Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Классы психолого-педагогического направления в школах
Главная > Блог > Классы психолого-педагогического направления в школах
27.04.2024
800
Время чтения: 18 минут

Классы психолого-педагогического направления в школах

Для чего? Психолого-педагогическое направление в школе ориентировано на выявление и обучение одаренных в этой сфере детей. Благодаря созданию специализированных классов ученики могут познакомиться со спецификой профессии еще во время учебы и мотивировать себя на продолжение профильного образования.

Как организуется? По всей России сформированы классы с углубленным изучением ряда предметов и курсами, которые проводят преподаватели вузов. В них зачислены дети, продемонстрировавшие высокий уровень знаний на ГИА и имеющие склонность к психолого-педагогической деятельности, говоря простыми словами, заинтересованные в предпрофессиональной подготовке.

Задачи психолого-педагогического направления в школах

В современных школах России многие старшеклассники выбирают профильные направления для обучения, включая психолого-педагогические классы. Министерство просвещения России совместно с Академией Минпросвещения России и субъектами Российской Федерации продолжает разрабатывать и развивать сети профильных психолого-педагогических классов в стране.

Эта работа осуществляется в рамках плана мероприятий по реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Согласно этому плану, к декабрю 2024 года планируется создание не менее пяти тысяч профильных классов.

Классы психолого-педагогического направления в школах

Профильные психолого-педагогические классы представляют собой первый этап непрерывного профессионального образования в России. Работа по их организации и развитию началась в 2021 году.

Создание таких классов направлено на решение нескольких задач:

  • помощь в выявлении учеников с педагогическими способностями для компенсации недостатка квалифицированных учителей в регионах;
  • снижение процента отсева студентов педагогических вузов;
  • удержание молодых педагогов в профессии в течение первых трех лет их работы.

На сегодняшний день более 50 тысяч подростков обучаются в 3300 классах в 80 регионах России. В проекте участвуют пять школ в Москве: № 1206, 1238, 1368, 1793 и 2120. В школе №2120, например, было шесть предпрофессиональных классов, включая медиа, IT и кадетский класс.

Психолого-педагогический класс открыт по запросам учеников и родителей. В него были приняты девятиклассники, получившие по итогам Государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку, обществознанию и биологии не меньше четырех баллов. В новом предпрофессиональном классе будет особый акцент на этих предметах.

Для учеников психолого-педагогических классов представляются следующие возможности:

  • познакомиться с основами педагогической деятельности;
  • сформировать уважительное отношение к учителю как к профессионалу;
  • освоить систему ценностей, связанных с работой учителя.

Программа обучения в психолого-педагогических классах направлена на развитие профессиональных интересов и самоопределения, а также на сопоставление своих способностей с представлениями о профессии.

Интерес к познавательной деятельности является ключевой чертой современного учителя. При поиске кандидатов для педагогических классов следует обращать внимание на учеников, которым нравится размышлять над вопросами, связанными с культурой познания: «Что я понимаю, а что нет?», «Как можно лучше объяснить этот вопрос?». Если человеку интересно осмысливать познавательный процесс, то, вероятно, он будет мотивирован к изучению педагогической профессии.

Организация психолого-педагогического направления

Задачи организации психолого-педагогического направления деятельности включают в себя:

  • разработку системы выявления и сопровождения педагогически одаренных учеников, включая мониторинг результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
  • создание условий для развития субъектности обучающихся через индивидуализацию профессиональных интересов и разработку индивидуальных учебных проектов;
  • разработку и реализацию механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с предоставлением преимуществ для самых успешных обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.

Организация психолого-педагогического направления

На данный момент основные модели формирования психолого-педагогических классов включают:

  • внутришкольную профилизацию, где класс создается в рамках школы, а базовые и профильные предметы, а также дополнительные курсы проводятся внутри школы при сотрудничестве с заинтересованными участниками;
  • сетевое взаимодействие, которое предполагает сотрудничество нескольких школ, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга;
  • ресурсную модель, при которой одна из образовательных организаций выделяется в качестве ресурсного центра.

Навыки, которые дает психолого-педагогическое направление

С 1 сентября 2023 года каждый ученик в психолого-педагогическом классе:

  • углубленно изучает один из предметов: русский язык, биологию, математику или обществознание;
  • параллельно с учебой в школе проходит предпрофессиональную практику в рамках проекта «Ресурсная школа» и местных отделений ГППЦ ДОНМ;
  • участвует в мероприятиях под руководством преподавателей ведущих вузов-партнеров, включая предпрофессиональные каникулы и встречи с известными педагогами и психологами.

Навыки, которые дает психолого-педагогическое направление

В психолого-педагогическом классе старшеклассники:

  • получают опыт в проведении внеурочной деятельности;
  • развивают навыки планирования и реализации проектной и исследовательской работы, а также работы с данными;
  • осваивают принципы профессиональной этики педагога и психолога.

Ученикам предоставляется возможность вести и организовывать внеурочную деятельность, они знакомятся с современными технологиями и методами работы психологов-педагогов и других специалистов, участвуют в городских научно-практических конференциях и получают обширный опыт предпрофессиональной практики. Таким образом, уже в школе им открываются секреты будущей профессии.

Преимущества учебы на психолого-педагогическом направлении

Участие в программе способствует обучению старшеклассников психолого-педагогическому проектированию, улучшению навыков коммуникации и способности эффективно работать в коллективе педагогов:

  1. Обучение в психолого-педагогических классах способствует развитию навыков общения и эмпатии.
  2. Учащиеся педагогических классов осваивают современные технологические средства работы, используемые педагогами-психологами, логопедами и дефектологами в образовательных учреждениях Москвы.
  3. Старшеклассники имеют возможность принять участие в предпрофессиональной практике, посещать различные тренинги и мастер-классы, а также ознакомиться с инфраструктурой Службы психолого-педагогического сопровождения.
  4. Выпускники психолого-педагогических классов, достигшие успехов и ставшие победителями или призерами городских научно-практических конференций, имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении в университеты-партнеры данного проекта.

Кто преподает в классах психолого-педагогического направления

Большое значение имеет то, кто будет преподавать в педагогическом классе. Это должны делать учителя, которым действительно интересна их профессия. В одном эксперименте на курсах повышения квалификации участникам был задан вопрос: любят ли они учиться.

Большинство пытались изменить его на вопрос «Любите ли вы учить?». Однако важно понимать, любит ли сам учитель получать новые знания, выделяет ли он свободное время для этого. Многие утверждают, что у них вообще нет свободного времени. В результате становится ясно, что лишь небольшому проценту учителей действительно нравится учиться.

Кто преподает в классах психолого-педагогического направления

Кроме того, у педагогов спрашивали, какие формы организации урока они чаще всего выбирают. Только 27 % участников опроса назвали конкретные формы и методы. Специалисты считают, что человек, который не любит читать, не сможет вдохновить на чтение других. Математик, которому неинтересно решить нерешенную задачу, не сможет вдохновить студентов на изучение математики.

Все специалисты, работающие в направлении профильной психолого-педагогической подготовки школьников, должны обладать соответствующим образованием и высоким уровнем квалификации. Для организации занятий в классах, ориентированных на психолого-педагогические направления, могут привлекаться другие заинтересованные образовательные учреждения, такие как педагогические вузы и колледжи. В проведении занятий могут участвовать как преподаватели этих учебных заведений, так и, например, магистранты или студенты.

Имеет смысл расширять круг специалистов, вовлекаемых в обучение, включая в него врачей, юристов, социальных работников, а также представителей МЧС и других служб, ответственных за сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях.

Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется привлекать экспертов из соответствующих профессиональных областей. Требования, предъявляемые к квалификации педагогов, реализующих программы психолого-педагогических классов, должны соответствовать профессиональному стандарту «Педагог».

Другие направления профессиональных классов

Первые предпрофессиональные классы по инженерным и медицинским направлениям появились в 2015 году в Москве, но тогда в них обучалось всего несколько сотен старшеклассников. В настоящее время 400 школ Москвы участвуют в таких проектах, и в них обучается 52 тысячи старшеклассников.

Другие направления профессиональных классов

Количество подобных классов постоянно увеличивается. Этот интерес объясняется тем, что ученики глубже изучают предметы, необходимые им для дальнейшего обучения в вузах, также знакомятся с профессией преподавателя в университете, а практику проходят у будущих работодателей.

На сегодняшний день доступно одиннадцать направлений: медицинский, IT, кадетский, новый педагогический, космический, авиастроительный, инженерный, спортивный, предпринимательский, психолого-педагогический и медиа классы.

Такие классы есть практически в каждой московской школе, отличие лишь в том, что где-то представлено только одно направление, а где-то доступны все. Это зависит от интересов учеников и возможностей школы.

Для создания специальных классов требуются хорошо оборудованные лаборатории, IT-площадки, 3D-принтеры, лаборатории робототехники, медицинское оборудование или современные спортивные площадки. Например, в прошлом году впервые были открыты спортивный, авиастроительный и космический классы.

Спортивные классы выбирали спортсмены, которые хотели продолжить обучение в своей школе, но большую часть времени проводили на тренировках. Еще два направления были созданы при участии госкорпорации «Роскосмос». В будущем планируется открыть Национальный космический центр в Москве, и уже сейчас думают о подготовке кадров для него.

Часто задаваемые вопросы о психолого-педагогическом направлении

Отвечаем на популярные вопросы.

Какие предметы включены в программу обучения школьников в психолого-педагогических классах?

Элективные курсы по основам психологии и педагогики входят в программу таких классов. Здесь ученики могут получить первоначальные знания и навыки, выработать организаторские способности, а также получить интеллектуальное, культурное и нравственное развитие. Они могут профессионально самоопределиться, подготовиться к поступлению в вуз и научиться использовать психологических знания на практике.

Часто задаваемые вопросы о психолого-педагогическом направлении
Часто задаваемые вопросы о психолого-педагогическом направлении

Какие есть преимущества в обучении в психолого-педагогических классах?

Хотя университеты формально не могут предоставлять дополнительные баллы при поступлении, будущие студенты могут заработать их другими способами. Например, участвуя в олимпиадах, конкурсах и профильных проектах университета. Максимально разрешается получить 10 баллов.

Как проходит отбор в психолого-педагогические классы?

Формированием психолого-педагогических классов занимается учреждение образования. Руководство школы набирает всех желающих, предварительно информируя об этом родителей. При необходимости преподаватели педагогических университетов могут присутствовать на родительских собраниях.

Кто является партнерами психолого-педагогического направления?

Партнеры могут различаться в каждом регионе. В Москве, например, партнерами выступают Московский городской педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Российский государственный социальный университет, Московский педагогический государственный университет и АНО высшего образования «Российский новый университет».

Профильные психолого-педагогические классы представляют собой группы обучающихся в образовательном учреждении, которые индивидуально включают в свой учебный план предметы психологического, педагогического и гуманитарного направления. В этих классах используется деятельностный подход к обучению, основанный на активном участии школьников в использовании элементов педагогических технологий.

Преимущества учебы в таких классах очевидны: учащиеся развивают свой эмоциональный интеллект, приобретают навыки эмпатии и коммуникации. Кроме того, ведущие преподаватели вузов знакомят школьников с их будущей профессией.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Минпросвещения РФ
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw