Метод исследования урока: пошаговый алгоритм проведения
Сохранить статью:
Что это? Метод исследования урока позволяет проанализировать сильные и слабые стороны не столько самого педагога, сколько процесса преподавания. Ведь организовать его можно по-разному, а, значит, и получить разный отклик от учеников.
Как проводится? Существуют разные способы проведения подобного анализа. Можно использовать новаторский подход с учётом специфики учебного заведения и его воспитанников. Главное — понимать, что этот инструмент позволяет учителям помочь друг другу решить методические проблемы.
История появления метода исследования урока
Исследование урока — технология, нацеленная на улучшение качества обучения посредством совместной работы педагогов. Цель технологии – продуктивная работа учителей и прогресс учеников. Коллеги посещают уроки друг друга и отслеживают сильные и слабые стороны процесса обучения, делают всё возможное для мотивации и побед учащихся.
Эта педагогическая технология была основана более века назад в Японии. Когда завершилась Вторая мировая война, страна восходящего солнца открылась для граждан других стран. Так методика исследования урока стала известна в США и Европе, стала осваиваться учёными. В XXI веке методология пришла и в страны бывшего СССР. Но везде имеются отличительные черты.
В связи с чем метод исследования урока популяризуется в России? В основном по причине низкой эффективности традиционных способов работы школьных методистов. Руководство методических объединений не имеет возможности с желаемой периодичностью посещать занятия из-за большой бюрократической нагрузки.
Директора и завучи также взаимодействуют с педагогами в основном по иным вопросам. Но сами учителя имеют возможность хорошо подготовить учащихся, помогая своим коллегам, комфортно работая в рамках данной эффективной технологии.
Для чего проводят исследование урока
Задачи, решаемые посредством метода исследования урока в действии:
- развитие компетенций учителей, грамотной командной работы;
- корректное взаимодействие педагогов друг с другом (в технологии не «разбора полетов»);
- обмен полезными личными педагогическими приёмами;
- постановка новых целей — приоритет обучающей работы;
- развитие у педагогического состава навыков диагностики и прогнозирования результатов;
- объективная «обратная связь» о работе педагога;
- создание «ситуации успеха» для слабых учащихся;
- акцент внимания на «пробелы» в педагогической деятельности коллег ( при коллегиальном анализе проблемы будут разобраны многогранно, найдутся пути их решения).
Результаты методики исследования урока при внедрении:
- осознание учителем важности планирования не только хода урока, но и личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроке, дифференцированного обучения;
- видение педагогом работы на уроке отдельного ученика, повышение его мотивации и интереса, активности и вовлеченности, итоговой успешности в учёбе;
- сотрудничество, доброжелательное взаимодействие конкретного педагога с коллегами во имя общей цели – плодотворного обучения детей, совершенствование личного профессионального мастерства.
Особенности метода исследования урока
-
- Метод исследования урока в действии не равняется способу контроля педагога, либо анализу его деятельности по критериям, например, стрессообразующего «открытого урока». Здесь не предполагается критика учителя – внимание направляется на действия и мотивацию учащихся.
- Принимается к анализу и последующему решению одна конкретная задача: к примеру, продуктивная работа со «слабыми» учениками либо внедрение групповой работы. Берется проблематика актуальная в целом для школы, класса, параллели.
- Происходит совместное планирование урока и постановка измеримых целей, достижимых для учащихся разных категорий. Наблюдение ведётся за тремя типичными учениками: «успевающим», «отстающим», «средним». Следовательно, работа проводится с разными ребятами, в том числе – не желающими контактировать.
- Работа посредством трёх циклов проекта, трёх уроков по форме и итогового анализа способствует оперативной пробе и корректировке методических приемов, помогающих решить проблему.
- Метод исследования урока помогает учителям сделать доступным «человеческий капитал» каждого из коллег (опыт, методики, лайфхаки).
на наши новости
500 000 пользователей!
-
- Ситуация командной деятельности, коллективная проектная деятельность способствуют эффективному освоению и практическому применению актуальных сегодня навыков, транслируемых и учащимся, которые всё видят и понимают.
- Ввиду концентрации внимания на деятельности определённых учащихся, в рамках занятий происходит реализация одного из важных трендов в системе образования — индивидуализации в обучении.
- Происходит эффективная презентация и передача коллегам результатов проекта.
Как выглядит исследование урока на практике
Методика исследования урока — это широкий подход, строящийся таким образом:
- группой педагогов (которую, кстати, не так просто организовать) определяется конкретная и важная для решения проблема или задача, связанная с обучением;
- учителями выбирается и коллективно разрабатывается один определённый урок, ставятся цели и критерии измеримых характеристик для их достижения;
- в определённом классе выбираются три характерных ученика с разной степенью успеваемости (отличник, среднего уровня, отстающий), что предполагает постановку конкретных целей и задач урока, рассчитанных на каждого из них;
- при проведении урока одним из педагогов, остальными ведётся наблюдение за выбранными учащимися и фиксация их реакций, успехов;
- после урока в группе педагогов проходит обсуждение успешных и недоработанных моментов, повлиявших на ход занятия и решение задач урока;
- подводятся итоги и прописываются планы по решению этой же проблемы на последующие уроки в том же классе;
- обычно проводится такой группой три урока, потом цикл занятий повторяется уже с новыми вопросами для анализа.
Пошаговый алгоритм исследования урока
Шаг 1. Создание группы/групп педагогов.
Методику исследования урока в Российской Федерации внедряет как школьная администрация, так и инициируют сами педагоги. Наилучшее количество участников таких групп: 3 – 5 учителей.
При организации команды педагогов, превышающей 6 человек, у некоторых учителей получится только наблюдать, но активно не включаться в работу. При задействовании 3-х учителей уже каждый сможет и преподавать, и анализировать. Можно поработать и вдвоем.
Часто спрашивают: возможно ли включение в рабочую группу представителя школьной администрации? Да, в добровольном порядке может участвовать, к примеру, заместитель директора, что добавит значимости проекту.
При подборе педагогов для проекта учитывается не его предмет, а заинтересованность. При участии в рабочей группе только коллег по преподаваемому предмету дискуссия может получиться только по особенностям учебных материалов. Помимо этого, часто в небольших школах работает лишь один педагог по определённому предмету.
Шаг 2. Предварительная встреча: выбор темы урока, согласование ценностей и правил
Изначально выбирается конкретная проблема, волнующая всех участников рабочей группы (общий интерес), затем – распределяются обязанности каждого. При наличии модератора педагог творчески раскроется, также будет своевременная фиксация всех решений. Для конструктивной работы важно поддержание одинакового статуса учителей – вне зависимости от стажа и опыта работы.
Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1.
Участниками группы прописываются цели и задачи урока, его этапы; определяются три ученика с разной степенью успеваемости, их многоаспектные критерии, записываются итоговые вопросы, задаваемые ученикам по окончании урока, прогнозируются реакции, действия школьников. Отметим особую важность создания доброжелательной, конструктивной атмосферы и ситуации успеха для «отстающих» учеников, позитивных ожиданий при планировании урока.
При постановке целей педагоги отвечают на 4 вопроса:
- Это обладает измеримостью?
- Возможно достижение этого по итогам одного урока?
- Как это видится с точки зрения ученика?
- Это учебный результат?
Примеры ошибочно поставленных целей:
- Познакомить с решением выражений со скобками (Если с темой познакомили – это не значит, что она понята).
- Продолжать работу над задачами усвоенных видов (Это не цель, а тип деятельности).
- Развивать у учеников вычислительные навыки, наблюдательность, смекалку, внимание (Так не формулируется цель отдельного урока, она растянута по времени).
Основные пункты планирования урока:
- Чёткие ожидания по усвоению учащимися блоков материала.
- Методы измерения полученных знаний, умений и навыков.
- Реакция педагога в случае неудачи (ученики не смогли справиться).
- Реакция учителя при быстром и успешном достижении целей — поставленные задачи оказались простыми, и ученики легко с ними справились.
Шаг 4. Проведение урока № 1.
Учитель № 1 проводит урок, а прочие представители педагогической группы, присутствуя на уроке, занимаются наблюдением и фиксацией нужных для последующего анализа по методике исследования урока (как вариант: просматривают видеозапись проведённого занятия).
После окончания урока учителя из рабочей группы проекта проводят интервью у трех заранее определённых учащихся – с высокой успеваемостью, среднего по успеваемости, «отстающего» в успеваемости по данному предмету. Им задаются заранее составленные вопросы.
План урока: таблица для заполнения наблюдателями
Этап |
Ученик 1 (группа: отстающие) | Ученик 2 (группа: средние) | Ученик 3 (группа: успевающие) | |||
Ожидаемая реакция |
Наблюдаемый результат |
Ожидаемая реакция |
Наблюдаемый результат |
Ожидаемая реакция |
Наблюдаемый результат |
|
Этап … Время |
||||||
Этап … Время |
||||||
Этап … Время |
||||||
Результат урока |
||||||
Примечания |
Шаг 5. Обсуждение урока № 1.
Рабочая группа собирается на обсуждение и для проведения анализа в тот же день, когда было проведено первое занятие в рамках метода исследования урока. На основании выводов по ходу урока № 1 проходит планирование урока № 2 для педагога № 2.
Шаг 6. Второй и третий циклы проекта.
Аналогично проведению первого урока проводятся и анализируются уроки № 2 и № 3.
Шаг 7. Подведение итогов.
В группе сравниваются результаты планов и наблюдаемых итогов, делаются выводы.
Требования ФГОС предполагают формирование у современных учеников универсальных учебных действий, обеспечивающих способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
На современном этапе исторического развития общества актуализируются и приобретают значимость такие качества личности: способность мыслить творчески и самостоятельно обучаться; готовность восприятия новаторской мысли и создание условий её воплощения.
Благодаря исследовательской деятельности личность ученика приобретает всестороннее развитие и успешную социализацию, конкурентоспособность и неординарное мышление, творческий подход к выполнению поставленных задач.
Формированию у обучающихся универсальных учебных действий способствует трансформация традиционных типов и видов уроков. К примеру, в рамках поставленных задач у обучающихся происходит автономное приобретение и усвоение различных знаний. Основная цель такого урока-исследования – получение учащимися функционального самостоятельного навыка проведения исследования, являющегося универсальным способом приобретения новых знаний.
Важно понимать, что нет универсальных способов, подходящих сразу для всех школ. Поэтому о положительных и отрицательных моментах метода исследования урока в своей школе нужно подумать заранее и грамотно его спланировать.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: