Новые ученики в классе: методы успешной адаптации
Сохранить статью:
Проблема. Новые ученики в классе не всегда могут самостоятельно влиться в коллектив и не столкнуться с проблемами адаптации. В таком случае задача педагога – облегчить этот процесс, используя свое влияние на класс, родителей и новичка.
Решение. Сделать это можно разными путями. На выбор подходящего метода влияют возраст детей, их характер и сложившиеся отношения. Где-то подойдут разнообразные игры, в других случаях стоит учредить шефство над новеньким или использовать иные способы сплочения коллектива.
Условия адаптации новичков в классе
Смена школы является для детей любого возраста стрессом. Для кого-то большим, для кого-то меньшим, однако любой ребенок будет испытывать дискомфорт.
В новом классе существуют свои порядки, традиции, стиль общения между учениками, к которым придется привыкать и адаптироваться. Многое зависит от самого учащегося, но все-таки ведущая роль в адаптации ребенка к новым условиям принадлежит учителю.
Особенно это касается начальной школы, где педагог полностью руководит учебной деятельностью класса и контролирует взаимоотношения детей. Преподаватель становится для них авторитетом, оказывает на ребят серьезное влияние. Новые ученики в классе – именно его забота.
Учитель способен повлиять на то, как дети воспримут новенького, возьмут ли его в команду (это касается и учебы, и игровой деятельности). Очевидно, что первой ступенью в положительном решении этого вопроса становится внимательное и доброжелательное отношение к ученику со стороны самого педагога.
Ведь можно сделать вид, что в классе ничего не изменилось с приходом нового ребенка, не акцентировать на этом внимание и тем самым неосознанно создать предпосылки для его не самой успешной адаптации.
Рассмотрим основные условия благополучного вливания в коллектив.
- Безопасность
Это та база, на которой будут строиться нормальные взаимоотношения с другими учащимися. Ощущение безопасности в принципе является залогом гармоничных межличностных отношений в любой среде.
Попадая в новый коллектив, практически любой человек будет испытывать стресс и тревогу. Если при этом он не чувствует себя в безопасности, первой реакцией станет стремление закрыться и стать незаметным для того, кто несет в себе угрозу.
А может быть наоборот – ребенок станет агрессивным по отношению к окружающим, чтобы защититься от потенциальной опасности. Еще один вариант сокрытия собственного страха – использование различных масок, позволяющих приспособиться к ситуации. Однако это никак не способствует сближению с людьми.
Если человек длительное время чувствует себя в опасности, его ответные реакции закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с окружающим миром.
- Условия для формирования положительной самооценки
Взаимоотношения новичка в коллективе должны способствовать не только объединению с его членами в общей деятельности, но и развитию в ребенке чувства собственной уникальности.
- Поддержка
Ощущение, что ты можешь обратиться к одноклассникам или учителю и тебя не отвергнут.
Задача педагога в том, чтобы создать почву для нормального общения между учащимися. Учитель не в состоянии вложить в них собственные мысли и чувства по отношению к новенькому, но он может подтолкнуть детей к правильному поведению и адекватному восприятию этого человека.
на наши новости
500 000 пользователей!
На то, чтобы ребята приняли нового члена коллектива, потребуется время. Преподавателю нужно заинтересовать их, объединить, обратить внимание на ребенка, его качества, вовлечь в какую-то совместную деятельность, показать, что новенький отныне неотъемлемая часть коллектива.
Немаловажную роль в этом процессе играет и общение с родителями ребенка. Они могут подсказать, каково его эмоциональное состояние и мнение об одноклассниках и школе.
Влияние возраста на привыкание нового ученика к классу
Дети младшего школьного возраста воспринимают нового ученика сквозь призму учебной деятельности, в соответствии с адаптационной фазой их школьной жизни. Они сами находятся в процессе адаптации к своей новой роли, а новеньких оценивают через педагога, который является для них авторитетом. То есть они пока смотрят не на личные качества нового ребенка, а на то, как он учится.
По началу они довольно индифферентны, их позиция – выжидание. После того, как новичка оценил учитель, они присоединяются к его точке зрения. По статистике, в начальной школе лучше относятся к новичкам-девочкам.
Пожалуй, самый непростой период – средние классы (6, 7, 8). Это возраст индивидуализации, когда подросток начинает активно обосабливаться от внешнего мира, проявлять себя как личность, пытается сам себя понять. Нередко это происходит за счет унижения слабых – тех, кто не может дать отпор. В ситуации, когда в класс пришли новые ученики, это может выражаться в пренебрежении ими, не доброжелательном отношении со стороны коллектива.
Старшеклассники в этом смысле более устойчивы. Они также постигают самое себя, ищут собственное место в жизни, но новенький для детей этого возраста – это своего рода источник познания, возможность расширить круг общения. Поэтому адаптация новых учеников в старших классах в основном проходит более мягко. Особенно это касается ребят, которые мыслят нестандартно и готовы проявлять себя.
Большое значение имеет отношение к новым ученикам лидеров класса. Как правило, они оказывают влияние на всех остальных.
Советы для педагога по общению с новым учеником
- В первую очередь в личной беседе необходимо посвятить новичка в правила школьной жизни, рассказать о досуге ребят, традициях класса и школы, вкратце охарактеризовать ребят-одноклассников. Следует сообщить о готовности выслушать ученика в любой ситуации и помочь в решении его проблем. Важно сделать акцент на том, что содержание разговоров не будет никому разглашаться.
- Необходимо представить новичка одноклассникам, рассказать о нем ребятам в положительном ключе. Очень важно следить, как будут развиваться отношения в классе, чтобы вовремя отследить негативные реакции со стороны «старичков».
- Прежде чем вовлекать новичка в работу на уроках, необходимо дать ему какое-то время прийти в себя, почувствовать себя в своей тарелке.
- В идеале нужно подстроить уроки под нового ученика так, чтобы он мог проявить себя естественным образом.
- Чтобы адаптация проходила быстрее, можно посадить новенького вместе с одним из лидеров класса, который сможет ввести его в коллектив. Или дать нескольким ребятам, включая лидера и новенького, совместное поручение. Уместна будет и просьба «подтянуть» новичка по школьной программе (особенно подходит для младших школьников).
- Совместной может быть не только учебная деятельность. Дежурство по классу, уборка после уроков (если это принято в школе) способствуют налаживанию контакта.
- Неплохо будет заранее выяснить, чем увлекается ребенок, каковы его интересы и любимые предметы. Это можно сделать в ходе анкетирования всего класса. Узнав, что нравится большинству, можно организовать для ребят интересное мероприятие и тем самым сделать еще один шаг на пути к адаптации ребенка и сплочения коллектива.
- Важно поговорить с родителями и узнать побольше о новом ученике: его характере, учебе в прошлой школе, друзьях и т.п.
- Если предпосылок нет, но новичок длительное время сторонится одноклассников, следует проконсультироваться со школьным психологом.
Игры для адаптации новых учеников в классе
Новые ученики в классе легче адаптируются в ходе игровой деятельности. Рассмотрим несколько вариантов игр.
- «Сосед справа». Учитель вручает эстафетную палочку ученику, который должен как-то охарактеризовать одноклассника, сидящего справа. Затем палочка передается дальше – тому, о ком говорили. Новый ученик может рассказать о себе сам.
- «Переходящий мяч». Педагог спрашивает у учеников «Чем ты любишь заниматься после уроков?» и бросает мяч любому ребенку. Тот дает ответ и бросает мяч обратно. Учитель задает вопрос: «Кто еще любит проводить время так же?». Дети поднимают руки.
- «Тайный комплимент». Ученики пишут свои имена на листочках и запускают их по кругу. Каждый, кто получает листик с именем, должен написать пару приятных характеристик этого одноклассника. После полного круга листик попадает к учителю, который зачитывает написанное. Дети же угадывают, о ком идет речь.
Любой новый ученик не сразу проявляет свой истинный характер. Даже самый общительный и лучезарный ребенок поначалу может быть скованным, замкнутым, тревожным. Человек раскрывается по мере того, как проходят растерянность и страх и возникает ощущение безопасности.
Большое значение имеет степень открытости новичка. Если он в принципе не боится новых знакомств и любит общаться, адаптироваться будет проще, хотя и таким ребятам требуется какое-то время. В противном случае ребенку может понадобиться помощь учителя.
Способы облегчить адаптацию нового ученика
Гид новичка
Каждому новичку приходится запоминать массу информации о школе, учителях, одноклассниках. Для того чтобы облегчить ему эту задачу, можно создать что-то вроде гида, содержащего следующие полезные сведения:
- карта школы;
- имена всех учителей, директора и административного персонала;
- официальные правила школы;
- традиции класса;
- имена учеников.
Создание гида объединит класс, заставит ребят задуматься о том, что новичком быть непросто, расположит их к нему. Сам новенький тоже скорее всего оценит старания одноклассников.
Ученик-наставник
Наставничество всегда являлось одним из способов адаптации человека в новом коллективе. С этой целью лучше выбрать наиболее открытого, общительного и доброжелательного ребенка из числа учеников.
В процессе наставнической деятельности он расскажет новичку о гласных и негласных правилах школы, о том, как построен учебный процесс, как работает буфет, где можно сделать ксерокопии – словом, о разных полезных вещах. Имеет смысл заранее составить план действий для наставника.
Знакомство с родителями
Общение с семьей ученика поможет узнать о нем больше, а значит, и сделать процесс адаптации в новом коллективе более быстрым и естественным.
Благодаря этому можно выяснить, что послужило причиной перехода в другую школу. Возможно, имели место конфликты с одноклассниками. Информация поможет учителю грамотно выстроить свою работу.
Встречу имеет смысл организовать спустя неделю или две после начала обучения. За это время уже можно составить первое впечатление о ребенке и оценить степень его адаптации в классе. Будет что обсудить с родителями, которые, конечно, тоже испытывают некоторую тревогу относительно перехода их чада в новую школу.
Процесс обучения
Новый ученик приходит в класс с какой-то базой знаний. Она может быть сильнее или слабее той, что имеется у большинства его одноклассников. В первом случае ему будет сложно, а во втором – он может потерять интерес к учебе (или какому-то конкретном предмету).
Учителю необходимо правильно оценить уровень подготовки ребенка и максимально минимизировать негативные последствия перехода в новую школу. Если ученик быстрее всех выполняет задания и многое уже знает, можно давать ему примеры посложнее, чтобы он не скучал на уроках.
Если же он отстает, необходимо вместе с ребенком нагнать материал. Его нужно обеспечить всеми необходимыми пособиями, презентациями и видеоматериалами. Выйдя на общий уровень, новичок перестанет испытывать трудности с обучением.
Учитель ни в коем случае не должен игнорировать процесс адаптации нового ученика. Его задача – сделать ее плавной и мягкой. Необходимо дать ребенку возможность раскрыться и проявить себя.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: