Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дети с трудностями в общении: как помочь им влиться в коллектив
Главная > Блог > Дети с трудностями в общении: как помочь им влиться в коллектив
27.02.2023
1947
Время чтения: 15 минут

Дети с трудностями в общении: как помочь им влиться в коллектив

О чем речь? Дети с трудностями в общении могут сталкиваться уже в дошкольном возрасте, когда начинают складываться первые межличностные коммуникации. Им сложно взаимодействовать со сверстниками, что провоцирует замкнутость.

Как помоч? Подобные проблемы в раннем возрасте могут привести к неспособности налаживать новые контакты, становиться самостоятельным и уверенно заявлять о себе. И потому взрослым нужно своевременно обратить внимание на эти трудности, чтобы оказать помощь.

Оглавление:
  1. Как проявляются трудности в общении у детей
  2. Налаживание общения у детей в зависимости от возраста
  3. Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Как проявляются трудности в общении у детей

В общем смысле затруднённое общение представляет собой возникновение сложностей в процессе коммуникации, непонимание собеседника.

Психологи отмечают, что в настоящее время данная проблема проявляется особенно остро. Главными причинами затруднённого общения у детей являются повышенная тревожность, напряжённость и эмоциональный дисбаланс.

Как проявляются трудности в общении у детей

Такое коммуникационное расстройство включает в себя следующие сложности: преграды, барьеры, сбои, конфликты и осложнения. В ходе общения они могут встречаться как по отдельности, так и вместе. При этом взаимодействие затрудняется и, как правило, имеет неприятные последствия.

Современная педагогика выделяет следующие аспекты затруднённого общения:

  • Социально-психологический, возникающий в процессе коммуницирования.
  • Объективный, характеризующийся диссонансом между предполагаемой целью общения и полученным результатом.
  • Субъективный, возникающий у незрелой личности при волнении, вызванном различными неудовлетворённостями, наличием когнитивного и других видов диссонанса.

Рассмотрим в качестве примера простое желание ребёнка поиграть со сверстниками. При этом он:

  • Стесняется или боится сам попроситься участвовать в игре.
  • Не может заводить дружбу с детьми, даже играя с ними продолжительное время.
  • Не желает играть по общим правилам, при том, что остальные дети не хотят играть по его условиям.
  • Используя для привлечения внимания к собственной персоне необычные игрушки (престижные, дорогие или экзотические), сталкивается с потребительским отношением. Дети теряют интерес к их хозяину нему после того, как поиграли с игрушками.
  • Болезненно реагирует на отсутствие постоянных друзей, переживает, плачет.
  • Не находя друзей среди ровесников, начинает строить отношения с детьми, значительно младше себя или старше. При этом манипулирует младшими, а со старшими сам становится объектом манипуляций и подстраивается под них.

Налаживание общения у детей в зависимости от возраста

На каждой фазе взросления у ребёнка проявляются различные характеристики, а также сложности в коммуникациях. Эти трудности связаны с чертами характера и темпераментом маленького человека. Рассмотрим проблемы в общении у разных возрастных групп.

Налаживание общения у детей

  • От полутора до трех лет

В этом возрасте обычно деток отдают в ясли или детский сад. Характерной чертой данного периода является нарушение эмоциональной связи с мамой. Малышу очень сложно справиться со своими чувствами, когда ее нет рядом долгое время, а он находится среди чужих людей. Воспитатели и сверстники не могут заменить ему маму, он нервничает и раздражается. Отсюда возникают проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Другой сложностью для ребёнка становится взаимодействие с детьми. В этом возрасте малыш еще не умеет отличать одушевленные предметы от неодушевлённых. Он воспринимает детей как игрушки, может толкнуть кого-то или дёрнуть за волосы, услышав в ответ плач. В ясельном возрасте коммуникации строятся по принципу «действие – результат».

В возрасте до трех лет коммуникационные связи еще не сформированы, и их предстоит строить. Родителям и воспитателям нужно способствовать этому процессу, вовлекая малышей в игры вместе с другими детками.

К возрасту 3-х лет малыш уже осознаёт разницу между собой и своими сверстниками, он может сравнивать себя с ними и делать собственные выводы. Он понимает, как можно выделиться среди остальных, чтобы его похвалили. Если ребёнка игнорируют, то у него формируется ощущение, что с ним что-то не так, он замыкается в себе или проявляет агрессию.

  • От трех до четырех лет

Психологи считают этот возраст наиболее трудным, так как малыши начинают активно коммуницировать друг с другом. При этом каждый демонстрирует свой эгоизм. В данном периоде завязываются дружеские отношения с ровесниками, но они обычно не отличаются стабильностью.

дружеские отношения с ровесниками

  • От четырех до пяти лет

Коммуникации этого периода характеризуются укреплением связей с коллективом, дети ощущают себя его частью. В разговоре с малышом часто вместо «я» можно услышать «мы». Как и в любом сообществе, у детей появляются свои лидеры, уважаемые остальными его членами. Отличительной чертой данного периода становится желание подражать и быть как все.

  • От пяти до семи лет

К этому возрасту ребёнок уже достаточно информирован о себе, своих потребностях и желаниях. Маленький человек начинает определять своё место в коллективе. Он должен показать сверстникам кем является в данном обществе в силу своих талантов, способностей и желаний.

В указанный период начинают формироваться более глубокие дружеские отношения. Как правило, ребёнок сближается с одним или несколькими малышам, чьи интересы ему близки.

  • От семи до одиннадцати лет

Каждый ребёнок приходит в школу со своими способами взаимодействия с окружающим миром. Здесь начинается притирка к новому коллективу, дети анализируют свои черты характера и способности, стремятся через них выразить свою индивидуальность. Очень важную роль в жизни первоклассников играет первый учитель. Ребята стараются проявить свои лучшие качества, чтобы получить одобрение и похвалу от педагога.

  • От одиннадцати до шестнадцати лет

Это возраст, когда коммуникации играют особенно важную роль в жизни подрастающего человека. Психология данного периода состоит в формировании собственного мировоззрения. Взрослеющие дети часто испытывают сложности в процессе самосознания и самоопределения. Также в этом возрасте подростки начинают интересоваться противоположным полом. Все эти встающие перед ними задачи, неопределённости и новые чувства часто становятся проблемой и отражаются на эмоциональном состоянии ребёнка.

Психология данного периода

Преодолеть сложности этого этапа взросления поможет грамотное участие взрослых в жизни подростков. Необходимо способствовать расширению их круга общения, учить правильно выражать свои чувства, провоцировать ситуации, когда коммуникации необходимы. Делать это должны в первую очередь родители и учителя.

На этом этапе жизни многие дети испытывают трудности в общении, поэтому также важна своевременная психологическая помощь. Внимательное отношение родителей и педагогов, профессиональная помощь специалистов способствуют преодолению всех трудностей и переходу на новую фазу коммуникативного развития.

Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем

В зависимости от той или иной сложности, возникающей в процессе общения ребёнка, подбирается стиль взаимодействия с ним.

Психические характеристики личности ребёнка разделяют трудности в общении на несколько видов:

  • Агрессивность

Это черта, характерная для многих детей детсадовского возраста, создающая немалые трудности в общении. В силу малых лет они еще не усвоили нормы поведения в обществе, все их действия носят инстинктивный характер. Поэтому любые непонятные им и конфликтные ситуации решаются путём ссор и драк.

Для того чтобы в такой ситуации процесс коммуникации обрёл конструктивный характер, необходимо сначала убрать причину агрессии. После этого нужно обратить внимание малышей на существующие правила поведения и помочь им в осмыслении данных норм.

Если процесс взаимодействия между детьми правильно организовать, то можно значительно снизить проявление агрессии, а также отрегулировать общение с ровесниками и взрослыми людьми. Вместе с тем эта работа способствует формированию и развитию положительных качеств у детей.

  • Излишняя обидчивость

Это когда ребёнок чересчур болезненно реагирует на отношение к нему со стороны других людей, особенно на критику или игнорирование.

Излишняя обидчивость не способствует формированию устойчивых контактов и мешает нормальным коммуникациям. Обычно до 5-ти лет дети не обращают внимание на негативные моменты в общении. Но после достижения этого возраста ребёнку особенно важно подтверждение собственной значимости и признание. Поэтому если он замечает неуважительное отношение к себе, если собеседник не уделяет ему должного внимания или недостаточно интересуется им, то малыш будет расстроен или вообще может обидеться. Обида – это одна из основных причин трудностей в общении у детей.

Коммуникацию с таким ребёнком нужно строить, учитывая данные особенности его характера. Следует внимательно слушать то, что он хочет донести до собеседника, при этом проявляя уважение к его точке зрения. Вместе с тем нужно аккуратно объяснить ему то, что все люди видят мир по-своему, у всех могут быть разные мнения и не стоит воспринимать их суждения на свой счёт.

Если взрослые будут строить взаимодействие с ребёнком в таком ключе, то это впоследствии поможет ему общаться более комфортно и перестать расстраиваться и обижаться без причины.

Застенчивость

  • Застенчивость

Эта проблема довольно широко распространена в межличностных отношениях. Наличие этого качества также вносит напряжённость в процесс общения.

Как правило, дети застенчивы при взаимодействии с малознакомыми людьми. Они не могут высказать то, что думают на самом деле, им трудно отстоять свою позицию по какому-либо вопросу. Застенчивые дети чувствуют себя неуверенно и зажато.

Часто дети становятся застенчивыми после достижения 3-х лет. К школьному возрасту обычно эта проблема становится менее выраженной.

Общаясь с застенчивым ребёнком, нужно брать инициативу в свои руки. Следует проявлять заинтересованность тем, что говорит малыш, задавать вопросы по ходу разговора, не торопить его. В таком случае у ребёнка постепенно сформируется правильный способ общения, при котором сложности будут менее выраженными или исчезнут совсем.

Живя в социуме, человек постоянно включается в коммуникации с окружающими людьми. Никто не может нормально развиваться без общения — такова наша природа. Умение правильно выстраивать коммуникационные связи значительно упрощает и обогащает жизнь. Этот навык закладывается в детстве, когда малыш взаимодействует с родителями и близкими родственниками. Поэтому важно в раннем возрасте научить ребёнка правилам общения с окружающими.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw