Нравственные качества ребенка и их значение для развития личности
Сохранить статью:
В чем проблема? Сегодня воспитание нравственных качеств ребенка является одной из важнейших задач. К сожалению, у родителей не хватает знаний, а зачастую и времени, педагогам недостает желания. И в результате многие представители современного поколения нередко проявляют себя не самым лучшим образом – им просто не объяснили, что такое нравственный человек, не научили им быть.
Что важно? Несомненно, основную роль в становлении нравственности играет семья, ведь ребенок не рождается личностью, а становится таковой в процессе воспитания. Но тем не менее образовательные учреждения – как дошкольные, так и школа – играют в этом процессе значимую роль. Каким образом педагоги могут участвовать в формировании нравственных качеств детей?
Что такое нравственность
В настоящее время проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения стоят как никогда остро. В современном обществе утрачивается значение традиций и межпоколенных связей, размывается единая система моральных ценностей, и извечный конфликт отцов и детей доходит до полного непонимания сторонами позиций друг друга.
Чтобы сгладить эти противоречия, необходимо обеспечивать нравственное воспитание личности, причем эта задача ложится не только на образовательные учреждения и профессиональных педагогов, но, прежде всего, на родителей.
Нравственные устои начинают формироваться в самом раннем детстве, а в дальнейшем они наполняются содержанием и принимают законченный вид. Ребенку нужно вовремя объяснить что такое хорошо и что такое плохо, и если последующее воздействие со стороны семьи, школы, СМИ продолжит убеждать его в незыблемости основ морали, то формирование личности будет протекать целенаправленно и приведет к нужному результату.
Чтобы воспитывать в детях нравственные качества, допустимы разные методы, но наиболее эффективным средством является совместная деятельность со взрослыми, и последние сами должны служить положительным примером.
Воспитание нравственных качеств у ребенка предполагает выработку положительного или отрицательного отношения к чертам характера, поведению человека в конкретной ситуации. Это происходит не сразу, а на протяжении длительного времени, причем необходимо, чтобы ребенок научился формулировать собственное мнение и использовал свой личный опыт, когда от него требуется нравственная оценка происходящего.
Близкими по значению к нравственности являются такие понятия, как мораль, этика, духовность. Между ними действительно немало общего, однако есть и некоторые отличия. Скажем, духовность включает в себя идеалы, систему ценностей индивидуума, жизненные цели и устремления, и она ориентирована именно на внутреннее сознание; нравственность же призвана регулировать нормы поведения в человеческом обществе, и она определяет то, как человек ведет себя по отношению к окружающим.
Наиболее полно с нравственностью совпадает мораль как совокупность принятых в обществе представлений и поведенческих норм, но и здесь возможны несоответствия, поскольку мораль имеет более формализованный характер, и выполнение ее правил предписывается силой общественного одобрения или осуждения.
Поэтому имеет смысл более точно определить содержание нравственности как набора внутренних правил и ценностей, определяющих поведение человека в обществе. Чаще всего в роли основополагающих признаков нравственности выступают такие идеи, как справедливость, доброта, сострадание, ответственность, хотя в различных социальных группах могут быть разные представления о том, что нравственно, а что – нет.
В современной педагогике нет единого определения понятия «нравственное воспитание», но бесспорно, что, помимо других направлений (физическое, трудовое, духовное), существует и нравственное воспитание, нацеленное на развитие соответствующих личностных качеств.
Не следует думать, что воспитание заканчивается со вступлением в пору совершеннолетия. В действительности оно продолжается всю жизнь, и в этом процессе участвуют различные агенты – семья, школа, церковь, средства массовой информации и пр.
Воспитание предполагает намного более важную роль наставника, чем, например, образование. Если компьютерная программа способна научить чему-либо новому, то воспитание невозможно без человеческого общения и совместной деятельности. Духовно-нравственные качества формируются в результате целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанника.
Почему важно воспитывать в детях нравственность
Сейчас нередки суждения, что современному человеку нравственность не нужна и что она, ограничивая личную свободу, способна выступать помехой в достижении целей. Однако нормальное функционирование общества невозможно без нравственных норм, которые служат регулятором социальных отношений.
Нравственность выполняет следующие функции:
- Регулирование поведения в обществе. В процессе взаимодействия людям необходимо договариваться, для чего требуется учитывать интересы друг друга. Наличие разделяемых всеми членами общества норм и правил позволяет эффективно решать масштабные проблемы, делает жизнь более комфортной, обеспечивает защиту и гуманное отношение к слабым и менее защищенным людям.
- Оценка поведения – своего и других людей. Нравственные нормы образуют своеобразную систему координат, с помощью которой можно судить, насколько соответствуют понятиям добра и зла поступки, как наши собственные, так и окружающих. Оперируя оценочными критериями, привязанными к общественным взаимоотношениям, легче разобраться в социальной действительности.
- Мотивация человека на следование определенным типам поведения. Имея перед глазами примеры, получающие положительную либо отрицательную общественную оценку, подавляющее большинство людей избирают действия, которые заслуживают одобрение со стороны окружающих.
- Поддержание коммуникации. Каждый человек нуждается в комфортной среде общения – это делает жизнь приятнее и позволяет рассчитывать на взаимопонимание и помощь окружающих. Но, в свою очередь, и индивидуум, желающий установить и закрепить социальные контакты, должен проявлять позитивный настрой к собеседникам.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда от нас требуется сделать выбор с опорой на нравственные нормы. К примеру, следует ли помочь пожилому человеку? Можно ли воспользоваться чужой вещью? Как поступить с мусором на улице, если рядом нет урны? Как ответить на критическое замечание, если оно обоснованно? Нужно учить малышей находить выход из подобных ситуаций, развивать социально-нравственные качества у детей.
Качества, формируемые в рамках нравственного воспитания
Нужно учитывать, что оценка личностных черт всегда имеет относительный характер – с точки зрения принципов морали в конкретном обществе, и на протяжении истории человечества эти нормы менялись. Рассмотрим, на что должно быть нацелено формирование нравственных качеств ребенка в наше время.
Ответственность
Применительно к нравственному воспитанию ответственность можно определить как понимание последствий собственного поведения – поступков или, наоборот, бездействия. Ответственность предполагает признание общественных норм и осознание индивидуумом своих обязанностей.
Кроме того, ответственность требует наличия определенной доли самостоятельности – очевидно, что с человека, ею не обладающего, сложно спрашивать за его действия. Самостоятельность начинает формироваться у детей с трех лет – значит, только с этого возраста можно поднимать вопрос о воспитании ответственности.
Наиболее эффективный способ – установление определенных штрафных санкций за поступки, нарушающие нравственные нормы. При этом следует соотносить тяжесть проступка с наказанием и ни в коем случае не посягать на удовлетворение основных потребностей – лишать ребенка еды или прогулки. Ограничения должны касаться мелких удовольствий типа сладостей или просмотра мультфильмов.
Особое внимание необходимо уделять пресечению попыток обмана, поскольку в дошкольном возрасте многие дети начинают лгать. Не нужно за это их сильно наказывать, но они должны понять, что даже за свои слова человек несет ответственность.
Патриотизм
Патриотизм – это не только любовь к Родине, к своей стране, в действительности это более многогранное понятие, которое включает в себя и любовь к семье, к родному городу, краю, чувство национального достоинства, гордость за своих сограждан и т. д.
Столь же разнообразны и функции патриотического воспитания, которое напрямую связано с другими сферами – трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Чтобы появилось осознанное чувство любви, привязанности, нужно вырабатывать познавательный интерес к истории своей земли, традициям и демонстрировать ребенку, частью какого сообщества (семьи, нации, страны) он является.
на наши новости
500 000 пользователей!
Гуманизм
С точки зрения воспитания нравственных качеств личности ребенка гуманизм следует понимать, как формирование человеколюбия, уважительного отношения к окружающим, заботы о тех, кто нуждается в помощи. Важно научить ребенка сопереживать – чтобы он приобрел способность ставить себя на место других людей, учитывать их интересы.
Выбор средств воспитания гуманизма разнообразен – можно использовать как внешние примеры, взятые из художественной литературы, фильмов или исторического прошлого, так и разбирать поступки ребенка в конкретных ситуациях, устраивать с ним дидактические игры, которые обогащали бы его личный опыт.
Дисциплинированность
Это понятие имеет несколько аспектов – от самодисциплины до соблюдения установленных норм поведения. Самое главное, что должен уяснить ребенок, – наличие в общественных отношениях разнообразных правил, как писаных, так и неписаных, которые следует исполнять.
Причем лучше делать упор не на страх наказания, а на позитивные последствия достойного поведения – обретение таким образом поддержки со стороны окружающих, получение любви и уважения в ответ на дисциплинированное следование общепринятым нормам.
Чувство коллективизма
В современном мире двоякое отношение к этому понятию, и нередко на первый план выдвигается ценность индивидуальных прав и свобод, а не коллективные интересы. Однако нормальная жизнедеятельность человека невозможна без его включенности в общество.
Уже в дошкольном возрасте дети учатся общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, и чувство коллективизма быстрее всего вырабатывается в процессе совместной деятельности, когда становятся ощутимы выгоды сотрудничества с другими людьми.
Если ребенок научится контролировать свои эмоции и желания, будет готов прийти на помощь близкому, то в последующем он сумеет вписаться в любой коллектив.
Уважительное отношение к старшим
Это качество взаимосвязано с гуманизмом, патриотизмом и другими нравственными ценностями, и во многом является их фундаментом. Начинать всегда нужно с малого и самого доступного – уважительное обращение к старшим, оказание им посильной помощи. Пусть первыми объектами этой заботы станут бабушки и дедушки ребенка, а затем он научится переносить это особое отношение на всех представителей старшего поколения.
Бережное отношение к живому миру
Во многом можно воспринимать это как проявление ответственности – в данном случае к природе. Следует научить малыша видеть самоценность в животных и растениях, а также мотивировать его заботиться о представителях живой природы. Примером в этом должны быть старшие – прежде всего, учителя и родители.
Процессы формирования нравственных качеств ребенка
Целенаправленное воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста актуально в силу как минимум двух факторов. С одной стороны, ребенок не рождается нравственным или безнравственным, а становится таковым по мере становления личности, обретения собственной шкалы моральных ценностей.
С другой же – чтобы приобрести требуемый нравственный опыт, детям нужна помощь взрослых – родителей, педагогов. Тем самым можно воздействовать на формирование личностных качеств, побуждая ребенка поступать нравственно и предостерегая его от безнравственных поступков.
Без нравственной составляющей процесс развития личности будет ущербным, даже если остальные стороны (интеллектуальная и физическая) сформировались.
Нравственное развитие включает в себя следующие процессы:
Формирование нравственного сознания
Это очень длительный и сложный процесс, протекающий внутри нашего сознания. Первый его этап приходится на дошкольный возраст: формирование духовно-нравственных качеств детей начинается с получения общих представлений об обществе, человеческих взаимоотношениях и моральных ценностях.
Формирование навыков и привычек поведения
Данный процесс легче контролировать, поскольку он имеет внешнее выражение в виде соблюдения ребенком предписанных норм, скажем поведение в детском саду или на улице.
К тому же подобные навыки поддаются тренировке и проверке. Однако следует предостеречь от увлечения лишь механическим воспроизведением предлагаемых правил: важно, чтобы ребенок понял их значение, ценность, и тогда следование им будет исходить из его внутренних убеждений, а не навязанных извне запретов и принуждений.
Скажем, формируя положительные привычки, необходимо демонстрировать, чем они полезны.
Формирование устойчивых убеждений
Любой человек нуждается в идейных убеждениях, которые служили бы ему жизненным ориентиром, помогали разбираться в происходящем. Твердыми убеждения становятся лишь тогда, когда они проверяются опытом и обретают для человека практическое значение.
Соответственно, мало ребенку что-либо объяснить: нужно, чтобы он это прочувствовал и оценил на личном опыте. Поэтому желательно создавать условия, в которых дети могли бы проверить свои взгляды, убедиться в их правильности.
Если это произойдет, то убеждения обретут силу мотиватора поведения. Признание ценности нравственных идей, готовность следовать им – все это закладывается именно в детском возрасте.
Формирование внутреннего идеала
Полноценное существования человеческой личности невозможно и без идеалов, которые выступают в роли целей высшего порядка. Нужно, чтобы у ребенка были нравственные образцы.
Поначалу, с учетом особенностей развития детского сознания, в данном качестве могут выступать личности, воплощающие в себе желаемые моральные качества, а в дальнейшем это трансформируется в абстрактные понятия типа верности, честности, гуманизма и т. д., и путь приближения к ним обретет характер самосовершенствования.
Формирование нравственных чувств
Внимания требует и эмоциональная сфера, поскольку опора на чувства повышает эффективность воспитания. В дошкольном возрасте на ребенка легче воздействовать через эмоции, чем через рациональные суждения.
Разумеется, нужно принимать во внимание специфику детской психики и действовать продуманно и осторожно, чтобы вызвать нужный эмоциональный отклик. Сложность состоит и в том, что чувство не может появиться на пустом месте: скажем, если поставить перед ребенком задачу – проявить сочувствие к своему товарищу или книжному герою, то едва ли оно будет искренним. Значит, встает задача – создать соответствующую обстановку, атмосферу, которая спровоцировала бы возникновение чувств.
К примеру, рассказ о красотах природы родного края в стенах школы будет не столь действенен, как организация экскурсии за город, в ходе которой дети воочию увидят прелести лесного или прибрежного уголка природы, сделают фотографии, соберут гербарий и т. п. В данном случае яркая эмоциональная реакция оставит более глубокий след в сознании ребенка.
Подобные интересные и насыщенные событиями мероприятия способствуют формированию высоких нравственных чувств: любовь к Родине, гуманизм, чувство долга и ответственности и пр.
В целом нравственное воспитание, начинаясь с раннего детства, сопровождает нас всю жизнь, и даже в зрелом возрасте человек может менять свои взгляды и убеждения. Впрочем, ключевое значение имеет все же детская пора: именно здесь формируются основные понятия, закладывается отношение к моральным ценностям общества, происходит усвоение норм поведения. Поэтому важно не упустить это время, иначе в дальнейшем повлиять на взрослеющую личность будет сложнее.
Педагоги и родители должны координировать свои усилия по воспитанию, что даст максимальный эффект и обеспечит появление необходимых нравственных качеств у ребенка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: