Классный час в 6 классе: советы по организации
Сохранить статью:
Зачем проводят? Классный час в 6 классе – обязательная форма работы учителя с детьми. Еженедельное общение на те или иные темы позволяет сплотиться коллективу, стать более дисциплинированными и задуматься о серьезных и важных темах.
Как разнообразить? Если вы боитесь, что детям будет скучно, придумайте нестандартную форму работы, привлеките учащихся к организации, позвольте им самим поучаствовать в выборе темы. Пусть они почувствуют себя значимыми, тогда им будет интересно, а пользы классный час принесет гораздо больше.
Характерные особенности классного часа
Внеклассная работа – чрезвычайно важная часть воспитания, образования и социализации школьников. Одна из основных форм этой работы – классный час, где педагог организует деятельность по формированию системы отношений школьников к обществу, к окружающему миру.
Ученые, занимающиеся изучением закономерностей педагогического процесса в школе, дают такие определения этой формы воспитательной работы:
- «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В. П. Созонов).
- «Классный час… – это… та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…» (Л. И. Маленкова).
- «Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).
Ориентируясь на эти определения классного часа, можно выделить его основные признаки:
- во-первых, это внеурочная деятельность педагогической работы по воспитанию школьников, и ей не могут быть присущи такие особенности урока, как академизм, она не проходит в назидательном тоне;
- во-вторых, несмотря не то, что классный час проводится одновременно со всем коллективом школьников, используются и групповые, и индивидуальные формы воспитательной работы;
- в-третьих, несмотря на то, что классный час имеет гибкую форму и структуру, не нужно подменять этим понятием все педагогические контакты классного руководителя с учащимися;
- в-четвертых, классный час – это час классного руководителя, где он играет главную роль в этой форме общения со своими воспитанниками.
В системе воспитательной работы классного руководителя классный час – это основной ее компонент, осуществляемый с различными целями, направленными на воспитание школьников. Его формы и технологии варьируются в зависимости от условий проведения, решаемых задач, опыта педагога и возраста учащихся.
Неважно, как называется классный час в практике школы и в специальной литературе: час классного руководителя, час воспитания или воспитательный час. Главное – это создание здорового нравственного климата, обеспечение делового общения педагога со школьниками в рамках точно определенных целей.
Функции классного часа
Методические рекомендации определяют следующие функции классных часов в 5-6 классе и у старшеклассников средней школы:
- Просветительская. Школьники получают знания, не вошедшие в рамки школьной программы, расширяют знания о мире.
- Ориентирующая. Формирует у учеников отношение к окружающему миру, помогает оценить его, вырабатывает иерархию материальных и духовных ценностей.
- Направляющая. Способствует переводу функций ознакомления с миром и суждения о нем в практическое русло. Если в процессе проведения классного часа нет практической направленности, то есть знания не переходят в убеждения, его можно считать малоэффективным. Резко возрастает вероятность проявления скепсиса, лицемерия и прочих отрицательных качеств личности. Беседы о жизни должны направлять учащихся на практические дела.
- Формирующая. Реализует три предыдущие функции, формирует у школьников привычку анализировать себя и свою жизнь, умение участвовать в групповом обсуждении, аргументировать свое мнение.
Готовясь к проведению классного часа, дети рисуют, сочиняют, занимаются прикладными видами ручного труда, то есть получают специальные умения и навыки. Если их деятельность правильно организована педагогом, между школьниками формируются положительные взаимоотношения, складывается действенное общественное мнение.
Основные компоненты классного часа
- Целевой компонент – целевые установки ориентированы на развитие индивидуальности детей, планирование в перспективе уникального образа его жизни.
- Содержательный компонент – содержание классного мероприятия направлено на самореализацию и самоутверждение личности ученика.
- Организационно-деятельный компонент – школьники организуют классный час наравне с педагогом. Проявляется и развивается индивидуальность детей, они заинтересованы в успехе мероприятия, применяют свой жизненный опыт.
- Оценочно-аналитический компонент – оценивается результативность классного часа, критериями которой являются значение для личности полученной информации, ее влияние на индивидуальность и творческие задатки школьников.
После того, как классный руководитель определит наполнение компонентов классного часа, он должен проработать технологические нюансы и организационные моменты:
- Определить вместе с учениками и их родителями тематику классных часов на новый учебный год.
- Уточнить цель мероприятия, выбрать форму его проведения.
- Определить время и место проведения.
- Разработать план подготовки и проведения классного часа, обращая внимание на ключевые моменты.
- Подобрать музыку, наглядные пособия и другой материал для визуализации.
- Определить участников подготовки и проведения мероприятия и распределить между ними роли и задания.
- Провести классный час.
- Проанализировать и оценить эффективность мероприятия и подготовительной работы к нему (этот компонент нередко упускается в практической деятельности).
Чтобы поддержать интерес школьников к подготовке классных часов, можно заранее сообщить им темы запланированных мероприятий, чтобы они смогли участвовать в наиболее интересных для них тематиках.
на наши новости
500 000 пользователей!
Мини-группы учеников, готовящих классный час, совместно с педагогом подбирают и анализируют материалы и информацию, готовят выступления на концерте, оформляют пригласительные билеты. Очень важна неподдельная заинтересованность классного руководителя в результативности мероприятия.
Виды классных часов
Классные часы можно подразделить на три вида:
-
Подготовка классных часов первого вида требует от классного руководителя большого педагогического и личного опыта, а также широкого кругозора. Учащихся здесь привлекают лишь как участников беседы для обсуждения темы, сообщения примеров, отдельных фактов.
В подобных классных часах можно предлагать следующие темы: «Об индивидуальности и индивидуализме», «О самовоспитании», «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Художественный вкус и мода». На некоторые классные часы можно пригласить экспертов (врачи, юристы, психологи), заранее оказав им помощь в подготовке к выступлению.
-
При подготовке к классным часам второго вида педагог организует совместную деятельность со школьниками. Он определяет главное направление и содержание мероприятия, а пути и методы их реализации осуществляет вместе с учениками. Классный руководитель ведет классный час, координирует заранее подготовленные выступления школьников, объединяя их единой идеей и привлекая всех к обсуждению проблемы.
Этот вид объединяет темы классных часов типа: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека».
-
Подготовка классных часов третьего вида полностью полагается на активность и самостоятельность школьников. Педагог продумывает идеи и общую структуру классного часа, совместно с детьми создает творческие задания микрогруппам.
Здесь открывается широкое поле для детского творчества, фантазии и новых идей. Между микрогруппами возникает творческое соревнование: чьи выдумки интереснее. Дети самостоятельно ведут классный час, классный руководитель лишь корректирует процесс время от времени.
Выбор педагогом оптимального вида подготовки и проведения классного часа зависит от возраста детей и поднятой проблемы.
Формы проведения классных часов в 6 классе
Диапазон форматов классных часов в 6 классе широк и разнообразен:
- Дискуссионные формы:
- аукцион;
- вечер вопросов и ответов;
- встреча с приглашенными людьми;
- дискуссия;
- диспут;
- конференция;
- круглый стол;
- лекторий.
- Формы состязательного характера:
- викторина;
- КВН;
- конкурс;
- олимпиада;
- парад;
- путешествие;
- смотр;
- турнир;
- эстафета полезных дел.
- Творческие формы:
- выставка;
- живая газета;
- концерт;
- представление (проектов);
- спектакль;
- творческий труд;
- устный журнал;
- фестиваль;
- юморина;
- ярмарка.
- Игровые формы:
- сюжетные игры;
- ролевые игры;
- интеллектуальные;
- игры-катастрофы.
- Подвижные формы:
- веселые старты;
- малая олимпиада;
- тематический день (атлетики; здоровья и т.д.);
- школьная олимпиада.
Тематика классных часов в 6 классе
Тематика классных часов должна составляться в соответствии с общим планом мероприятий школы, с анализом воспитательной работы за предыдущий год и с целями и задачами текущего учебного года. Классный руководитель координирует их подготовку и проведение.
Эти мероприятия заранее планируются, и они должны быть отражены в общем плане классного руководителя (плане воспитательной работы). Возможная тематика классных часов в 6 классе:
- Морально-этические проблемы. Формируют отношение учеников к самому себе, окружающему миру и социуму (Родина, природа, труд, родители, школьный коллектив).
- Проблемы науки и познания. Вырабатывают у школьников правильное отношение к таким источникам духовного развития человека, как наука, литература, учебная деятельность.
- Эстетические проблемы. Формируют творческий потенциал, положительное восприятие эстетики жизни, труда, искусства, самого себя, знакомят с основными положениями эстетики через проявления прекрасного в природе, быту и поведении людей, труде и моде.
- Вопросы государства и права. Классные часы на тему политики зависят от текущих событий в стране и в мире. Они знакомят учащихся с сутью политики государства, развивают интерес к ней, воспитывают чувство ответственности за Родину и положительное отношение к ее успехам на международной арене.
- Вопросы физиологии и гигиены, здорового образа жизни. Помогают детям воспринять их как обязательные составляющие культуры и красоты личности. Классные часы в 6 классе в этой тематике должны также затрагивать проблему безопасности учащихся.
- Психологические проблемы. Знакомят детей с азами элементарной психологии, стимулируют процесс самовоспитания.
- Проблемы экологии. Чаще всего это беседы о животном и растительном мире, формирующие ответственное отношение к природе.
- Общешкольные проблемы. Могут быть посвящены памятным датам, праздникам, общественным событиям.
Примерные темы классных часов в 6 классе охватывают различные направления:
- Гражданско-патриотическое воспитание
- 23 февраля – день настоящих мужчин.
- Гражданская ответственность. Кто и за что отвечает.
- Дети войны.
- Есть такая профессия – Родину защищать.
- Земляки Куприна и Белинского (здесь могут быть указаны различные фамилии, в зависимости от поставленных на классном часе задач).
- Конституция – главный закон страны.
- Люблю тебя, моя Москва! (город может быть любым).
- Мои права и обязанности.
- Памяти дедов будем достойны!
- Под крылом двуглавого орла.
- Символика Российской Федерации.
- Строки, опаленные войной.
- Это нужно живым!
- Я имею право!
- Я ребенок – я гражданин.
- Духовно-нравственное воспитание
- Этикет сегодня. Проблемы разговорной речи.
- Чтобы радость друг другу дарить, нужно добрым и вежливым быть.
- Чистота языка – чистота души.
- Талант дружить.
- Сострадание – СО-СТРАДАНИЕ.
- Портрет моего поколения.
- По каким правилам живет наш класс?
- Одиночество среди толпы.
- О героях книг с уважением и любовью.
- На кого я хочу быть похожим.
- Мои главные ценности.
- Люди! Будьте милосердны!
- Культурный человек – кто это?
- Как прекрасен этот мир! Посмотри!
- Как не стать жестоким.
- Интеллигентность сегодня не в моде?
- Идеалы: вчера, сегодня и завтра.
- Давайте говорить друг другу комплименты.
- Внешний облик и внутренний мир.
- «Что значит красота, и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
- Здоровый образ жизни
- Будь внимателен к своим эмоциям.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Гиподинамия – что это?
- Движение – это жизнь.
- Закаливание – верный путь к здоровому организму.
- Здоровый образ жизни – главное условие профилактики вредных привычек.
- Здоровье – бесценное богатство.
- Как не стать рабом привычки.
- Коктейль «Здоровье». Рекомендации по приему.
- Наши враги и друзья на столе.
- От чего зависят рост и развитие организма.
- Правила здорового питания.
- Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья.
- Стресс и как с ним бороться.
- Суд над табаком.
- Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Или как продлить свою жизнь.
- Эмоции в нашей жизни.
- Экологическое воспитание
- Экология родного края.
- Экологические катастрофы.
- Человечеству – здоровую планету.
- Цивилизация – начало борьбы с природой.
- Сохранить природу – значит сохранить жизнь.
- Природа не прощает ошибок.
- Природа в музыке и поэзии.
- Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Моя зеленая планета.
- Листая Красную книгу.
- Кодекс юного эколога.
- Источники загрязнения окружающей среды.
- Заповедники России.
- День птиц.
- День воды.
- Вторая жизнь упаковки.
- Внимание: бытовые отходы.
- В защиту матери-земли.
- Благословенна Земля и на ней человек!
- Берегите лес от пожаров.
Советы по организации классного часа в 6 классе
Чтобы провести интересный классный час в 6 классе, нужно учесть психологические особенности восприятия детей этого возраста. Если внимание школьников снижается в ходе мероприятия, можно использовать музыкальную паузу, предложить интересный материал, задать острый вопрос, сменить один вид деятельность на другой.
Методические рекомендации предполагают, что классный руководитель при организации классного часа работает в следующих направлениях:
- Определение содержания.
- Организационные моменты.
- Планирование серии классных часов для достижения целей воспитательной работы.
Каждый педагог имеет свои «секреты» успешного проведения классного часа, однако без правильной подготовки успеха достичь невозможно.
Рациональный план подготовки
- Определение темы.
- Формулирование целей и задач воспитательной работы.
- Подбор практического материала и необходимого оборудования.
- Создание инициативной группы школьников, распределение между ними обязанностей.
- Определение необходимости участия приглашенных специалистов – экспертов по теме классного часа.
Структура классного часа не может быть ограничена какими-то строгими рамками. Содержание и различные, порой необычные, формы его проведения делают каждое такое мероприятие оригинальным и неповторимым.
По традиции структура классного часа состоит из трех частей:
- Вступительная часть. Цель – постановка проблемы.
- Основная часть. Цель – обсуждение проблемы.
- Заключительная. Цель – принятие решения.
Учитывая методику проведения классного часа, педагогу приходится решать дилемму: как сделать так, чтобы атмосфера мероприятия была непринужденной и непосредственной и, тем не менее, соблюдались жесткие правила поведения, тишина, внимание школьников и четкий порядок. Это важно для того, чтобы непосредственность не превратилась в фамильярность, непринужденность – в разболтанность, а свобода – в отсутствие дисциплины.
В каждом школьном коллективе есть свои традиции. Однако в основе всегда должны лежать правила поведения, без соблюдения которых практически невозможно провести классный час на высоком уровне. Еще до мероприятия или в его начале педагог должен предложить школьникам принять и соблюдать правила общения:
- Уважать друг друга.
- Внимательно прислушиваться к любому мнению.
- У каждого есть право задать любой вопрос.
- Все имеют право на внимание и понимание. Когда кто-то говорит, все должны его слушать.
- Если хочется высказаться, нужно поднять руку.
Педагог составляет план проведения классных часов и определяет их наполнение лишь тогда, когда с помощью опроса, анкетирования, личной или групповой беседы поймет, на каком уровне находится воспитанность учеников, их нравственные ориентиры, взгляды, чем они интересуются, к чему стремятся. Формат проведения классного часа зависит от возраста и развития школьников, особенностей классного коллектива.
Классный руководитель должен отлично разбираться в психологии школьного возраста, уметь четко организовать деятельность учеников, учесть их индивидуальные особенности, создав в итоге благоприятную атмосферу для всех и каждого.
Он сочетает в себе сразу несколько ролей: педагог, воспитатель, консультант для мам и пап, организатор, подотчетное лицо, аудитор учебной деятельности. Классный руководитель может быть так же близок к ребенку, как его родители, не имея при этом прав на чужих детей, аналогичных родительским. Главные инструменты его нелегкого труда – это ответственность, добрая воля, чуткость, понимание и доброта.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: