Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Современные технологии обучения
Главная > Блог > Современные технологии обучения: что собой представляют
05.10.2022
2565
Время чтения: 14 минут

Современные технологии обучения: что собой представляют

Что это? Современные технологии обучения направлены на то, чтобы вывести образование на качественно новый уровень. Это методы преподавания, которые оптимизируют процесс. Их применение учит детей быть инициативными и самостоятельными, что соответствует требованиям ФГОС.

Зачем нужны? Все больше учеба уходит от жёстких рамок, а мягкие навыки являются обязательным требованием работодателей. Современные технологии обучения развивают личностные компетенции вместе с образовательными.

Оглавление:
  1. Понятие «педагогическая технология»
  2. Требования к современным технологиям обучения
  3. Технология проблемного обучения
  4. Разноуровневое обучение
  5. Технология проектного обучения
  6. Игровые технологии обучения
  7. Информационно-коммуникативные технологии
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие «педагогическая технология»

Понятие «педагогическая технология» появилось в США более тридцати лет назад и почти сразу стало частью лексикона всех развитых стран. По началу термин «педагогическая технология» или «технология обучения» нес в себе идею технизации учебной деятельности. Ее последователи считали, что в основе увеличения процента эффективности учебной активности должно стоять взятие в широкий оборот различных технических возможностей в обучении.

Понятие «педагогическая технология»

Технология — принцип работы, с возможной к выполнению жестко-запрограммированной целью и конкретными средствами, созданными для ее осуществления.

Состав технологии представляет собой не систему методов, а расписанные ступени деятельности, способные довести до желаемого результата. Это выполнимо, если базой послужат объективные устойчивые связи (законы) сторон педагогических процессов. Технология строится на устойчивых принципах учебной деятельности, как по итогу научного познания образовательного процесса личности.

Если методика относится больше к эмпирической стороне и харизме педагога с его профессионализмом и является оболочкой с формой педагогической деятельностью, то технология — это ее каркас. Функциональная сторона технологии — это организация образовательного процесса, которая и приводит к запрограммированному результату.

Это реально, если прибегать к сущностным основаниям, обнаружении действенных методов. И так можно прийти к еще одной нужной части технологии — переносу опыта, его передаче другим. По этой причине личностная оценка первоначально должна стираться.

Педагогический процесс на уровне сущностной репродукции должен исходить не от методик, а именно от технологий, главная черта которых — неповторимость или возможность формального повторения.

Требования к современным технологиям обучения

Существует ряд методологических условий, которым должны соответствовать все современные образовательные технологии обучения:

  • Концептуальность. Любая педагогическая технология должна опираться на конкретную научную идею, состоящую из философских, психологических, дидактических и социально-педагогических тезисов по достижению образовательных задач. 
  • Системность. Частями педагогической технологии должны быть все проявления системы: логика процесса, взаимосвязь составляющих и целостность.
  • Под управляемостью подразумеваются ресурсы диагностического целеполагания, планирования, проектирования обучающего процесса, пошаговой диагностики, варьирования средствами и методами для внесения корректировок в результаты.
  • Эффективность. Современные педагогические технологии обучения работают в конкурентной обстановке, и от того необходима их эффективность по отношению к результатам вместе с затратной оптимальностью и предоставлению гарантий по приобретению неких стандартов обучения.
  • Воспроизводимость передает дальнейшее применение (повторения, воспроизведения) другими участниками педагогической технологии в похожих образовательных организациях.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения берет свое начало в теоретических тезисах американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Использование этого термина в рамках современных педагогических технологий обучения обозначает построение занятий таким образом, чтобы через наставника проектировалась проблемная ситуация, для выхода из которой ученики самостоятельно предпринимали какие-либо действия.

Это ведет к творческому познанию профессиональной стороны знаний, способностей, умений и росту мыслительных навыков.

Технология проблемного обучения

Цель проблемной технологии – приобретение ЗУН, проработка методов самостоятельной активности, совершенствование познавательных и творческих качеств. В формировании проблемного обучения используется конкретная мотивация – проблемная. Это несет в себе необходимость в адекватной разработке дидактического содержания источников, представленных в виде цепочки проблемных обстоятельств.

Проблемными методами являются те методы, которые базируются на создании проблемных ситуаций, активных познавательных действиях учеников, представляющих из себя поиск и решение задач определенной сложности, требующие актуализации знаний, анализа и способности различать явления и законы за отдельными фактами.

Современная теория проблемного обучения предполагает две разновидности проблемных ситуаций: психологическая и педагогическая. В первом случае речь идет об ученической деятельности, а во втором уже о построении учебного процесса.

К созданию педагогической проблемной ситуации ведут активизирующие действия, вопросы от педагога, которые делают акцент на новизне, значимости, красоте и остальных важных качествах объекта познания.

Формирование психологической проблемной ситуации имеет индивидуальный характер. Невысокая степень сложности или легкости не ведет за собой проблемную ситуацию для детей. Такие ситуации могут появляться на любой ступени обучающего процесса: при объяснении, закреплении, контроле.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение – такая педагогическая методика по организации учебного процесса, в ходе которой используется разный уровень проработки учебного материала. Это значит, что глубина и сложность одного материала делится на группы уровня А, Б, С, чтобы ученик мог получать знания по отдельным предметам школьной программе на разном уровне, но не ниже базового. Так учитываются навыки и особенности каждого учащегося.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение включает в себя схему образовательных траекторий, т.е. технологию, где деятельность ученика оценивается со стороны усилий, которые он прикладывает для овладения материалом и их творческому воплощению.

Для любого уровня обучения есть единые темы, прописанные в образовательных стандартах. То есть ученик А занимается на среднем уровне с учениками Б, на русский язык идет вместе с учащимися В, а английский изучает с Д в базовой группе. 

Технология проектного обучения

В основном вместо проектного обучения говорят о проектном методе. Свою формулировку он получил в США к 1919 году. В России стал популярен после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) В период 20-х и начало 30-х годов российские школы часто применяли метод проектов как для того времени современную технологию обучения для исполнения поставленных задач – развития ученика.

Технология проектного обучения

Первоначальный девиз создателей методологии проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни».

Проектное обучение стремится к тому, чтобы обеспечивать условия, в которых ученики:

  • самостоятельно и с интересом получают недостающую информацию из различных источников;
  • овладевают навыком применения знаний на практике;
  • развиваются с коммуникативной стороны, взаимодействуя с разными группами;
  • воспитывают в себе исследовательские навыки (по формулировке проблемы, сбору материала, наблюдению, проведениям эксперимента, анализа, установления гипотез, обобщения);
  • совершенствуют системное мышление.

Исходные позиции теории проектного обучения:

  • на первом месте стоит ученик и помощь в развитии его творческих навыков;
  • образовательная деятельность основывается не на логике изучаемой дисциплины, а на логике активности, которая несет в себе личную смысловую значимость для ученика, и от этого его мотивация растет;
  • каждый ученик выходит на собственный уровень развития за счет индивидуального темпа активности;
  • комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • базовые знания стараются применять в различных обстоятельствах, чтобы их усвоение было более осознанным.

Игровые технологии обучения

Внедрение игровых современных образовательных технологий играет большую роль в образовательной деятельности. Педагог и ученики контактируют в игровой форме через постановку конкретного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). В ходе игры содержатся образовательные задачи и применяются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые и компьютерные игры.

Игровые технологии обучения

В формате уроков игровые приемы реализуются в виде некоторых направлений:

  • ученики получают дидактическую цель в виде игровой задачи;
  • учебная деятельность строится на правилах игры;
  • учебные источники — это средство, а дидактическую задачу в игровую превращает соревновательный характер;
  • игровой результат показывает, насколько успешно выполнено дидактическое задание.

Игровые технологии — важная часть учебно-воспитательного процесса, ведь их роль не только в содействии развитию познавательных интересов и оживлении активности учащихся.

Также у них есть функции:

  • грамотная организация игры и принятие во внимание ее особенностей позволяет тренировать память и развивать учения и навыки речевого характера;
  • под воздействием игры умственная деятельность ученика стимулируется, концентрация внимания и живой интерес к предмету растут;
  • игра — это средство борьбы с пассивностью учащихся.

Информационно-коммуникативные технологии

Широкое значение термина информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предполагает использование вычислительных технических средств и телекоммуникаций для того, чтобы информационные процессы получали воплощение в жизнь, и это приводит к продуктивной и оперативной работе с источниками на законных основаниях.

В современном обществе внедрение ИКТ является осознанным процессом технологизации рутинных процессов для раскрытия творческого потенциала личности современного общества.

Информационно-коммуникативные технологии

Суть педагогической деятельности не только в организации и контроле над процессом получения устойчивых знаний и умений, но и участие в становлении личности и подготовке ее к современным жизненным реалиям.

Использование современных технологий процесса обучения, содержащих в себе сетевые технологии, ведет к тенденции — ставить ориентир в виде сети распределенных образовательных источников современности, которые могут использоваться в формате коллективного доступа большого количества образовательных организаций к единым ресурсам по сети Интернет.

У этой стороны существуют убедительные достоинства:  

  • все учащиеся получают возможность к базовой подготовке без осложнений в виде того, где территориально находится учебное заведение и насколько высококвалифицированные педагоги;
  • из-за применения современной вычислительной техники на увеличение направлена наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных источников;
  • создание, поддержка и развитие учебных источников не требуют таких расходов, так как отпадает необходимость в их тиражировании;
  • образовательные учреждения или отдельные ученики получают возможность уникального доступа к некоторым ресурсам.

Укажем ряд устойчивых дидактических обязательств, накладываемых на информационно-коммуникационные современные технологии процесс обучения  для роста эффективности их использования по ходу образовательного процесса:

  • обоснованность в применении разных дидактических материалов;
  • конкретика в установке роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных источников и компьютерных форм обучения;
  • преподаватель играет организационную роль в реализации занятий;
  • применение компонентов, гарантирующих должный уровень обучения;
  • соотнесение методологии компьютерных методов с общей технологией учебного занятия;
  • раскрытие как индивидуальной стороны обучения, так и коллективной;
  • гарантия стабильной обратной связи по ходу работы и др.

Уровень подготовки увеличивается при реализации в образовательном процессе ИКТ общедидактических принципов обучения и поставленных обязанностей.

Все технологии, описанные выше, используемые на уроках и во внеучебное время, позволяют учащемуся развивать свою креативность, а также дают толчок к развитию любознательности, увеличивают коэффициент активности и интереса к новым знаниям и просто дают заряд положительных эмоций.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw