Эффективное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Сохранить статью:
Что это такое? Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребят. Воспитатель должен сформировать правильное представление будущего взрослого о своей стране, малой и большой Родине.
Почему важно? Патриотизм распространяется не только на любовь к родному краю, но и на отношение к семье, родне, друзьям, сверстникам. Так формируется гордость за собственные корни, принадлежность к определенному этносу, роду и кругу.
Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Трудно переоценить значение дошкольного возраста в формировании личности человека. В этот период закладываются основы гражданского сознания, неотъемлемым элементом которого является и любовь к своей родине, готовность встать на ее защиту. Эти качества развиваются в том случае, если человек в полной мере осознает важность благополучия своей страны, его влияние на собственную жизнь.
Патриотические ценности являются основой самосознания настоящего гражданина. Наши соотечественники имеют множество оснований для гордости за свою страну, о которых ребёнок узнает в процессе воспитания.
К.Д. Ушинским замечено, что у ребенка нет ничего, что он может отрицать. Ему требуется положительная пища, а прививать ему злобу, ненависть, отчаяние – это значит не иметь представлений о том, в чем человек нуждается в детском возрасте. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в любом образовательном учреждении должно составлять одну из главных задач.
Формирование патриотизма у дошкольника – непростая задача для педагога. Любовь к родине должна стать не просто набором навязанных извне суждений, содержания которых ребенок не понимает, а неотъемлемым качеством будущей личности. Человек должен осознавать свое единение со страной, краем, в котором он родился, с их историей, природой, успехами и неудачами, победами и поражениями.
При этом содержание патриотического воспитания отличается для разных возрастных категорий. Применительно к дошкольникам имеется в виду, прежде всего, развитие у него качеств и навыков, составляющих фундамент для его дальнейшей интеграции в общество и нахождения своего места в нем. К ним относятся взаимопомощь, сострадание и сочувствие, уважение к себе и другим, понимание своей неразрывной связи с миром и другими людьми.
В дошкольный период у ребенка уже начинает формироваться общественно значимая мотивация. От ее развития прямо зависит становление полноценной личности в более поздние периоды.
Любовь к своей родине формирует уже само нахождение ребенка среди членов своей семьи, близких, где он впервые слышит и учится понимать родной язык, узнает о культуре своего народа, его природе, традициях. Они играют определяющую роль в формировании самосознания, менталитета, способности отождествлять себя с определенной этнической общностью, государством.
Воспитание патриотизма у дошкольников следует рассматривать как взаимодействие со взрослыми, которое имеет своей задачей развитие у ребенка чувства любви к своей родине, осознания взаимосвязи со своим народом, понимания ценности ее истории и культуры, которые должны обеспечить стремление человека в будущем действовать на благо своей страны, содействовать личным участием ее благополучию и процветанию.
Цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Говоря о целях патриотического воспитания, вполне можно выразить их в развитии таких качеств личности, как стремление помогать окружающим, совершать поступки, получающие позитивную общественную оценку, понимание личной ответственности не только за свою собственную жизнь, но и за благо всего народа и страны.
В числе задач такого воспитания необходимо отдельно сказать о следующих.
- Развитие у ребенка чувства необходимости, ценности своего народа и родного края, привязанности к общностям, которые формируют его личность (семья, детсад, город, народ).
- Развитие привязанности к народному культурному наследию и осознания себя его частью.
- Развитие привязанности к родной природе и осознания себя его частью.
- Формирование уважительного отношения к представителям своего народа и страны, осознания себя как носителя народных устоев, ценностей, традиций, мироощущения, не приемлющее при этом возможности ущемления иных народов и общностей, чувства превосходства над ними.
Проще понять, что из себя представляет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье, описав его содержательные элементы.
- Участие дошкольников в народных праздниках, их приобщение к культурным ценностям, литературе, народной музыке, национальным играм.
- Изучение истории собственной семьи, ее обычаев; знакомство с детьми и воспитателями в детсаде, участие в игровой деятельности со сверстниками, изучение обычаев народа, своего родного селения, их официальной символики и их происхождения, знакомство с известными деятелями народа, оставившими след в его истории.
- Участие в земледелии, посадка растений и забота о них.
- Участие в творческих и игровых мероприятиях, которые позволяют ребенку заботиться об окружающих, о природе. Они должны проводиться систематически и соответствовать возможностям дошкольного возраста.
на наши новости
500 000 пользователей!
Во всех организациях дошкольного образования патриотическое воспитание составляет важнейший элемент учебного процесса.
Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание осуществляется с помощью ряда методических инструментов, использование которых должно соответствовать дошкольному уровню развития.
- Беседа
Когда ребенок переходит в среднюю группу, воспитатель общается с ним на различные темы. При этом в силу возраста воспитанников они не могут дать полноценного эффекта в рамках индивидуального теоретического диалога. Дети гораздо лучше усваивают новое, если оно подается в игровой форме или применительно к конкретной ситуации.
- Изобразительная деятельность
Исследования психологов содержат убедительные выводы о том, что развитие мышления неразрывно связано с выполнением ребенком какой-либо практической работы. Лепка из пластилина, составление аппликаций, рисование на тему народного творчества – такие занятия позволяют детям гораздо лучше усвоить теоретический материал о своем народе.
- Праздники и мероприятия
Всевозможные праздники, как официальные, так и национальные, позволяют дошкольникам приобщиться к народной культуре и государственным ценностям. Дети разучивают песни, произведения фольклора, народные танцы и т.п.
- Экскурсии и прогулки
Очень эффективный способ закрепления пройденного материала. Могут организовываться походы, которые помогут детям закрепить знания о родной природе, научиться вести себя в ней. Всевозможные выставки, на которых демонстрируются изделия народного творчества, посещение музеев, в которых можно воочию посмотреть на исторические предметы и узнать о давно прошедших событиях.
Перед такими экскурсиями полезно будет рассказать детям о том, что они увидят, тогда у них при посещении соответствующего учреждения возникнет ассоциация, и материал усвоится гораздо лучше.
Эффективным является и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведения. К ним относится изучение литературы местных авторов (например, в Архангельской области все знают сказочников С. Писахова и Б. Шергина), местных ремесел (резьба по кости в том же Архангельске).
Все учебные мероприятия должны проводиться во взаимосвязи с родителями.
Как и практически в любой деятельности, особое внимание воспитатель должен уделять тому, какой личный пример он подаёт детям. У них не выработано критическое мышление, поэтому то, что они видят и слышат от взрослых, убеждает их гораздо лучше, чем постоянные нравоучения. Педагог сам должен проявлять те свойства патриотизма, которые он пытается привить детям.
Понравилась статья? Поделитесь: