многие ребята в процессе обучения могут испытывать трудности с письмом, так как ещё не привыкли правильно держать ручку. Для облегчения можно использовать специальные насадки и приспособления, помогающие обучаться письму.
Самая главная задача учителя при взаимодействии с дошкольниками – не отбить у детей интерес к иностранному языку и к образовательному процессу в целом. Каждый урок должен происходить в комфортной, дружественной обстановке по одному и тому же алгоритму осуществляемых активностей.
Как выучить английский ребёнку-младшекласснику
Теперь рассмотрим процесс обучения иностранному языку у детей младшего школьного возраста.
Школьники от семи до десяти лет
В этом возрасте дети всё ещё не мыслят системно, поэтому английский язык для них представляет собой огромный набор неизвестных слов с непривычным произношением. Приоритетное направление в обучении языку стоит отдать лексике.
Изучение грамматики лучше осуществлять в виде заучивания словосочетаний и фраз. Первоначально не стоит объяснять ребёнку грамматические правила – учите конструкции целиком. Постепенно, с течением времени, вводите объяснения.
Чем больше лексики в запасе у ребёнка, тем проще ему в дальнейшем будет справляться с грамматикой. В качестве основных учебных пособий можно выбрать книги Sper Minds, Family and Friends, Kids’ Box. Подключайте к ним адаптированные учебники, мультфильмы и различные вспомогательные наглядные материалы. Аудирование в образовательном процессе должно занимать столько же времени, сколько изучение алфавита и чтение.
Как помочь ребёнку выучить английский? При построении процесса обучения не совершать типичных ошибок, а именно – не стоит делать следующее:
- Посвящать изучению грамматики всё время, причём только в письменном виде.
- Давать ученикам задание выучить новые слова большими списками без предварительной работы с ними на занятии.
- Выбирать для чтения большие, сложные тексты с обилием новых слов (чтобы понять общий смысл повествования, ученикам приходится постоянно подписывать перевод незнакомых слов карандашом в тексте).
- Заучивать грамматические правила на русском языке.
- Делать упор только на правописание английских слов (не надо требовать от первоклассников и второклассников безупречной грамотности при написании иностранных слов: детям в этом возрасте пока ещё трудно одновременно запомнить произношение незнакомого иностранного слова и его написание. Стоит организовать процесс таким образом, чтобы ребёнок при обучении постоянно сталкивался с новой лексикой – постепенно он будет запоминать не только, как произносятся новые слова, но и как они пишутся).
- Не разрешать ребятам ошибаться (не только детям, но и взрослым требуется определённое время на усвоение и отработку выученного нового правила, поэтому педагогу следует лояльно относиться к тому, что первое время ребёнок может совершать грамматические ошибки по правилам, которые уже были им изучены).
Школьники одиннадцати-двенадцати лет
Если ребята начали изучать английский ещё будучи дошкольниками, то с этого возраста они начинают гораздо эффективнее продвигаться в освоении грамматических правил. Их мозг уже имеет определённую накопленную базу, натренирован, а кругозор расширяется – поэтому усвоение грамматики и лексики даётся им гораздо проще, чем раньше.
Сложнее будет обстоять процесс обучения для тех ребят, которые в этом возрасте только начинают учить язык. Да, дети в возрасте одиннадцати-двенадцати лет способны оперативно за год-два освоить программу обучения английскому за всю начальную школу. Однако таких ребят уже намного сложнее заинтересовать в обучении.
Этим детям стоит давать несложные домашние задания, с которыми они успешно смогут справляться самостоятельно. В образовательный процесс также можно добавить игровую деятельность.
Постепенно такие детки будут отвечать на вопросы преподавателя сначала односложно, затем – используя целые словосочетания и предложения. А ещё через некоторое время они смогут не просто прочитывать текст, но и полностью понимать его содержание.
Дополнительные техники и приёмы обучения детей английскому языку
Перед педагогом начальных классов стоит достаточно трудная задача: дать своим ученикам базовые знания и привить живой интерес к изучению иностранного языка. Всё это формирует прочный фундамент, на котором в будущем будет строиться дальнейшее обучение.
Методика, по которой проходит изучение английского в средних образовательных учреждениях, базируется на программе обучения, утверждённой Министерством образования Российской Федерации. Почти все учителя применяют коммуникативный подход при обучении младшеклассников. Выше было предложено много советов, как легко выучить английский ребёнку. На помощь также могут прийти следующие дополнительные методики и техники:
Просмотр короткометражных мультфильмов на английском языке
Герои детских короткометражек говорят на простом языке. Даже если в их речи будут встречаться незнакомые слова, ребёнку будет нетрудно понять их значение благодаря эмоциям и сопутствующей музыке.
После просмотра мультфильма ребята нередко начинают воспроизводить песенки оттуда и фразы героев.
Для повышения эффективности этого метода можно также при просмотре выписывать все незнакомые слова в тетрадь для дальнейшего заучивания.
Чтение рассказов и детских книг на английском языке
Недостаточно дать ребёнку книжку – она должна его заинтересовать (тем более что она на английском языке). Если ученик испытывает трудности с изучением языка, в лучшем случае он посмотрит в ней только на картинки.
Если книга вызовет у ребёнка настоящий интерес, ему захочется самому изучить её. Здесь на помощь в обучении придёт зрительная память: перелистывая страницы, читая текст, ученик будет запоминать слова и словосочетания, а картинки будут помогать понять содержание рассказа.
На первых порах предлагайте ребёнку книги со знакомым и изученным ранее на русском языке сюжетом. Затем постепенно усложняйте задачу и предлагайте незнакомые истории на английском. С помощью такого метода ученик не просто будет изучать иностранный язык, но и погрузится в культуру его носителей, познакомится поближе с фольклором и традициями.
Осуществление игровой деятельности на английском языке
Не бойтесь использовать игру в процессе обучения английскому: учебники, прописи, толстенные словари не внушают ребёнку большого энтузиазма, а вот игра увлекает в ста процентах случаев.
Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста прекрасно подойдут следующие варианты игровой деятельности на уроках:
- Show me. Задача ребёнка среди предложенных карточек с изображениями слов выбрать то слово, которое спрашивает учитель.
- What’s missing. На стол выкладывается 5 карточек со словами, малышу предлагается их запомнить в течение короткого времени, затем одна карточка убирается – малыш должен вспомнить слово с выбывшей карточки.
- Edible/Inedible. Ребёнку показывается карточка со словом и задаётся вопрос «Can it be eaten?». Малышу следует вспомнить значение слова и ответить на вопрос.
- Is it. Листок картона с вырезанным небольшим отверстием накладывается на словарную карточку и водится по ней, задача ученика – угадать, что спрятано под ним.
Более взрослым школьникам можно предлагать компьютерные игры: в Интернете можно найти много различных приложений и сервисов, способных стать интерактивными помощниками в изучении языка.
Игра в процессе обучения английскому языку для дошкольников и учеников начальных классов позволяет удерживать внимание и значительно упрощает усвоение информации. Дети до десяти лет очень эмоциональны и подвижны, энергия в них бьёт ключом. Игровая деятельность на уроках позволяет направить её на познавательный процесс и усвоение получаемых знаний. Кроме того, во время игры иностранный язык уже не кажется таким трудным и непонятным.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: