Практика наставничества в системе российского образования
Сохранить статью:
В чем заключается? Практика наставничества играет ключевую роль в российском образовании. Это не просто передача знаний, а формирование профессиональных качеств у студентов. Наставник помогает адаптироваться в учебной среде, развивает критическое мышление и поддерживает интерес к изучаемому предмету.
Насколько популярна? Система наставничества в России имеет глубокие корни, она основана на принципах уважения и доверия между учителем и учеником. В последнее время эволюционирует благодаря интеграции цифровых технологий, что позволяет создавать более индивидуализированные и гибкие образовательные программы.
Суть наставничества
Наставничество – хороший способ для того, чтобы молодой человек мог быстро адаптироваться к требованиям современного образования. Если школа не организует этот процесс централизованно, то кто-то на работе так или иначе знакомит молодого специалиста с коллективом и вводит в курс дел. Однако в данном случае выполняются разве что минимальные требования адаптации, и вряд ли у выпускника получится быстро освоиться и включиться в работу.
Цель практики наставничества в широком смысле слова – организовать молодого учителя так, чтобы он быстро и качественно начал выполнять свои обязанности без помощи других.
Среди приоритетных задач наставничества выделяют:
- снижение «текучки», особенно среди молодежи;
- привитие сотрудникам корпоративного духа, сохранение и удержание ценных кадров;
- помощь с адаптацией, сокращение ее времени, контролируемость и системность процесса;
- минимизация конфликтов за счет того, что под наставничеством молодой специалист будет совершать меньше ошибок.
Виды и методы наставничества в школе
Глобально в школе практику наставничества делят на 2 направления: взаимодействие с молодыми специалистами и с уже опытными сотрудниками. Новичкам нужно оказать помощь по адаптации к работе с учениками и их родителями, а опытным сотрудникам подсказать, как решить нестандартные вопросы, возникающие по ходу учебного процесса.
Разберем более детально методы наставничества для каждого из этих видов:
Молодые специалисты | Опытные сотрудники |
Познакомить с местом работы и коллективом
Рассказать о преимуществах работы учителем в школе Проинформировать о грантах, конкурсах, возможностях для развития педагога Показать, как вести отечность в учебном заведении Первое время сопровождать молодого педагога на уроках |
Методическая помощь
Помощь в работе с трудными детьми, детьми мигрантов, учениками с низким уровнем знаний и разработке для них индивидуальных планов обучения Подготовка специалиста к аттестации Помощь, связанная с участием в конкурсах, грантах и т. д. |
Функции наставника молодого специалиста
Рассмотрим, для чего нужна практика наставничества и какие функции имеет обучающий молодого специалиста:
- Составить план по адаптации молодого сотрудника.
- Информировать новенького о корпоративной культуре, правилах делового общения, поведения, традициях в коллективе.
- Контролировать изложение теоретической части на уроках.
- Выявить проблемные места в профессиональной подготовке и помочь их устранить.
- Если есть необходимость, то помогать готовиться к конкурсам.
Этапы наставничества в школе
Практику наставничества в образовательной организации делят на 3 крупных этапа.
Далее каждый из них может быть разбит на подзадачи:
- Знакомство. Важно отделять роль наставника от роли руководителя. То есть директор или завуч отвечают за всю школу и не могут пренебрегать своими основными обязанностями, чтобы уделить должное внимание новичками. Именно поэтому первичную адаптацию берет на себя наставник.
- Обучение. У молодого сотрудника на первых порах может быть достаточно много вопросов по отчетности, документообороту, взаимодействию с учениками, их родителями, коллективом. Как раз их и стоит рассматривать вместе с наставником. Конечно, опытный специалист не обязан разбирать каждый вопрос лично, но должен так выстроить процесс, чтобы молодой учитель смог получить ответ достаточно оперативно.
Например, новый сотрудник хочет провести открытый урок в рамках предметной недели в школе. Вероятно, он уже имеет свой стиль ведения урока и приемы, которые хотел бы внедрить. Но очень сложно сходу вникнуть во все тонкости такого мероприятия. Поэтому наставник должен выслушать молодого специалиста и помочь в организации.
- Контроль. Этот этап помогает понять, как хорошо молодой учитель умеет применять знания на практике. То, как выстраивается контроль, зависит от вида деятельности. Если идет подготовка к диагностикам, то качество работы отслеживается через результаты предметных диагностик, а качество самих уроков по предмету можно оценить, исходя из их посещаемости. Очень важно дать обратную связь специалисту, чтобы он увидел свои зоны роста.
Практика наставничества также должна помогать в развитии навыков молодого специалиста. Например, новенький учитель уже достаточно хорошо освоил ведение уроков по предмету, но имеет трудности с организацией кружка. Тогда наставник должен порекомендовать ему поработать над этим вопросом. Позже оценивается, как справился молодой специалист с поставленной задачей и есть ли прогресс.
Преимущества и недостатки наставничества
У наставничества, как и у любого явления, есть свои плюсы и минусы. Давайте рассмотрим их.
Преимущества
- Эффективная и быстрая адаптация. Молодой учитель становится достаточно компетентным в кратчайшие сроки. Соответственно, хорошо вливается в школьную жизнь, и его ученики успешно проходят диагностики.
- Снижение текучести кадров. Те, кто имеют хорошие перспективы в будущем, обычно адаптируются достаточно легко и быстро.
- Улучшение показателей школы. Это стратегическая цель каждого учебного заведения, и достигается она благодаря более мотивированным и подготовленным кадрам.
- Повышение лояльности. Каждому новому специалисту будет приятно, если его тепло примут в коллективе и помогут освоиться.
- Целостность корпоративных стандартов. Культура заведения показывается более опытными сотрудниками. Такой подход вызывает доверие.
Недостатки
В большинстве своем они связаны с качеством внедрения данного механизма:
- Личность. Не каждый может быть наставником. Человек в той или иной степени должен обладать лидерскими качествами и педагогическим талантом. Важно, чтобы эта роль была интересна людям, и они были заинтересованы в ней.
- Разность характеров. Наставник и молодой специалист могут не симпатизировать друг другу и не сработаться.
- Отсутствие баланса. Допустим, молодого учителя могут сильно загрузить теорией и упустить практическую часть, либо, наоборот, много спрашивать с него, без опоры на теоретическую базу. Несколько рискует и наставник. Он может так погрузиться в свои новые обязанности, что у него не будет хватать времени на выполнение основных.
- Пристальный контроль. Очень важно разбирать большие системные ошибки и не акцентировать внимание на мелких недочетах. Иначе чрезмерная критика может отпугнуть молодого специалиста. Ведь никому не понравится столь навязчивый контроль, слежка и оценивание.
Возрождение наставничества в российской системе образования
Развитие практики наставничества началось 5–6 лет назад. Зимой 2018 года был проведен первый всероссийский форум «Наставник». В марте того же года учрежден знак отличия «За наставничество». Его могут получить опытные работники за заслуги в наставничестве в течение 5 лет и более. И как раз первыми лауреатами стали трое сотрудников образовательной системы. Тогда на государственном уровне заговорили о создании условий для наставничества: правовых, финансовых, управленческих, организационно-педагогических, учебно-методических.
И уже 23 января 2020 года в регионы от Минпросвещения России были направлены методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества обучающихся. Наставляемыми в документе обозначались дети от 10 до 19 лет. Рассматривались следующие формы практики наставничества: учитель – учитель или педагог – педагог, учитель – ученик, студент – ученик, работодатель – ученик, работодатель – студент.
Следующим важным документом стали методические рекомендации от 21 января 2021 года, направленные совместным письмом Минпросвещения России и Общероссийского профсоюза образования. Речь шла о практике наставничества в педагогической деятельности. То есть в роли наставляемых уже выступали не дети, а преподаватели учебных заведений (школ, СПО, дополнительного образования) и студенты педагогических колледжей и вузов.
Одной из ключевых задач данных рекомендаций было грамотное внедрение существующих практик наставничества в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогов и управленцев.
на наши новости
500 000 пользователей!
Академия Минпросвещения России взяла на себя сопровождение системы наставничества педагогических работников. Она участвует в разработке ключевых документов по данной тематике с 2021 года. Также Академия отслеживает, как ведется внедрение системы наставничества, организует масштабные мероприятия федерального значения и взаимодействует с регионами.
Первым крупным мероприятием стала Всероссийская конференция «Наставничество как инструмент решения приоритетных задач в области образования» в декабре 2021 года. На конференции наставничество было определено зоной ближайшего развития всего образовательного процесса в нашей стране. Также был представлен региональный опыт и прозвучали рекомендации по созданию системы (целевой модели) на уровне образовательных организаций.
Затем в августе 2022 года в Барнауле был проведен Всероссийский информационно-методический семинар для представителей региональных министерств образования и институтов развития образования. Выступления спикеров, статьи дискуссионных площадок и модераторов проектных сессий, а также фото с выставки об истории наставничества в России были опубликованы в электронном сборнике на сайте Академии Минпросвещения России.
2023 год был объявлен годом педагога и наставника, и в апреле Академией был организован Всероссийский марафон эффективных практик наставничества преподавателей, который объединил более 9000 человек. Спикерами выступали педагоги общего, среднего профессионального и высшего образования со всех регионов России. Было представлено более 150 практик наставничества молодых и опытных учителей, студентов педвузов и обучающихся профильных психолого-педагогических классов, а также практик обучения и методического сопровождения наставников.
Министр просвещения России Сергей Кравцов в марте 2023 года заявил, что необходимо закрепить «наставничество» в нормативных документах, чтобы наставники могли работать, получать дополнительную зарплату за свою деятельность, иметь запись в трудовой книжке. Уже созданы основы для поддержки этого направления. В середине лета был опубликован проект профессионального стандарта «Наставник», по которому ведутся общественные обсуждения.
В Министерстве просвещения также разрабатывается проект федерального закона «О наставничестве», который станет основным документом для развития лучшей практики наставничества во всех регионах. В нем должны быть прописаны меры поддержки наставников, повышения их социального статуса, система мотивации труда. С 1 сентября 2024 года вступит в действие новый порядок аттестации педагогов, где появится новая квалификационная категория «педагог-наставник». Претендовать на нее смогут специалисты, уже имеющие высшую категорию.
Часто задаваемые вопросы о практике наставничества
Как можно отследить результаты работы наставника?
Среди наиболее значимых, видимых и понятных результатов выделяют:
- Повышение профессиональной квалификации и мастерства учителя.
- Развитие качественных здоровых отношений между учителями и с другими коллегами.
- Формирование в учебном заведении особой категории педагогов, которые будут обучать молодых специалистов и брать ответственность за этот процесс.
Каким требованиям должен отвечать наставник?
Ему необходимо четко представлять цели своей деятельности, разрабатывать программу педагогической помощи для каждого молодого специалиста, уметь наладить хорошие межличностные отношения с наставляемыми, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики, диагностировать, наблюдать, анализировать и вести контроль деятельности своего подопечного. Обучающий педагог отвечает перед руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.
Какие качества должен иметь наставник?
- Быть компетентным в своей области.
- Быть осведомленным об особенностях своего образовательного учреждения и характере отношений в педагогическом коллективе.
- Уметь общаться с людьми.
- Быть эмпатичным, понимать и ценить чувства другого человека, его позицию.
- Иметь интерес к данной деятельности, желание мыслить нестандартно, привносить что-то творческое в процесс.
Практика наставничества в системе образования России играет большую роль в развитии личностных и профессиональных качеств студентов. Это не простая передача знаний, а гораздо более глубокий процесс. Здесь подразумеваются менторские отношения, взаимопомощь и поддержка.
Все это должно развивать у подопечных чувство ответственности, целеустремленность, самостоятельность. Наставничество позволяет подстроить обучение под индивидуальные потребности молодого специалиста, что очень важно для успешного образовательного процесса. Именно поэтому развитие методик и программ наставничества должно оставаться на первых позициях для российской системы образования и дальше.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: