Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Классный час в 4 классе: особенности проведения
Главная > Блог > Классный час в 4 классе: особенности проведения
26.11.2022
1120
Время чтения: 14 минут

Классный час в 4 классе: особенности проведения

Для чего нужен? Классный час в 4 классе является важным компонентом работы учителя. В рамках такого взаимодействия с учениками педагог формирует определенную систему ценностей у детей, имеет возможность донести важные вещи, обсудить злободневные темы.

Как провести? Форма проведения классного часа может быть разная: урок-беседа, викторина, игра, прогулка, экскурсия и многое другое. В зависимости от цели классного часа, возраста учащихся, особенностей класса и школьных условий руководитель самостоятельно выбирает тему и формат проведения занятия.

Оглавление:
    1. Актуальность классного часа в 4 классе
    2. Виды работы в рамках классного часа в 4 классе
    3. Выбор темы для классного часа в 4 классе
    4. Пример тематического планирования классных часов в 4 классе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Актуальность классного часа в 4 классе

Каждому российскому школьнику известна особая дисциплина в расписании – классный час, собственно, это и не учебное занятие, как таковое. Все педагоги распоряжаются этим временем по-разному. Кто-то откровенно не видит в нем смысла, используя его для формального подведения итогов обучения у школьников.

Другие проводят в это время занятия, не входящие в учебную программу, но полезные для детей. Третьи используют классный час для внешкольных мероприятий. Опытные учителя знают, что это отличное время для раскрытия творческого потенциала как самого педагога, так и учащихся.

Классный час в 4 классе

Конечно, учитель не лишен возможности выполнить воспитательную функцию педагогики во время обычного урока. Тем не менее, большинство преподавателей сходятся во мнении, что классный час позволяет реализовать это направление в большей степени. Здесь есть возможность посвятить больше времени актуальным жизненным проблемам, с которыми сталкиваются школьники, и в решении которых им требуется помощь взрослых.

В ходе классного часа решаются такие задачи воспитания, как просвещение, направление и ориентация.

Просвещение подразумевает углубление знаний по различным областям науки, естествознания, включая те, которые входят в школьную программу. Ориентация подразумевает формирование системы ценностей, восприятия определенных явлений окружающей действительности. Направление предполагает перевод диалога о жизненных проблемах в практику учебных занятий.

Проведение классных часов дает уникальную возможность повлиять на формирование духовного мира учеников, развитие их социально значимых качеств, осознание ими своего места и роли в обществе.

Виды работы в рамках классного часа в 4 классе

В ходе классного часа педагог может предложить учащимся различные форматы: диалог, соревнования, аутотренинг, игровые постановки, ознакомление с художественными произведениями, не входящими в школьную программу. Характерным признаком этих мероприятий в младших классах является необходимость постоянной смены формата, независимо от продолжительности классного часа.

Нужно уделять особое внимание тому, чтобы преподаватель не оставался единственным активным участником встречи. Школьники должны максимально вовлекаться в проводимые мероприятия, иметь возможность проявить свои способности, отстаивать собственную точку зрения по спорным вопросам. Личное участие учеников – обязательное условие для получения ощутимого воспитательного эффекта. При пассивном нравоучении добиться его вряд ли удастся.

Во многих случаях проведение классного часа нуждается в подготовке. Она может включать в себя занятия с отдельными группами, разработку ими определенной проблематики, подготовку к выступлению перед одноклассниками, подбор необходимой материально-технической базы.

Однако основное внимание должно уделяться психологическому элементу предстоящего мероприятия. Его тема и формат заранее должны быть доведены до детей, они должны иметь возможность подготовиться и обдумать вопросы, которые будут вынесены на повестку. Не будет лишним позаботиться о визуальном оформлении встречи, подготовке информационного стенда, наглядных пособий и т.д.

Виды работы в рамках классного часа в 4 классе

На классном часе в 4 классе могут затрагиваться самые разнообразные темы. Они заблаговременно планируются и фиксируются учителем в соответствующей программе занятий. Часто педагоги используют это время для решения сугубо организационных вопросов.

Вместе с тем, классный час может быть тематическим и посвящен обсуждению актуальных проблем государства и права, обсуждению достижений науки, демонстрации школьникам своих творческих навыков, разбору нравственных проблем общества, спорту и т.д.

Представляется, что на классном часе в 4 классе должны занимать первоочередное место проблемы нравственного, этического характера. Это особенно важно в связи с теми изменениями, которым подвергается личность школьника в данном возрасте.

Ни для кого не секрет, что основы поведенческих установок человека закладываются именно в детстве. Это идеальное время для того, чтобы попытаться сформировать у детей правильное понимание категорий добра и зла, справедливости и бесчестности, прекрасном и безобразном и т.д.

Необходимо учитывать, что школьник находиться в иной социальной среде по сравнению с дошкольным периодом. Он вступает в гораздо более многочисленные социальные связи, начинает в большей мере нести ответственность за свои действия, одновременно с этим к ребенку появляются новые требования со стороны родителей и педагогов.

Предложенные в данной статье методики проведения классных часов в полной мере соответствуют этому требованию и помогут в полной мере реализовать их воспитательную функцию, сформировать у учащихся прочную культурную, морально-нравственную основу личности.

Выбор темы для классного часа в 4 классе

Под культурой поведения подразумевают обычно комплекс особенностей личности, имеющих социальное значение, повторяющиеся поступки человека, вытекающие из общепринятых представлений о морали, нравственности, этики.

Предложенные занятия можно объединить в три группы: личная культура, культура отношений с обществом, нормы приличия.

Группа «воспитание личной культуры» объединяет мероприятия, которые позволяют выработать у ребенка позитивные особенности личности: взаимопомощь, сострадание, доброту, уважение к окружающим, внимательность, настойчивость и др.

Выбор темы для классного часа в 4 классе

Группа «формирование отношений с обществом» объясняет на обыденных жизненных ситуациях особенности социальных связей с точки зрения морали.

Уже с момента поступления в школу ученикам должны прививаться представления о нормальных отношениях в обществе, семье, классе и школе, понимание их нравственного элемента. Этот элемент подразумевает способность познать личность другого индивида через собственное личностное восприятие.

Лучше всего для решения этой задачи подходят разнообразные образы художественной литературы. Они позволяют ребенку сопоставить с ними свои собственные поступки, мысли. Подводя его к пониманию того, что его окружает множество других личностей, каждая из которых имеет собственную ценность.

Литературные образцы поведения становятся предметом разбора в ходе классного часа, ребенок усваивает их причины, дает им собственную оценку. Такие занятия позволяют ребенку научиться критически оценивать себя и окружающих, их и свои собственные поступки.

Выбор темы для классного часа в 4 классе

Группа занятий «правила хорошего тона» позволяет ученикам получить представление о нормах приличия, предпочтительного и нежелательного поведения в тех или иных ситуациях. Этот процесс происходит непрерывно в ходе ежедневной практики поведения в школе и вне ее. Первоначально ребенок усваивает содержание этих норм, а затем постепенно приходит к их принятию как обязательных к исполнению правил, позволяющих давать правильную этическую оценку своему и чужому поведению.

Содержание подобных занятий должно определяться не только общетеоретическими положениями и заранее составленной программой, но и особенностями складывающихся в классе и школе взаимоотношений. Очень важно здесь правильное построение общения между ребенком и педагогом. Последний должен иметь исчерпывающее представление об особенностях личности школьника, его жизненной ситуации.

Эти особенности могут в значительной степени объяснять поведение, которое не может быть одобрено, но при неправильном, нетактичном подходе к ребенку обсуждение проблемы может принести противоположный эффект. Следует избегать коллективного осуждения, однако можно использовать силу мнения одноклассников для иллюстрации правильной модели поведения и нежелательности повторения тех или иных проступков.

Пример тематического планирования классных часов в 4 классе

    1. Сентябрь. «Нормы поведения в школе» и «Нормы поведения в столовой».

      Повтор тем, которые проходили в предыдущих классах: нормы поведения в школе, на занятиях, в столовой.

    2. 8 сентября. Урок памяти жителей блокадного Ленинграда.
      • Минута молчания.
      • Обсуждение истории блокады.
      • Воспоминания ветеранов ВОВ в дни блокады.
    3. Октябрь. «День учителя».
      • Обсуждение истории праздника.
      • Доклады школьников по теме.
    4. 4 ноября. День народного единства.
      • Обсуждение истории даты.
      • Обсуждение значения праздника.
      • Патриотическое воспитание.
    1. 25 ноября, «День матери».
      • Удачным решением станет проведение классного часа в 4 классе в игровой форме.
      • Рассказы учеников о семье, об их мамах.
      • Изготовление поделок для мам к празднику.

Пример тематического планирования классных часов в 4 классе

    1. Декабрь. Нормы поведения зимой н улице, в играх со сверстниками и т.д.).
      • обсуждение хобби учащихся, связанных с холодным временем года.
      • Зимние виды спорта и досуга.
      • Правила безопасности во время занятий зимними видами спорта.
    2. 12 декабря. «День Конституции».
      • Рассказ об основных государственных символах: гербе, флаге, гимне.
      • Патриотическое воспитание.
    3. Январь. Рождество.
      • Обсуждение истории происхождения праздника.
      • Рождественские традиции.
      • Тема рождества в художественной литературе.
    4. 23 февраля. «День защитника Отечества».
      • Обсуждение истории даты.
      • Истории о военных подвигах.
      • Рассказы школьников о подвигах их родственников-ветеранов.
    5. Март. «Весна идёт!».
      • Природа в весенние месяцы.
      • Защита окружающей среды.
      • Нормы поведения на природе.
    6. 8 марта. «Международный женский день».
      • Показ рисунков учащихся с изображением бабушек, мам, сестер.
      • Выполнение поделок на тему праздника.
      • Праздничные посиделки.

Пример тематического планирования классных часов в 4 классе

  1. 1 апреля. «День смеха».
    • Школьный концерт с постановкой юмористических номеров.
    • Составление юмористической стенгазеты.
    • Конкурсы на соответствующую тему.
  2. 12 апреля. «День космонавтики».
    • История космонавтики.
    • Первооткрыватели космического пространства.
    • Проведение выставки.
  3. 9 мая. «День Победы в Великой отечественной войне».
    • Минута молчания.
    • Обсуждение учащимися, как ВОВ отразилась на их семьях.
  4. «Пионеры-герои».
    • История пионерского движения.
    • Рассказы о пионерах, участвовавших в ВОВ.
    • Патриотическое воспитание.

Таким образом, классный час в 4 классе можно и нужно использовать как эффективный инструмент воспитательной работы. Формат этих занятий определяется педагогом, исходя из особенностей возрастной группы, взаимоотношений в классе, целей занятий. При этом формат должен постоянно меняться, чтобы поддерживать у детей интерес к обсуждаемой теме, сохранять их вовлеченность в обсуждение.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw