Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Классный час в 6 классе
Главная > Блог > Классный час в 6 классе: советы по организации
24.11.2022
1511
Время чтения: 11 минут

Классный час в 6 классе: советы по организации

Зачем проводят? Классный час в 6 классе – обязательная форма работы учителя с детьми. Еженедельное общение на те или иные темы позволяет сплотиться коллективу, стать более дисциплинированными и задуматься о серьезных и важных темах.

Как разнообразить? Если вы боитесь, что детям будет скучно, придумайте нестандартную форму работы, привлеките учащихся к организации, позвольте им самим поучаствовать в выборе темы. Пусть они почувствуют себя значимыми, тогда им будет интересно, а пользы классный час принесет гораздо больше.

Оглавление:
  1. Характерные особенности классного часа
  2. Функции классного часа
  3. Основные компоненты классного часа
  4. Виды классных часов
  5. Формы проведения классных часов в 6 классе
  6. Тематика классных часов в 6 классе
  7. Советы по организации классного часа в 6 классе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Характерные особенности классного часа

Внеклассная работа – чрезвычайно важная часть воспитания, образования и социализации школьников. Одна из основных форм этой работы – классный час, где педагог организует деятельность по формированию системы отношений школьников к обществу, к окружающему миру.

Ученые, занимающиеся изучением закономерностей педагогического процесса в школе, дают такие определения этой формы воспитательной работы:

  1. «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В. П. Созонов).
  2. «Классный час… – это… та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…» (Л. И. Маленкова).
  3. «Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Характерные особенности классного часа

Ориентируясь на эти определения классного часа, можно выделить его основные признаки:

  • во-первых, это внеурочная деятельность педагогической работы по воспитанию школьников, и ей не могут быть присущи такие особенности урока, как академизм, она не проходит в назидательном тоне;
  • во-вторых, несмотря не то, что классный час проводится одновременно со всем коллективом школьников, используются и групповые, и индивидуальные формы воспитательной работы;
  • в-третьих, несмотря на то, что классный час имеет гибкую форму и структуру, не нужно подменять этим понятием все педагогические контакты классного руководителя с учащимися;
  • в-четвертых, классный час – это час классного руководителя, где он играет главную роль в этой форме общения со своими воспитанниками.

В системе воспитательной работы классного руководителя классный час – это основной ее компонент, осуществляемый с различными целями, направленными на воспитание школьников. Его формы и технологии варьируются в зависимости от условий проведения, решаемых задач, опыта педагога и возраста учащихся.

Неважно, как называется классный час в практике школы и в специальной литературе: час классного руководителя, час воспитания или воспитательный час. Главное – это создание здорового нравственного климата, обеспечение делового общения педагога со школьниками в рамках точно определенных целей.

Функции классного часа

Методические рекомендации определяют следующие функции классных часов в 5-6 классе и у старшеклассников средней школы:

  • Просветительская. Школьники получают знания, не вошедшие в рамки школьной программы, расширяют знания о мире.
  • Ориентирующая. Формирует у учеников отношение к окружающему миру, помогает оценить его, вырабатывает иерархию материальных и духовных ценностей.
  • Направляющая. Способствует переводу функций ознакомления с миром и суждения о нем в практическое русло. Если в процессе проведения классного часа нет практической направленности, то есть знания не переходят в убеждения, его можно считать малоэффективным. Резко возрастает вероятность проявления скепсиса, лицемерия и прочих отрицательных качеств личности. Беседы о жизни должны направлять учащихся на практические дела.
  • Формирующая. Реализует три предыдущие функции, формирует у школьников привычку анализировать себя и свою жизнь, умение участвовать в групповом обсуждении, аргументировать свое мнение.

Функции классного часа

Готовясь к проведению классного часа, дети рисуют, сочиняют, занимаются прикладными видами ручного труда, то есть получают специальные умения и навыки. Если их деятельность правильно организована педагогом, между школьниками формируются положительные взаимоотношения, складывается действенное общественное мнение.

Основные компоненты классного часа

  1. Целевой компонент – целевые установки ориентированы на развитие индивидуальности детей, планирование в перспективе уникального образа его жизни.
  2. Содержательный компонент – содержание классного мероприятия направлено на самореализацию и самоутверждение личности ученика.
  3. Организационно-деятельный компонент – школьники организуют классный час наравне с педагогом. Проявляется и развивается индивидуальность детей, они заинтересованы в успехе мероприятия, применяют свой жизненный опыт.
  4. Оценочно-аналитический компонент – оценивается результативность классного часа, критериями которой являются значение для личности полученной информации, ее влияние на индивидуальность и творческие задатки школьников.

После того, как классный руководитель определит наполнение компонентов классного часа, он должен проработать технологические нюансы и организационные моменты:

  • Определить вместе с учениками и их родителями тематику классных часов на новый учебный год.
  • Уточнить цель мероприятия, выбрать форму его проведения.
  • Определить время и место проведения.
  • Разработать план подготовки и проведения классного часа, обращая внимание на ключевые моменты.
  • Подобрать музыку, наглядные пособия и другой материал для визуализации.
  • Определить участников подготовки и проведения мероприятия и распределить между ними роли и задания.
  • Провести классный час.
  • Проанализировать и оценить эффективность мероприятия и подготовительной работы к нему (этот компонент нередко упускается в практической деятельности).

Чтобы поддержать интерес школьников к подготовке классных часов, можно заранее сообщить им темы запланированных мероприятий, чтобы они смогли участвовать в наиболее интересных для них тематиках.

Мини-группы учеников, готовящих классный час, совместно с педагогом подбирают и анализируют материалы и информацию, готовят выступления на концерте, оформляют пригласительные билеты. Очень важна неподдельная заинтересованность классного руководителя в результативности мероприятия.

Виды классных часов

Классные часы можно подразделить на три вида:

  1. Подготовка классных часов первого вида требует от классного руководителя большого педагогического и личного опыта, а также широкого кругозора. Учащихся здесь привлекают лишь как участников беседы для обсуждения темы, сообщения примеров, отдельных фактов.

    В подобных классных часах можно предлагать следующие темы: «Об индивидуальности и индивидуализме», «О самовоспитании», «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Художественный вкус и мода». На некоторые классные часы можно пригласить экспертов (врачи, юристы, психологи), заранее оказав им помощь в подготовке к выступлению.

  2. При подготовке к классным часам второго вида педагог организует совместную деятельность со школьниками. Он определяет главное направление и содержание мероприятия, а пути и методы их реализации осуществляет вместе с учениками. Классный руководитель ведет классный час, координирует заранее подготовленные выступления школьников, объединяя их единой идеей и привлекая всех к обсуждению проблемы.

    Этот вид объединяет темы классных часов типа: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека».

  3. Подготовка классных часов третьего вида полностью полагается на активность и самостоятельность школьников. Педагог продумывает идеи и общую структуру классного часа, совместно с детьми создает творческие задания микрогруппам.

    Здесь открывается широкое поле для детского творчества, фантазии и новых идей. Между микрогруппами возникает творческое соревнование: чьи выдумки интереснее. Дети самостоятельно ведут классный час, классный руководитель лишь корректирует процесс время от времени.

Виды классных часов
Виды классных часов

Выбор педагогом оптимального вида подготовки и проведения классного часа зависит от возраста детей и поднятой проблемы.

Формы проведения классных часов в 6 классе

Диапазон форматов классных часов в 6 классе широк и разнообразен:

  1. Дискуссионные формы:
    • аукцион;
    • вечер вопросов и ответов;
    • встреча с приглашенными людьми;
    • дискуссия;
    • диспут;
    • конференция;
    • круглый стол;
    • лекторий.
  2. Формы состязательного характера:
    • викторина;
    • КВН;
    • конкурс;
    • олимпиада;
    • парад;
    • путешествие;
    • смотр;
    • турнир;
    • эстафета полезных дел.
  3. Творческие формы:
    • выставка;
    • живая газета;
    • концерт;
    • представление (проектов);
    • спектакль;
    • творческий труд;
    • устный журнал;
    • фестиваль;
    • юморина;
    • ярмарка.
  4. Игровые формы:
    • сюжетные игры;
    • ролевые игры;
    • интеллектуальные;
    • игры-катастрофы.
  5. Подвижные формы:
    • веселые старты;
    • малая олимпиада;
    • тематический день (атлетики; здоровья и т.д.);
    • школьная олимпиада.

Тематика классных часов в 6 классе

Тематика классных часов должна составляться в соответствии с общим планом мероприятий школы, с анализом воспитательной работы за предыдущий год и с целями и задачами текущего учебного года. Классный руководитель координирует их подготовку и проведение.

Эти мероприятия заранее планируются, и они должны быть отражены в общем плане классного руководителя (плане воспитательной работы). Возможная тематика классных часов в 6 классе:

  • Морально-этические проблемы. Формируют отношение учеников к самому себе, окружающему миру и социуму (Родина, природа, труд, родители, школьный коллектив).
  • Проблемы науки и познания. Вырабатывают у школьников правильное отношение к таким источникам духовного развития человека, как наука, литература, учебная деятельность.
  • Эстетические проблемы. Формируют творческий потенциал, положительное восприятие эстетики жизни, труда, искусства, самого себя, знакомят с основными положениями эстетики через проявления прекрасного в природе, быту и поведении людей, труде и моде.
  • Вопросы государства и права. Классные часы на тему политики зависят от текущих событий в стране и в мире. Они знакомят учащихся с сутью политики государства, развивают интерес к ней, воспитывают чувство ответственности за Родину и положительное отношение к ее успехам на международной арене.
  • Вопросы физиологии и гигиены, здорового образа жизни. Помогают детям воспринять их как обязательные составляющие культуры и красоты личности. Классные часы в 6 классе в этой тематике должны также затрагивать проблему безопасности учащихся.
  • Психологические проблемы. Знакомят детей с азами элементарной психологии, стимулируют процесс самовоспитания.
  • Проблемы экологии. Чаще всего это беседы о животном и растительном мире, формирующие ответственное отношение к природе.
  • Общешкольные проблемы. Могут быть посвящены памятным датам, праздникам, общественным событиям.

Тематика классных часов в 6 классе

Примерные темы классных часов в 6 классе охватывают различные направления:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
    • 23 февраля – день настоящих мужчин.
    • Гражданская ответственность. Кто и за что отвечает.
    • Дети войны.
    • Есть такая профессия – Родину защищать.
    • Земляки Куприна и Белинского (здесь могут быть указаны различные фамилии, в зависимости от поставленных на классном часе задач).
    • Конституция – главный закон страны.
    • Люблю тебя, моя Москва! (город может быть любым).
    • Мои права и обязанности.
    • Памяти дедов будем достойны!
    • Под крылом двуглавого орла.
    • Символика Российской Федерации.
    • Строки, опаленные войной.
    • Это нужно живым!
    • Я имею право!
    • Я ребенок – я гражданин.
  2. Духовно-нравственное воспитание
    • Этикет сегодня. Проблемы разговорной речи.
    • Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть.
    • Чистота языка – чистота души.
    • Талант дружить.
    • Сострадание – СО-СТРАДАНИЕ.
    • Портрет моего поколения.
    • По каким правилам живет наш класс?
    • Одиночество среди толпы.
    • О героях книг с уважением и любовью.
    • На кого я хочу быть похожим.
    • Мои главные ценности.
    • Люди! Будьте милосердны!
    • Культурный человек – кто это?
    • Как прекрасен этот мир! Посмотри!
    • Как не стать жестоким.
    • Интеллигентность сегодня не в моде?
    • Идеалы: вчера, сегодня и завтра.
    • Давайте говорить друг другу комплименты.
    • Внешний облик и внутренний мир.
    • «Что значит красота, и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
  3. Здоровый образ жизни
    • Будь внимателен к своим эмоциям.
    • В здоровом теле – здоровый дух.
    • Гиподинамия – что это?
    • Движение – это жизнь.
    • Закаливание – верный путь к здоровому организму.
    • Здоровый образ жизни – главное условие профилактики вредных привычек.
    • Здоровье – бесценное богатство.
    • Как не стать рабом привычки.
    • Коктейль «Здоровье». Рекомендации по приему.
    • Наши враги и друзья на столе.
    • От чего зависят рост и развитие организма.
    • Правила здорового питания.
    • Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья.
    • Стресс и как с ним бороться.
    • Суд над табаком.
    • Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Или как продлить свою жизнь.
    • Эмоции в нашей жизни.
  4. Экологическое воспитание
    • Экология родного края.
    • Экологические катастрофы.
    • Человечеству – здоровую планету.
    • Цивилизация – начало борьбы с природой.
    • Сохранить природу – значит сохранить жизнь.
    • Природа не прощает ошибок.
    • Природа в музыке и поэзии.
    • Мы в ответе за тех, кого приручили.
    • Моя зеленая планета.
    • Листая Красную книгу.
    • Кодекс юного эколога.
    • Источники загрязнения окружающей среды.
    • Заповедники России.
    • День птиц.
    • День воды.
    • Вторая жизнь упаковки.
    • Внимание: бытовые отходы.
    • В защиту матери-земли.
    • Благословенна Земля и на ней человек!
    • Берегите лес от пожаров.

Советы по организации классного часа в 6 классе

Чтобы провести интересный классный час в 6 классе, нужно учесть психологические особенности восприятия детей этого возраста. Если внимание школьников снижается в ходе мероприятия, можно использовать музыкальную паузу, предложить интересный материал, задать острый вопрос, сменить один вид деятельность на другой.

Методические рекомендации предполагают, что классный руководитель при организации классного часа работает в следующих направлениях:

  • Определение содержания.
  • Организационные моменты.
  • Планирование серии классных часов для достижения целей воспитательной работы.

Каждый педагог имеет свои «секреты» успешного проведения классного часа, однако без правильной подготовки успеха достичь невозможно.

Рациональный план подготовки

  1. Определение темы.
  2. Формулирование целей и задач воспитательной работы.
  3. Подбор практического материала и необходимого оборудования.
  4. Создание инициативной группы школьников, распределение между ними обязанностей.
  5. Определение необходимости участия приглашенных специалистов – экспертов по теме классного часа.

Структура классного часа не может быть ограничена какими-то строгими рамками. Содержание и различные, порой необычные, формы его проведения делают каждое такое мероприятие оригинальным и неповторимым.

По традиции структура классного часа состоит из трех частей:

  1. Вступительная часть. Цель – постановка проблемы.
  2. Основная часть. Цель – обсуждение проблемы.
  3. Заключительная. Цель – принятие решения.

Учитывая методику проведения классного часа, педагогу приходится решать дилемму: как сделать так, чтобы атмосфера мероприятия была непринужденной и непосредственной и, тем не менее, соблюдались жесткие правила поведения, тишина, внимание школьников и четкий порядок. Это важно для того, чтобы непосредственность не превратилась в фамильярность, непринужденность – в разболтанность, а свобода – в отсутствие дисциплины.

В каждом школьном коллективе есть свои традиции. Однако в основе всегда должны лежать правила поведения, без соблюдения которых практически невозможно провести классный час на высоком уровне. Еще до мероприятия или в его начале педагог должен предложить школьникам принять и соблюдать правила общения:

  1. Уважать друг друга.
  2. Внимательно прислушиваться к любому мнению.
  3. У каждого есть право задать любой вопрос.
  4. Все имеют право на внимание и понимание. Когда кто-то говорит, все должны его слушать.
  5. Если хочется высказаться, нужно поднять руку.

Педагог составляет план проведения классных часов и определяет их наполнение лишь тогда, когда с помощью опроса, анкетирования, личной или групповой беседы поймет, на каком уровне находится воспитанность учеников, их нравственные ориентиры, взгляды, чем они интересуются, к чему стремятся. Формат проведения классного часа зависит от возраста и развития школьников, особенностей классного коллектива.

Советы по организации классного часа в 6 классе

Классный руководитель должен отлично разбираться в психологии школьного возраста, уметь четко организовать деятельность учеников, учесть их индивидуальные особенности, создав в итоге благоприятную атмосферу для всех и каждого.

Он сочетает в себе сразу несколько ролей: педагог, воспитатель, консультант для мам и пап, организатор, подотчетное лицо, аудитор учебной деятельности. Классный руководитель может быть так же близок к ребенку, как его родители, не имея при этом прав на чужих детей, аналогичных родительским. Главные инструменты его нелегкого труда – это ответственность, добрая воля, чуткость, понимание и доброта.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw