Детская нейропсихология: как помочь ребенку с трудностями в обучении
Сохранить статью:
Что это? Детская нейропсихология – сравнительно молодая область научного знания. В середине прошлого столетия отечественный психолог А. Р. Лурия обосновал взаимосвязь психических процессов и поведенческих реакций с определенными структурами головного мозга. Вскоре полученные знания стали активно применяться для помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
Для чего нужно? К сожалению, в последнее время растет число школьников, не только не справляющихся с программой, но и обладающих теми или иными поведенческими особенностями. Чем может помочь нейропсихология учителю в решении стоящих перед ним задач? И есть ли какие-то секреты, применив которые, можно повысить успеваемость и улучшить дисциплину?
Что такое нейропсихология
Нейропсихология – это наука, которая изучает влияние состояния головного мозга человека на личность и особенности поведения. Она отвечает на вопросы:
- Как должен развиваться мозг?
- Каким образом он регулирует происходящие психические процессы?
- Какое влияние на психику оказывают травмы и нарушения в развитии мозга?
- Какие нейропсихологические особенности имеются у людей разных возрастных категорий?
Взрослая и детская нейропсихология изучает внимание человека, его способность концентрироваться, контролировать происходящее, переключаться на другие виды деятельности. Предметом изучения также являются эмоции, особенности речи, виды мышления, способность самостоятельно принимать решения и выражать свою волю, возможность контролировать деятельность.
Эффективность работы этих механизмов, по мнению нейропсихологов, зависит от качества созревания мозговых структур, отвечающих за конкретные физические или мыслительные действия человека.
Давно доказано, что развитие мозга происходит в соответствии с определенными биологическими законами. Процессы мозговой деятельности являются объектом изучения ученых-нейропсихологов. Анализируя состояние конкретных зон мозга, они выясняют, почему взрослые люди не могут справиться с возложенными на них профессиональными обязанностями, а дети показывают неудовлетворительные результаты в процессе обучения.
Полученные результаты нейропсихологической диагностики помогают определить слабые стороны мозга конкретного человека и разработать программу коррекции с учетом возможности использования сильных сторон.
В современной нейропсихологии существует несколько направлений:
- Клиническая (в том числе детская) нейропсихология, объектом изучения которой являются глубинные поражения мозга.
- Диагностическая нейропсихология, оценивающая качество психических функций до начала лечения и после него.
- Реабилитационная нейропсихология, целью которой является восстановление психических функций мозга, нарушенных в результате повреждений.
- Экологическая нейропсихология, рассматривающая влияние окружающей среды как один из факторов поражения головного мозга человека.
Детская нейропсихология является отдельным направлением науки и изучает связь поведения ребенка и особенности развития его мозга.
Исторический экскурс
Желание понять причины поступков людей, объяснить особенности их поведения и повлиять на мысли и чувства окружающих сопровождало человеческое общество на протяжении всей его истории. Стоит признать, что попытки разобраться в тонкостях психической организации личности предпринимались еще в античные периоды.
Однако рождение психологии как науки произошло относительно недавно. Принято считать, что ближе всех подошел к разгадке тайны человеческой психики Зигмунд Фрейд. Но и его исследования по большей части основывались на интуиции и собственных наблюдениях.
Все изменилось, когда у человечества появилась возможность применить в процессе анализа мозговой деятельности сложные технические устройства. На помощь специалистам, устанавливающим топические диагнозы и описывающим синдромы, пришли компьютерные томографы.
Можно сказать, что с их появлением в 1973 году началась новая эра развития нейропсихологии. А в первой половине 1980-х возможности изучения человеческого мозга стали еще совершеннее. В арсенале нейропсихологов появились аппараты магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии.
Рождению нейропсихологической науки, объясняющей тесную взаимосвязь физиологических процессов и высших психических функций, мы обязаны советскому психологу, врачу-неврологу Александру Романовичу Лурия. Изучая вопросы детской и взрослой нейропсихологии, он доказал влияние структурного и функционального строения мозга человека на особенности его психики.
С помощью метода нейропсихологического синдромального анализа ученый выявлял причины сбоя психических процессов и предложил варианты восстановления утраченных функций пораженных зон головного мозга за счет использования возможностей его здоровых участков.
В головном мозге Лурия определил три условных функциональных блока, находящихся во взаимной зависимости:
- Энергетический блок (стволовые отделы мозга), отвечающий за передачу информации от внутренних органов. Например, сигналы, поступающие от желудка, должны сообщить мозгу, что человек голоден и пришло время приема пищи. Основная задача данного блока — обеспечение жизнедеятельности организма.
- Операциональный блок (височная, теменная и затылочная области), отвечающий за преобразование и хранение информации, поступающей из внешней среды.
- Блок программирования психических процессов (лобные отделы), регулирующий опорно-двигательную систему, а также способность физических и мыслительных действий.
Существующая взаимозависимость, по мнению Лурии, неизбежно приводит к тому, что нарушение функциональности одного блока становится причиной сбоя двух других. Поэтому психическое поведение человека может быть стабильным только при условии нормального состояния всех трех блоков.
Продолжателями научных идей Александра Лурии в области детской клинической нейропсихологии были Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, Е. Д. Хомская.
Особенно большой вклад в развитие нейропсихологии внесла ученица Лурии Евгения Хомская. Ее считают основоположником такого направления, как психофизиология локальных поражений мозга. Научная деятельность Хомской была нацелена на изучение изменений в психике людей, оказавшихся в зонах различных техногенных катастроф. Объектом ее исследований были люди с так называемым чернобыльским синдромом. Кроме того, она активно изучала вопросы взаимосвязи головного мозга и эмоций.
Современные исследования способствуют сохранению интереса ученых к нейропсихологической науке. Высокую оценку получили работы в области детской нейропсихологии, авторами которых являются Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель, Ю. В. Микадзе. Принципы детской нейропсихологии представлены и в трудах Ж. М. Глозман и А. В. Семенович.
Нейропсихология в школе
Первоначально детская нейропсихология существовала в рамках клинического опыта. Однако со временем круг изучаемых вопросов расширился. Одним из направлений исследования стали причины трудностей, возникающих у детей в процессе обучения. В 1981 году на свет появился новый научный термин – школьная нейропсихология, автором которого принято считать американского ученого-нейропсихолога Джорджа Хиндома.
Сегодня основной задачей специалистов, работающих в области школьной нейропсихологии, является не постановка диагноза мозгового поражения, а внесение нейропсихологической перспективы в школьную практику. Они должны выявить индивидуальные нейропсихологические особенности обучающихся и помочь учителям создать максимально благоприятные условия для успешного обучения школьников.
Детская нейропсихология отличается высоким уровнем сложности. Мозговой субстрат и функциональные системы мозга ребенка более динамичны и менее стабильны, чем у взрослых. Реакции детей на патологические факторы характеризуются разноплановостью и непредсказуемостью.
Исследования показывают, что благодаря пластичности мозга ранние нарушения легко поддаются коррекции, так как непораженные зоны мозга принимают на себя функции пострадавших. При этом есть вероятность возникновения так называемого каскадного эффекта, когда ранний дефект становится причиной нарушения в работе тех звеньев, развитие которых предполагает участие пострадавшего звена.
Детская школьная нейропсихология выявляет причины проблем в обучении, опираясь на исследование процессов, которые происходят в момент мыслительной деятельности. Освоение ребенком нового навыка предполагает одновременную активацию различных мозговых структур. Обеспечить взаимодействие компонентов можно благодаря наличию достаточных энергетических ресурсов.
Особая роль в ходе мыслительной деятельности отводится лобной доле, отвечающей за формирование у ребенка произвольного внимания. Именно в этом отделе мозга происходит селективная активация зон мозга, необходимых для формирования навыка.
Дети не испытывают сложностей в обучении, если их мозг работает в соответствии со следующей схемой: после усвоения и автоматизации навыка функциональные зоны, участвующие в процессе мыслительной деятельности, сокращаются, и часть функций передается структурам, расположенным ниже. Нарушение в работе любого компонента функциональной системы приводит к невозможности ее общей автоматизации. Это существенно повышает уровень энергозатрат и не позволяет ребенку качественно и легко усваивать знания.
Таким образом, желание ребенка хорошо учиться не всегда совпадает с его возможностями. Помочь таким детям можно, только владея знаниями в области детской нейропсихологии. Своевременные диагностика и коррекция, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, могут существенно повлиять на сложившуюся ситуацию и вернуть ребенка к полноценной жизни.
Количество детей, испытывающих трудности в обучении, сегодня достаточно велико. Поэтому современная система школьного обучения должна уделять самое пристальное внимание возрастным, интеллектуальным и психическим особенностям детей. Повысить эффективность усвоения учебных программ можно, только четко понимая, какие психические процессы не позволяют ребенку быть успешным и мешают его всестороннему развитию.
Как понять, что ребенок нуждается в помощи
Нередко отклонения в развитии головного мозга у детей являются результатом патологий, возникающих у матери в период беременности. Серьезными факторами риска считаются черепно-мозговая травма, полученная малышом во время родов, и гипоксия плода.
Однако при правильном и своевременном лечении можно минимизировать последствия имеющихся нарушений. Большое внимание изучению возможностей восстановления высших психических функций при локальных поражениях головного мозга уделяла Л. С. Цветкова – ведущий специалист в области детской нейропсихологии.
Все дети первого года жизни должны обязательно показываться неврологу. Его задача – определить наличие симптомов, указывающих на имеющиеся отклонения в развитии мозга, и своевременно направить малыша на консультацию к нейропсихологу. Детские нейропсихологи работают с детьми в возрасте от 0 до 12 лет.
Нередко на прием к данному специалисту приводят детей, перешедших во второй класс. К этому времени наличие сложностей в обучении 8–9 летнего ребенка становится очевидным. Если ребенок не может выучить стихотворение, запомнить правило, испытывает затруднение с арифметическими действиями, визит к нейропсихологу обязателен. Он сможет выяснить, почему мозг не справляется с поставленными задачами, и определит объем необходимой помощи ребенку.
Схема нейропсихологического тестирования позволяет не упустить благоприятный момент, позволяющий скорректировать нарушения в детском мозге. Первый этап диагностики следует проходить в возрасте 5-6 лет, второй — перед поступлением в первый класс, третий — в случае необходимости или по рекомендации других специалистов.
Причиной обращения к детскому нейропсихологу могут быть следующие особенности в поведении младшего школьника:
- повышенная возбудимость, эмоциональная нестабильность и отсутствие способности сосредотачиваться на каком-либо действии или событии;
- реакции невротического характера;
- сложности при решении задач, направленных на необходимость использования мелкой моторики – не может застегнуть пуговицу и завязать шнурки;
- зеркалит и не может запомнить цифры и буквы;
- не укладывается в норматив по чтению во втором и третьем классе;
- плохо говорит;
- обладает плохой зрительной памятью;
- много спит и быстро утомляется, постоянно находится в плохом настроении;
- испытывает сложности с ориентацией в пространстве, теряет равновесие, спотыкается и падает;
- пишет неровно и очень крупными буквами, пропускает слова и не дописывает их;
- не слышит обращенную к нему речь;
- не может перерисовать рисунок;
- испытывает сложности с лепкой и вырезанием;
- в процессе письма совершает содружественные движения — прикусывает губы, высовывает язык и т. д.;
- не может спокойно сидеть на стуле, ерзает, встает, сползает вниз, постоянно ищет новое положение для ног;
- резко переходит в состояние рассеянности или проявляет гиперактивность;
- долго одевается, постоянно теряет вещи;
- не контролирует время, не может составить план выполнения домашнего задания;
- может организовать себя только с помощью взрослого.
Получить консультацию при наличии таких симптомов можно у школьного нейропсихолога или в специализированном центре. И чем раньше получится выявить причины имеющихся отклонений, тем эффективнее будет помощь, оказанная ребенку.
Чем может помочь школьный нейропсихолог
Школьные психологи призваны решать проблемы межличностных отношений в детском коллективе. Они помогают учащимся выстраивать отношения со сверстниками, оказывают помощь в решении конфликтных ситуаций, занимаются профилактикой буллинга. Перед нейропсихологом стоят другие задачи. Они выявляют причины неуспешности ребенка в учебной деятельности и разрабатывают программы коррекции.
Специалисты в области детской нейропсихологии применяют следующие методы диагностики:
Выявление затруднений, возникающих в учебе у конкретного ребенка или целого класса
Данный вид диагностики представляет собой набор заданий, позволяющих оценить развитие высших психических функций (зрительно-пространственные функции, регуляторные функции, память, мышление, моторная координация) и выявить сильные и слабые стороны каждого обучающегося.
За учеником наблюдают не только на уроках, но и на переменах. Анализу подлежит:
- посадка ребенка за партой;
- организация рабочего места;
- скорость включения в работу и умение следовать инструкциям;
- речевая и двигательная активность;
- показатели работоспособности и степень утомляемости;
- наличие мотивации и скорость выполнения заданий;
- развитие навыков самостоятельной и совместной работы;
- уровень внимания;
- характер распределения материала на листе бумаги;
- характерные ошибки и их количество;
- особенности почерка.
на наши новости
500 000 пользователей!
В соответствии с рекомендациями детских нейропсихологов, групповая диагностика должна проводиться два-три раза в год. Это позволит педагогу составить общую характеристику детского коллектива и включить в образовательный и воспитательный процесс необходимые профилактические элементы.
Групповая диагностика в сочетании с индивидуальным наблюдением способствует выявлению школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности. По итогам проведенных исследований нейропсихологи разрабатывают рекомендации для педагогов и родителей, определяют содержание и форму проведения индивидуальных и групповых развивающих занятий.
Изменения в развитии школьника можно отслеживать в динамике, сопоставляя результаты диагностики, полученной в разное время дня, недели или четверти. Особенно информативным является анализ достижений ребенка на начало и конец учебного года.
Индивидуальная углубленная нейропсихологическая диагностика проводится при поступлении в первый класс, при переходе на следующую ступень обучения, а также при наличии запроса педагога или родителей. Для детей, посещающих развивающие занятия с нейропсихологом, диагностика проводится каждые полгода. Это позволяет оценить качество полученных результатов и внести необходимые изменения в разработанные ранее программы коррекции.
Иногда причиной неуспешности ребенка в обучении могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Для того чтобы подтвердить их наличие или отсутствие, детям рекомендуют пройти процедуры КТ, МРТ и электроэнцефалографии.
Система коррекционно-развивающих занятий
Большая часть коррекционно-развивающих занятий предполагает индивидуальное общение с ребенком в игровом формате. Иногда дети могут заниматься в паре или малочисленной группе. Западающие функции отрабатываются с опорой на особенности школьника, интерес к происходящему и выявленные в ходе исследований сильные стороны его мыслительной деятельности.
Несмотря на то что основным элементом общения на занятии является игра, мозг детей активно работает над решением различных задач. Удовольствие, которое он получает, успешно справляясь с ними, стимулирует его желание заниматься дальше и позволяет добиться положительных результатов коррекции.
Профилактика неуспешности в обучении в ходе образовательного процесса
Нейропсихологические методики могут быть успешно реализованы в ходе общения детей со взрослыми/
Работа с классом позволяет развить функции, которые слабо выражены у значительной части учеников. Чаще всего это нарушение моторных и зрительно-пространственных функций. Современные дети нередко плохо координированы, неловки, испытывают затруднения при ориентации в пространстве.
Ведущее место в перечне слабостей занимают трудности функций контроля, регуляции и программирования. Школьникам непросто переключиться с одного вида деятельности на другой, выполнять предложенные инструкции, проанализировать происходящее и сделать выводы.
Игровые пятиминутки на уроке, организованный досуг детей на перемене и специально подготовленные классные часы могут стать хорошим подспорьем для реализации принципов нейропсихологической коррекции.
Коррекцию отставаний в развитии ребенка могут осуществлять и родители. Для этого необходимо проводить мероприятия, направленные на нейропсихологическое просвещение взрослых.
Рекомендации для учителя
В соответствии с рекомендациями нейропсихологов, учителя должны придерживаться в работе следующих принципов:
- Начало урока должно быть четким.
- Рабочее место ученика подготавливается в соответствии с задачами предстоящего урока.
- Урок должен быть структурированным. Ознакомить школьников с планом работы и этапами нужно заранее.
- Все задания должны выполняться в определенном ритме.
- Восполнить запас энергии можно в ходе двигательной разминки, которая помогает не только отдохнуть, но и собраться перед следующим учебным действием.
- Объем материала должен быть адекватным, поскольку излишняя загрузка урока не позволит ребенку усвоить необходимые знания и навыки. К тому же завышенные требования могут вызвать у него негативные эмоции и отрицательно повлиять на восприятие процесса обучения.
- Учебный материал должен передаваться с помощью различных каналов восприятия. Особенно важно использовать зрительный канал, позволяющий облегчить понимание информации и закрепить учебные навыки.
Детская нейропсихология продолжает развиваться. Книги современных авторов подсказывают множество новых идей, благодаря которым могут быть устранены сложности, возникающие у ребенка в процессе обучения.
Примеры упражнений и игр для развития мозга
Предлагаем вам познакомиться с возможными вариантами нейропсихологических упражнений и игр, которые могут быть организованы в ходе урока.
- Дыхательная гимнастика
Упражнения на дыхание помогают детям концентрироваться и управлять своими органами.
- Гимнастика для глаз
Такие упражнения способны не только сохранить зрение школьников, но и активизировать работу головного мозга.
- Пальчиковая гимнастика
Качество развития мелкой моторики является важнейшим показателем успешности ребенка при письме и одним из элементов диагностики нейропсихологических проблем. Для того чтобы заставить пальцы двигаться в определенном порядке или сложить их в определенную фигуру, детям приходится предпринимать мыслительные усилия, поэтому пальчиковая гимнастика благотворно влияет на развитие мозга ребенка.
- Проговаривание текста
Человек издает звуки благодаря смыканию голосовых связок. Голосовой аппарат имеет свою мышечную память. Проговаривание текстов в процессе письма, воспроизведение вслух орфограмм и заученных предложений способствует улучшению грамотности и развивает внимание ребенка.
- Игры с мячом
Такие игры способствуют концентрации внимания и развитию ловкости. Использоваться они могут на самых разных уроках. Например, на занятиях по познанию окружающего мира учитель может бросить мяч ученику и задать вопрос об экосистеме водоема, но ответить на него должен тот, кто сидит справа от поймавшего. Задача ученика, в руках которого оказался мяч, оценить ответ словами «правильно/неправильно».
- Хлопки в ладоши
Собрать внимание учеников на любом этапе урока можно с помощью очень простого упражнения. Учитель просит детей встать и выполнить команды в соответствии со следующими требованиями: один хлопок в ладоши — хлопаем, два хлопка — топаем, три хлопка — кричим «ура».
- Игры со скороговорками
Не только проговаривание скороговорок, но и запись их текстов особым образом способны активизировать мыслительную деятельность учащихся. Например, можно записать скороговорку так, чтобы на бумаге были только согласные буквы, а вместо гласных были нарисованы кружочки. Для того чтобы сосредоточиться на дифференциации гласных и согласных и не допустить при этом ошибок, детям придется максимально сконцентрироваться и работать очень внимательно.
- Игра «Солнечная система»
Планеты условно распределяются в разных местах класса. Задача учеников – запомнить, где они расположены. Затем учитель просит детей закрыть глаза и показать указательным пальцем правой руки местоположение Марса, а мизинцем левой руки — Сатурна. Распределять подобным образом можно не только планеты, но и любые образы и понятия, связанные с изучаемым материалом.
- Упражнение «Задай вопрос»
Учитель знакомит детей с каким-либо научным фактом, просит задать вопрос так, чтобы на него можно было ответить «да», «нет», «возможно» и т. д.
- Игра «Постарайся услышать слово»
Учитель просит одного из учеников выйти из класса, а оставшихся делит на группы, каждой из которых предлагает в едином ритме повторять хором определенное слово. Когда ученик возвращается в класс, все дети начинают проговаривать свои слова. Его задача – услышать, что они произносят. Если распознать слова не удается, каждая группа произносит свое слово отдельно.
- Упражнение «4 за 4»
Суть упражнения в том, что за 4 минуты детей просят написать связный текст из 4 предложений, с заголовком из двух слов. Чаще всего, выполняя это задание, дети идут по пути наименьшего сопротивления, и их сочинения оказываются очень примитивными. Но если учитель прочтет вслух возможный вариант красивого и интересного текста такого формата, у них, скорее всего, возникнет желание подумать и выполнить работу более качественно.
Детей с особенностями развития познавательных функций и эмоционально-личностной сферы сегодня много. Поэтому детская нейропсихология широко востребована и в логопедии, и в дефектологии. Понимать важнейшие принципы нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей, возникающих в процессе обучения, обязаны педагоги и психологи, работающие с детьми разного возраста.
Индивидуальный анализ слабых и сильных сторон ребенка может стать основой плодотворного сотрудничества специалистов. В результате им удастся разработать комплексную программу коррекции, реализация которой позволит устранить многочисленные трудности в жизни маленького человека и сделать ее радостной и комфортной.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: