Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Эмоциональный интеллект ребенка: признаки, тесты, доводы в пользу его развития
Главная > Блог > Эмоциональный интеллект ребенка: признаки, тесты, доводы в пользу его развития
27.02.2023
2441
Время чтения: 14 минут

Эмоциональный интеллект ребенка: признаки, тесты, доводы в пользу его развития

О чем речь? Проявления эмоционального интеллекта у ребенка можно увидеть уже в раннем детстве. К примеру, если он реагирует долгой истерикой на взятую у него без спроса игрушку ­ это говорит о совершенно нормальном развитии ЭИ.

Как оценить? Его характеризуют не только бурные слезы или чрезмерная радость. Эмоциональный интеллект ребенка есть способность оценивать и контролировать свои и понимать чужие эмоции. О том, что поможет развить ЭИ, расскажем далее.

Что такое эмоциональный интеллект ребенка

Эмоциональный интеллект (ЭИ) представляет собой умение человека распознавать и контролировать эмоции и чувства. Не только свои, но и других людей.

Что такое эмоциональный интеллект ребенка

Этот термин ввели Джон Майер и Питер Сэловей в статье, опубликованной в научном журнале в 1990 году. Позднее соавтором концепции выступил Дэвид Карузо. Данными авторами был разработан тест на определение уровня эмоционального интеллекта, который признан научным сообществом во всем мире — MSCEIT.

Основные компоненты ЭИ:

  • восприятие — умение различать эмоции по мимике, жестикуляции, положению тела, поведению и интонации;
  • понимание — способность понимать причины тех или иных эмоций, выявлять закономерную связь мысли и чувства;
  • управление — способность контролировать эмоции (сдерживать, побуждать и направлять);
  • использование — применение в мышлении и деятельности.

Посмотрите on-line вебинар «Технология развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» и оформите международный сертификат участника.

Эмоциональный интеллект ребенка включает следующие аспекты:

  • Внутриличностный — позволяет осознавать и контролировать свои эмоции, способствует развитию гибкости мышления и позитивного настроя.
  • Межличностный — способность выстраивать и регулировать отношения с другими людьми, эффективно взаимодействовать в группе.

В нашей стране популяризации данной темы способствовала книга «Эмоциональный интеллект» американского писателя и журналиста Дэниэла Гоулмана, опубликованная в 1995 году. Она базируется на взглядах Майера и Сэловея. Автор доработал структуру ЭИ.

Особенности эмоционального интеллекта в зависимости от возраста ребенка

Специфика эмоционального интеллекта ребенка, обучающегося в начальной школе:

  • искренность и прямолинейность;
  • жизнерадостность и позитивный настрой;
  • эмоциональная отзывчивость;
  • испытывает чувство страха в учебе как в новой деятельности и боится плохих оценок;
  • изменчивость настроения;
  • незрелость в понимании и определении собственных и чужих эмоций.

Особенности эмоционального интеллекта

Учащихся начальной школы можно разделить на следующие группы по уровню эмоционального интеллекта:

  • сверхчувствительные;
  • эмоционально стабильные;
  • дети со слабым выражением чувств.

Специфика ЭИ подростков:

  • нестабильность в проявлении чувств и частая потеря самоконтроля;
  • понимание своей уникальности и неповторимости;
  • конфликтность из-за противопоставления себя другим людям;
  • не осознают, что творится с их чувствами и эмоциями.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Капризность и истеричность.
  • Неприятие критики.
  • Отсутствие эмпатии к окружающим людям, героям кино и художественной литературы, даже когда они в серьезной беде.
  • Подверженность чужому влиянию.
  • Рассеянное внимание.
  • Неспособность описать испытываемые чувства и эмоции.
  • Неумение отвечать за свои поступки, перекладывание ответственности на других людей или внешние обстоятельства.
  • Избегание выяснения отношений, диалогов о чувствах.
  • Агрессивное поведение в конфликтных ситуациях, применение оскорбительной лексики и принижение оппонента.
  • Повышенная тревожность и склонность драматизировать происходящее.

Тесты на определение уровня эмоционального интеллекта ребенка

Существует несколько методик, которые родители могут использовать как практическое руководство для определения, насколько развит эмоциональный интеллект ребенка. Для коррекционной работы рекомендуется обращаться к специалисту, а также выполнять простые упражнения дома.

Тесты на определение уровня эмоционального интеллекта ребенка

  • Методика ЭмИн

Это психодиагностическая методика в виде теста, состоящего из 40 вопросов. Ребенок должен выбрать степень своего согласия из четырех возможных вариантов: от «совсем не согласен» до «полностью согласен».

Итоги теста позволят оценить, насколько развиты аспекты эмоционального интеллекта ребенка.

  • Методика «Дорисовывание: вещи, люди, эмоции»

Суть данной диагностики: ребенок за ограниченное время должен добавить к предложенным фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

Результат продемонстрирует, на что эмоционально ориентирован ребенок: на вещи или людей.

  • Опросник Холла

Тест включает 30 утверждений и предполагает выбор степени согласия от «полностью согласен» до «совершенно не согласен». Каждому варианту присуждается определенное количество баллов. Итоги тестирования подсчитываются и распределяются по шкалам: эмоциональные знания, самоконтроль, мотивация, умение сопереживать другим людям.

  • Опросник SREIT

Это тест, состоящий из 33 утверждений. Каждое нужно оценить по пятибалльной шкале, где 1 — «это совершенно не обо мне», а 5 — «это точно про меня».

Результаты теста оцениваются на основании критериев: проявление эмоций, их контроль и способ решения проблем.

  • Опросник ЭмIQ–2

Это тест из 66 вопросов. Каждый предполагает 5 возможных вариантов ответов.

Итоги тестирования покажут уровень эмоционального интеллекта ребенка на основании следующих составляющих: самоанализ, самоконтроль, проявление эмоций, эмпатия и самооценка чуткости.

Хорошая новость для родителей состоит в том, что эмоциональный интеллект ребенка можно развивать. Не нужно отчаиваться, если в результате тестирования будут низкие показатели. Главное — вовремя диагностировать проблему, чтобы успешно с ней справиться.

4 довода в пользу качественного развития эмоционального интеллекта ребенка

  1. Ребенок, способный воспринимать и описывать любые свои эмоции и чувства, тем самым учится их самостоятельно контролировать. Люди с высоким ЭИ во взрослом возрасте не склонны к агрессии и конфликтам, неконтролируемому желанию что-то купить и расстройствам пищевого поведения.
  2. Анализ ЭИ позволяет вовремя диагностировать потенциальные проблемы неврологического и психологического характера. Взрослые люди с высоким ЭИ легко адаптируются в профессиональной деятельности, менее тревожны и быстрее приспосабливаются при меняющихся обстоятельствах.
  3. Эмоциональный интеллект ребенка отражается на эффективности коммуникаций со сверстниками, а также педагогами. Высокий ЭИ способствует эффективным коммуникациям, так как ребенок понимает свои и чужие эмоции, умеет проявлять эмпатию, не склонен к конфликтам и способен адекватно воспринимать критику. Такие дети хорошо усваивают учебную программу, дружат с одноклассниками, настроены на успех в любой сфере жизнедеятельности. Во взрослом возрасте высокий ЭИ – залог выстраивания здоровых отношений с партнером.
  4. Эмоциональный интеллект помогает ребенку понимать чужие эмоции, а также определять намерения людей. Дети чувствуют, что их хотят обмануть или втянуть в какое-то деструктивное занятие. Обычно они не попадают под чужое негативное влияние, избегают плохие компании и не совершают хулиганские поступки.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Эффективным способом развития эмоционального интеллекта ребенка является игра. Важное условие: предлагайте такие развивающие упражнения не как учебные занятия, а как способ интересного совместного времяпрепровождения.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

  • «Угадай настроение»

Для этого упражнения по развитию эмоционального интеллекта ребенка нужны карточки с изображениями самых разных эмоций. Задача воспитателя — задавать правильные вопросы. Например: «Что ты чувствуешь, когда поругался с другом?». Ребенок должен выбрать подходящую, по его мнению, карточку, назвать чувство и описать свои эмоции и причины их появления.

  • «Зеркало»

Воспитатель с помощью мимики и жестикуляции демонстрирует какую-то эмоцию. Ребенок должен ее назвать. Затем роли меняются. Для игры можно привлекать всю группу.

  • Список радостей

Вместе с ребёнком нужно составить список того, что радует. Это должны быть не только какие-то вещи и материальные ценности. Называйте также доступные каждому житейские радости, начиная с хорошей погоды за окном, заканчивая удовольствием от прогулки с друзьями или похода на пикник с семьей.

  • Фантазийные образы настроения

Это занятие способствует проработке эмоционального интеллекта ребенка и развитию воображения. Дайте ему задание сравнить настроение с каким-то предметом или явлением окружающего мира. Это может быть все что угодно. Например, шторм на море или праздничный торт. Помимо образов, можно ассоциировать настроение с каким-то цветом. Главное – не просто сказать, что злость красная. Пусть ребенок объяснит, почему он так считает.

  • Дневник эмоций

Дневник эмоций

Предложите ребенку записывать его чувства в дневнике. Можно родителям делать это вместе. Это позволит увлечь ребенка совместной деятельностью, а также обмениваться мнением, эмоциями. Также можно записывать ваши наблюдения за чувствами ребенка, чтобы вместе обсуждать их. Предложите вести разные дневники. Например, хороших поступков или ярких впечатлений.

  • Эмоциональная шкатулка

Пусть ребенок представит шкатулку, в которой хранится какая-то конкретная эмоция или чувство. Например, счастье. Мысленно складывайте в нее предметы, которые лучшим образом подходят под данное понятие. Задействуйте все органы чувств, выбирая предметы, окружающие вас. В шкатулку можно поместить запах сладкой парфюмерной воды, вкус горячего шоколада, приятного на ощупь плюшевого мишку и т.д.

  • Фотоальбом с эмоциями

Увлекательным занятием является фотографирование эмоций. Помимо самих проявлений чувств, ребенок будет стараться подбирать фон, сюжет для фото и компанию. Легче всего это реализуется в путешествиях. Но и простая прогулка в парке в выходной день — отличная идея. Из полученных фотографий можно сделать альбом и обсуждать его с ребенком, придумывая рассказ.

  • Мешок с эмоциями

Предложите ребёнку сложить все негативные эмоции в мешок, называя и описывая их. Уберите его в самый дальний угол. Также можно прорабатывать позитивные эмоции. Складывайте их в другой мешок и обсуждайте.

Для России развитие эмоционального интеллекта детей — сравнительно новое направление. Помощь родителям в тестировании и решении имеющихся проблем могут оказать психологи.

Важно понимать, что эмоциональный интеллект ребенка — это основа благополучной жизни человека и здоровых взаимоотношений с окружающими людьми. Есть расхожее мнение, что благодаря интеллекту человек устраивается на работу, а карьеру строит благодаря высокому уровню ЭИ.

Действительно, если с детства научить ребенка понимать свои эмоции и чувства, уметь их описывать и контролировать, а также проявлять эмпатию к другим людям, то во взрослом возрасте у него будет меньше проблем и больше шансов прожить жить позитивно и благополучно.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw