Моделирование в ДОУ: характеристики, рекомендации, задачи
Сохранить статью:
О чем речь? Моделирование в ДОУ представляет собой процесс создания моделей, на основе которых ребенок может познавать свойства, структуру и связи объектов. При этом скрытые качества предметов становятся очевидными, что облегчает их изучение.
На что обратить внимание? Моделирование может применяться в разных сферах. При изучении математики оно помогает заложить основы тригонометрических знаний, а при исследовании природных взаимосвязей – приблизиться к пониманию физической модели мира.
Что представляет собой метод моделирования в ДОУ
По сравнению с другими методами научного познания метод моделирования является сравнительно молодым, но потенциал его велик. Сейчас технология моделирования с успехом применяется в рамках образовательного процесса, в том числе и в дошкольных учреждениях (ДОУ) по действующим ФГОС.
Выдающийся отечественный психолог и педагог, специалист по проблемам мышления дошкольников Н. Н. Поддьяков отмечал, что в наше время невозможно дать детям исчерпывающую сумму знаний, как это было в традиционной системе; вместо этого нужно наделять их ключом к познанию действительности. Одним из таких универсальных методов служит моделирование, используемое для формирования предметно-развивающей среды уже в группах ДОУ.
Основополагающим здесь выступает принцип замещения, согласно которому отдельный предмет или элемент может быть заменен другим, аналогичным. Мыслительные способности ребенка развиваются благодаря специальным моделям, схемам, которые в наглядной форме демонстрируют свойства и характеристики объекта, его взаимосвязи.
Для повышения мотивации детей целесообразно делать такие модели составной частью дидактических, сюжетно-ролевых игр. Игровые формы удовлетворяют детскую любознательность и позволяют вовлечь ребенка в процесс познания окружающего мира, наглядно представив, как связаны друг с другом наблюдаемые объекты и явления.
Метод наглядного моделирования обладает большой эффективностью по познавательному развитию воспитанников ДОУ. Таким образом можно упростить образ объекта, обозначив его отдельные стороны и связи с другими предметами. Разумеется, модель не способна дать абсолютно полное представление об оригинале, но для начального уровня познания, особенно для детей дошкольного возраста, она подходит как нельзя лучше.
Однако при этом необходимо обращать внимание, что модель является образом объекта в миниатюре, так что следует сказать и о том, что представляют собой реальные предметы и явления и каковы их особенности.
В отличие от обычного рассказа, не подкрепленного какой-либо демонстрацией, игровое моделирование в ДОУ дает возможность удерживать познавательный интерес дошкольников, что обеспечивает устойчивую концентрацию их внимания, активизирует их мыслительную деятельность.
На примере схем и моделей дети учатся находить закономерности и связи между объектами, и понимание тех процессов, которые изначально казались им очень сложными, будет стимулировать их к дальнейшему изучению мира.
Конечно, моделирование не должно превращаться в единственное направление работы в ДОУ, тем более что далеко не все детали окружающей нас действительности можно представить в подобном виде. Также следует помнить, что процесс обучения представляет собой взаимодействие педагога с воспитанником, и модель является лишь наглядным средством, которое дополняет объяснение учителя.
Для более подробного ознакомления с методом моделирования в ДОУ рекомендуем обратить внимание на наши дистанционные курсы повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования».
Характеристики модели
Поскольку модель – это наглядно-практическое средство обучения, то для выполнения своих функций моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ должно соответствовать следующим требованиям:
- адекватное отражение основных свойств, структуры и отношений, присущих изучаемому объекту.
- доступность для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста;
- возможность наглядной демонстрации процессов, происходящих в материальном мире;
- связь с другими приемами обучения и гармоническая включенность в образовательный процесс.
Моделирование в ДОУ включает три основных вида моделей, каждый из которых обладает определенными особенностями:
Предметная модель
По внешнему виду это некая физическая конструкция, являющаяся образом предмета. Модель должна быть аналогична воспроизводимому объекту по следующим параметрам: размеры ее элементов пропорциональны оригиналу, имеется внешняя схожесть и взаимосвязь с соседними предметами, воспроизводятся ведущие характеристики, например амплитуда движений, характер изменений и т. п.
Стопроцентная точность воспроизведения обычно не требуется, да зачастую она и не столь важна. Главное, чтобы модель объясняла, что представляет собой объект, как он соотносится с другими.
Предметно-схематическая модель
Здесь основной упор делается на вскрытие связей между предметами, и для их обозначения используются различные символы-заместители и графические знаки. Именно этим и определяется структура модели – характеристики, не имеющие значения для изучаемых взаимосвязей, могут быть опущены.
на наши новости
500 000 пользователей!
Графические модели
Такие модели имеют различную форму, и преимущественно они применяются в школе, хотя изображения и простейшие графики вполне доступны для моделирования на занятиях в ДОУ.
Методические рекомендации по введению моделирования в образовательный процесс ДОУ
Педагогическая основа моделирования в ДОУ должна строиться с учетом ряда факторов:
- Модель так или иначе должна упрощать объект, делать его более доступным для понимания детей. Ее использование составляет лишь один из этапов занятия, и представлению модели должно предшествовать вводное объяснение, а по ходу демонстрации необходимы комментарии педагога.
- Внедрение моделирования в учебный процесс ДОУ требует определенного уровня сформированности навыков умственной деятельности: умение анализировать и абстрагироваться от внешних форм; образное мышление, которое позволяет создавать законченные образы объектов и производить с ними мысленные операции; умение улавливать взаимосвязи. Хотя эти навыки развиваются непосредственно в процессе моделирования, нужна исходная база, от которой можно отталкиваться.
- Моделирование ситуаций в ДОУ способствует творческой деятельности детей, поэтому в ходе занятия необходимо их мотивировать, вовлекать в познавательный процесс.
- Модели, несмотря на их упрощенность, должны соответствовать уровню современных научных знаний, но при этом нужно учитывать особенности детского восприятия сообщаемой информации.
Чем сложнее изучаемый объект и его взаимосвязи, тем более развернутой и сложной должна быть модель. Наиболее эффективный прием моделирования в ДОУ – это определение существенных особенностей объекта и последующее привлечение самих детей к созданию моделей. Тем самым ребята выступают не просто отстраненными зрителями, а активными участниками процесса познания окружающей их действительности.
Использование приемов и инструментов моделирования в ДОУ
Как использовать методы моделирования на занятиях?
Моделирование в математическом развитии воспитанников ДОУ
Это:
- логические блоки Дьенеша – комплект объемных геометрических фигур, которые отличаются по внешним характеристикам (форма, размеры, цвет);
- палочки Кюизинера, представляющие собой набор счетных палочек разного цвета и длины, причем палочки, имеющие одинаковый размер, окрашены в один цвет. Они являются обозначением чисел, и их различие по длине обозначает последовательность цифр;
- «цепочки символов» – к примеру, знаки, с помощью которых происходит ориентирование на листе бумаги, создание графического изображения;
- опорные схемы, аббревиатуры и условные знаки, например порядок месяцев в году.
Моделирование обучающей среды
Это актуально в ДОУ по направлениям «Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей». Здесь используются такие инструменты:
- мнемотаблица – это схема, облегчающая запоминание определенной информации;
- мнемодорожки – последовательность изображений, отображающая некий процесс, например сюжет сказки.
- «зарисовка» загадок очень полезна для развития образного мышления;
- опорные схемы нацелены на формирование умения составлять творческие рассказы; как правило, схемы имеют вид ряда картинок;
- схемы при обучении чтению – они учат правильно составлять слова и предложения.
- символы, используемые при произношении чистоговорок.
Моделирование в рамках экологического воспитания
- На основе наблюдения за животными и растениями дети выделяют разновидности живых организмов, что фиксируется в виде модели. При этом могут применяться карточки-символы.
- Схожим образом обозначаются с помощью символов функции живых организмов: дыхание, движение и т. д.
- Выделение существенных признаков (цвет, внешняя форма, число конечностей и пр.) путем использования картинок-моделей.
- Обозначение среды обитания живых существ (наземная, воздушная и др.) в виде схем-моделей.
- Условия жизни и потребности живых организмов также представляются через условные обозначения.
Моделирование в изобразительной деятельности
Прежде всего это используется в технологических картах, которые отображают последовательность неких работ. Скажем, в виде серии изображений показываются этапы лепки, рисования предмета или сюжета. Отдельные технологические приемы обозначаются с помощью символов.
Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром»
Подобное моделирование может состоять в конструировании пятиступенчатой лесенки «Структура трудового процесса», в которой воспитанникам ДОУ будет наглядно представлено, какие компоненты включает в себя производство чего-либо. Аналогичным образом несложно представить и другие процессы, как внешние, так и связанные с человеком.
В целом моделирование в ДОУ дает возможность с помощью схем, таблиц и специального оборудования продемонстрировать существенные особенности объектов, причинно-следственные связи между ними и на основе этого развивать наглядно-схематическое мышление. Введение символов, опорных схем, мнемотаблиц имеет смысл начинать уже в средней группе, и в дальнейшем объем подобной информации должен расти.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: