Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.
Главная > Блог > Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно
16.07.2024
600
Время чтения: 15 минут

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно

Зачем нужно? Развитие графомоторных навыков необходимо для формирования аккуратного почерка, улучшения внимания, памяти и положительного влияния на интеллект. Подготовка начинается с раннего дошкольного возраста.

Что делать? Любая активность ребенка, связанная с мелкой моторикой рук, будет способствовать развитию графомоторных навыков: игры в песочнице, завязывание шнурков и даже застегивание и расстегивание пуговиц.

Оглавление:
  1. Суть графомоторных навыков
  2. Развитие графомоторных навыков у детей
  3. Этапы формирования графомоторных навыков
  4. Диагностика графомоторных навыков
  5. Формирование интереса к графомоторным упражнениям
  6. Часто задаваемые вопросы о развитии графомоторных навыков
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть графомоторных навыков

Графомоторный навык – это то, как ловко и уверенно ребенок управляет своей рукой во время письма, рисования и выполнения других точных движений. От того, насколько правильно он сформирован, зависит красота и разборчивость почерка, а значит, и успеваемость ребенка. Хорошо развитые графомоторные навыки позволяют писать буквы четко, быстро и без лишних усилий.

Если же у ребенка возникают трудности с письмом, буквы получаются неровными, а сам процесс требует большого напряжения – это сигнал, чтобы обратить внимание на развитие графомоторных навыков. Ведь от этого зависит не только успеваемость, но и уверенность ребенка в себе.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Освоение графомоторных навыков начинается еще в раннем детстве, когда дети учатся держать предметы в руках и манипулировать ими. По мере взросления эти навыки развиваются и совершенствуются, позволяя человеку выполнять более сложные задачи.

Зачем развивать графомоторные навыки у детей дошкольного возраста? От этого зависит многое:

  • качество почерка (четкое и разборчивое написание букв – это не только красиво, но и важно для успешной учебы);
  • легкость в обучении письму (хорошо развитые графомоторные навыки помогают ребенку быстрее освоить буквы и начать писать слова);
  • развитие памяти и внимания (упражнения на мелкую моторику стимулируют работу мозга, улучшая процесс запоминания и концентрацию).

Графомоторные упражнения – залог успешного обучения:

  • развивают интеллект (ребенок учится думать, анализировать и решать задачи);
  • улучшают устную речь (мелкая моторика рук тесно связана с речевыми центрами мозга);
  • готовят к письму (ребенок привыкает к правильной осанке и положению за столом, учится контролировать движения руки и ориентироваться на листе бумаги).

Необходимо развивать графомоторные навыки, чтобы в дальнейшем избежать сложностей с освоением письма.

Наиболее часто наблюдаются такие проблемы:

  • неаккуратный почерк;
  • быстрая утомляемость ведущей руки;
  • проблемы с выравниванием строк и отступами.

Существуют определенные признаки, по которым можно определить недостаток графомоторных навыков:

  • трудности с распознаванием, запоминанием и написанием букв и слов;
  • неряшливый почерк или низкая скорость письма;
  • неправильный захват карандаша, нарушение координации движений кистей рук;
  • трудности с пространственным мышлением (неспособность сохранять направление письма и расстояние между словами);
  • чрезмерное напряжение и усталость руки при выполнении письменных заданий;
  • неспособность сосредоточиться на выполнении нескольких задачах во время письма (слушать и записывать одновременно);
  • неумение последовательно излагать мысли при написании текста.

Развитие графомоторных навыков у детей

Формирование и развитие графомоторных навыков – это постепенный процесс, который обычно происходит у детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Существует множество игр и на развитие графомоторных навыков у детей 5–6 лет и 6–7 лет, а также для детей 4 лет. Упражнения и методики для формирования таких навыков подбираются с учетом возраста ребенка, его уровня интеллекта и особенностей:

  1. У детей в возрасте от 1 до 2 лет только начинает развиваться координация движений и мелкая моторика. Для формирования и развития графомоторных навыков в этом возрасте подойдут игры с различными текстурами: песок, масса для лепки. Дети учатся держать пишущий предмет в кулаке и начинают рисовать на бумаге. Со временем хаотичные линии превращаются в круговые. Можно предложить ребенку разноцветные карандаши или мелки, чтобы он мог исследовать с ними различные поверхности и развивать координацию.
  2. Дети от 2 до 3 лет уже более уверенно контролируют свои движения, определяются стабилизирующая и ведущая рука. Упражнения на развитие графомоторных навыков: изображение волнистых, горизонтальных и вертикальных линий, спиралей, рисование по образцу, раскрашивание простых фигур.
  3. К 4 годам развитие графомоторных навыков прогрессирует, улучшается координация глаз и рук, появляются более точные и свободные движение запястья. Дети учатся захвату пишущих предметов тремя или пятью пальцами. На этом этапе подойдут упражнения по рисованию замыкающихся фигур (круг, овал).
  4. Дети от 4 до 5 лет уже готовы к обучению письму, поэтому для них важны упражнения, направленные на правильное удержание пишущего предмета. Ребенок уже может соблюдать контуры при раскрашивании более сложных фигур и соединять точки прямой линией.
  5. У детей в возрасте 5–6 лет графомоторные навыки развиты уже достаточно хорошо. Они умеют писать цифры и свое имя печатными буквами, начинают осваивать написание слов прописными буквами. На этом этапе важно воспроизводить диагональные линии, копирование схематичных изображений и знакомиться с различными техниками рисования.

Этапы формирования графомоторных навыков

Важно, чтобы каждый этап формирования графомоторных навыков проходил последовательно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его темпа обучения.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Этапы освоения графомоторных навыков:

Развитие крупной и мелкой моторики

Эффективными упражнениями на развитие графомоторных навыков для этого этапа являются:

  • пальчиковые игры и гимнастика;
  • лепка из пластилина или глины с использованием различных инструментов для моделирования;
  • игры с песком и водой;
  • работа с ножницами, вырезание из бумаги;
  • нанизывание бусин, игры с пуговицами, крючками, шнуровкой;
  • составление пазлов, строительство из кубиков;
  • конструирование и создание поделок;
  • рисование пальцами, раскраски;
  • всевозможные игры на координацию и развитие графомоторных навыков.

Формирование пространственных представлений и их словесное обозначение

В процессе развития у детей постепенно складываются представления о пространстве и улучшается ориентация в направлениях движения.

Рекомендуется включить в программу следующие графомоторные упражнения:

  • конструирование, головоломки, сортировка;
  • рисование по точкам;
  • штриховка по заданному направлению;
  • манипуляции с мелкими предметами;
  • занятия с мячом, способствующие развитию координации движений;
  • аппликация, моделирование и другие виды творческой деятельности.

Развитие графомоторных навыков

Этот этап направлен на стимулирование зрительного восприятия. Упражнения, показавшие свою эффективность:

  • игры на развитие внимания и памяти;
  • поиск различий между похожими картинками;
  • игры с предметами различных форм, цветов и размеров;
  • контурное изображение предметов;
  • умение распознавать наложенные друг на друга контурные изображения.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Формирование и развитие художественно-графических способностей

Данный этап включает в себя несколько ключевых упражнений:

  • рисование различных видов линий (прямые, кривые, зигзаги);
  • графические диктанты;
  • копирование рисунков;
  • рисование орнаментов и узоров, всевозможных геометрических фигур;
  • формирование графического образа букв и цифр;
  • распознавание схожих по написанию букв.

При работе на бумаге дети развивают и укрепляют мелкую моторику, улучшают зрительную и двигательную координацию, учатся ориентации на листе, тренируют внимание, зрительную память и совершенствуют творческие способности.

Диагностика графомоторных навыков

Диагностика графомоторных навыков играет важную роль в оценке развития детей и определении необходимости коррекционных мероприятий.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Для проведения диагностики учитывают несколько ключевых показателей:

  1. Выявление ведущей руки. Этот параметр позволяет определить, какая рука у ребенка является доминирующей в процессе письма, рисования и других действий. Это важно для понимания индивидуальных особенностей ребенка и формирования правильного почерка. Существуют различные тесты и методики, авторами которых являются М. Безруких, М. Озьяс, Ф. Кречмер, М. Г. Князева, В. Л. Вильдавский.
  2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. Оценка уровня развития мелкой моторики ребенка включает ряд различных методик:
    • Блок 1. Повторение фигур из пальцев. Тестовые задания для оценки моторики пальцев рук (определение амплитуды и точности движений, способность удерживать заданную позу).
    • Блок 2. Упражнения на координацию движений. Тест на определение уровня переключаемости движений пальцев рук (по методике А. Р. Лурия).
    • Блок 3. Работа с бумагой.
    • Блок 4. Обследование щепоти ведущей руки.
    • Блок 5. Графические навыки. Тест на определение умения ребенка пользоваться карандашом. Тесты на выявление готовности руки к овладению письмом.
  3. Выявление уровня пространственной ориентировки (методика Т. А. Павловой, Д. Б. Эльконина, О. Б. Иншакова и А. М. Колесникова):
    • Определение основных направлений пространства в схеме собственного тела и относительно него.
    • Понимание отношений между объектами в пространстве и предлогов для их обозначения.
    • Исследование ориентации в пространстве («Графический диктант» по методике Д. Б. Эльконина).
    • Оценка уровня развития зрительного восприятия.
    • Тестирование Н. И. Гуткиной «Домик».
    • Тестирование по методикам «Узоры», «Линии», «Стежки» В. Мытацина.
  4. Определение уровня развития графического навыка. Тестирование на развитие графического навыка у детей, готовящихся к поступлению в первый класс.

Диагностика развития графомоторного навыка у учащихся начальной школы:

  • Оценка навыков обводки, штриховки, копирования и самостоятельного рисования.
  • Диагностика графомоторных навыков в процессе письма под диктовку.
  • Анализ развития графомоторных навыков при списывании текста.

Формирование интереса к графомоторным упражнениям

Часто дети испытывают сложности с выполнением графомоторных упражнений из-за отсутствия интереса к этому процессу.

Развитие графомоторных навыков у детей: почему это важно.

Упражнения должны быть адаптированы к возрасту и потребностям ребенка. Потому занятия по развитию графомоторных навыков у дошкольников лучше проводить в форме игры.

Существует множество игр и занятий, способствующих развитию графомоторики у детей. Рисование, лепка, головоломки, игры с песком, лентами и пуговицами – все это помогает тренировать мышцы рук и улучшать мелкую моторику. Также полезно чтение книг с яркими иллюстрациями. Это стимулирует развитие зрительного восприятия и воображения.

Формирование интереса у детей к графомоторным упражнениям играет важнейшую роль в их успешном обучении. Используя занимательные задания, тематические материалы и индивидуальный подход, педагоги могут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для детей.

Стоит учесть, что регулярность и последовательность также имеют значение в развитии и поддержании интереса к графомоторным упражнениям. Старайтесь проводить такие занятия регулярно, но не переутомляйте ребенка.

Часто задаваемые вопросы о развитии графомоторных навыков

Каковы особенности развития графомоторных навыков у детей с РАС?

Дети с расстройствами аутистического спектра могут столкнуться с проблемами развития графомоторных навыков из-за нарушенной ориентации в пространстве и нечеткой координации движений. Они испытывают затруднения с регулировкой мышечного тонуса, что мешает им осваивать правильный захват ручки или карандаша.

В таких случаях важно научить ребенка стереотипным движениям, манипулируя его руками. Проводите вместе с ним линии или направляйте его пальчики в процессе лепки или занятий аппликацией. По мере развития способности концентрации внимания и двигательных навыков ваша физическая поддержка должна постепенно снижаться.

Кроме того, дети с РАС обладают чувствительностью к сенсорным воздействиям и могут испытывать дискомфорт или стресс при контакте с определенными материалами или поверхностями. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать комфортные условия для занятий.

Какие методы используют для развития графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Представьте, как важно каждому ребенку иметь возможность выразить себя на бумаге, написать свое имя или нарисовать яркую картинку. Для детей с ОВЗ этот путь часто требует больше усилий и внимания со стороны взрослых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к развитию графомоторных навыков должен быть индивидуальным. Специалисты разрабатывают программы, учитывая потребности и возможности каждого малыша.

В игровой форме, которая так нравится детям, используются упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и координации движений. Вообразите, как самозабвенно дети играют с разноцветным песком, лепят фигурки из пластилина или рисуют пальчиками на манке.

Мультисенсорные методы, включающие зрительные, тактильные и слуховые стимулы, – еще один эффективный инструмент. Яркие картинки, приятные на ощупь материалы, звуковое сопровождение – все это помогает детям лучше воспринимать информацию и развивать необходимые навыки.

Кто занимался проблемой формирования и развития графомоторных навыков?

Тема развития графомоторных навыков, несомненно, заслуживает особого внимания как родителей, так и педагогов. Ее важность подчеркивают в своих работах многие ученые, в том числе Н.Н. Волоскова, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Б.Ф. Ломов, Г.Г. Мисаренко и М.Г. Храковская.

Формирование и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста – это инвестиция в их успешное будущее. Ведь речь идет не просто о красивом почерке, а о развитии интеллекта, концентрации, перспективе обучения и самовыражения. Практикуя упражнения на развитие графомоторных навыков у детей, вы помогаете раскрыть их потенциал и уверенно идти к новым достижениям.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw