Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: советы и рекомендации
Сохранить статью:
Что такое? Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это то, на чем основывается ключевая деятельность детских садов. Воспитатели учат малышей, что такое хорошо, а что такое плохо, чем грусть отличается от радости, почему нельзя обижать животных, зачем любить природу и т. д.
Зачем нужно? Первые зачатки нравственности в ребенке закладывают родители, а в детсаду их развивают и расширяют. Для этого воспитатели рассказывают сказки, устраивают тематические игры, создают проекты, приводят живых персонажей для общения с воспитанниками. Все это преследует определенные цели и задачи.
Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста
У дошкольников интенсивно развиваются представления об этических нормах и формируются моральные качества. Необходимо отводить значительное место нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста, поскольку оно тесно связано с умственным, физическим, эстетическим и трудовым развитием личности.
Под нравственностью понимаются концепции этических явлений, помогающие детям разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», какие поступки допустимы, а от каких следует отказаться. Основной критерий морального развития — образ действий, отвечающий этическим нормам.
В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются общечеловеческие ценности, этические принципы, сформировавшиеся в ходе истории. В их число входят такие черты личности, как правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, уважительность.
Историческое развитие формирует также и новые нравственные нормы, ценностные ориентации и поведенческие паттерны. К ним относится уважительное отношение к государственности в целом, патриотизм, достойное исполнение обязанностей гражданина, социальная активность, сострадание, отзывчивость, интернационализм.
Этическое развитие представляет собой непрерывный процесс, но основы нравственности формируются в детском возрасте. Первые моральные навыки ребенок приобретает в семье. Они складываются под воздействием жизненного опыта и семейных этических ценностей, а также подходящей для возраста работы. Первоочередное значение имеет развитие нравственных чувств и моральных качеств.
На особом месте стоит эмоциональная отзывчивость — любовь к ближайшему окружению, формирующаяся у ребенка к пяти годам. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье предполагает приобретение навыков общения в быту, взаимной помощи, посильного труда, сотрудничества. Таким образом ребенок учится признавать авторитет старших и без возражений подчиняться их требованиям, что закладывает фундамент уважительного отношения к взрослым и послушания в качестве личностных характеристик.
Чтобы взаимодействие ребенка с ровесниками строилось на принципах гуманности, необходимо уделить внимание проблеме формирования дружеских отношений. Воспитатель должен приложить усилия для развития у дошкольников следующих черт: готовность к взаимовыручке и сотрудничеству, отзывчивость, эмпатия, умение считаться с чужими интересами и т.п.
Чтобы ребенок полюбил природу, место своего проживания, а затем и родную страну, необходимо обеспечить условия, вызывающие подобные эмоции и настроения. Для этого в арсенале воспитателя могут быть экскурсии, знакомство с произведениями искусства, этические беседы, мероприятия, освещающие исторические и природные достопримечательности страны.
Успех в формировании моральных качеств личности обусловлен оптимальным подбором средств, которые должны соответствовать воспитательным целям и задачам, возрастным характеристикам, уровню развития ребенка.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это одна из важнейших социальных проблем. Ребенок встроен в социум и подвергается воздействию окружающих условий, как положительных, так и негативных. Для защиты от влияния отрицательных факторов нужно заложить фундамент высоких этических принципов, культуры поведения, уважения к окружающим.
Ребенок должен приобрести твердый образ мыслей и незыблемые взгляды на жизнь. Воспитание и выработку убеждений необходимо осуществлять, начиная с раннего возраста, пока маленький человек только приступает к приобретению опыта.
Цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Целью воспитательной работы является формирование совокупности моральных качеств, включающей
- патриотизм;
- коллективизм;
- трудолюбие;
- гражданственность;
- гуманизм.
Воспитать человека так, чтобы он был счастливым — это формулировка идеальной цели морально-нравственного воспитания.
Дети, умеющие правильно оценивать и понимать чувства окружающих, для которых любовь, дружба, милосердие, доброта являются значимыми понятиями, обладают развитым эмоциональным интеллектом, не испытывают проблем в общении, более стойко выдерживают стресс и противостоят отрицательному воздействию внешней среды.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста имеет важнейшее значение, поскольку именно в этот период развития особенно высока восприимчивость к усвоению этических норм и правил. Оно является существенным моментом формирования детской личности.
Духовно-моральное воспитание ребенка раннего возраста и дошкольника — это беспрерывный процесс постижения и усвоения общественных поведенческих моделей, в соответствии с которыми он будет координировать свои поступки в будущем. Итогом подобной воспитательной работы будет формирование потребности соблюдения норм поведения как важных правил межличностного взаимодействия, а не желания получить похвалу.
Фундамент нравственного воспитания дошкольника — установление гуманистичных отношений со сверстниками, развитие эмоционального интеллекта, опора на собственные чувства. Эмоции в этом возрасте являются очень значимыми, так как помогают откликаться на явления внешнего мира и вырабатывать свою позицию отношение к ним.
Вместе с взрослением становится богаче и разнообразнее эмоциональная сфера ребенка. Он осваивает язык чувств и эмоций, учится выражать свои переживания в форматах, допустимых в социуме, используя все многообразие невербальных и вербальных средств. Одновременно ребенок овладевает навыками контроля — приобретает способность сдерживать излишне бурные эмоциональные проявления.
В пятилетнем возрасте, в отличие от двухлетнего, он уже сможет подавить рыдания и не выказать страх. Ребенок учится управлять своими эмоциями, придавать им социально принятую форму, осознанно использовать чувства.
Понравилась статья? Поделитесь: