Музыкальное развитие детей: методы и особенности
Сохранить статью:
Зачем? Музыкальное развитие детей в детсадах и школах выполняет важную функцию – сплачивает коллектив, позитивно влияет на нервную систему воспитанников и стимулирует умственную работу. Этого уже достаточно, чтобы внедрить занятия, связанные с музыкой.
Как? Для этого существуют различные методы музыкального развития детей. Одни из них подходят для дошколят, другие – для более взрослых детей.
Роль музыкального развития детей в педагогике
С конца XVIII века в России возник интерес к музыкальному воспитанию детей. С той эпохи и до наших дней это направление все еще изучается и не теряет свою актуальность. Существуют разные методики музыкального развития детей, рассмотрим наиболее известные и подумаем, для чего это нужно.
- Результаты исследований говорят, что взаимодействие с музыкой с самого раннего возраста (с первых дней) благотворно влияют на развитие ребенка, поэтому музыкальное развитие детей необходимо вводить с дошкольного возраста.
- Важным фактором становления гармоничной личности является понимание искусства.
- Уроки музыки и искусства есть в дошкольных учреждениях и школах, однако и родители должны рассказывать и показывать на своем примере важность музыки в жизни.
- Музыкальное воспитание помогает человеку развить чувство прекрасного, создать личный вкус и лучше понять себя.
Отвечая на вопрос, насколько важную роль играет музыка в воспитании ребенка, обратимся к приведенным ниже аргументам:
- Чтобы вырастить эрудированного, эстетически ориентированного человека, ребенку нужно показывать, знакомить его с достояниями мировой культуры
- Музыка оказывает влияние не только на психологическое состояние, но еще и на физическое. Прослушивание музыки благотворно влияет на развитие нервной системы. Давно доказано, что классические инструментальные произведения способны замедлить сердцебиение, также они снимают стресс
- Слушая музыку, человек изучает окружающий его мир. Музыкальные произведения способны привести к каким-либо мыслям и вывести на чувства, которые, может быть, ребенок ранее не испытывал
- Результаты проведенных исследований показали, что по жизни более старательны и более легко обучаются те дети, которые музыкально развиты
- Музыкальное развитие — прекрасный стимул развития когнитивных способностей. Память лучше у тех детей, которые регулярно посвящают время музыкальным занятиям
- Музыкальное воспитание необходимо начинать как можно раньше, а занятия должны быть регулярными.
Особенности музыкального развития детей по возрастам
- До 4 лет длится период раннего развития, в это время у ребенка пока что наглядно-действенный образ мышления. Именно в этом возрасте у него появляется желание проявлять активность в каких-либо процессах, очень важно это желание поддержать, чтобы в дальнейшей жизни не возникло проблем и вопросов, почему же ребенок не хочет заниматься музыкой (или какой-либо другой деятельностью).
- От 4 до 6 лет идет дошкольный возраст. Этот период важен, потому что в этот момент у человека формируется голосовой аппарат и способность пластично двигаться. Это прекрасный возраст, чтобы начать занятия по вокалу и развить чувство ритма. Занятия какой-либо физической нагрузкой под музыку помогут ребенку прийти к основам танца. К возрасту шести лет дети могут запоминать движения и соотносить их с музыкой.
- От 6 до 7 лет. Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что ребенок может задуматься о значении музыки, появляется умение определять эмоциональное воздействие. Этот возраст идеален для начала музыкального образования.
Методы музыкального развития детей
Как существуют методиики музыкального развития? Рассмотрим подробнее наиболее популярные.
Система Дмитрия Кабалевского
Дмитрий Борисович Кабалевский — советский композитор, являющийся автором идеи музыкально-эстетического воспитания детей. Он обладал невероятным педагогическим талантом. В 60-х годах Кабалевский, будто пророк, предупредил о приближающейся коммерциализации музыки, которую мы наблюдаем по сей день.
Он предвидел эпоху, в которой высокое, в каком-то смысле, сложное искусство стало шоу-бизнесом. На современную молодежь оказывает очень большое влияние низкопробная, развлекательная массовая культура.
Обобщать всю молодежь, говоря, что ее абсолютно не интересуют классические произведения, нельзя. Но все же большей части подрастающего поколения классическая музыка кажется скучной и совсем ненужной.
Возможно ли это исправить и как это сделать?
Дмитрий Борисович осознавал, насколько плачевна ситуация с уроками музыки в школах. Музыкальное развитие детей на школьных занятиях было смесью пения, прослушивания музыкальных произведений и нотной грамоты, которые сменяли друг друга в неравных соотношениях.
Детям было скучно. Также большим минусом таких уроков было то, что они отличались от действительности музыкального искусства. Представьте себе две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются: первая — это школьные уроки, а вторая — настоящее искусство.
Заслуга Кабалевского в том, что ему удалось музыку и школу сделать едиными. По его мнению, музыка основана на трех китах: песне, танце и марше. Эти три главных составляющих — связующие звенья возможностей детей и высокого искусства. С одной стороны, именно они являются основами самых сложных музыкальных композиций, а, с другой стороны, дети-дошкольники в силах понять, что это такое и для чего это нужно.
Ребенок должен понять, что «Марш деревянных солдатиков» Чайковского не просто конкретный марш, а один из множества других. В таком случае он сможет узнать его среди других композиций, например, при прослушивании шестой симфонии Чайковского или в финале фортепианного концерта Кабалевского. Точно также будет с песней и танцем.
на наши новости
500 000 пользователей!
Система Карла Орф
Ведущий деятельность в сфере музыкального воспитания в одно время с Кабалевским, немецкий композитор разработал свою систему, которая тоже была рассчитана на всех детей, независимо от их уровня познаний музыкального искусства. Идеей Орфа было развитие творческой фантазии с помощью элементарного музицирования. Дети должны пробовать играть на простых инструментах, например, на перкуссионных.
Важную роль играют движения под музыку, выступления с песнями и сказками. Суть в том, что детям должно быть интересно заниматься такой деятельностью. Танцы — это не только движения руками и ногами под музыку, они включают в себя разные хлопки, шлепки, топанье, щелчки пальцами, цоканья и прочие действия.
Такой подход позволяет развить творческую фантазию и чувство ритма. Детям нравится петь песни, их это увлекает.
Система Марии Монтессори
Первая в католической Италии женщина-врач и по совместительству знаменитый педагог. Она не была композитором, как первые два автора, о которых мы говорили, но Монтессори долгое время руководила детским садом, работала с детьми с ограниченными возможностями. Она прекрасно чувствовала психологию детей. Мария понимала, насколько важно музыкальное развитие не только для здоровых детей, но и для ребятишек с ОВЗ.
Скорее всего, вы слышали о ее педагогической системе, где главными принципами являются интерес детей и их свободный выбор. Монтессори применяла музыкальное воспитание по системе Карла Орфа, но со временем внесла в нее свои коррективы.
Синтез двух проверенных, работающих систем показал прекрасный результат. По мнению Марии, важным условием хорошего развития ребенка было создание развивающего пространства, где малыш сможет найти интересные и полезные занятия. Отлично в этом уголке вписались и разные музыкальные инструменты, о которых говорил Карл Орф. Ребенок имел возможность самостоятельно выбрать инструмент и играть с ним или на нем.
Монтессори была набожной женщиной, она считала, что дети лучше выражают Божий замысел. Они способны самостоятельно найти свой путь, а родители играют больше роль наблюдателей в развитии ребенка, чем воспитательную.
Система Золтана Кодаи
Знаменитый композитор из Венгрии уделял большое значение музыкальному воспитанию детей, ознакомимся с его несколькими основными положениями.
- Не существует немузыкальных детей. Лишенные музыкальных способностей взрослые — это те, с которыми не занимались ранним музыкальным развитием. Кодай благодаря своему авторитету смог добиться невероятного, чего ни в одной общеобразовательной школе мира не было — ежедневных уроков музыкой, которые занимали больше времени, чем остальные предметы. Немузыкальными считал Кодай тех людей, кто не владеет развитыми слухом, интеллектом, чувствами и руками.
- Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста обязательно должно включать в себя пение и запись мелодии по слуху, ведь голос, по мнению Кодай, есть самый доступный инструмент. Именно по этой причине пение занимает более высокое положение, чем умение играть на каком-либо инструменте. Этому в венгерских школах и обучали.
- Вырастить воспитанного человека невозможно без музыкального образования. Заниматься прививанием хорошего музыкального вкуса должны не только родители, но и государство.
Музыкальное развитие детей раннего возраста, по мнению Кодай, должно начинаться с простых действий, например, с ходьбы и хлопков в ритм музыки.
Вальдорфская школа
Много разных мнений существует насчет педагогической системы, автором которой стал немецкий педагог Рудольф Штайнер. Для кого-то данная методика не является эффективной, так как дети воспитываются в искусственных условиях, которых в реальной жизни нет, поэтому переход в другую среду будет проходить тяжело.
Кто-то считает, что система Штайнера позволяет вырастить из ребенка свободного и гармонично развитого человека, так как никакого насилия над личностью ребенка нет. Говоря именно о музыкальном воспитании, то у этой системы есть положения, которые можно использовать.
- Сперва эмоциональное воспитание и только потом интеллектуальное.
Маленькие дети способны понимать музыку через эмоции, которые она передает, а это отличная основа для раннего развития ребенка. В вальдорфской системе не являются приоритетными направлениями развитие слуха, ритма, музыкальной памяти, однако дети, воспитывающиеся таким образом, много поют и двигаются под музыку.
Интересный факт: каждый учитель, работающий по этой системе умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте. А для детей в открытом доступе есть простые инструменты, которыми они могут воспользоваться при желании.
- Отсутствие оценок и экзаменов.
У многих детей оценки и экзамены вызывают отторжение к любому виду обучения, к музыкальному тоже. Возможно, благодаря отсутствию оценивания умений и возможностей, дети посещают вальдорфские школы с удовольствием. Если бы существовали музыкальные школы, основанные на данной системе, дети бы с радостью занимались изучением культуры и искусства.
- Движение под музыку.
Рудольф Штайнер обратил внимание, что дети, слыша музыку, неважно, танцевальную или нет, начинают под нее двигаться. Их танцы довольно интересны, особым движениям ребенка можно не учить, так как он сам понимает, как нужно под музыку двигаться. От музыки зависит характер движений.
- Праздников больше, чем обычно.
Довольно интересная специфика данной системы, которую рекомендуем ввести в каждую семью. В заведениях вальдорфской системы часто что-то празднуют, например, начало и конец времени года, национальные праздники и дни рождения. Последним отдается особенная роль.
Такой праздник сопровождается чтением стихотворений, песнопениями, танцами, играми на музыкальных инструментах и многими другими увлекательными занятиями. Важен не только сам праздник, а подготовка к нему — это часть педагогического процесса.
В детстве человек проявляет интерес к некоторым музыкальным направлениям. Задача родителей и воспитателей — не упустить это и мотивировать ребенка заниматься музыкальной деятельностью, которая увлекает его. Следите, за чем именно ребенок проводит много времени и что у него получается, к чему его природные данные располагают. Такой подход позволит более полно реализовать возможности. Игнорировать остальные виды музыкальной деятельности не стоит, их тоже нужно развивать, но второстепенно.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: