Подготовка педагогических кадров: в ногу со временем
Сохранить статью:
Проблема. Устаревшая система подготовки педагогических кадров уже давно требует серьезной трансформации. Изменения, которые внесла в нашу жизнь пандемия, потребовали перехода на иные форматы обучения, к чему педагоги «старой школы» в большинстве оказались не готовы.
Решение. И дело здесь не в недостаточности профессионализма или же знаний. Порой такой переход требует быстрой адаптивности для перестройки. А значит, подготовка педагогических кадров должна соответствовать требованиям времени.
Общая характеристика подготовки педагогических кадров в системе образования
Профессиональная подготовка проводится для того, чтобы студенты овладели специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выбранной профессии.
Подготовкой педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов занимаются соответствующие высшие и средние профессиональные учебные заведения. С помощью педагогического образования решаются вопросы укомплектования детских дошкольных учреждений, а также учреждений начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования кадровыми специалистами соответствующего уровня.
Задачи современной профессиональной подготовки педагогических кадров заключаются в:
- повышении качества обучения студентов в учебных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
- изменении содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения, которые позволят реализовать новые профессиональные образовательные стандарты;
- углубленной практической подготовке педагогических кадров;
- обеспечении преемственности в обучении специалистов среднего и высшего педагогического образования.
Современная подготовка педагогических кадров – это непрерывное получение образования.
Допрофессиональное обучение проходят старшеклассники общеобразовательных школ в рамках получения профильного образования. Этот этап направлен на выявление учеников, проявляющих интерес к педагогике, создание условий для раскрытия их способностей, знакомство учащихся с особенностями будущей профессии.
На этом этапе старшеклассников общеобразовательных школ ориентируют на профессии педагогического профиля. Обучение может проводиться как в школе, так и на базе учреждений дополнительного образования. Развитие необходимых навыков и склонностей позволяет учащимся осознанно подходить к выбору будущей профессии.
В некоторых регионах при школах формируют педагогические классы, в которых помимо общеобразовательных предметов преподают основы психологии и педагогики. Полученные навыки старшеклассники отрабатывают на практике в качестве вожатых. Такой подход помогает учащимся ознакомиться с будущей профессией, понять, подходит ли она им, соответствуют ли их ожидания тем требованиям, которые предъявляют к современным педагогам.
В педагогических вузах или колледжах студенты приступают ко второму этапу подготовки педагогических кадров педагогических специальностей – получению профессионального образования. Колледжи предлагают как базовые программы, так и углубленную подготовку для студентов. Поступить в них можно после 9 или 11 класса общеобразовательной школы.
Программа для тех, кто идет в колледж после 9 класса, рассчитана на 4 года, при этом в первый год студенты получают среднее общее образование. На базе 11 классов срок обучения составляет 3 года.
Пройдя подготовку в колледже, можно работать по следующим специальностям:
- воспитатель дошкольного образовательного учреждения;
- учитель начальных классов;
- преподаватель физической культуры;
- учитель музыки;
- педагог дополнительного образования.
При желании и/или необходимости можно продолжить обучение в педагогическом институте, университете, академии. Институт – это вуз, проводящий обучение в рамках одного направления, то есть, занимающийся, к примеру, подготовкой только педагогических кадров в рамках направления «Педагогическое образование».
Институты готовят профессиональные кадры и занимаются научной работой. Они могут быть самостоятельными учебными учреждениями или структурными подразделениями университетов или академий.
Университеты или академии – вузы, готовящие профессиональные кадры по различным направлениям. Для получения статуса университета учебное учреждение должно предлагать обучение минимум по семи различным направлениям (юриспруденция, экономика, психология, журналистика и пр.). Академии проводят профессиональное обучение в одной сфере, которая указана в их названии (сельскохозяйственная академия, юридическая академия и т. п.).
Высшие учебные учреждения предлагают обучающимся три уровня образовательных программ:
- Бакалавриат. Обучение длится 4 года на основании ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование». Выпускники получают квалификацию бакалавров, в дальнейшем могут работать учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования и т. д. Бакалавры в процессе обучения должны овладеть основными практическими навыками педагогического работника.
- Магистратура. Степень магистра присваивается после двухлетнего углубленного изучения определенного учебного профиля и подготовки к научно-исследовательской деятельности. Выпускники также получают соответствующую квалификацию. В дальнейшем они могут работать не только педагогами, но и занимать управляющие должности в образовательных учреждениях, а также готовить проекты образовательных программ.
- Аспирантура. Обучение длится 4 года и направлено на подготовку педагогических кадров высшей квалификации. Аспиранты получают квалификацию «Исследователь. Педагог-исследователь», которая позволяет им преподавать в вузах и ссузах, координировать педагогическую деятельность, заниматься научно-исследовательской деятельностью.
В послевузовской подготовке педагогических кадров существенную роль играет дополнительное образование. Повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку можно в учреждениях дополнительного образования, в средних (профессиональных) и высших учебных заведениях.
Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогических работников проходить курсы повышения квалификации минимум один раз в три года. Система образования претерпевает постоянные изменения, в учебных учреждениях вводится инклюзивное образование, тьютерство и т. д. Для того, чтобы продолжать работать в условиях этих изменений, педагогам необходимо получать новые и развивать уже имеющиеся знания.
на наши новости
500 000 пользователей!
Для изменения вида деятельности педагоги проходят профессиональную подготовку и переподготовку педагогических кадров, в процессе которой они приобретают новые необходимые знания и навыки. Так, после прохождения переподготовки учитель может стать, к примеру, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. п.
Проблемы современной системы подготовки педагогических кадров в России
Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров должны осуществляться в ногу с требованиями, которые предъявляет современная жизнь. Одним из таких требований является частично цифровой формат обучения. То есть, будущие педагоги должны владеть современными цифровыми технологиями, которые на сегодняшний день не распространены в школах повсеместно. В основной же массе педагогическое образование не предполагает знакомство студентов с новинками цифрового мира.
При помощи современных онлайн-инструментов можно решать различные проблемы образования. К примеру, в школьной Всероссийской онлайн олимпиаде на платформе фонда «Талант и успех» участвовали школьники, которые не смогли бы принять в ней участие, если бы Олимпиада проводилась очно.
Цифровые технологии прочно входят в жизнь современных людей. Однако они претерпевают постоянные изменения. Поэтому существует вероятность, что к тому моменту, когда студент закончит вуз или ссуз и приступит к работе, изученные инструменты устареют и утратят актуальность. Или, к примеру, то, что в настоящее время невозможно поручить компьютеру, через несколько лет будет оцифровано.
Большая часть рутинной работы педагога уже сегодня может выполняться искусственным интеллектом. И ряд задач он способен выполнить более качественно, чем обычный человек. Однако никто, кроме человека не способен должным образом реагировать на спонтанные и творческие ситуации, случайные обращения учащихся и т. п. В этих сферах никакой искусственный интеллект не может заменить человека.
Выход из ситуации заключается в исследовании, привлекая к этим исследованиям крупные цифровые корпорации, которые как раз и работают над технологическим обликом будущего. То есть необходимо открывать возможность корпорациям сотрудничать с учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой педагогических кадров.
Однако далеко не каждое образовательное учреждение обладает необходимыми ресурсами для создания экспериментальных классов и аудиторий. Впрочем, можно начать с малого: организовать несколько соответствующих центров, а затем подключать остальные учреждения через межвузовские лаборатории.
По мнению экспертов, к сожалению, учреждения, занимающиеся подготовкой педагогических кадров, не слишком заинтересованы в исследовании будущего преподавания, изучении актуальных для образования задач.
Еще одной сложностью является сопряжение вузовского образования с задачами школы. Директора школ заявляют, что реальные запросы не так часто становятся объектами научных исследований и последующего описания в магистерских и докторских диссертациях. А ведь это вопросы, с которыми школы сталкиваются на практике. В отличие от теоретических рассуждений, которым посвящаются научные работы магистрантов, аспирантов и докторантов.
Реально проводимые исследования имеют мало общего с действительностью, никак не влияют на жизнь и работу педагогических кадров на местах. В проводимых исследованиях редко учитываются актуальные вопросы развития педагогического образования и подготовки педагогических кадров. Не уделяется должное внимание психолого-педагогическим исследованиям, более того, результаты работ публикуют в изданиях, которые не интересны для показателей самого учебного учреждения.
Проблемой являются и качественные, и количественные показатели научных работ, к достижению которых стремятся учебные учреждения, занимающиеся подготовкой педагогических кадров. Например, в настоящее время ученым необходимо публиковать результаты своих исследования в научных журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science. Однако существует несколько «но»:
- российские педагогические работы не так просто публиковать на английском языке;
- те темы, которые действительно интересны российским педагогам, не вызывают заинтересованности у изданий, в которых они, согласно требованиям, должны быть опубликованы.
Кроме того, педагогика не относится к числу приоритетных наук на государственном уровне, поэтому молодым специалистам сложно получить специальную поддержку, что в конечном итоге приводит к ограничению возможностей исследований.
Эксперты полагают, что нужно пересмотреть подход к проблеме. Для начала оказать поддержку педагогической науке на русском языке (проводить собственные конференции, поддерживать издательства, профильные печатные издания и т. д.). И только потом начинать сотрудничество с международным педагогическим сообществом.
Однако, если кратко, то основные проблемы подготовки педагогических кадров заключаются в базовых требованиях, которым должен соответствовать будущий педагог. Теоретически должно быть четкое представление о базовых компетенциях выпускников, основываясь на котором, и необходимо выстраивать образовательную программу.
В действительности же требований к знаниям, умениям и навыкам преподавателей слишком много. Разные педагогические вузы подчиняются разным ведомствам, стать учителем можно и по окончании педколледжа. В большинстве случаев видна разобщенность среднего и высшего уровней педобразования.
В настоящее время невозможно упразднить колледжи и потребовать от всех будущих педагогов наличия только высшего образования. Кроме того, колледжи прекрасно справляются с подготовкой педагогических кадров, например, для дошкольных образовательных учреждений. Вузам же необходимо предусмотреть возможности для получения выпускниками при желании дальнейшего высшего педобразования.
Новая концепция подготовки педагогических кадров в РФ
Распоряжением Правительства РФ №1688-р от 24 июня 2022 года утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. В Концепции закреплены основные цели, принципы, задачи, мероприятия и механизмы, которые государство должно реализовать в сфере подготовки педагогов.
В результате реализации Концепции к 2030 году:
- в систему подготовки педагогических кадров будут внедрены единые подходы к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педобразования;
- в программы подготовки педагогических кадров будет введен профессиональный (демонстрационный) экзамен;
- аккредитация образовательных программ будет проводиться при участии будущих работодателей;
- будет расширена сеть классов (групп) психолого-педагогической направленности, разработана и внедрена система, учитывающая индивидуальные достижения учеников этих классов, а также дающая преимущество при поступлении в вузы или ссузы;
- будет увеличено количество целевых мест в вузах и ссузах, занимающихся подготовкой педагогических кадров;
- в образовательные программы будут включены дисциплины, повышающие статус русского языка и литературы, развивающие коммуникацию на русском языке, готовящие будущих педагогов к работе с детьми, имеющими разные образовательные потребности.
Огромное значение для подготовки педагогических кадров имеет следование современным тенденциям. Только идя в ногу со временем, можно повысить престижность профессии и значимость роли учителя в жизни учеников.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: