Концепция непрерывного педагогического образования
Сохранить статью:
Что это такое? Концепция непрерывного педагогического образования основана на постулате, что человек периодически возвращается в образовательный процесс ввиду регулярного появления новых моделей профподготовки.
Зачем нужно? Не стоит рассматривать это как вынужденную меру. Обновление программ – это ответ на растущие потребности общества и зарождение новых знаний. Как же реализовать систему непрерывного образования на практике?
- Ключевые понятия концепции непрерывного профессионального образования
- 6 ведущих принципов концепции непрерывного педагогического образования
- Уровни непрерывного педагогического образования
- 3 модели непрерывного педагогического образования педагога
- Преимущества, недостатки и сложности непрерывного образования
- Как не перегореть
Ключевые понятия концепции непрерывного профессионального образования
Непрерывное образование – это систематический учебный процесс, обеспечивающий рост общих и профессиональных возможностей человека в соответствии с запросами и потребностями как общества в целом, так и отдельной личности.
Цели:
- становление;
- профессиональная направленность и повышение квалификации;
- достижение определенного социального положения;
- общее развитие личности.
Функции:
- компенсационная;
- аккомодирующая;
- развивающая;
- восстановительно-оздоровительная.
Компоненты:
- государственные и общественные институты образования;
- образовательные программы;
- система руководства и управления;
- социальное окружение.
Признаки:
- масштабность;
- гласность;
- досягаемость;
- продолжительность;
- ориентированность в первую очередь на самообразование.
В процессе непрерывного обучения человек получает и совершенствует свои знания в следующих основных сферах жизни:
- экономической;
- социальной;
- культурной;
- политической;
- технической.
В наши дни идея непрерывного образования стала еще более своевременна и актуальна, поскольку:
- очень быстро появляются и внедряются инновационные технологии;
- исчезают старые и появляются новые профессии и специальности;
- знания стремительно изменяются и устаревают;
- растет продолжительность жизни.
Стратегию непрерывного образования многие государства сделали основой национальной образовательной политики. А с 2000-х гг. одним из ключевых показателей успешности страны, в том числе в области экономики и роста человеческого потенциала, стали считать участие населения в непрерывном образовательном процессе.
Если рассматривать непрерывное образование в самом широком смысле, то оно будет состоять из всех видов и компонентов образовательной деятельности. В нем задействовано все население, независимо от возраста, социального положения, профессии.
6 ведущих принципов концепции непрерывного педагогического образования
В научных работах выделяют несколько основных принципов построения системы непрерывного педагогического образования:
- Принцип многоступенчатости и многоуровневости, означающий наличие большого количества ступеней и уровней образования: такое разнообразие предоставляет каждому человеку широкий выбор в построении своего образовательного движения.
- Принцип дополнительности базового и постдипломного педагогического образования, который говорит о необходимости постоянного повышения квалификации. Эта наиболее мобильная подсистема непрерывного образования постоянно держит в зоне внимания и реагирует на быстро меняющиеся условия окружающей социальной среды.
- Принцип маневренности профессиональных образовательных программ позволяет человеку при желании сменить направление трудовой деятельности.
- Принцип преемственности профессиональных образовательных программ помогает согласовать эти программы на всех этапах – от начальной подготовки до постдипломного образования.
- Принцип интеграции профессиональных образовательных структур обеспечивает формирование единого образовательного пространства.
- Принцип гибкости организационных структур делает формы обучения максимально гибкими и разнообразными, подходящими для любого человека.
Уровни непрерывного педагогического образования
Рассматривают четыре уровня непрерывного педагогического образования в современной России:
Допрофессиональное педагогическое образование
Исследования среди подростков показали, что некоторые старшеклассники еще в школе проявляют заинтересованность в работе учителя. Они охотно возятся с учениками младших классов, участвуют в общешкольных мероприятиях, выказывают способности к педагогической работе.
Таким подросткам свойственны общительность, эмпатия, любовь к детям, терпимое отношение к окружающим, гуманизм, находчивость, богатое воображение. Проявление этих качеств легко определяется с помощью методов психолого -педагогической диагностики (эксперимент, тесты, наблюдение и др.).
Интерес к профессии педагога формируют опытные учителя, пользующиеся непререкаемым авторитетом у своих учеников, родители, изучаемый предмет. В школе не готовят к профессии педагога. Ее задача – выявить таких учащихся и сформировать у них мотивы для осознанного выбора педагогической деятельности:
- поддержать соответствующие интересы, ценностные ориентации;
- познакомить с особенностями работы педагога.
На довузовском этапе происходит определение общественного смысла и основного содержания профессии, формируется устойчивый интерес к ней. Допрофессиональное образование дается в разных формах и в различных образовательных организациях: педагогических классах, лицеях, школах будущего педагога, подготовительных, факультативных, специальных курсах и др.
Практика показывает, что выпускники, имеющие хорошую мотивацию к освоению профессии учителя, демонстрируют отличные результаты в учебе в педагогических учебных заведениях.
Базовое профессиональное педагогическое образование
Базовое профессиональное образование – это фундаментальная учеба, сочетающая в себе изучение теории с обязательной практикой. Оно полностью удовлетворяет интересы учащихся в освоении профессиональных знаний. Базовое профессиональное образование вместе с дипломом средней и высшей квалификации получают в техникумах, колледжах и вузах.
Эти учреждения обязаны дать своим студентам профессиональные знания, которые станут основой, базисом квалификации педагога и дадут возможность сразу же начать работу по специальности.
на наши новости
500 000 пользователей!
Цель базового профессионального образования – привить будущему педагогу желание учиться и научить, как это делать. В педагогике это определение непрерывного педагогического образования считается начальным этапом и служит основой для продолжения дальнейшей учебы по другим ступеням непрерывного профессионального образования.
Последипломное образование и профессиональное совершенствование
После получения диплома главная цель дальнейшего образования – это развитие творческого потенциала учителя, его профессионально-личностное самоутверждение. Его задачи:
- создание ряда образовательных организаций и структур, благодаря которым можно будет развивать послевузовское профессиональное образование, повышать квалификацию педагогов, проводить их переподготовку, обеспечивать профессиональное самообразование и самовоспитание, научный рост;
- создание условий для самоанализа педагогической деятельности: научно-методических, информационных, педагогических и др.;
- научно-методическое обеспечение педагогов, ведущих исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
Профессиональное совершенствование – это двухуровневая подготовка учителей и других работников системы образования к применению творчества в своей образовательной деятельности:
- повышение квалификации педагогов по преподаваемым ими предметам;
- повышение квалификации в области научно-исследовательской работы.
Специалист, окончивший высшее или среднее специальное учебное заведение, получает образование, которое можно считать высшим с определенной долей условности, поскольку нет предела получаемым знаниям и интеллектуальному совершенствованию.
Современный взгляд на профессиональный уровень педагога связан с новыми целями образования, новой социокультурной ситуацией, сложившейся в информационном обществе. В таких условиях радикальная трансформация роли учителя становится неизбежной. Многообразие учебных материалов, программ и методик – еще один вызов традиционному профессионализму.
Если раньше учитель руководствовался единой учебной программой, то сегодня ему приходится иметь дело с большим количеством учебного материала, из которого он должен выбрать комплект, наиболее подходящий сложившейся вокруг него ситуации.
Но главным моментом, радикально изменившим мнение о профессионализме педагога, стало лишение его статуса единственного источника знаний. Информационная революция отобрала у него функцию транслятора уникальных знаний, превратив в фасилитатора (организатора и проводника), обеспечивающего успешное групповое обретение знаний и компетенций. Вот почему в настоящее время возникает необходимость в непрерывном высшем педагогическом образовании.
Последипломное образование учителя также позволяет ему постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Это становится хорошо заметным после 3-5 лет работы в школе, когда учитель уже освоился и крепко владеет традиционной методикой учебно-воспитательной работы.
Через самообразование и профессиональное самосовершенствование педагог изучает и переосмысливает то, чему научился сам, опыт коллег и то, что написано в книгах, обобщает полученную информацию.
На базе своих исследований он готовит доклады, с которыми выступает на совещаниях различного уровня – от педагогического совета школы до научных, методических и практических конференций. Он сам теперь публикует статьи в периодических изданиях по педагогике, пропагандируя и проверяя качество своих исследований. Повышение квалификации – это одна из разновидностей последипломной подготовки педагогов.
Цель такого повышения – ликвидация пробелов и недостатков в базовом профессиональном обучении; расширение и углубление уже имеющихся знаний; изучение новой современной теории, получение практических навыков и умений для адаптации педагогов к постоянно изменяющимся условиям общественной жизни.
3 модели непрерывного педагогического образования педагога
Существуют 3 основные модели непрерывного педагогического образования.
Life-long learning education – обучение в течение всей жизни
Данную модель характеризуют 3 принципа:
- «обучение длиной в жизнь» – человек получает образование на протяжении всей жизни;
- «обучение шириной в жизнь» – образование, которое человек получает всю жизнь, охватывает широкие сферы познания, а не только профессиональное направление;
- «самомотивация» – человек должен иметь сознательный интерес к получению непрерывного образования, тянуться к самопознанию и самосовершенствованию.
Adult education – образование взрослых
В этой модели взрослым людям отведена главная роль. Им даются знания, умения и навыки, которые они по каким-либо причинам не получили в рамках традиционных общеобразовательных программ на одном из этапов обучения (школа, колледж, вуз). Они могут приобрести еще одну профессию или просто расширить свой кругозор новыми знаниями, не относящимися к работе.
Continuing vocational education and training – непрекращающееся профессиональное образование и обучение
Чтобы не потеряться в лавине информации, которую генерирует изменчивый современный технологический мир, и удержаться в профессии, надо постоянно самосовершенствоваться в профессиональном плане.
Преимущества, недостатки и сложности непрерывного образования
Плюсы | Минусы |
Возможность постоянно заниматься саморазвитием |
Полученные знания быстро теряют актуальность |
Быстрый профессиональный и карьерный рост |
Сложно разобраться в большом количестве образовательных систем, чтобы выбрать подходящую |
Получение широкого кругозора |
Непрерывное образование – это дополнительное время, а иногда и большие финансовые затраты |
Повышение навыков общения и коммуникации |
Если нет главной цели, непрерывное обучение может превратиться в бессмысленную погоню за большим объемом разрозненных знаний |
Ощущение востребованности в личном плане и в профессии |
|
Быстрая адаптация к условиям постоянно изменяющегося современного мира |
О сложностях непрерывного педагогического образования кратко:
- качество многих образовательных курсов оставляет желать лучшего;
- профессиональные знания, не подтвержденные соответствующим документом (аттестатом, дипломом, свидетельством), не всегда привлекают внимание работодателя;
- большое расхождение между теорией и практикой;
- при самообразовании часто возникает «иллюзия компетентности», когда человеку кажется, что он достиг вершин мастерства;
- трудности в оценке приобретенных знаний – по каким критериям это делать;
- качественные образовательные программы требуют для своего внедрения значительных финансовых вложений.
Большинство из тех, кто с энтузиазмом записывается на курсы и тренинги, бросают их уже через несколько занятий.
Причина в том, что:
- нет серьезной мотивации;
- произошла переоценка своих сил;
- неверно расставлены приоритеты;
- отсутствует способность к постоянному обучению.
Как не перегореть
Чтобы успешно учиться длительное время, необходимы:
- осознанная мотивация;
- реально поставленные цели;
- умение разделять главное и второстепенное;
- сила воли;
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- дисциплинированность;
- умение правильно организовать свое время.
Способность к обучению не сохраняется неизменной в течение всей жизни. С возрастом она слабеет. Особенно у тех, кто долго не занимался самообразованием. Чтобы взрослому человеку было легче учиться, он должен чувствовать поддержку родных и близких, а процесс обучения должен быть непрерывным.
В настоящее время положение в сфере повышения квалификации заметно изменилось в лучшую сторону – образовательные траектории стали более гибкими, возросла роль самостоятельного выбора. Программы, направленные на развитие и рост мастерства, более адаптированы к индивидуальным потребностям учителей. Профессиональное самообразование является одним из важных элементов проекта непрерывного педагогического образования.
Обучение происходит вне учебных заведений, только на основе самостоятельной работы. Поэтому его форма зависит исключительно от индивидуальных способностей и возможностей человека. Но есть два важных условия, определяющих успешность профессионального самообразования: наличие средств обучения и умение организовывать самостоятельную работу.
Система непрерывного педагогического образования в современных условиях направлена на формирование учителя-личности, обладающего глубокими познаниями в области науки о человеке и его развитии, владеющего эффективными педагогическими технологиями, неординарным стилем научно-педагогического мышления, человека, способного и готового к принятию творческих решений, такого, какой нужен современным детям и современному обществу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: