Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
метод исследования урока
Главная > Блог > Метод исследования урока: пошаговый алгоритм проведения
30.12.2022
2299
Время чтения: 16 минут

Метод исследования урока: пошаговый алгоритм проведения

Что это? Метод исследования урока позволяет проанализировать сильные и слабые стороны не столько самого педагога, сколько процесса преподавания. Ведь организовать его можно по-разному, а, значит, и получить разный отклик от учеников.

Как проводится? Существуют разные способы проведения подобного анализа. Можно использовать новаторский подход с учётом специфики учебного заведения и его воспитанников. Главное — понимать, что этот инструмент позволяет учителям помочь друг другу решить методические проблемы.

Оглавление:
  1. История появления метода исследования урока
  2. Для чего проводят исследование урока
  3. Особенности метода исследования урока
  4. Как выглядит исследование урока на практике
  5. Пошаговый алгоритм исследования урока
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

История появления метода исследования урока

Исследование урока — технология, нацеленная на улучшение качества обучения посредством совместной работы педагогов. Цель технологии – продуктивная работа учителей и прогресс учеников. Коллеги посещают уроки друг друга и отслеживают сильные и слабые стороны процесса обучения, делают всё возможное для мотивации и побед учащихся.

Метод исследования урока

Эта педагогическая технология была основана более века назад в Японии. Когда завершилась Вторая мировая война, страна восходящего солнца открылась для граждан других стран. Так методика исследования урока стала известна в США и Европе, стала осваиваться учёными. В XXI веке методология пришла и в страны бывшего СССР. Но везде имеются отличительные черты.

В связи с чем метод исследования урока популяризуется в России? В основном по причине низкой эффективности традиционных способов работы школьных методистов. Руководство методических объединений не имеет возможности с желаемой периодичностью посещать занятия из-за большой бюрократической нагрузки.

Директора и завучи также взаимодействуют с педагогами в основном по иным вопросам. Но сами учителя имеют возможность хорошо подготовить учащихся, помогая своим коллегам, комфортно работая в рамках данной эффективной технологии.

Для чего проводят исследование урока

Задачи, решаемые посредством метода исследования урока в действии:

  • развитие компетенций учителей, грамотной командной работы;
  • корректное взаимодействие педагогов друг с другом (в технологии не «разбора полетов»);
  • обмен полезными личными педагогическими приёмами;
  • постановка новых целей — приоритет обучающей работы;
  • развитие у педагогического состава навыков диагностики и прогнозирования результатов;
  • объективная «обратная связь» о работе педагога;
  • создание «ситуации успеха» для слабых учащихся;
  • акцент внимания на «пробелы» в педагогической деятельности коллег ( при коллегиальном анализе проблемы будут разобраны многогранно, найдутся пути их решения).

Метод исследования урока

Результаты методики исследования урока при внедрении:

  • осознание учителем важности планирования не только хода урока, но и личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроке, дифференцированного обучения;
  • видение педагогом работы на уроке отдельного ученика, повышение его мотивации и интереса, активности и вовлеченности, итоговой успешности в учёбе;
  • сотрудничество, доброжелательное взаимодействие конкретного педагога с коллегами во имя общей цели – плодотворного обучения детей, совершенствование личного профессионального мастерства.

Особенности метода исследования урока

    • Метод исследования урока в действии не равняется способу контроля педагога, либо анализу его деятельности по критериям, например, стрессообразующего «открытого урока». Здесь не предполагается критика учителя – внимание направляется на действия и мотивацию учащихся.
    • Принимается к анализу и последующему решению одна конкретная задача: к примеру, продуктивная работа со «слабыми» учениками либо внедрение групповой работы. Берется проблематика актуальная в целом для школы, класса, параллели.
    • Происходит совместное планирование урока и постановка измеримых целей, достижимых для учащихся разных категорий. Наблюдение ведётся за тремя типичными учениками: «успевающим», «отстающим», «средним». Следовательно, работа проводится с разными ребятами, в том числе – не желающими контактировать.
    • Работа посредством трёх циклов проекта, трёх уроков по форме и итогового анализа способствует оперативной пробе и корректировке методических приемов, помогающих решить проблему.
    • Метод исследования урока помогает учителям сделать доступным «человеческий капитал» каждого из коллег (опыт, методики, лайфхаки).
    • Ситуация командной деятельности, коллективная проектная деятельность способствуют эффективному освоению и практическому применению актуальных сегодня навыков, транслируемых и учащимся, которые всё видят и понимают.
    • Ввиду концентрации внимания на деятельности определённых учащихся, в рамках занятий происходит реализация одного из важных трендов в системе образования — индивидуализации в обучении.
    • Происходит эффективная презентация и передача коллегам результатов проекта.

Как выглядит исследование урока на практике

Методика исследования урока — это широкий подход, строящийся таким образом:

  • группой педагогов (которую, кстати, не так просто организовать) определяется конкретная и важная для решения проблема или задача, связанная с обучением;
  • учителями выбирается и коллективно разрабатывается один определённый урок, ставятся цели и критерии измеримых характеристик для их достижения;
  • в определённом классе выбираются три характерных ученика с разной степенью успеваемости (отличник, среднего уровня, отстающий), что предполагает постановку конкретных целей и задач урока, рассчитанных на каждого из них;

Метод исследования урока

  • при проведении урока одним из педагогов, остальными ведётся наблюдение за выбранными учащимися и фиксация их реакций, успехов;
  • после урока в группе педагогов проходит обсуждение успешных и недоработанных моментов, повлиявших на ход занятия и решение задач урока;
  • подводятся итоги и прописываются планы по решению этой же проблемы на последующие уроки в том же классе;
  • обычно проводится такой группой три урока, потом цикл занятий повторяется уже с новыми вопросами для анализа.

Пошаговый алгоритм исследования урока

Шаг 1. Создание группы/групп педагогов.

Методику исследования урока в Российской Федерации внедряет как школьная администрация, так и инициируют сами педагоги. Наилучшее количество участников таких групп: 3 – 5 учителей.

При организации команды педагогов, превышающей 6 человек, у некоторых учителей получится только наблюдать, но активно не включаться в работу. При задействовании 3-х учителей уже каждый сможет и преподавать, и анализировать. Можно поработать и вдвоем.

Часто спрашивают: возможно ли включение в рабочую группу представителя школьной администрации? Да, в добровольном порядке может участвовать, к примеру, заместитель директора, что добавит значимости проекту.

При подборе педагогов для проекта учитывается не его предмет, а заинтересованность. При участии в рабочей группе только коллег по преподаваемому предмету дискуссия может получиться только по особенностям учебных материалов. Помимо этого, часто в небольших школах работает лишь один педагог по определённому предмету.

Метод исследования урока

Шаг 2. Предварительная встреча: выбор темы урока, согласование ценностей и правил

Изначально выбирается конкретная проблема, волнующая всех участников рабочей группы (общий интерес), затем – распределяются обязанности каждого. При наличии модератора педагог творчески раскроется, также будет своевременная фиксация всех решений. Для конструктивной работы важно поддержание одинакового статуса учителей – вне зависимости от стажа и опыта работы.

Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1.

Участниками группы прописываются цели и задачи урока, его этапы; определяются три ученика с разной степенью успеваемости, их многоаспектные критерии, записываются итоговые вопросы, задаваемые ученикам по окончании урока, прогнозируются реакции, действия школьников. Отметим особую важность создания доброжелательной, конструктивной атмосферы и ситуации успеха для «отстающих» учеников, позитивных ожиданий при планировании урока.

При постановке целей педагоги отвечают на 4 вопроса:

  • Это обладает измеримостью?
  • Возможно достижение этого по итогам одного урока?
  • Как это видится с точки зрения ученика?
  • Это учебный результат?

Примеры ошибочно поставленных целей:

  • Познакомить с решением выражений со скобками (Если с темой познакомили – это не значит, что она понята).
  • Продолжать работу над задачами усвоенных видов (Это не цель, а тип деятельности).
  • Развивать у учеников вычислительные навыки, наблюдательность, смекалку, внимание (Так не формулируется цель отдельного урока, она растянута по времени).

Основные пункты планирования урока:

  • Чёткие ожидания по усвоению учащимися блоков материала.
  • Методы измерения полученных знаний, умений и навыков.
  • Реакция педагога в случае неудачи (ученики не смогли справиться).
  • Реакция учителя при быстром и успешном достижении целей  — поставленные задачи оказались простыми, и ученики легко с ними справились.

Метод исследования урока

Шаг 4. Проведение урока № 1.

Учитель № 1 проводит урок, а прочие представители педагогической группы, присутствуя на уроке, занимаются наблюдением и фиксацией нужных для последующего анализа по методике исследования урока (как вариант: просматривают видеозапись проведённого занятия).

После окончания урока учителя из рабочей группы проекта проводят интервью у трех заранее определённых учащихся – с высокой успеваемостью, среднего по успеваемости, «отстающего» в успеваемости по данному предмету. Им задаются заранее составленные вопросы.

План урока: таблица для заполнения наблюдателями

Этап

Ученик 1 (группа: отстающие) Ученик 2 (группа: средние) Ученик 3 (группа: успевающие)
 

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Ожидаемая реакция

Наблюдаемый результат

Этап … Время

           

Этап … Время

           

Этап … Время

           

Результат урока

           

Примечания

           

Шаг 5. Обсуждение урока № 1.

Рабочая группа собирается на обсуждение и для проведения анализа в тот же день, когда было проведено первое занятие в рамках метода исследования урока. На основании выводов по ходу урока № 1 проходит планирование урока № 2 для педагога № 2.

Шаг 6. Второй и третий циклы проекта.

Аналогично проведению первого урока проводятся и анализируются уроки № 2 и № 3.

Шаг 7. Подведение итогов.

В группе сравниваются результаты планов и наблюдаемых итогов, делаются выводы.

Требования ФГОС предполагают формирование у современных учеников универсальных учебных действий, обеспечивающих способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

На современном этапе исторического развития общества актуализируются и приобретают значимость такие качества личности: способность мыслить творчески и самостоятельно обучаться; готовность восприятия новаторской мысли и создание условий её воплощения.

Благодаря исследовательской деятельности личность ученика приобретает всестороннее развитие и успешную социализацию, конкурентоспособность и неординарное мышление, творческий подход к выполнению поставленных задач.

Метод исследования урока

Формированию у обучающихся универсальных учебных действий способствует трансформация традиционных типов и видов уроков. К примеру, в рамках поставленных задач у обучающихся происходит автономное приобретение и усвоение различных знаний. Основная цель такого урока-исследования – получение учащимися функционального самостоятельного навыка проведения исследования, являющегося универсальным способом приобретения новых знаний.

Важно понимать, что нет универсальных способов, подходящих сразу для всех школ. Поэтому о положительных и отрицательных моментах метода исследования урока в своей школе нужно подумать заранее и грамотно его спланировать.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw