Межличностные отношения детей в разном возрасте
Сохранить статью:
Какое значение? Межличностные отношения детей служат основой для социализации, сплочения и обучения коммуникативным навыкам. Включение дошкольников и школьников в социальные связи развивает самоконтроль, удовлетворяет потребность в эмоциональном контакте и формирует социально-психологические качества.
Как формируются? В рамках любого социального пространства (детский сад, песочница, школа или волейбольная площадка) неизбежно взаимодействие детей друг с другом. В младшем дошкольном возрасте дети легко находят общий язык, но чем старше они становятся, тем сильнее становится дифференциация свой-чужой, и межличностные отношения детей в каждой социальной группе выстраиваются по своим правилам.
- Формирование межличностных отношений у дошкольников
- Формы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста
- Структура межличностных отношений в группах детей
- Межличностные отношения младших дошкольников
- Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
- Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
- Межличностные отношения ребенка в семье
- Часто задаваемые вопросы о межличностных отношениях детей
- Формирование межличностных отношений у дошкольников
- Формы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста
- Структура межличностных отношений в группах детей
- Межличностные отношения младших дошкольников
- Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
- Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
- Межличностные отношения ребенка в семье
- Часто задаваемые вопросы о межличностных отношениях детей
- Какие есть методы изучения межличностных отношений детей?
- В чем особенности развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР?
- Как складываются межличностные отношения детей с нарушениями слуха?
Формирование межличностных отношений у дошкольников
Казалось бы, термины «общение» и «межличностные отношения» тождественны. Так думают многие, психологи же считают несколько иначе. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух и более людей. Но когда говорят о системе межличностных отношений, то акцент делается на том, как развивается личность ребенка, его индивидуальное я, как в общении человек раскрывается или же, наоборот, отгораживается и закрывается.
Межличностные отношения дошкольников проявляются тогда, когда в общении начинают доминировать личностные мотивы.
Ребенок хочет не просто с «кем-то» проводить время, а знает, с кем именно: с сестрой, Машей из группы, с девочками, а не мальчиками, пойти в театр с подругой, а не всей группой детского сада и т. д. В этот переходный момент для дошкольника становятся значимыми какие-то конкретные личности, с их особенностями, качествами.
Для таких отношений характерно желание общаться с людьми, к которым расположен ребенок. Кроме того, малыш учится оценивать других и формировать представление о себе на основании сравнения. Именно поэтому партнер должен вызывать интерес, иметь определенные чувства и некий опыт.
Большинство детей дошкольного возраста ориентировано на положительный контекст отношений. Поэтому ребенок скорее согласится на второстепенную роль в игре, чем откажется от нее совсем. Это же является и причиной того, что дети чаще всего делятся своими игрушками, если у них их попросил сверстник. Хотя в младшем дошкольном возрасте встречаются и исключения.
Формы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста
Среди межличностных отношений детей детсадовского возраста выделяют следующие формы:
- эгоистичная;
- гуманная;
- конкурентная.
Дети с гуманной позицией обычно доброжелательны, готовы делиться игрушками, приглашать в свою игру и могут положительно оценивать результаты деятельности других людей. Такие дошкольники эмпатичны, чувствуют настроение сверстников, умеют поддерживать товарищей при неудачах. Не хвастаются своими достижениями. Гуманная позиция выражается в доброжелательности по отношению к другим и проявлении нравственных качеств.
Если ребенок выбирает эгоистичную позицию, то он, вероятно, даже не вспомнит, как зовут тех детей, с которыми он только что играл. Но зато он прекрасно запишет в память, какие игрушки были у других. Такой малыш не захочет делиться своими вещами, но может без спроса взять чужие. К желаниям, мыслям, настроению и чувствам детей из своего ближайшего окружения он остается равнодушным.
Конкурентная позиция ребенка проявляется в том, что он стремится быть лучше всех. Такие детки крайне болезненно реагируют на успехи других. Для того чтобы выглядеть лучше в глазах сверстников, они могут быть сочувствующими и щедрыми.
Каждая из данных позиций преобладает на определенном жизненном этапе. Например, эгоистичное поведение свойственно для возраста 3–4 лет, когда у детей еще нет нравственных ориентиров.
Для деток чуть постарше, 4–5 лет, присуща конкуренция. Дошкольники этого возраста часто нахваливают себя и выпячивают свои достижения. У ребят старшего дошкольного возраста уже преобладает гуманная позиция.
Если у малыша наблюдается четко выраженный эгоизм и стремление к конкуренции, важно терпеливо и ненавязчиво прививать ему гуманные ориентиры в отношениях.
Структура межличностных отношений в группах детей
Сверстники для дошкольников выступают носителями форм и норм поведения, задаваемых взрослыми. В таком возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Дошкольники пока еще не осознают мотивы межличностной привлекательности. Контакты между детьми носят непродолжительный характер, независимо от того сами ли ребята выбрали себе партнеров для игры или контакт организовали взрослые.
Представление о нормах поведения детям дает старшее окружение. Но усвоение правил межличностных отношений ребенком происходит при взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может показывать свое личное отношение к кому-то. Он становится более избирателен в том, с кем ему общаться, и межличностные связи приобретают относительно устойчивый характер.
Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, еще только формируются. Так как у детей пока отсутствует личный социальный опыт, они стремятся быть «такими, как все», не выделяться из толпы. Симпатии и антипатии ребенка по отношению к другим детям формируются исходя из того, насколько выбранный человек соответствует социальному идеалу, который вырисовывается на основе оценок взрослых и сверстников.
В течение дня в группе детского сада мы можем постоянно наблюдать закономерности межличностных отношений детей. Ребята играют вместе, дружат, обижаются, ссорятся, мирятся, ревнуют, дерутся, вредничают, друг другу помогают. Все эти отношения переживаются каждым из детей и несут множество разных эмоций.
Воспитатели и родители зачастую даже не догадываются о всей гамме чувств, которую ежедневно испытывают их дети, и не придают детской дружбе, обидам и ссорам большого значения. Но этот опыт очень важен для маленьких индивидов, он является тем фундаментом, на котором затем строится дальнейшее развитие личности ребенка. На этой основе формируется характер отношений человека к себе, другим, миру в целом. Жаль, что не всегда этот опыт является удачным.
на наши новости
500 000 пользователей!
Многие детки уже в юном возрасте испытывают негативное отношение к другим, которое может иметь печальные последствия. Поэтому одна из важнейших задач родителей – исследовать сферу межличностных отношений ребенка, вовремя провести диагностику проблемных форм взаимодействия с другими детьми и помочь преодолеть возникшие трудности. Чтобы сделать это эффективно, необходимо знать возрастные особенности общения детей, как и в каком возрасте они должны контактировать со сверстниками, а также психологические проблемы, возникающие в ходе взаимодействия с другими детьми.
Очень важно при изучении характеристик внутригрупповых межличностных отношений ребят дошкольного возраста выявить непосредственно саму структуру таких отношений, их содержание. Понять это можно, осуществив анализ социальной ситуации развития группы.
В среде подростков можно выделить личностно-смысловые, функционально-ролевые, эмоционально-оценочные отношения между сверстниками.
По функционально-ролевым отношениям изучают «деловое» общение и совместную деятельность. Это позволяет ответить на вопрос: в какой деятельности разворачиваются отношения? Что они отражают?
Такие взаимодействия зафиксированы в сферах жизнедеятельности детей: игровой, учебной, трудовой, продуктивной и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.
Функционально-ролевые отношения проявляются в игре, и в целом они свободны от непосредственного контроля со стороны взрослых. В самой игре проявляются два вида межличностных отношений детей: по поводу совместной деятельности в игре и собственно игровые отношения.
В последних из перечисленных проявляются типические образцы поведения: учитель к детям строг, доктор к пациентам добр. Это отношения «вообще», они «бессубъектны» и заданы ребенку в общении со сверстниками.
Отношения по поводу игры складываются при обсуждении ее замысла, сценария, распределения ролей. Психологический смысл общения здесь в том, что именно в этих отношениях ребенок сам выбирает себе ту или иную роль. Так возникают и разрешаются важные конфликты детской жизни: во что играть, кто будет главным, кого принимать в игру?
Дети могут взаимно корректировать поведение друг друга в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то его поведение другими детьми оценивается положительно. Если кто-то замечает ненормативное поведение, то возникают жалобы взрослым, продиктованные желанием подтвердить норму.
Понять личностно-смысловые отношения можно, ответив на вопрос, ради чего или во имя кого осуществляется совместная деятельность, и проанализировав план игры.
Личностно-смысловые отношения — это такие взаимосвязи в группе, когда мотив одного ребенка приобретает для других детей личностный смысл. И в таком случае участники совместной деятельности переживают ценности и интересы этого ребенка как свои собственные, ради которых они готовы действовать.
Очень ярко такие отношения проявляются, если ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно ей. В качестве примера можно привести критические ситуации. Например, когда ребенок заботится о младшей сестре, пока его мама болеет.
Межличностные отношения младших дошкольников
Более детально рассмотрим особенности межличностных отношений детей, свойственные разным периодам дошкольного возраста.
Отношениям детей 3–4 лет присуща эгоистичность. Ребенок хочет играть с той вещью, которую он выбрал. И ни при каких условиях он не согласится делиться любимой игрушкой. Возможно, с подачи взрослого малыш чуть повзаимодействует со сверстниками (например, будет не против, если друг поможет набирать песок в его ведро), но ни за что не уступит свои вещи.
Для таких маленьких детей не важно, как их оценивают сверстники. Даже если будут кричать «жадина-говядина» или «ты плохой», им все равно. Подобные высказывания вообще никак не воспринимаются и пролетают мимо ушей, не вызывая особых чувств. Если ребенок и услышит подобное, то может просто заявить: «Не буду дружить с тобой!» и т. д. А еще через несколько минут дети уже и не вспомнят об этой ситуации.
А вот довольно остро реагировать на замечания в свой адрес детки начинают в возрасте около 5 лет. В этот период они очень чутко относятся к тому, что думают о них сверстники. От этого во многом зависит, захотят ли ребята дальше общаться и вместе играть.
В 5–6 лет дети стремятся быть признанными лидером, тянутся к нему, хотят получить его одобрение, быть похожими на него.
Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
Дети постарше уже хорошо подмечают, что говорят о них сверстники. В возрасте 6–7 лет ребята достаточно критично воспринимают оценку от других дошкольников. Но в то же время значимым и авторитетным остается мнение взрослого.
На этот период приходится развитие коммуникативных способностей, так как дети уже гораздо больше времени проводят в кругу сверстников.
В постоянной группе складываются устойчивые взаимоотношения. Например, с одними детьми ребенок дружит и привязывается к ним, а к другим, наоборот, может испытывать негативные чувства или совсем не интересоваться ими.
На этом этапе принято выделять следующие виды межличностных отношений детей:
- непосредственно личные;
- деловые;
- оценочные.
Довольно редко каждая из форм присутствует в чистом виде. Фактически мы не сможем увидеть, что с одними детьми дошкольник хочет только дружить, у других искать одобрения и признания, а с третьими только играть. Все виды тесно переплетаются между собой.
Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
Сильное влияние на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста оказывает игра. Особенно в формате с дидактическими материалами.
В обычных играх дети применяют уже знакомые им средства общения. Дидактические же игры призваны развить новые умения и понимание отношений между людьми.
Такие занятия выстроены по сценарию, и взаимодействие между детьми идет в определенном русле и регулируется правилами.
К примеру, застенчивый ребенок, следуя правилам, легко оказывается в центре внимания. Игра сглаживает его стеснительность, и в соответствии со своей временной ролью он, как и все, проявляет инициативу.
Это очень важный опыт для каждого. Но ценно здесь и то, что активные дети смогут разглядеть в робком и застенчивом малыше равного себе партнера по игре. Они увидят в нем совершенно другого человека.
Нельзя сказать, что сюжетно-ролевые игры не важны. Каждая из них значима, как простейшие бытовые, так и многоролевые. Именно эти занятия показывают дошкольникам все многообразие и смыслы человеческих отношений.
Если дети играют в семью, то там обязательно есть глава – ответственный, строгий и контролирующий положение дел. Если ребята отыгрывают тему больницы, то в этот момент, будучи докторами, они учатся проявлять внимание и оказывать поддержку другому человеку. Играя в директора фирмы, дети учатся руководить и управлять другими, вырабатывают лидерские качества. Для дошкольников игра – оптимальный и эффективный вид деятельности, инструмент формирования межличностного взаимодействия и личностных качеств.
Межличностные отношения ребенка в семье
То, как к ребенку относятся родители и другие близкие, и то, как он относится к ним, – это главный образец построения межличностных отношений.
Родительская любовь воспринимается ребенком как нерушимое и само собой разумеющееся. Но если ее не хватает, малыша начинают посещать мысли: а нужен ли он своим родителям. Дитя жаждет любви, защиты и поддержки от близких людей. Если ребенок не получает такого ресурса от родителей, то вырастает во взрослого с неадекватной самооценкой. Он либо становится застенчивым и неуверенным в себе, либо неуправляемым и агрессивно настроенным к другим.
Еще одна проблема взаимодействия между членами семьи – чрезмерная опека. Чаще всего этим страдают представительницы женского пола. Они полностью потакают желаниям ребенка, и все делают за него. Тогда дошкольник не двигается вперед, остается на стадии эгоистичных отношений и ждет, что и дальше все, что требует усилий, разрешится само собой.
Когда родители воспитывают ребенка, они должны осознавать, что это отдельная личность. Очень значима для дошкольника поддержка и похвала, но не менее важно также предоставлять ему самостоятельность и автономность в действиях и решениях.
Внимательное отношение со стороны родителей к мыслям и потребностям ребенка сформирует у него чувство безопасности, базовое доверие к окружающему миру и нравственное становление личности. Так ребенок поймет, что и более широкий круг людей относится к нему аналогично. Таким образом закладывается основа продуктивных и уважительных межличностных отношений.
Часто задаваемые вопросы о межличностных отношениях детей
Какие есть методы изучения межличностных отношений детей?
Даже самое простое наблюдение за дошкольниками будет эффективно. Кроме того, для оценки межличностных отношений ребенка можно использовать методику «Капитан корабля» О. Е. Смирновой, В. М. Холмогоровой и метод проблемных ситуаций.
В чем особенности развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с ЗПР?
Детям с умственной отсталостью свойственна эмоциональная незрелость, то есть их эмоции неустойчивы, носят поверхностный, полярный характер. Мотивы таких ребят бедны по содержанию, недостаточно осознаны. Дети не самостоятельны, не имеют достаточную силу воли. Они не расположены к общению, их взаимоотношения с другими людьми носят ситуативный, неустойчивый характер. Формирование высших духовных чувств затруднено.
Как складываются межличностные отношения детей с нарушениями слуха?
То, как происходит процесс социализации неслышащего индивида, отрицательно сказывается на формировании его межличностных отношений.
Нарушение слуха — это социальный дефект, он сужает контакты ребенка как со слышащими, так и с глухими детьми. Все это приводит к небольшому опыту общения и замедленному формированию зрелых межличностных отношений детей.
Ребята учатся воспринимать и осознавать информацию в процессе общения со взрослыми и другими детьми. Современным дошколятам сложно разговаривать и договариваться друг с другом. Все эти трудности общения, особенно при организации совместной деятельности, накладывают отпечаток на интеллектуальное и нравственное развитие. Межличностные отношения и опыт общения детей являются тем фундаментом, на который в дальнейшем выстраивается здание психического развития.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: