Культура устной и письменной речи: особенности, требования, нюансы
Сохранить статью:
В чем проблема? Культура устной и письменной речи основана на правильном отношении к тому, что мы говорим и пишем. К сожалению, сейчас ей придается все меньше значения. И поэтому речь наших соотечественников в любом ее проявлении сегодня нередко не соответствует нормам и правилам.
Как повысить? Повышение культуры устной и письменной речи зависит только от человека. Если он хочет изъясняться красиво и грамотно, ему стоит знать требования, которые предъявляются к этому явлению. А также ему необходимо работать над собой, развивать свой язык и речевые навыки.
Определение культуры устной и письменной речи
Культура речи – один из уровней общего развития человека. Он характеризуется владением нормами устной и письменной форм литературного языка. К ним относятся правила произношения, умение верно расставлять ударения, писать без грамматических ошибок, употреблять слова согласно их значению и пр.
Кроме того, культура речи характеризуется навыком использования различных выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием изложения.
Речь человека имеет две формы:
- устную;
- письменную.
Обе имеют равное распространение, их роли идентичны. Стоит отметить, что для каждой из них характерны основные лексические и грамматические нормы, хотя устная и письменная речь наделены своими особенностями.
Традиционно считается, что культура речи – это уровень владения литературным языком, который включает в себя понимание стилистических, лексико-грамматических и грамматико-семантических норм. Такие навыки дают возможность общаться с окружающими людьми наиболее эффективно в любых условиях коммуникации. Литературный язык выражается двумя формами, именно поэтому следует разобраться подробнее в культуре устной и письменной речи.
Для начала проясним понятие «культура речи». Оно подразумевает комплекс качеств, оказывающих благоприятное воздействие на собеседника или читателя, при этом учитывается конкретная обстановка и цели общения. Термин имеет тесную взаимосвязь с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка.
Кроме того, важную роль в формировании культуры устной и письменной речи играет речевая деятельность, которая является весьма разнообразной. Ее главная функция заключается в выработке умений в части регулирования отбора и употребления языковых средств в рамках речевого общения, культура речи способствует формированию сознательного отношения к их применению.
Культура речи человека является важным показателем в части профессиональной пригодности. Особенно это касается таких специалистов, как педагоги, дипломаты, юристы, журналисты, телеведущие и дикторы радио. Комплексом качеств, характеризующих речевую культуру, должен обладать каждый, кто работает с людьми, принимает участие в организации их деятельности, ведет деловые переговоры и не только.
Разграничение устной и письменной речи
Устная речь – это одна из форм реализации языка. Ее выражение осуществляется с использованием звуков. То есть общение при помощи устной речи – это разговор. Отметим, что форма является первичной в рамках существования языка. С ее помощью индивид может удовлетворить потребность в коммуникации с другими людьми.
Процесс устного общения подразумевает наличие нескольких участников, их общее количество не ограничено. Для того чтобы собеседники лучше понимали друг друга, используются жесты, мимика. В некоторых случаях для наибольшего уяснения необходимо создать определенную обстановку. Устное общение – это не односторонний процесс, поэтому участники могут задавать вопросы, уточнять информацию.
Письменная речь фиксируется на бумажном носителе. Из форм существования языка она занимает второе место. Ее отличительной особенностью является то, что она рассчитана на зрительное восприятие.
Письменная речь удовлетворяет потребности людей в областях:
- науки;
- художественной литературы;
- политики;
- государственной и хозяйственной деятельности и пр.
Письменная речь не подразумевает ограничения по количеству людей, так как автор текста не общается напрямую с теми, кому предназначено написанное. Так как нет прямого контакта с собеседниками, интонация и жесты к этой форме речи не применяются.
Особенность письменной речи заключается в том, что передача отображенных в ней сведений происходит во времени и пространстве, содержимое текста помогает обществу развиваться. Отсюда можно сделать вывод: к письменной речи предъявляются более серьезные требования, нежели к устной. При написании необходимо составлять полные предложения, а в устной речи очень распространено использование неполных.
Устное общение дает возможность понимать собеседника с полуслова. Участникам процесса не нужно развернуто оформлять свое мнение. В письменной речи все по-другому: каждая мысль требует тщательного оформления в виде комплекса из простых и сложных предложений.
Для русского литературного языка характерно наличие орфоэпии, то есть определенных норм, касающихся произношения слов и расстановки в них ударения. Правильность устной речи можно оценить по тому, насколько верно расставляются ударения в словах, соблюдается ли интонация. Кроме того, таким образом можно определить, какой культурный уровень присущ носителю языка. Стоит отметить, что эти правила не менее важны, чем нормативы письменной речи.
Наверное, каждый человек говорит гораздо больше, чем пишет. Важно отметить, формирование навыков письменной речи происходит именно на основании уровня развития устной. Когда вы читаете какой-либо текст «про себя», ваш речевой аппарат тоже активен в этот момент. Очевидно, что устная речь выполняет функцию обслуживания не только бытового общения, она также находит свое отражение в книжной речи, без нее невозможно развитие информации, науки, публицистики.
Устная речь – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Мы слышим ее, когда смотрим фильмы и телепередачи, она активно используется актерами на театральной сцене, дикторами радио.
В устной речи активно применяется фразеология и различные виды лексики, такие как разговорно-бытовая, просторечная и диалектная. В письменной чаще используется книжная лексика, к которой относится официально-деловая, научная, общественно-публицистическая.
Для синтаксиса устной речи характерно регулярное использование простых предложений. Они могут быть неполными, незаконченными или прерванными. Кроме того, отдельно взятые слова нередко оформляются как предложения. Собеседники могут использовать прием самоперебива.
Важно отметить, что в устной речи необязательно использовать обычную расстановку слов в предложениях. В некоторых случаях применяются предложения, смысл которых можно понять только в этом контексте.
Предложения могут быть сложносочиненными, а также бессоюзными. Причастные и деепричастные обороты в устной речи почти не применяются.
В письменной речи сложные и осложненные предложения используются достаточно часто. В числе сложных – сложноподчиненные, которые пишутся с соблюдением определенного логического порядка слов.
Специфика культуры устной речи
Так как основная функция устной речи заключается в обслуживании бытовых и производственных потребностей, то преобладающая лексика в ней носит именно бытовой и производственный характер. Слова и фразы, значение которых абстрактно, не получили широкого распространения в ней. Стоит отметить, что грамматические и лексические средства, характерные для письменной и устной речи, не должны четко разделяться между собой. Они имеют много общего.
Дадим определение понятию «норма языка». По этим термином следует понимать правильное употребление языковых средств.
на наши новости
500 000 пользователей!
В рамках образовательного процесса ученики школ изучают следующие правила:
- Верное произношение слов и расстановка ударения (произносительная норма).
- Словообразование (словообразовательная норма).
- Образование форм слов (морфологическая норма).
- Построение словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).
- Правописание (орфографическая норма).
- Расстановка знаков препинания (пунктуационная норма).
Каждая из вышеперечисленных норм отражается в словарях и различных справочниках, учебниках по русскому языку и культуре речи. К приведенному списку следует добавить еще и лексические нормы, с которыми можно ознакомиться в толковых словарях, каждое слово имеет свое лексическое значение и требует его употребления в правильном контексте. Для этого в словаре приводятся словосочетания, в которых их употребление допустимо.
Коммуникативная культура как устной, так и письменной речи выражается в умении соблюдать нормы языка. Правильность речи – важнейшее качество, роль которого стоит в одном ряду с содержательностью, точностью, логичностью, чистотой, выразительностью и уместностью.
На главных качествах речи стоит остановиться подробнее:
- Содержательность. Если вам нужно передать какую-либо информацию, неважно, письменно или устно, вы должны хорошо понимать ее. Если вы недостаточно знакомы с темой, плаваете в ней, ваш рассказ вряд ли будет интересным. Если же вы владеете ею в достаточной мере, подкрепите материал дополнительными фактами и наблюдениями, выразите свои переживания на этот счет.
Отсутствие содержательности, вербализм (пустословие, абстрактные спекулятивные рассуждения) и пустота мысли являются отрицательными характеристиками речи.
- Логичность. Речь должна быть последовательной. Только полное погружение в тему, изучение ее важных моментов дает возможность преподнести информацию достаточно полно, не упустив ничего важного. Переходы между составными частями рассказа должны быть плавными и логичными. Нельзя допускать повторений. Если в конце следует сделать выводы, значит, они должны быть подкреплены объяснениями.
- Точность. Это противоположность вербализма. В грамотной речи слова употребляются исключительно в том значении, которое они имеют. Если какие-то из них многозначны, следует предоставить объяснение, чтобы не возникло недопонимания.
- Выразительность. Это качество позволяет сделать повествование ярким и убедительным, сократить его до нужного размера, не утратив при этом смысла. Выразительная речь – это умение влиять на собеседника с помощью интонации, оперировать фактами, правильно строить фразы, подбирая необходимые слова, а также передавать настроение.
- Ясность. Качество дает возможность сделать речь предельно понятной тем, на кого она направлена. Чтобы можно было сказать, что речь достаточно ясная, необходимо правильно построить предложения, грамотно употребить части речи и пр.
- Отдельное внимание стоит уделить дикции. Эта сторона речи играет очень важную роль. Нужно произносить звуки отчетливо, соблюдать нормы орфоэпии. Громкость должна быть умеренной, но в то же время достаточной, следует владеть интонациями. Речь необходимо разбавлять логическими паузами.
Особенности культуры письменной речи
Все требования, которые приведены выше, характерны не только для устной речи, они также актуальны и для культуры письменной речи. Мнения людей в значении культуры письменной речи разделяются. Часть их считает, что под этим понятием стоит определять умение грамотно писать, другие говорят, что это способность излагать свои идеи в рукописном тексте таким образом, чтобы он был понятным и доступным. Обе точки зрения являются верными.
Для по-настоящему культурной письменной речи должны быть характерны следующие критерии: правильность, точность, краткость, самобытность, доступность, осмысленность и эмоциональность. Но основным из них принято считать именно правильность, под которой следует понимать умение грамотно выражать свои мысли в соответствии с принятыми нормами.
Стоит отметить, что культура устной и письменной речи может быть достигнута только в том случае, если в ней соблюдены не только установленные нормы правописания. Кроме того, в рукописном тексте или устной речи должны соблюдаться стилистические нормы. Стилистика играет важную роль, ведь грамотная речь не всегда интересна, периодически она навевает на слушателя или читателя скуку.
Признаки нарушения культуры речи
Стоит отметить, что правильно разговаривать умеют далеко не все. Это можно объяснить техническим прогрессом, который ведет к обратной реакции в общении. В некоторой мере развитие технологий оказывает десоциализирующее влияние на индивида. Он начинает меньше говорить, позволяет себе допускать ошибки в переписке, при общении вживую плохо формулирует предложения, неправильно расставляет ударения.
Повышение культуры устной и письменной речи – это то, в чем нуждается современный человек.
Ниже приведем примеры самых распространенных ошибок, искажающих грамотную речь:
- Упрощение речи, использование в ней жаргонов. Такие оплошности позволяют себе даже грамотные люди. Они называют стиральную машину стиралкой, компьютер – компом. Делают они это не потому, что не знают, как правильно говорить. Просто им лень тратить время на произнесение или написание более длинных слов.
- Использование сленга. Приведем пример. Слово «тормоз» – это не только система в автомобиле, но и человек, который делает все медленно. А «овцой» мы называем не только одно из милейших животных. Согласитесь, если эти слова в их сленговом значении услышит иностранец, маловероятно, что он поймет, о чем речь.
- Слова иностранного происхождения. К примеру, программисты, которые обновили персональный компьютер, скажут, что они его «проапгрейдили». Какой смысл использовать иностранные слова, добавляя к ним русское окончание, если можно говорить на своем родном языке?
- Сокращение слов в переписке. В соцсетях часто коверкают слова. К примеру, вместо «пожалуйста» – «пжлст». Причем тот, кто так делает, действительно не понимает, какой смысл соблюдать правила правописания литературных слов при общении с друзьями. Тем не менее, в деловой переписке он себе такого не позволяет.
- Трансляция по ТВ неграмотной речи. В качестве примера можно привести клип на известную песню группы «Ленинград» – «Лабутены». В нем показана девушка, которая строит из себя культурную леди, но на самом деле таковой не является.
К сожалению, человек, уже получивший базовое образование, займется совершенствованием культуры устной и письменной речи лишь в том случае, если заметит эту проблему и осознает ее важность. Только тогда он начнет изучать основы грамотного изложения мыслей, этикет, культуру общения.
Совет: если хотите говорить грамотно – читайте классическую литературу, это заметно увеличит словарный запас и научит правильно составлять предложения.
Повышение культуры устной и письменной речи стоит начинать с себя и постепенно прививать любовь к грамотности своим детям.
Подведем итог. Культура речи – это умение человека грамотно писать и говорить, а также использовать языковые средства в соответствии с их назначением, подстраиваясь под условия общения. При этом важно знать нормы литературного языка, употреблять лексику из разнообразных стилей, применять интонацию.
Помните, что современный человек должен понимать свою языковую ответственность. Именно с помощью речи он передает из поколения в поколение свое самое главное богатство – культуру и интеллектуальные способности. Только грамотный индивид может добиться успеха в профессиональной деятельности и творчестве. По качеству речи можно судить о духовном здоровье всего социума.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: