Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие критического мышления
Главная > Блог > Развитие критического мышления: задачи и приемы в педагогике
03.10.2022
2592
Время чтения: 14 минут

Развитие критического мышления: задачи и приемы в педагогике

Зачем? Развитие критического мышления крайне важно в жизни каждого человека, и начинать необходимо в самом раннем возрасте. Данная группа навыков поможет сформировать внутренний стержень, иметь ясный взгляд на мир и уметь отделить правду от лжи.

Как? Развитие такого мышления – задача и родителей, и школы, и самого ребенка. Конечно, успех не придет за один урок или занятие, но последовательное использование различных урочных и внеклассных приемов позволит привить детям необходимые навыки.

Оглавление:
  1. Понятие критического мышления
  2. Разница между критическим и псевдокритическим мышлением
  3. Развитие критического мышления на уроках
  4. Внеурочные способы развития критического мышления
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие критического мышления

На сегодняшний день мы окружены информацией, и чтобы не потеряться во множестве ее потоков, пульсирующих вокруг нас ежедневно, а также избежать переутомления, необходимо уже с детства выработать в себе умение справляться с нагрузками и правильно распределять свое время. Помочь с этим может специально разработанная технология развития критического мышления.

Понятие критического мышления

Необходимость развития критического мышления у школьников обусловлена тем, что ребенку приходится усваивать и запоминать большое количество материала, часто для него малопонятного. Учащемуся сложно освоить такой трудный для восприятия объем по различным предметам в сжатые сроки. В таких условиях нагрузка падает также и на учителя. Задача ясна: необходима помощь ученику в обучении школьной программе.

Развитие критического мышления – это процесс по оцениванию результативности своей деятельности. Проще говоря, мы сопоставляем результат с поставленными изначально целями и задачами и рассчитываем эффективность действий, направленных на их выполнение.

Развитие критического мышления включает в себя оценивание самого процесса мышления. Мы рассуждаем, как лучше справиться с задачей, делаем свои собственные выводы относительно получаемой информации и ее дальнейшего применения.

Сам термин «критическое мышление» вначале появился в работах известных миру психологов, таких как Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский. В практике российских педагогов он стал использоваться позже.

Процесс развития критического мышления представляет собой не способность негативно относиться к чужим суждениям и не критику, вовсе нет. Это рассмотрение многообразия подходов к решению задачи в целом через оценку их действенности, возможность осмыслить полученную информацию с точки зрения ее полезности. Люди, использующие приемы критического мышления, понимание информации воспринимают в качестве отправной точки для ее применения.

Развитие критического мышления

Свободный анализ и оперирование информацией возможно в случае владения человеком практическими навыками мышления. Приобрести их можно на базе стандартного процесса обучения с включением специфических методов развития критического мышления.

Важно понимать, что навыки развития критического мышления не передаются по стандартной установке. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы:

  • учащиеся имели возможность мыслить самостоятельно и делать свои выводы;
  • каждое разумное мнение и точка зрения имели право на существование;
  • приветствовалась инициатива обучающихся самостоятельно думать и активно участвовать в учебном процессе;
  • побудить учащихся к самостоятельному мышлению.

Развитие критического мышления является естественным способом сориентироваться в потоке информации, когда важно ее не только усвоить, но и проанализировать и применить с пользой для себя.

Разница между критическим и псевдокритическим мышлением

Критическое мышление имеет ложного двойника. Это так называемое псевдокритическое мышление, которое при внешнем сходстве подразумевает совершенно другое. Такое происходит в случае отрицания любого стороннего мнения и мысли, кроме собственных. Настоящее критическое мышление не имеет ничего общего с таким подходом.

Критическое мышление имеет своей целью выделить правильную информацию из общего потока и отличить истину. Псевдокритицизм в этом случае вообще не анализирует информацию, а отрицает все, что относится к другим источникам, настаивая на своей точке зрения как единственно верной.

Главное отличие рационального критического мышления – это объективность и самоконтроль, когда все источники информации рассматриваются с равных позиций и только в процессе происходит их разделение и отсеивание полезных суждений.

В отличие от псевдокритического критическое мышление не ставит целью противопоставить свою точку зрения другим и любой ценой доказать правоту своей позиции. Оно одинаково трезво оценивает все подходы, в том числе выделяя несовершенства и своего собственного. Человек открыт для восприятия информации и не отвергает суждения, которые указывают на недостатки его умозаключений, готов отвергнуть ошибочные пути решения и пересмотреть изначальные установки.

Разница между критическим и псевдокритическим мышлением

Если целью критического мышления является поиск истины, то псевдокритическое исходит только из эгоистических побуждений, стремясь опровергнуть любые сторонние аргументы даже вопреки здравому смыслу. Таким образом, и результатом его становится самоутверждение и превозношение значимости собственного мнения без какой-либо результативности мыслительного процесса.

Посмотрите on-line вебинар «Современные практические методы развития критического мышления дошкольников» и оформите международный сертификат участника.

Итогом критического мышления выступает выбор наиболее эффективного решения поставленной задачи, а в отдельных случаях и целое открытие, выдающееся достижение в той иной сфере. Психологически критическое мышление способно привести к правильному осознанию своей жизни и обретению смысла в ней, процессу самосовершенствования.

Развитие критического мышления на уроках

Ниже приведены возможные методы развития критического мышления у школьников.

Разделение вопросов по материалу «толстые» и «тонкие»

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума

Представляет собой цикл вопросов:

  • На знание изученного материала по конкретным его пунктам, проще говоря, что ученик запомнил.
  • Уточнение отдельных моментов, чтобы выяснить уровень понимания пройденного.
  • Вопросы, побуждающие учащего задуматься о причинах тех или иных суждений, проанализировать развитие событий.
  • Вопросы по оценке и сравнению пройденного, обсуждению проведенного занятия.
  • Прогнозирующие вопросы, когда учащиеся рассуждают, как могут развиваться события дальше, исходя из представленной ситуации.
  • Вопросы практического назначения, предложения по поводу решения поставленных в материале задач.

Группа элементов

Материал подается в виде своеобразной объединенной из отдельных элементов группы.

Развитие критического мышления на уроках

Прием ассоциативного ряда, когда учащиеся к определенному понятию придумывают ассоциации, с чем оно у них связано. Ассоциации могут быть как зрительными, так и слуховыми. Примеры приведены в таблице.

Выглядит, как… Звучит как…

Часы

Конвейер

Ступеньки лестницы

Яркая картина

«Это ново!»

«Это интересно!»

Песня: куплет, припев

Отражение информации по типу «Дерева с прогнозами»

В основе всего идет тема, она как ствол дерева, с нее начинается анализ и прогноз.

Листья дерева – это прогнозирование.

Ветви – обоснование прогнозирования, чем больше ветвей на «дереве», тем больше будет на них листьев.

Схема Fishbone, то есть дословно «скелет рыбы»

Голова рыбы представляет проблему, верхние ребра — причины, приведшие к ее возникновению, нижние — фактология, а хвост – это выводы.

Оценочное поле

Чтобы проанализировать информацию, ее представляют в виде некой области, которую делят двумя перпендикулярными друг другу осями по градации: «ничего не понятно – все понятно», «невозможно применить – можно применить в любой момент».

Предложенные факты и суждения подразделяются на три группы

  1. Группа «плюсы» объединяет те, которые могут дать представление, что в этой информации хорошего.
  2. В группу «минус» входят факты, которые ответят на вопрос «Что в этом плохого?»
  3. Факты для ответа на вопрос: «Что в этом интересного» входят в группу «Интересно».

Развитие критического мышления на уроках

«Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ)

Похожий принцип распределения информации ЗХУ, расшифровка приведена ниже:

З — что мы знаем

Х — что мы хотим узнать

У — что мы узнали и что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию

А

Б

В

1

2

3

«Бортовые журналы»

Удобно использовать при смысловом чтении, фиксируя полученную информацию в таблицу по двум направлениям:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
   

«Двухчастный дневник»

Полученный материал фиксируется согласно основным вопросам в таблицу:

Вопросительные слова Основные понятия темы

Что?

Какой?

Чем отличается?

Почему?

 

«Концептуальная таблица»

Учащиеся проводят сравнительный анализ изученного материала по заданным пунктам. Ниже приведены примеры, но линии сравнения ученики могут выбрать свои.

Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен

Команда

   

Снаряжение

   

Опыт

   

Погода

   

Удача

   

Сюжетные таблицы

Материал помещается в таблицу согласно вопросам по развитию линии повествования (сюжету):

Кто? Что? Где? Когда? Почему?
         

Инсерт (условные значки)

При чтении учащийся отмечает отдельные моменты условными обозначениями, как приведено ниже, а после заносит полученную информацию в таблицу, анализируя ее.

V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) — (исправить неверные предположения) ? (пробудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

       

Стратегия «Отсюда — сюда»

Совмещение индивидуальных и групповых заданий в рамках одного занятия. Ученики делятся на группы и каждой дается свое задание. Участники групп при этом получают свой объект для исследования, о котором они собирают информацию, а потом делятся ею с остальными. Собранная информация объединяется в таблицу, делаются совместные выводы и демонстрируется презентация по итогам проведенного исследования.

Внеурочные способы развития критического мышления

Развитие критического мышления в школе может продолжаться и за ее пределами. Подразумевается как внеклассная работа с педагогами, так и старания родителей по развитию у своего ребенка навыков критического мышления.

Приемы развития критического мышления для возраста 6-9 лет

В период начальной школы ребенку можно предложить сопоставлять различные предметы, факты, обстоятельства относительно их признаков, приходя к определенным выводам. Все это проще делать в игровой интересной для ребенка форме.

Примером может служить знакомая игра «Верно — не верно», когда ребенку предлагаются на выбор две картинки, одна правильная, а другая с явным нарушением (летающая свинья, например). Школьник указывает, где истина, а где ложь и его просят объяснить свой выбор.

Внеурочные способы развития критического мышления

Можно предложить ребенку какое-либо суждение, информацию и попросить его рассмотреть все варианты в пользу этой мысли и против нее. Примером может служить любое утверждение, например «Обезьянку в Московском зоопарке научили танцевать». Здесь важен не результат и не правильность ответов, а сам процесс мышления и поиск возможных решений.

Развивать критическое мышление у школьника можно и предлагая ему суждения, которые не могут трактоваться однозначно. Ребенок в данном случае рассматривает несколько вариантов, объяснения смысла предложенной фразы. Например: «Зайти в магазин и купить колокольчики».

Еще в качестве одного из приемов развития критического мышления у ребенка можно предложить суждение и попросить назвать условия, при которых бы оно стало ложным. На роль примера подойдет любое изначально верное утверждение, например: «мышь быстрее черепахи» или «зимой идет снег», и так далее.

Упражнения для развития критического мышления в 10–14 лет

Для детей старшего возраста важно в процессе работы с развитием критического мышления отходить от стереотипов и распространенных ошибок, которыми часто пользуются маркетологи, а то и мошенники, чтобы побудить человека к определенным действиям. Важно уметь не только воспринимать информацию в плане ее понимания, но и анализировать то, что мы получаем из внешнего мира.

Как прием критического мышления школьнику подойдет задание на оспаривание распространенных убеждений. Например, «человек в белом халате – это врач». Нужно предложить привести как можно больше аргументов как в пользу этого утверждения, так и против, а также пояснить свою точку зрения.

Повсеместно к нам применяют маркетинговые ходы, на примере которых можно также разгадать стремление продать что-либо. Предложите школьнику разобрать такие приемы и пояснить, для чего они служат. Например, предложение двух товаров по цене одного, подарки при покупке от определенной суммы и так далее.

Если перед школьником стоит выбор из нескольких вариантов и ему трудно определиться сразу, то на помощь придет прием критического мышления по составлению рейтинга. Каждый предмет или мысль оценивается отдельно относительно его нужности, полезности и так далее, за что ему условно присваиваются баллы. В конечном итоге предпочтение будет в пользу вещи или решения, набравшего большее их количество.

Предложенные методы развития критического мышления у школьников научат их избирательно относиться к получаемой информации, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, прогнозировать последствия и расставлять приоритеты. Развитие критического мышления позволяет грамотно вести диалог и участвовать в обсуждении, делая важные для себя и других выводы.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 4.2
( голосов 5 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw