Андрагогика: что это и в чем ее отличие от педагогики
Сохранить статью:
О чем речь? Андрагогика – наука об обучении взрослых людей. Она базируется на изучении, создании и внедрении эффективных образовательных методик, позволяющих усваивать необходимый материал.
В чем различия в обучении взрослых и детей? Взрослые относятся к учебе более осмысленно, они готовы к самостоятельной работе и обладают самоконтролем. Они опираются на свой жизненный опыт. Также у них чаще всего уже изначально выработана мотивация к освоению нового материала.
Что такое андрагогика
Научная дисциплина, изучающая проблемы в сфере образования людей зрелого возраста, называется андрагогикой. Если провести аналогию с педагогикой, предметом изучения которой является воспитание и образование детей, андрагогика отвечает за разработку и создание эффективных обучающих стратегий для взрослых.
В этом плане педагогика несколько проще, поскольку у детей и подростков, которые должны получить образование, жизненный опыт ограничен малым возрастом. Андрагогика изучает специфические особенности возрастных студентов.
Здесь учитывается весь их жизненный опыт, который они уже успели приобрести, мотивационная составляющая, имеющиеся знания и потребности. Особое внимание уделяется таким направлениям, как самоорганизация и самоуправление в процессе образования.
Для преподавателей и педагогов андрагогика предлагает в сфере образования взрослых несколько различных методов и стратегий обучения. В их основе лежит активный и взаимодействующий подход к образовательному процессу.
Впервые термин «андрагогика» был введён немецким учителем Александром Каппом в далёком 1833 году. Но непосредственно подходы к обучению взрослых были сформированы значительно позднее.
Родоначальником андрагогики как науки считают американского преподавателя Малькольма Ноулза. В своей книге «Взрослый ученик» он подробно описал все свои идеи и соображения по поводу того, как помочь в учёбе людям в возрасте. Впервые эта книга была издана небольшим тиражом в 1973 году, после чего ее переиздавали много раз.
В данном труде автор обзорно изложил все существующие на тот момент теории обучения и преподавания, а также поведал о тех людях, которые подготавливали основы для появления науки андрагогики. В частности, особое внимание было уделено работе Эдуарда К. Линдемана, американского теоретика образования, который является автором книги «Значение образования для взрослых».
6 главных отличий андрагогики от педагогики
Малькольмом Ноулзом были определены те факторы, на которые преподаватели в процессе обучения должны обращать особое внимание. После этого на основании характеристик учеников в детском возрасте он описал взрослых обучающихся.
Необходимость знаний
Мальколм Ноулз считал, что дети воспринимают знания всего лишь как средство получения хорошей оценки, для чего им нужно решить учебные задания. У них ещё нет представления о том, как эти знания им могут пригодиться в реальной взрослой жизни.
Зрелый ученик не будет изучать какой-либо предмет до тех пор, пока не осознает, зачем это нужно и как эти знания ему помогут в жизни.
Что из этого следует? То, что первой задачей преподавателя, который работает с возрастными учениками, является объяснение ценности процесса обучения. К примеру, он может рассказать им, насколько улучшится качество их жизни или эффективность работы. Можно в порядке эксперимента создать наглядные условия, когда ученики будут реально ощущать недостаточность уровня своего образования, и оценить то, что может дать преподаватель.
Представление ученика о самом себе
В соответствии с теорией Ноулза, дети воспринимаются обычным преподавателем зависимыми от него, и сами ученики осознают это. По мере взросления обучающиеся начинают проявлять всё большую самостоятельность во всех сферах, в том числе и в постижении наук.
Взрослые люди полностью осознают свою ответственность за все действия, которые они осуществляют.
Нередко благодаря самосознанию у зрелых людей появляется потребность в том, чтобы окружающие уважали их за самостоятельность. Когда взрослому человеку снова приходится садиться за парту, у него неосознанно проявляется та самая детская зависимость, согласно которой нужно ждать, когда преподаватель начнёт учить его.
Следует понимать, что такой подход является ошибочным, от него не требуется такого же послушания, как в обычной школе. Так может возникнуть конфликтная ситуация с самосознанием взрослого ученика. Нередко для преодоления дискомфорта человеку проще бросить учёбу, чем терпеть всё это. В связи с этим Ноулз даёт следующий совет: тот преподаватель, который работает в сфере обучения взрослых, в первую очередь должен помочь им в преодолении стереотипа мышления о том, что ученик зависим от учителя.
Предыдущий опыт ученика
Обычный педагог, работающий в школе или вузе, не воспринимает личный опыт своих воспитанников в качестве отправной точки для получения знаний. Единственным значимым для него опытом являются его собственные навыки или опыт автора учебного пособия. По этой причине в основе работы учителя лежит лекционный материал или изучение литературы, которую выбирает он сам, а не его ученики.
В андрагогике образование и опыт учеников воспринимается совсем по-другому.
Благодаря только фактору возраста опыт зрелого ученика намного больше по сравнению с опытом школьника. Причём кругозор тоже имеет значение: у разных людей разный опыт, из-за чего в процессе обучения у взрослых проявляется такое качество, как индивидуальность.
Полезными здесь будут такие подходы, как обсуждение каких-либо моментов в группе, совместный разбор кейсов или решение проблем и т. д. Это и есть та самая активность, в ходе которой зрелый обучающийся может показать своё видение того или иного момента. Работает также и взаимное обучение.
на наши новости
500 000 пользователей!
Конечно, большой опыт – это не только достоинства, но и недостатки, которые заключаются в накапливании определённых предрассудков и нездоровых привычек. В обязанности преподавателя входит обращение внимания на это и помощь в открытии новых идей. Для этого им используются следующие практики:
- Прояснение ценностей. Человек должен произвести ранжирование своих ценностей по десятибалльной шкале. То есть он должен определиться и расставить согласно своим приоритетам такие ценности, как семья, свобода, знания и т. д. Затем следует ответить на вопрос, соответствует ли его жизнь этим ценностям, и если нет, то как можно изменить ситуацию.
- Тренировка восприимчивости. Является техникой психологического характера, которая направлена на развитие взаимного доверия и положительной групповой динамики. Её суть заключается в том, что все групповые обсуждения на различные темы проводятся в безопасной среде, где каждый участник может свободно выражать своё мнение и общаться с остальными, после чего проводить анализ своих реакций.
Готовность учиться
Этот пункт имеет некоторую схожесть с первым. Дети, по мнению Ноулза, готовы к систематическому изучению того материала, с помощью которого, со слов учителя, они смогут решить все задания на отлично.
У взрослых учеников иной подход, они готовы изучать то, что поможет им решать задачи и проблемы реальной жизни. Помимо этого, для повышения готовности к учёбе взрослым следует предлагать такие задачи в области образования, которые соответствуют их уровню знаний. Это своего рода развивающие упражнения, которые, по мнению Ноулза, способствуют появлению диалектического мышления, что означает понимание и принятие всех сложностей и противоречий в мире.
Фокус обучения
При традиционном обучении акцент образования смещён в сторону изучения отдельных дисциплин, таких как алгебра, геометрия, литература и т. д. Такая учёба воспринимается детьми как получение знаний, которые относятся к определённому предмету.
Андрагогика в обучении делает акцент на решении тех задач, которые помогут устранить реальные жизненные проблемы. Усвоение новых знаний и навыков происходит значительно лучше, когда их можно соотнести с настоящими жизненными ситуациями. Для подчёркивания важности и значимости контекста Ноулз приводит следующий пример. Много лет в США пытались побороть неграмотность взрослого населения, для чего организовывались различные курсы письма, чтения и математики. Но, несмотря на все усилия, у учеников отсутствовала мотивационная составляющая, и они бросали учёбу.
После анализа ситуации исследователи поняли свою ошибку. Она заключалась в том, что людей учили тому, на что у них не хватало их словарного запаса. Задачи по математике никак не могли помочь справиться с проблемами, возникающими в банке или магазине. После того как задания были приближены к реальным условиям существования, результаты образовательного процесса заметно возросли.
Мотивация
У детей-учеников мотивация носит внешний характер. Это может выражаться в полученных оценках, одобрении или, наоборот, неодобрении, со стороны учителя, родительском давлении и т. д.
Для взрослых тоже характерна внешняя мотивация в виде повышения уровня дохода или продвижения по карьерной лестнице. Но гораздо сильнее стимулируют факторы внутреннего характера. К примеру, для некоторых категорий людей удовлетворение от собственной работы и самоуважение важнее высокой заработной платы.
В своём труде Ноулз отсылает к исследованию канадского педагога Аллена Тафа, которое тот провёл в далёких 70-х годах прошлого века. Оно показало, что изначально мотивация взрослых направлена на обучение и саморазвитие. При этом помехами на их пути являются нехватка ресурсов, возможностей, времени, а также несовершенные учебные программы. К задачам преподавателя относится устранение барьеров на пути получения образования.
Хьютагогика как раздел андрагогики
Разделом андрагогики является хьютагогика, которую ещё нередко называют эвтагогикой. Эти слова принято считать синонимами, а если говорить предметно, то хьютагогика – это прямой перевод эвтагогики на английский. Данное слово имеет греческие корни и складывается из двух близких по смыслу понятий. Суть эвтагогики заключается в выражении «я нашёл».
Впервые данный термин был употреблен в работе научного характера «От андрагогики к эвтагогике», или From Andragogy to Heutagogy, на рубеже тысячелетий. Если говорить простыми словами, то хьютагогика, или эвтагогика, – это одно из направлений в обучении зрелых людей, заключающееся в самообразовании.
Психологи Крис Кеньон и Стюарт Хэйс, являющиеся авторами статьи, делают вывод, что переход на самостоятельное обучение даёт несравненно больше пользы, в отличие от обучения традиционного характера. Это направление ими позиционируется в качестве нового подхода к организации взрослого обучения.
В соответствии с основным принципом хьютагогики обучаемый должен находиться в центре образовательного процесса. В связи с этим данное обучение отличается и от педагого-ориентированного, и от предметно-ориентированного.
Хьютагогика характеризуется клиент-центрированным подходом, который давно практикуется бизнесом. Тем более что возрастные ученики платят сами за себя.
Но дело не только в финансах. Хьютагогика более приспособлена к реалиям сегодняшнего дня, когда стали особо цениться индивидуальные навыки и способности.
Часто задаваемые вопросы об андрагогике
Какое влияние работа Ноулза оказала на современную андрагогику?
Именно Ноулз является основоположником нового направления в области образования. Андрагогика – это обучение взрослых, и всю жизнь он посвятил развитию своей теории, неоднократному дополнению «Взрослого ученика».
На его идеях стали базироваться труды многих других исследователей и учёных. К примеру, основы андрагогики дали толчок разработке критической теории обучения взрослых, которая была осуществлена Джеком Мезировым, а Джордж Эйкер и Феликс Адам изучали факторы физиологического и психологического характера. Для улучшения своей практики преподаватели, которые обучают взрослых, могут пройти специальный тест Джона Хеншке. Несмотря на время, работы Ноулза всё ещё остаются актуальными и переиздаются современными изданиями.
Какие есть методы обучения в хьютагогике?
В хьютагогике используются следующие методы: обучение по договорённости, выяснение контекста, взаимное обучение, метод вопросов, оценивание по договорённости, проектное обучение, обучение действием, составление портфолио.
Что такое «двойная петля обучения» в хьютагогике?
В соответствии с «двойной петлёй обучения» ученикам предлагается анализ на более глубоком уровне. Так, вместо обычной коррекции действий применяется пересмотр и переоценка самой основы для принятия решений, а также используемых моделей мышления. На основании такого подхода возникает осознание того, что причина проблемы может заключаться не только в действиях, но и в принятых предпосылках, ценностях и убеждениях.
Итак, что такое андрагогика, простыми словами? Это образовательный процесс для учеников в зрелом возрасте. Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для взрослых людей наибольшую ценность представляет практическая применимость тех знаний, которые они получат в процессе обучения. Ключевая задача и принципы андрагогики заключаются в формировании оптимальной стратегии образования для каждого человека.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: