Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Дислексия у школьников
Главная > Блог > Дислексия у школьников: виды, методы коррекции
16.12.2022
1105
Время чтения: 14 минут

Дислексия у школьников: виды, методы коррекции

Как проявляется? Дислексия у школьников проявляется в виде трудностей при чтении с одновременным сохранением способности к обучению. И хотя до 15 % учеников начальной школы сложно овладеть навыками чтения и письма, диагностировать проблему может только специалист.

Как помочь? Но педагог может распознать подобные сложности заблаговременно, ведь первые признаки дислексии можно увидеть уже во 2-3 классе. Своевременная диагностика поможет скорректировать программу обучения, чтобы ребенок лучше адаптировался к учебному процессу.

Оглавление:
  1. Как проявляется дислексия у школьников
  2. Разнообразие видов дислексии у школьников
  3. Классификация видов дислексии у школьников согласно Борель-Мезони
  4. 3 ключевых признака дислексии у школьников
  5. Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Как проявляется дислексия у школьников

Дислексия у ребенка – это либо полное отсутствие, либо слабое развитие навыков чтения, которое вызвано серьезным нарушением психических функций, отвечающих за умение читать. Причина этого отклонения, по мнению специалистов, кроется в неврологических расстройствах, возникающих на генном уровне.

Дети с дислексией с трудом могут читать и писать. Им тяжело различать отдельные буквы и символы, в результате чего искажается или вовсе не определяется смысл прочитанного.

Как проявляется дислексия у школьников

В России распространение дислексии у школьников и детей дошкольного возраста составляет около 10 %. В англоязычных странах это число выше и равно 17-20 %. Хорошо известно, что данное психическое нарушение, обнаруженное в раннем возрасте, при грамотном подходе поддается коррекции и может быть доведено до уровня, при котором человек живет обычной жизнью, учится и работает.

Сама по себе дислексия проявляется редко. Чаще она идет в паре с дисграфией – нарушением письменной речи. В МКБ-10 дислексия занесена под кодом R48.0 и подразделяется на непосредственно дислексию (частичное снижение способности к чтению) и алексию (полное отсутствие навыков чтения и письма).

Разнообразие видов дислексии у школьников

По основным проявлениям нарушение навыков бывает:

  • литеральным (с трудом запоминаются отдельные буквы);
  • вербальным (возникают проблемы при чтении слов).

Разнообразие видов дислексии у школьников

В зависимости от нарушенных механизмов расстройство способности к чтению приобретает одну из следующих форм:

  • Фонематическая. Чаще всего эта форма дислексии диагностируется у младших школьников как следствие слабого развития фонематического восприятия, а также синтеза и анализа. При этом расстройстве ребенок переставляет в слове буквы и слоги (вместо «том» читает «мот»).
  • Семантическая. Основными причинами проявления считаются несформированный слоговой синтез, отсутствие понимания синтаксических связей и ограниченный словарный запас. Ребенок с таким нарушением понимает значение слов, но только вне текста, отдельно. Поэтому он с большим трудом осозгпет смысл того, о чем читает.
  • Аграмматическая. Ошибки возникают при составлении словосочетаний. Ребенок не понимает, как правильно использовать падежи, времена, окончания слов («белая снег», «черный кошка»).
  • Мнестическая. Проявляется на фоне нарушений слухоречевой памяти трудностями при поиске соответствия между звуком и буквой.
  • Оптическая. Основная причина – недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Расстройство проявляется по-разному: ребенок воспринимает слово задом наперед либо не в состоянии удержать глазами строчку, которую читает, что приводит к нарушению последовательности чтения. У него могут возникать трудности при написании букв с похожей графикой (Д-Л, В-З и т.п.).
  • Тактильная. Это нарушение проявляется у слабовидящих детей, которые читают с помощью азбуки Брайля. Они либо на ощупь неверно определяют букву, либо не могут удержаться пальцами на нужной позиции.

Семантическая, фонематическая, аграмматическая формы дислексии своим проявлением обязаны тому, что недостаточно сформировались речевые функции, а тактильная, мнестическая и оптическая связаны с тем, что не сформированы психические функции.

Классификация видов дислексии у школьников согласно Борель-Мезони

Наибольшее распространение получила классификация дислексии, разработанная Сарой Борель-Мезони. Она выстроила ее по принципу учета патогенеза детей с данным расстройством.

  1. Дислексия, при которой нарушается устная речь. Недоразвитые речевые функции напрямую влияют на слуховое восприятие, приводят к нарушениям слуховой памяти. Детям очень тяжело запомнить соотношение между буквой и звуком (слуховым образом).
  2. Дислексия, связанная с нарушением координации движений и других действий в пространстве. Ребенок при таком расстройстве не в состоянии правильно оценить форму, величину, расположение предметов, понять строение собственного тела. Нарушается полнота кинестетической памяти, иногда проявляется моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). У детей проявляются все вышеперечисленные признаки: нарушение зрительного и слухового восприятия, плохо развитые моторика, устная речь, плохая ориентация в пространстве.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. В этом случае у детей нет никаких нарушений устной речи, слухового восприятия и т.д. Они не могут научиться читать из-за того, что педагогически запущены, росли в неблагоприятных условиях или их просто неправильно учили читать.

3 ключевых признака дислексии у школьников

Как уже говорилось, наиболее заметно проявляется дислексия у школьников в начальных классах. Но и у малышей можно заметить целый ряд признаков, на которые следует обратить пристальное внимание.

3 ключевых признака дислексии у школьников

  1. Сложности с устной речью
    • Происходит отставание в развитии речи на фоне детей такого же возраста.
    • Ребенок не может запомнить стихотворение, путается в днях недели, времени суток, не может правильно перечислить времена года.
    • Продолжает неправильно произносить и коверкать звуки после 5-6 лет.
    • Читает очень медленно, с ошибками, в итоге с трудом понимает смысл того, что прочитал.
  2. Трудности зрительно-пространственного характера:
    • Путает понятия «право» и «лево».
    • Буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.
    • Часто не различает графически схожие буквы.
  3. Проблемы моторно-регуляторного характера:
    • У ребенка наблюдается плохая координация движений, которая сохраняется и в активных играх.
    • Заторможено развитие мелкой моторики. Ребенок с трудом завязывает шнурки, не умеет пользоваться ножницами, собирать мозаику и т.д.
    • Плохо работает концентрация внимания.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Неспособность к чтению, нарушение этих навыков усложняет социализацию человека в обществе. У младших школьников диагностированная дислексия может стать причиной насмешек, травли со стороны сверстников и, как следствие, плохой успеваемости. В дальнейшем это может привести к неспособности работать в определенных сферах и даже социальному отчуждению.

Если же ребенок своевременно получает всю необходимую помощь в обучении навыкам чтения и письма, то он начинает лучше учиться в школе и сможет успешно трудиться по выбранной специальности.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если родители знают, что у ребенка дислексия, и понимают, насколько важно вовремя провести коррекционно-вспомогательную работу, то им не помешает консультация с логопедом, психологом, неврологом и другими специалистами. К сожалению, не всегда родители адекватно воспринимают замечания школьного учителя. Но и в этом случае педагог в состоянии помочь такому ребенку в школе:

  1. Не упускайте случая похвалить особенного ученика. Он должен чувствовать, что учитель его поддерживает. Ни в коем случае нельзя подшучивать над ним или отпускать в его адрес язвительные замечания. Иначе он точно станет объектом насмешек и унижений со стороны других учеников. Чтобы ободрить ребенка, хвалите его за любые сделанные усилия (даже не принесшие нужного результата) и за правильно выполненные задания.
  2. Не запрещайте учащимся двигаться на переменах. Пока в классе нет детей, проветривайте помещение. Следите за тем, чтобы дети не имели недостатка в питьевой воде.
  3. При каждом удобном случае используйте упражнения на стимуляцию деятельности мозжечка. Они дают великолепные результаты, заметно улучшая способность к обучению и восприятию информации. К таким относятся:
    • Упражнения на балансировку.
    • Активные игры с разновесными предметами. Ребенок должен поймать их, по очереди подкинуть вверх и снова поймать.
    • Игра с подвешенным мячом. Дети должны отбивать мяч одной рукой, меняя очередность правой и левой.
    • Игра с мишенью. Дети прицельно бросают в мишень дротики.
    • Игра с летящим мячом. Ребенок должен отбить его ракеткой.
  4. Отличные результаты дает артикуляционная гимнастика. Скороговорки, поговорки, пословицы – ребенок должен как можно четче повторять их. Подобных упражнений для коррекции дислексии у школьников довольно много. Все они направлены на то, чтобы ребенок лучше воспринимал учебный процесс.
  5. Одновременно с развитием речевых навыков, необходимых для чтения, у ребенка следует сформировать стабильный графический образ буквы (графемы). В этом очень помогут такие упражнения, как «рисование» педагогом буквы на ладони ученика, которую он должен определить, тактильное опознание «наждачных» букв и т.д. Привлечение кинестетического анализа помогает дифференцировать буквы.
  6. Группировка стилизованных букв. Задача ребенка – собрать в одну группу одинаковые буквы.
  7. Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и укрепить связи между буквами и звуками. В коррекции дислексии первостепенное значение имеет выработка навыков слогосложения.

Когда дети с такими нарушениями только начинают учиться читать, им трудно не только складывать слоги в слова, но и разделять читаемые слова на слоги. Процесс чтения еще больше усложняется.

Решить проблему помогает цветная маркировка слогов. Например: «Наступило лето. Таня и Петя плавают в речке» (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, зеленым). Правильно будет включать упражнения по делению слов текста на слоги.

В процессе формирования навыков фонематического анализа и синтеза акцент следует делать на операциях со слогами. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • хлопки на каждый слог читаемого слова;
  • имитация телеграфа: педагог стуком обозначает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, что он отстучал (например, имя какого ученика);
  • имитация магнитофона: учитель поочередно с паузами называет слоги, а дети должны сложить из них слово;
  • создание слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге.

Специалисты уверены: двух одинаковых дислексиков не бывает, поэтому все коррекционные занятия выстраиваются индивидуально для каждого школьника. Не стоит задерживать начало этой работы, ведь проблемы с чтением могут перейти и во взрослую жизнь.

Большое значение играет участие в процессе коррекции родителей. Именно на них ложится ответственность за проведение в домашних условиях упражнений, рекомендованных логопедом. Упор делается на внимание к своему ребенку, визуальную информацию, развивающие игры.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw