Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дети-вундеркинды: дар свыше или тяжелый труд
Главная > Блог > Дети-вундеркинды: дар свыше или тяжелый труд
20.01.2023
2199
Время чтения: 16 минут

Дети-вундеркинды: дар свыше или тяжелый труд

Кто это? Дети-вундеркинды – это феномен человечества. До сих пор ученые не могут разгадать тайну их появления: хорошие гены, дар свыше или чудо воспитания. И почему далеко не все, кто отличался от рождения выдающимися способностями, проявляют их, становясь взрослыми?

Как такого воспитать? Многие мечтают вырастить одаренного малыша. Как распознать маленького гения и существуют ли способы раскрыть таланты? Постараемся вместе найти ответы на все эти вопросы.

Оглавление:
  1. Кто такие вундеркинды и саванты
  2. Рождаются или становятся
  3. Известные вундеркинды
  4. Обратная сторона медали гениальности
  5. Судьба одаренных детей
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Кто такие вундеркинды и саванты

Название «вундеркинд» для детей, опережающих сверстников в своем интеллектуальном развитии, заимствовано из немецкого wunderkind – «чудесное дитя».

Необычность таких детей дает о себе знать с самого раннего детства. Их ровесники в этом возрасте увлечены обычными детскими играми, а маленьких гениев привлекают другие занятия – они с головой уходят в написание стихов, сочиняют музыку, увлекаются высшей математикой и лабораторными исследованиями.

Современные психологи считают детскую гениальность сложным психическим процессом, состоящим из переплетения когнитивных, эмоциональных, мотивационных, психофизиологических и множества других феноменов.

Дети-вундеркинды

Подобная одаренность у детей может носить как постоянный, так и преходящий характер. Часто она проявляет себя явно, но описано много случаев, когда гениальность скрыта и представляет собой потенциал, который нуждается в развитии.

Дети-вундеркинды проявляют свою одаренность в разных сферах интеллектуальной деятельности. Это могут быть математика, физика, химия, музыка и т. д. Многие из них получают высшее образование и научные степени, пишут большие музыкальные произведения и выигрывают взрослые чемпионаты по шахматам, в то время как их ровесники проходят школьную программу.

Польским психиатром Казимежем Домбровским, который стал одним из пионеров в научном изучении феномена гениальных детей, было отмечено наличие у них «сверхстимулируемости» или «сверхвозбудимости» как отличительной черты психики. Характер таких маленьких гениев отличается огромным запасом физической энергии, сенсорной гиперреактивностью, ярким воображением, любознательностью, эмпатией и способностью к глубоким переживаниям.

Ряд исследователей предполагает наличие у детей-вундеркиндов повышенной мозговой коннективности. Стимуляция части мозга у маленьких гениев приводит к возбуждению других. Иначе говоря, один стимул приводит к одновременному возбуждению ряда областей.

Ученые предполагают, что необычные способности детей-вундеркиндов обусловлены одной, объединяющей их характерной чертой, – наличием большого запаса рабочей или, если сравнивать работу их мозга с работой компьютера, «оперативной» памяти.

Именно этой особенности исследователи отводят ведущую роль в выполнении сложных действий, которые требуют от ребенка согласованных физических действий, необходимых для игры на музыкальных инструментах, или способности быстро перебирать в уме множество вариантов развития ситуации в шахматной партии.

Разбирая тему детей-вундеркиндов, рано проявивших свои способности, мы обязательно столкнемся с термином «саванты». Так называют необычных ребят, относящихся к одной из разновидностей описываемого феномена, которым присуща исключительная одаренность в отдельной узкой сфере.

Такой ребенок может отлично рисовать, играть в шахматы или производить в уме сложнейшие математические действия, заметно отставая при этом от обычных сверстников в общем развитии. Зачастую с подобными проявлениями сталкиваются родители детей, у которых обнаружен синдром Аспергера или аутизм.

Рождаются или становятся?

У психологов, которые пока не нашли точного научного объяснения феномену детской сверходаренности, существуют две теории:

  • Каждый ребенок – потенциальный вундеркинд со своими талантами.

Согласно этой теории, для того чтобы развить в ребенке скрытые способности, нужен правильно подобранный «ключ», который их раскроет. Многие ученые не согласны с таким подходом из-за его нелогичности. Большинство детей-вундеркиндов утрачивают сверходаренность, становясь взрослыми.

  • Гениальность – это дар высших сил, дети получают его случайно, без особых очевидных причин.

По мнению советского генетика Владимира Эфроимсона, который посвятил немало времени изучению биографий и патографий большого числа гениальных людей, принадлежавших к разным этносам и эпохам, вывод однозначен – гением необходимо родиться.

Дети-вундеркинды

Данная точка зрения получает подтверждение в исследованиях многих психологов, которые сталкиваются с тем, что дети-вундеркинды часто появляются на свет именно в семьях талантливых родителей, по всей видимости, наследуя у них развитые интеллектуальные способности. Также эти маленькие гении, как правило, имеют феноменальную память. Описаны случаи, когда они помнят себя в утробе матери.

Длительные упорные занятия могут помочь менее одаренным людям приобрести необычные способности, но особенность ранней гениальности в том, что дети проявляют ее раньше, чем родители или преподаватели берутся за их обучение.

Из сказанного понятно, что появление среди нас детей-вундеркиндов современная наука объяснить не в силах. Возможно, со временем ученым удастся путем дальнейших исследований прийти к исчерпывающему научному объяснению данного феномена.

Известные вундеркинды

Расскажем о нескольких наиболее известных детях-вундеркиндах.

  • Уильям Джеймс Сайдис, США, родился в 1898 г.

На втором году жизни читал газеты, в шесть лет выбрал религиозную конфессию, к восьми годам закончил написание четвертой книги. IQ – 250–300 – наиболее высокий из всех зафиксированных. В 11 лет Уильям со второй попытки поступил в Гарвардский университет (первая была неудачной только потому, что посчитали неприемлемым его слишком юный возраст).

Юный гений владел 40 (а по некоторым данным – 200) языками и мог перевести текст с одного на другой. В свою книгу «Book of Vendergood», которую Уильям Сайдис написал в восьмилетнем возрасте, он включил описание искусственного языка, который соответственно получил название Vendergood.

  • Арран Фернандес, Великобритания, родился в 1995 г.

В пятилетнем возрасте получил аттестат о среднем образовании, который остальные ученики получают в 16 лет, а в четырнадцатилетнем возрасте стал студентом Кембриджского университета.

  • Акрит Ясвал, Индия, родился в 1993 г.

Индийский вундеркинд Акрит Пран Ясвал получил широкую известность, выполнив первую хирургическую операцию в семилетнем возрасте. Родные и знакомые считали Акрита медицинским гением, и мальчик подтвердил свою репутацию, когда к нему обратились за помощью соседи, дочь которых после сильного ожога не могла двигать сросшимися с ладонью пальцами. После успешно проведенной операции к пальцам маленькой пациентки вернулась нормальная подвижность.

Поступив на медицинский факультет университета в 12 лет, Акрит к 17 годам стал обладателем магистерской степени по прикладной химии. Сейчас он занят разработкой лекарств от онкологических заболеваний.

  • Ким Ун Ен, Южная Корея, родился в 1962 г.

К четырем годам этот корейский вундеркинд владел четырьмя языками и решал сложнейшие математические задачи, а в пять – был автором ряда книг. Мальчик, о котором узнал весь мир, был приглашен на обучение в среднюю школу Гранта в Лос-Анджелесе. В восьмилетнем возрасте Ким начал работать в НАСА, где трудился десять лет. Однако эта работа была ему не по душе, и в 18 лет Ким Ун Ен вернулся на родину.

Ким предпочел жить обычной жизнью. Получив в Корее образование, он работает в отделе планирования крупной китайской компании.

  • Майкл Кевин Кирни, США, родился в 1984 г.

Один из наиболее юных выпускников колледжа в истории. Начал говорить в 4 месяца, а в десять – научился читать. Получая школьное образование дистанционно из дома, окончил школу в шестилетнем возрасте, затратив на программу старших классов один год!

В десятилетнем возрасте, когда его ровесники только начинали отвыкать от детских игрушек, Майкл уже получал свою первую ученую степень по антропологии. Далее он продолжил обучение, освоив программы по химии и информатике.

  • Константин Славин, Азербайджан, родился в 1969 г.

Дети-вундеркинды

В пятилетнем возрасте Костя пошел в школу, а к семи годам окончил четвертый класс. Закончив изучать программу средней школы с золотой медалью, в 12 лет мальчик поступил на медицинский факультет университета, который, пройдя специализацию по хирургии, окончил с красным дипломом. Окончив вуз, Славин, который к тому времени прославился на весь Советский Союз, стал хирургом в одной из столичных клиник. Первую операцию парень провел в 19 лет.

В девяностых годах прошлого века Константин получил приглашение на работу в американскую клинику. Живет и работает в США.

  • Анжела и Диана Князевы, Россия, родились в 1986 и 1987 гг.

Сестры Князевы – одни из самых известных детей-вундеркиндов в России. Мама девочек – кандидат педагогических наук, разработала собственную программу, позволяющую развивать детские таланты, которая оказалась эффективной и позволила ее дочерям окончить среднюю школу, когда им было 10 и 11 лет.

В этом же году девочки стали студентами факультета международных экономических отношений Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Прошли курс обучения за три года. Сестрам было 13 и 14 лет. В следующем году Анжела и Диана окончили юридический факультет, а получать третье высшее образование отправились в Стэнфордский университет, где через два года им были присвоены магистерские степени.

Оставшись жить в США, девушки посвятили себя работе в финансовом секторе.

Обратная сторона медали гениальности

Однако за гениальность таким детям нередко приходится расплачиваться. Они сталкиваются с завистью и непониманием со стороны не только сверстников, но и некоторых взрослых. Из-за такого отчуждения вундеркинды зачастую оказываются лишенными нормального общения. Изоляция маленьких гениев усугубляется еще и тем, что им попросту неинтересно поддерживать отношения с ровесниками.

Также сверходаренные дети могут получать психологические травмы из-за завышенной самооценки, которая не позволяет им мириться со вторыми ролями, как правило, такой ребенок уверен, что просто обязан быть лучшим всегда и во всем. Если ему это не удается, разочарование может быть настолько горьким, что психика не в состоянии выдержать удар, в худшем случае это переживание способно подтолкнуть маленького гения к самоубийству.

Риск развития неврозов, психозов, депрессии у детей-вундеркиндов, рано проявивших свои необычные способности, в разы выше, чем у сверстников. По статистике, продолжительность жизни гениев в среднем на 15 лет меньше, чем у обычных людей.

Судьба одаренных детей

Дети-вундеркинды без всяких сомнений являются интеллектуальным и творческим достоянием человечества и нередко способствуют развитию науки и искусства, однако их адаптация к взрослой жизни проходит порой очень тяжело – случаются и настоящие трагедии.

В среднем 9 из 10 детей-вундеркиндов, повзрослев, становятся обычными людьми. Тем из них, кто не смог найти себя во взрослой жизни, грозит тяжелое разочарование. Часто говорят: «Вундеркинд – это человек, чье будущее остается в прошлом».

Специфическое нервное расстройство, для которого характерны болезненное самолюбие, постоянная демонстрация своих способностей и потребность в перманентном самоутверждении, психологи назвали «Синдромом бывшего вундеркинда».

В первой половине прошлого века Льюисом Мэдисоном Терменом было проведено исследование, объектом которого стала группа одаренных детей. Ученый определил IQ каждого и на протяжении 30 лет наблюдал за тем, как складывается их жизнь.

Термен констатировал, что далеко не всем вундеркиндам было суждено стать выдающимися учеными или деятелями искусства, однако они нормально вписались в обычную жизнь. Став взрослыми, многие достигли определенного продвижения по карьерной лестнице и благополучия, которые, как правило, вполне достижимы и для обычных людей.

Не следует считать всех вундеркиндов невротиками, неспособными адаптироваться к взрослой жизни. Чаще всего им удается влиться в общество обычных людей и быть счастливыми, занимаясь любимой работой.

Дети-вундеркинды

Также интересно отметить, что такие признанные гении, как Эйнштейн и Пушкин, в детстве отнюдь не блистали талантами, им тяжело давалась учеба.

Родителям важно понимать, что, перегружая свое чадо учебой в попытке сделать из него очередного маленького гения, они рискуют нанести непоправимый вред его психике и физическому здоровью.

Не следует ждать от каждого ребенка, что он станет вундеркиндом, да это и необязательно, главное – помочь малышу развить имеющиеся способности и получить хорошее образование, которое станет основой его реализации во взрослой жизни.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 3
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw