Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Мультимедийный урок: шаг к новым технологиям в обучении
Главная > Блог > Мультимедийный урок: шаг к новым технологиям в обучении
06.10.2022
3161
Время чтения: 13 минут

Мультимедийный урок: шаг к новым технологиям в обучении

О чем речь? В эпоху информации и глобального информационного сообщества школа не должна оставаться в стороне. Цифровизация образования – приоритетное направление в современном мире. Поэтому мультимедийный урок сегодня — одна из важных составляющих школьного обучения.

На что обратить внимание? Подобный способ донесения информация до учеников очень результативный. Но для этого важно, чтобы занятие было выстроено в соответствии с его задачами. Мы расскажем, чем отличается мультимедийный урок от обычного и по каким принципам он проводится.

Оглавление:
  1. Что такое мультимедийный урок
  2. Типы интерактивности в мультимедийном уроке
  3. Цели и задачи мультимедийного урока
  4. Как строить мультимедийный урок
  5. Особенности мультимедийных уроков
  6. Преимущества мультимедийных уроков
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое мультимедийный урок

Современная жизнь диктует педагогам новые задачи: учащиеся должны уверенно чувствовать себя в новейших информационных условиях. В связи с этим нужно иначе строить учебный процесс, делая опорой информационные технологии. Новое поколение растёт в мире компьютерных игр, социальных сетей и прочих элементов цифровой культуры, и для этих детей использование современных технологий является естественным.

Что такое мультимедийный урок

Учителю важно определить для себя, зачем лично ему нужно использовать мультимедийные уроки, необходимость это или следование моде.

Мультимедийный урок не должен быть самоцелью и проводиться, только чтобы не отставать от модных веяний. Он должен помогать повышению уровня обучения.

Что называется мультимедийными технологиями?

Мультимедиа – это какие-то данные, представленные сразу в нескольких формах: звук, анимированная компьютерная графика, текст, видео, фотография.

Мультимедиа технологии — это современные средства, позволяющие работать со звуком, видеороликами, анимацией, статистическими изображениями и текстами в интерактивном режиме и использующиеся для организации и управления образовательным процессом. Они применяются во время проведения мультимедийного урока в школе.

Что же такое мультимедийный урок?

Так называется урок, который построен с опорой на мультимедийную технологию. При этом используются техника (компьютер, аудиоколонки, проектор и т.д.) и программные средства. Мультимедийные средства дают возможность работать одновременно с неподвижными графическими образами, видео, анимированными изображениями, звуком и данными, представленными в других формах.

В результате процесса информатизации образования в школах имеются условия для того, чтобы использовать мультимедийные средства на уроках. При наличии компьютера, проектора, экрана, интерактивной доски учитель имеет огромные возможности для применения на своих уроках современных средств обучения. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться для изучения любых предметов школьной программы.

Типы интерактивности в мультимедийном уроке

Говоря об интерактивности, обычно имеют в виду возможность управлять представлением данных во время учебного процесса:

  • действия с объектами;
  • прокручивание текста или изображения в рамках экрана;
  • контекстно-зависимая справка;
  • возможность создания или настройки экранных объектов, и т.д.

Типы интерактивности в мультимедийном уроке

Интерактивность способствует включению школьника в учебный процесс, поддерживает мотивацию к получению знаний, является стимулом к познавательной деятельности. Интерактивными могут (и должны) быть не только мультимедийные уроки. Но учитель может значительно расширить свои возможности, используя именно интерактивные мультимедийные объекты.

При использовании различных средств обучения, включая мультимедийные, выделяют три типа интерактивности: реактивное взаимодействие, активное взаимодействие, двустороннее взаимодействие.

  1. При реактивном взаимодействии обучающиеся могут проявлять своё отношение к информации (реагировать), но при этом мало возможностей управления программой.
  2. Активным взаимодействием называется вариант, когда есть возможность управлять ресурсом путём выбора скорости, объёма материала, последовательности его изучения.
  3. При двустороннем управлении программа адаптируется к потребностям учащихся, которые ею управляют.

Цели и задачи мультимедийного урока

Преимущества мультимедийного урока заключаются в расширении возможностей и решении следующих задач:

Технические возможности:

  • наглядно представить различные объекты, явления природы, процессы;
  • с помощью динамического представления процессов сделать наглядными абстрактные понятия;
  • используя симуляторы, виртуальные лаборатории, экскурсии и т.д., вырабатывать у обучающихся определённые навыки в условиях, близких к реальным;
  • объединять несколько видов подачи информации (текст, изображение, звук) и одновременно представлять их, воздействуя на все органы чувств.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки обработки больших объемов информации, представленных различными способами;
  • развивать способность критически мыслить, делать выводы;
  • стимулировать познавательные процессы;

Возможности педагогического взаимодействия:

  • двусторонне взаимодействовать с обучающимися;
  • реагируя на запросы ученика, приближать учебный процесс к индивидуальному (при этом обучающийся может выбирать путь изучения материала, формы взаимодействия с одногруппниками, необходимость использования ИКТ) и таким образом делать ученика активным членом образовательного процесса;
  • создавать условия для групповой работы в мультимедийной среде, что развивает навыки командной работы и повышает учебную мотивацию.

Цели и задачи мультимедийного урока

Дидактические задачи обучения, которые можно решить, используя мультимедийные средства на уроках:

  • усвоение базовых предметных знаний;
  • систематизация полученной информации;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование учебной мотивации в целом;
  • стимулирование интереса к информатике;
  • помощь в самостоятельном изучении учебного материала.

Если задействовать одновременно аудио и видеоинформацию, она запоминается лучше на 40-50 %. Мультимедиа даёт возможность представить данные сразу несколькими способами, поэтому повышается эффективность урока. Изучение материала при этом требует на 30 % меньше времени, а информация остаётся в памяти дольше.

Изучая данный вопрос, можно встретить словосочетание «урок с мультимедийной поддержкой». Речь в этом случае идёт об уроке, на котором применяются средства мультимедиа для повышения его эффективности. Учитель здесь традиционно является ведущим участником процесса обучения, зачастую основным источником информации, а технологии мультимедиа нужны ему, чтобы повысить уровень наглядности, применить различные способы подачи информации и увеличить доступность материала.

Например, можно обыграть технологию опорных конспектов В.Ф. Шаталова, выводя элементы опоры на экран в определённом режиме. Учитель может использовать гиперссылки для представления подробной информации, применить элементы анимации для привлечения внимания. При этом можно использовать мультимедийную поддержку с различной интенсивностью и в течение различного времени: как несколько минут, так и на протяжении целого урока.

Но существует и другое решение мультимедийного урока, когда он является мини-технологией. Учитель разрабатывает урок с определённой целью и задачами и определяет предполагаемые результаты обучения. Исходя из этого, подбирается информация, способы её подачи и дидактический инструментарий.

При проведении такого урока роль учителя заключается, прежде всего, в организации деятельности учеников и координировании их действий. Когда учитель проводит урок как мини-технологию, у него остаётся поле для импровизации, поэтому стоит ожидать, что опытный педагог сделает подобное занятие более привлекательным и динамичным. Но и начинающий учитель, используя в своей деятельности мультимедийный урок в форме мини-технологии, значительно повысит результативность и избежит проблем с появлением «педагогического брака».

Как выстроить мультимедийный урок

В первую очередь при разработке мультимедийного урока нужно учесть его цели и место, занимаемое в системе уроков по изучаемой теме или в курсе учебного предмета.

Как строить мультимедийный урок

Мультимедийный урок может быть проведён для:

  • изучения нового материала, представления неизвестной информации;
  • закрепления изученного, тренировки полученных умений и навыков;
  • повторения материала, применения ЗУНов на практике;
  • обобщения и систематизации изученного материала.

На таком уроке будет использоваться презентация, но в таком случае мультимедийный урок требует отбора информации. В презентации должны быть факты, способные вызвать интерес у всего класса, или те, что необходимы для усвоения темы, даже если они не очень интересны.

Не нужно ставить на первое место визуальные и звуковые эффекты, применение мультимедиа должны быть средством, а не целью создания презентации. Мультимедийные средства нужны для того, чтобы помочь усвоить факты.

Психологи утверждают, что зрительная информация воспринимается человеком на 25 %, слуховая – на 12 %, а совместное применение визуального и аудио способов подачи повышает восприятие до 65 %.

Разрабатывая и применяя презентации на уроках, учитель использует преимущества смешанной подачи информации:

  • можно наглядно и доступно показать вещи, которые трудно объяснить словами;
  • это вызывает интерес и вносит разнообразие в процесс презентации;
  • усиливается воздействие на аудиторию.

На уроке можно использовать сквозную презентацию (она показывается в течение всего урока) и несквозную (которая включается на том или ином этапе урока и способствует достижению его цели).

Применение сквозных презентаций менее эффективно и встречается реже. При этом зачастую экран всего лишь заменяет доску, а внимание обучающихся трудно удержать на протяжении всего урока. Можно избежать рассеивания внимания с помощью интерактивных средств, поэтому при разработке сквозной презентации следует продумать возможности их использования.

Какие этапы урока будет эффективно провести с использованием презентации?

  • первичное усвоение новых знаний;
  • первичное закрепление или применение (в этом случае можно использовать презентацию в качестве тренажёра).

В первом случае (объяснение нового материала) презентация должна не просто заменять записи на доске, а содержать оригинальные материалы, которые невозможно рассказать или показать другими способами. Это может быть фрагмент выступления учёного, видеозапись эксперимента или опыта, который нельзя провести в школе, снимки и модели природных объектов и так далее.

этапы урока

Если презентация применяется на этапе первичного закрепления материала, нужно сформировать практические задания с вариантами ответов и составить из них тренажёр. Школьники смогут применить полученные знания и оценить степень их усвоения.

Особенности мультимедийных уроков

Чтобы использовать мультимедийные средства обучения на уроках, требуется подготовка. Она будет ещё более скрупулёзной, чем при разработке обычного урока. Очень важно тщательно продумать сценарий урока. Учителю необходимо чётко определить последовательность всех операций, продумать форму подачи информации и то, какими способами выводить её на экран.

Не менее важна режиссура урока, надо позаботиться об управлении процессом обучения, обеспечить постоянную обратную связь, инициировать педагогическое общение во время урока. Также необходимо определить развивающие задачи урока и способствовать их решению.

Особенности мультимедийных уроков

Далеко не во всех случаях совместное использование изображения, текста, звука и видео является мультимедийными технологиями. Примите во внимание следующие особенности:

  • Мультимедийный урок предполагает активную деятельность обучающихся, включает индивидуальную работу с компьютером.
  • Требуется много времени для подготовки: нужно найти или создать объекты, обработать текст, графику и видео.
  • Какую форму проведения мультимедийного урока выбрать, зависит от того, какие медиа средства будут использоваться.
  • Каждый педагог, освоивший определённые технологии, может выступать в роли консультанта для своих коллег по вопросам их применения. Эта функция не обязательно должна быть возложена на учителя информатики.
  • Мультимедийные средства должны применяться уместно и в разумных количествах.
  • Учитель может использовать готовые материалы, при их включении в структуру урока надо указать источник информации.
  • Мультимедийный урок в школе стимулирует внимание учащихся и интерес к учебному предмету, развивает самостоятельность, способствует формированию образного мышления.

Преимущества мультимедийных уроков

Для обучающихся мультимедийные уроки становятся новой интересной формой учебной деятельности. Возникают предпосылки для живого общения, ребята стараются выразить свои мысли. Задания выполняются с энтузиазмом, учебный материал становится интересным, ученики избавляются от страха перед работой с компьютером.

Формируется навык самостоятельного поиска информации по предмету в учебной и справочной литературе и других источниках информации. Обучающиеся стремятся к повышению результатов, для чего с готовностью выполняют дополнительные задания. Практическая деятельность способствует формированию навыков самоконтроля.

Преимущества мультимедийных уроков

Можно выделить следующие преимущества мультимедийного урока.

  1. Чёткие изображения на экране с использованием ярких цветов намного привлекательнее и нагляднее изображений мелом на доске.
  2. Для того чтобы рассказать о работе с разнообразными приложениями, удобнее и логичнее использовать презентацию.
  3. Если пособие содержит слайды с ошибками или недочётами, это несложно исправить.
  4. Ориентируясь на уровень подготовки учащихся, можно корректировать скорость изучения и объём материала. Использование гиперссылок позволяет рассматривать только основные вопросы или же углубиться в тему.
  5. Рабочее место ученика имеет хорошее освещение, даже когда демонстрируется презентация с помощью проектора.
  6. Уровень наглядности при использовании мультимедиа повышается.
  7. Увеличивается эффективность и производительность урока.
  8. Появляются дополнительные возможности для межпредметных связей.
  9. Обучающиеся имеют возможность участия в проектной деятельности по самостоятельному созданию обучающих программ с помощью педагогов по предметам и учителя информатики.
  10. Во время создания или использования готовых информационных технологий учителю приходится уделять много внимания логике преподавания и правильной подаче материала. Это позитивно отражается на результатах обучения.
  11. Изменяется восприятие компьютера. Он становится для детей универсальным инструментом, который можно использовать для работы в различных областях деятельности.

Нужно отметить, что мультимедийные средства обучения на уроках помогают решить проблему дисциплины. Поворачиваясь к доске, учитель теряет зрительный контакт с классом, при этом может появиться шум, ученики отвлекаются на посторонние вещи. Проводя урок в мультимедийном режиме, педагог видит реакцию учеников, может контролировать ситуацию, управляя учебным процессом.

Использование мультимедийных технологий на урока

Использование мультимедийных технологий на уроках снимает ряд и других проблем: учителю не нужно беспокоиться о распределении места на доске, о качестве мела, о том, все ли в классе разобрали написанное. Но гораздо важнее то, что, проводя уроки с применением мультимедийного сопровождения, учитель экономит время усвоения знаний.

Практикой установлено, что при этом освобождается до 30 % учебного времени, которое позволяет обогатить урок новым содержанием. Всё это увеличивает плотность урока и приводит к повышению качества обучения.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw