Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада
Главная > Блог > Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада
28.12.2022
1569
Время чтения: 15 минут

Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада

В чем польза? Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Этот метод познания приносит много пользы маленьким детям. Он расширяет их представления о мире, помогает развить речь и мышление, а также наблюдательность.

Как организовать и провести? Воспитатель должен заранее подготовиться к прогулке, разработать план наблюдения, включив в него разные виды деятельности, чтобы ребята не устали. Но в первую очередь важны искренняя заинтересованность и желание показать детям красоту и многообразие этого мира.

Оглавление:
  1. Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте
  2. Особенности организации наблюдения в младшей группе
  3. Этапы проведения наблюдения в младшей группе
  4. Тематика прогулок-наблюдений в младшей группе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Ребенок получает знания о его свойствах, внешних сторонах и отношениях объекта и окружающей действительности.

Образовательный процесс преследует здесь и другие цели, такие как: развитие наблюдательности у дошкольников, воспитание потребности в знаниях, первичное изучение данного метода и приобретение начального опыта изучения благодаря различным объектам.

Большая роль, отведенная наблюдению как методу познания, определяется способностями детского мышления и восприятия. Ведь только при непосредственном восприятии ребенком различных природных и рукотворных объектов, явлений природы и социума он накапливает свою первую информацию, сенсорный, коммуникативный и исследовательский опыт.

Основными способами восприятия и инструментами здесь выступают наблюдение, рассматривание, манипулирование. А главный итог – это сформированный в голове ребенка образ (представление) и опыт взаимодействия с окружающей действительностью. От того, насколько яркими и осознанными окажутся сформированные образы, зависит, как в дальнейшем они будут включены в систему знаний.

Наблюдение на прогулке

Кроме наблюдения, также выделяют достаточно близкие к нему созерцание, рассматривание, эксперимент. Все это разные методы, хотя у них есть достаточно много общих моментов. Чтобы воспитатель мог грамотно организовать каждый из методов, ему необходимо четко понимать, в чем заключаются их общие черты и различия, а также возможности использования у разных возрастных групп.

В основе методов рассматривания, наблюдения и созерцания лежит визуальный контакт ребенка с предметом или явлением без его преобразования, изменения свойств. Каждый такой вид познания задействует эмоционально-эстетическую сферу детей. И, например, для созерцания только этого и достаточно. Но рассматривание и наблюдение в детском дошкольном учреждении преследуют и другие цели.

Рассматривание как вариант познавательной деятельности больше подходит для детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель – выявить особенности внешнего вида вещей, предметов, животных, растений, грибов и т.д. Рассматриваться могут реальные объекты, изображения, модели.

Педагог различными приемами должен заинтересовать детей, вызвать познавательный интерес, привлечь их внимание к определенным деталям, назвать объекты, помочь запомнить, обобщить и закрепить материал.

Особенности организации наблюдения в младшей группе

Для каждой возрастной группы наблюдение должно быть организовано по-разному, исходя из психических процессов и уровня развития познавательной деятельности детей. Младшие дошкольники пока что готовы рассматривать только яркие движущиеся объекты. Особенно интересна им жизнедеятельность животных. Наблюдение здесь еще не используется ребёнком осознанно как способ познания.

Основная задача в этом возрасте – сформировать у детей интерес к познанию нового, воспитать эмпатию к живым существам, дать с ними пообщаться, если есть возможность, проявить эмоции, чувства, поделиться впечатлением.

Необходимо также объяснить, как можно вести себя с животными и проявлять свои чувства, а как нет. Дети четырех лет по итогам наблюдения уже способны ответить на вопросы педагога, назвать характерные особенности внешнего вида животного, рассказать о его деятельности, сравнить зверей между собой.

Продумывая, как будет организован процесс наблюдения у детей, педагог должен учитывать уровень познавательной деятельности малышей и их психические процессы. Приведем пример. Так как внимание маленьких детей привлекают больше движущиеся и яркие объекты, то для первого опыта наблюдения лучше выбрать какое-либо животное, а не растение.

В таком возрасте дети еще не могут концентрироваться на какой-то конкретной поставленной им цели, следовать плану и подводить итоги. Объём сформированных у них представлений будет пока что довольно ограничен.

Поэтому первой задачей воспитателя в начале наблюдения будет привлечение внимания к объекту. Можно использовать совершенно различные способы. Например, взять и принести в группу кролика, сказать, что он зашел в гости. А можно заинтересовать зайчиком из кукольного театра.

Вторым этапом должно быть организовано рассматривание объекта. Так как действия животного привлекают детей больше всего, воспитатель может покормить кролика. При этом нужно обращать внимание на то, что делает животное, как он ест, какие звуки издает и т.д. Сначала объяснить деткам самому, а потом задавать вопросы, побуждая назвать действия животного.

Наблюдение на прогулке

Важны здесь и приемы обследования. Они помогают выделить важные ключевые сенсорные признаки. Например, чтобы дети знали, какая у кролика шёрстка, им можно предложить аккуратно погладить его и решить, гладкий он или пушистый. Воспитатель может использовать подражание звукам и действиям животного. Например, промяукать, как котенок, или показать ладошками, как двигается рыбка.

Начиная со второй половины года, в младшей группе можно добавлять сравнения. Например, взять два животных или растения и предложить детям сравнить их между собой. Или сравнить живой объект с картинкой. Главная задача сравнения – дать понять, что объекты (животные, растения) отличаются друг от друга по разным характеристикам: размер, цвет и др.

Ставя вопрос, воспитатель должен направить внимание детей на сравнительные признаки. Например, кто больше: синичка или голубь? Какого цвета перья голубя? А синички?

С трех лет в наблюдение можно добавлять уже некоторые поисковые действия. Например, предложить щенку во время кормления три разных вида еды: мясо, рыбу и овощи – и спросить у детей, что собаки любят есть больше всего.

Наблюдение может быть организовано как с отдельно взятыми детьми, так и с небольшими группами по 3-6 человек, а также со всей группой детского сада сразу. Выбор зависит от того, какие цели и задачи стоят перед воспитателем. Во время образовательной деятельности можно наблюдать за животными, растениями и тем, как трудятся взрослые. Это удобно делать фронтально или по подгруппам.

На экскурсии можно устраивать наблюдение со всеми детьми сразу, по подгруппам и с отдельными воспитанниками. В уголке природы удобнее и эффективнее проводить наблюдение небольшими подгруппами или с отдельно взятыми детьми.

По количеству детей наблюдение делят на фронтальное, групповое и индивидуальное. А в зависимости от реализуемых воспитателем целей – эпизодическое, длительное и итоговое (обобщающее).

Этапы проведения наблюдения в младшей группе

Можно выделить 3 основных этапа наблюдения:

  • Дать воспитанникам время, чтобы они сформировали представление об объекте наблюдения в целом. Детки должны осмотреть его, удовлетворить свое любопытство, понять, какие эмоции он у них вызывает, и выразить их.
  • Далее педагог с учетом особенностей развития детей согласно возрасту, используя различные приемы, выявляет свойства, признаки, качества объекта. Если это животное, то его особенности поведения и образа жизни, какие-то внешние отличительные признаки и др. Нужно направлять детей, задавать им вопросы, учить сравнивать, загадывать загадки, предлагать обследовать предмет. Хорошо использовать здесь игровые приемы, стихи, отрывки из произведений. Это формирует у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

При наблюдении за животным ребята узнают его поведение в разных проявлениях. Растение рассматривается с выделения наиболее ярких и заметных частей: цветок, стебель, листья. Затем уже смотрят на форму, строение, размеры, характер поверхности и другие составляющие каждой вышеперечисленной части. Таким образом и дети понимают, что наблюдение должно идти планомерно, по этапам.

  • В конце подводится итог наблюдения и происходит обобщение.

Наблюдение на прогулке

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.

Во время наблюдения не стоит ограничивать детей, желательно, чтобы они вели себя естественно и свободно и могли показать свое отношение к объекту исследования. Когда у детей есть возможность проявить чувства, высказаться, они в итоге получают больше радости от общения с природой и на фоне положительных чувств лучше закрепляют новые знания.

В конце занятия, чтобы усилить впечатления детей от общения с животным, например, можно спеть им песенку или прочитать стих, связанный с темой наблюдения, обыграть какой-то случай, где есть такой действующий персонаж.

Тематика прогулок-наблюдений в младшей группе

При выборе тем для прогулок с детьми необходимо учитывать их потребности, например, такие как жажда ярких впечатлений и интересных действий, приводят к тому, что дети спешат на прогулку, гуляют в хорошем настроении и активны в предлагаемых им мероприятиях.       

Какую бы тему ни выбрал педагог, особенно важно уделять внимание и удовлетворять потребность детей в самостоятельном познании окружающего мира. Благодаря этому у ребёнка формируется целостная картина мира и значительно расширяется кругозор.

Наблюдение на прогулке в младшей группе организуется в любой из сезонов: осенью, зимой, весной, летом. Здесь очень просто найти свой объект. Наблюдать можно за:

  • бабочками и насекомыми;
  • птицами;
  • собакой или кошкой;
  • деревьями и кустами;
  • цветами на клумбе;
  • облаками;
  • осадками (снег, град);
  • листопадом;
  • машинами;
  • работой дворника;
  • прохожими и жизнью улиц;
  • одеждой.

Наблюдение на прогулке

Можно также организовать предварительную работу с вовлечением воспитанников, чтобы они были готовы к наблюдению. Например, накануне наблюдения за рыбкой можно попросить детей помочь с уборкой аквариума или перед визитом кролика почистить для него угощения – овощи.

Также побуждать интерес будут рассказ, беседа, загадывание загадок об изучаемом животном. У младших дошкольников в ходе наблюдения формируется представление о живом мире, окружающей природе, воспитывается здоровое и заботливое отношение к животным и растениям.

Не стоит ограничиваться наблюдением за одним животным или растением единожды. Полезно неоднократно повторять их как всей группой целиком, так и по подгруппам или даже индивидуально. Очень помогает также связь наблюдения с игрой. Например, сначала вы посмотрели живую елочку, потом в книжке, потом построили елочку и еще и нарисовали.

Пока еще главной потребностью малыша остается общение со взрослыми. Отсюда и вытекают требования, предъявляемые к личностным характеристикам воспитателя. Педагог должен обладать следующими качествами: любовь к детям, открытость, доброжелательность, порядочность, чувство юмора, чувство прекрасного. Все это позволит ему эффективно осуществлять социально-личностное, художественно-эстетическое и другие аспекты развития ребенка.

Также воспитателям предъявляются требования к профессиональному мастерству. Они на постоянной основе должны совершенствовать свои знания, идти в ногу со временем, применять творческий подход и уметь правильно выстраивать с детьми субъектно-объектные отношения.

Наблюдение на прогулке – это бесконечный источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель может применять совершенно различные виды наблюдений.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw