Познавательная активность ребенка: что влияет и как развивать правильно
Сохранить статью:
Что это такое? Познавательная активность ребенка – одна из основ гармоничного развития личности. Реализуя свои стремления к познанию нового, дети закладывают фундамент успешного будущего.
Как развивать? Развивать такую активность можно несколькими путями. Во-первых, через различные упражнения и игры как в учебном заведении, так и вне его. Во-вторых, не обойтись без родительского примера, побуждающего к такой деятельности.
Понятие познавательной активности ребенка
В современном обществе информация стала более доступной, чем раньше. Тем важнее становится задача привлечения детей к получению новых знаний, активизации их познавательной деятельности. Необходимо наладить эффективное управление формирующейся у них тягой к знаниям, организовать методическое и морально-психологическое обеспечение ее последовательного развития.
Понятие «познавательная активность ребенка» состоит из двух элементов: «активность» и «познавательность».
Активность служит объектом исследования естественных и общественных наук. В каждом отдельном случае изучаются закономерности того, что послужило стимулом для проявления активности, ее развития и динамики.
Познавательная активность – это наиболее важная часть общего понятия активности, она отображает самое главное качество человека, отличающее его от животных познание окружающего мира не только с целью выживания, но и стремление окунуться, проникнуть в новое мировоззрение, чтобы отразить в собственном сознании наиболее существенные понятия, их причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательная активность может возникать в ответ на какое-то событие, ситуацию и снова исчезать, а может стать постоянной чертой характера. В зависимости от системы отношений формы познавательной активности детей могут быть следующими:
- Ситуативная активность, дающая о себе знать при занятиях определенной деятельностью, в конкретных условиях.
- Интегральная активность, ставшая личностным качеством, остающимся неизменным несмотря на постоянно возникающие препятствия.
Для познавательной активности характерны:
- Многосторонность – проявление активного интереса к изучению многих предметов и явлений.
- Глубина – изучение не только фактов и свойств, но и желание выяснить их сущность, причины возникновения, взаимные связи.
- Динамичность – знания, которые получает ребенок, находятся в постоянном движении, развитии, они перестраиваются, выборочно применяются в различных ситуациях и используются в умственной деятельности.
- Действенность – активная деятельность ребенка, направленная на изучение новых предметов и явлений, преодоление трудностей, возникающих на пути познания, укрепление силы воли для достижения поставленной цели
Двигатели познавательной активности ребенка
Детские психологи выделяют три основных двигателя познавательной активности. Все они взаимосвязаны, их запуск происходит в первые годы жизни, что помогает малышу разбираться с устройством окружающего мира. Основное назначение этих двигателей – стимулировать познавательную активность детей дошкольного возраста, а затем и школьников.
Интерес
Основу познавательной активности составляют любознательность и интерес. Эти качества подталкивают малыша к изучению новых предметов и явлений, формируют в нем стремление к познанию неизведанного. Особенно заметно проявление этого двигателя в поведении детей младшего возраста – в 3-4 года.
И первым признаком служат постоянно звучащие вопросы, порой на самые неожиданные темы. Интересы ребенка не знают границ, своими вопросами он легко может поставить в тупик родителей или воспитателей, но к этому надо быть готовыми и отвечать даже по неудобной теме. Именно в этом возрасте проявление любознательности очень важно. Если игнорировать интерес ребенка, то велика вероятность, что он просто перестанет спрашивать, интересоваться и в итоге не сможет развить свою исследовательскую деятельность.
Перед взрослыми стоит ответственная задача – не только отвечать на все вопросы, но и проводить стимулирование познавательной активности ребенка, побуждать его формулировать и задавать новые вопросы, воспитывать в нем тягу к знаниям.
Самостоятельность
Самостоятельность обычно проявляется у тех детей, которые по развитию опережают свой возраст. Им уже мало просто выполнить задание старших. В силу своего высокого уровня они сохраняют работоспособность и стремятся к дополнительной нагрузке:
- получить новые задания, особенно если они связаны с творчеством;
- комментировать свои действия;
- повторить выполнение задания в случае неудачи.
Наблюдательность
Наблюдательность ребенка тесно связана с его способностью воспринимать окружающий мир. Она развивает внимание, воображение, умение замечать мелкие детали. В 3-4 года малыш воспринимает мир целиком, он пока не умеет концентрировать свое внимание на изучении какого-то одного предмета или явления.
Он замечает то, что ему интересно: снегопад, ливень, брызги из лужи, если в нее прыгнуть, яркую куклу, необычную одежду на человеке. Наблюдательность хорошо развивать с применением игровой деятельности. В процессе игры он увидит в привлекших его внимание предметах то, что показалось наиболее важным именно ему: оранжевый цвет мандарина, непривычный вкус пластмассового кубика, необычную форму игрушки.
В этом возрасте малыш еще не умеет отделять свойства от предмета. Он научится этому позже. Например, брызги воды могут быть не только от дождя, а кубик вообще не имеет вкуса, поскольку относится к несъедобным предметам.
Общие рекомендации по развитию познавательной активности ребенка
Многие родители полагают, что познание окружающего мира заложено в ребенке природой и когда он пойдет в школу, то будет с радостью и интересом стремиться к новым знаниям. Но это мнение ошибочно. Именно на родителях лежит развитие познавательной активности ребенка с первых дней его жизни. Тогда он пойдет в школу с хорошей мотивацией к учебе.
Любопытство действительно заложено в малышах с рождения. Задача родителей – сохранить этот интерес к неизведанному и в 7, и в 10, и в 15 лет.
Что для этого можно сделать? На самом деле очень много.
- Чаще брать ребенка на руки и с высоты своего роста показывать ему окружающий мир. Объяснить, как работает та или иная игрушка, не ругать малыша за то, что он сломал ее, пытаясь узнать, как она устроена. Показывать разные предметы и объяснять, для чего они нужны. На прогулках обращать внимание ребенка на окружающую природу, рассказывать о цветах, насекомых, птицах и о многом другом.
- Выполнять обычные действия с комментариями («дождь закончился, сейчас мы пойдем гулять, наденем сапожки, чтобы можно было бегать по лужам, а какого цвета у нас сапожки? Смотри, на них цветочки нарисованы и т.п.»). Чем больше малыш будет узнавать о том, что его окружает, тем ему интереснее.
- Не оставлять без ответа ни один, даже самый бестолковый, на ваш взгляд, вопрос ребенка. У взрослого есть два варианта: подробно ответить на вопрос, но тут можно столкнуться с бесконечной цепочкой дополнительных «почему?». Или ответить таким же вопросом, только переадресованным ребенку: «А как ты думаешь, почему?». Тем самым вы спровоцируете включение познавательной активности ребенка – а, действительно, почему? Он может и не дать сразу правильный ответ, но попытается это сделать, будет рассуждать, ошибаться, снова пробовать.
Желание докопаться до истины – это и есть лучший результат познания. На сложные вопросы о рождении, смерти, любви и т.п. ответы должны давать родители.
- Старайтесь сделать развитие ребенка разносторонним. Слушайте звуки вокруг себя в парке и на улице, привлекайте его внимание к каким-то интересным явлениям (необычный цветок, смешная собачка, след от самолета на небе), сами задавайте вопросы, рассказывайте о том, что с вами было в детстве. Вместе рисуйте, лепите, готовьте новые блюда, ходите в театр, на речку, в парк, в гости. Книжки и игрушки – это хорошо, особенно, если они разные, но не должны ограничивать мир ребенка.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Создавайте условия для развития познавательной активности детей. Невозможно узнать что-то новое, если на каждом шагу слышать от родителей: «Не трогай, не ходи, не бери, я сама сделаю, ты еще маленький…». Если ребенка заинтересовал какой-то предмет, возьмите его в руки вместе с ним, рассмотрите, расскажите, для чего он нужен. Если он хочет помочь вам в чем-то, не запрещайте. Понятно, что он не сделает этого как вы, но будет стараться и почувствует ответственность.
Предоставьте малышу полную свободу самовыражения – пусть рисует, лепит, строит пирамиды из кубиков. Только не забудьте похвалить его за старание.
- Каждый день спрашивайте у ребенка, когда он пришел из детского сада или школы, как прошел его день. Что было нового, интересного? Так он сможет лучше запомнить то, чему научился, а вы покажете, что вам интересна его жизнь, и сохраните доверие на высоком уровне.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность детей дошкольного возраста проявляется в интересе к незнакомой информации, желании узнать нечто новое, уточнить или углубить свои познания в этом вопросе. Активность выражается также в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в творчестве, в запоминании определенного способа познания и применении его в других условиях.
Исследования доказали, что познавательная активность детей старшего возраста строится на таких мыслительных операциях, как анализ и синтез. Эта особенность позволяет подобрать соответствующий метод обучения.
К примеру, воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображен строитель с инструментами в руках на фоне строящегося дома. Затем он просит их назвать признаки, по которым они определили профессию человека.
Это самый простой анализ, на основе которого выстраивается более сложный, причинный анализ, выясняющий взаимосвязи между названными признаками. Такой обобщающий подход помогает детям разобраться в значимых связях и отношениях между полученными в результате анализа данными.
В нашем примере дети продолжают изучать картинку, а воспитатель предлагает им подумать над ответами на следующие вопросы: зачем у строителя на голове каска, почему подъемный кран выше строящегося дома, зачем нужен такой большой дом, кто будет рад работе строителя и т.д. Возникающие в голове у детей мысли помогают им глубже понять сущность явлений, проследить взаимосвязи между ними. Они как бы видят то, чего на картинке нет, и учатся делать самостоятельные выводы.
В программу обучения входят также задания на сравнение предметов и явлений – чем они отличаются, а чем похожи. Дети могут сравнивать любые объекты: человека и животное, произведения искусства, бытовые предметы, блюда разных народов, игры, поступки свои и друзей, проявления различных чувств и т.п.
Сравнение помогает получить более яркие, конкретные представления об окружающем мире, формирует осознанную оценку собственного поведения, отношения к остальным людям, событиям и явлениям, происходящим в социуме.
Когда педагог использует метод сравнительного анализа, то на каждом занятии он должен для себя определить, с какого сравнения начинать – по контрасту или по сходству. Психологи доказали, что сравнение по контрасту детям выполнить проще, чем искать сходство. Ответ на вопрос: «Чем жираф отличается от тигра?» ребенок даст быстро, но надолго задумается, когда надо будет найти между ними сходство.
Когда дети освоят прием сравнения, они смогут выполнять задания на группировку и классификацию. Чтобы научиться группировать предметы и явления по какому-либо признаку, классифицировать, надо уметь анализировать информацию, замечать сходные признаки, выделять их. Все это вызывает интерес у детей и способствует осознанному усвоению материала.
Сначала задания должны быть простыми, например: «Разложи картинки на две стороны: в одну собери все предметы, которые нужны для работы врачу, в другую – строителю». С этим заданием легко справятся дети 4-5 лет.
Затем задания усложняются: увеличивается количество объектов для группировки и становится сложнее основание для классификации. Например, дошкольникам предлагают несколько разнородных предметов или их изображений: теплая шапка, мяч, санки, косынка, краски. Дается задание: отбери предметы, которые будут нужны мальчику зимой, а девочке – летом. Ребенок должен объяснить свое решение. Задание усложняется: выбери из этих же предметов те, которые нужны тебе для игры, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о своих увлечениях.
Имейте в виду, что прием классификации в большей степени послужит средством развития познавательной активности ребенка, если это не самоцель, а решение какой-то практической, понятной детям задачи: отобрать рисунки для альбома, предметы для тематической выставки, для какой-то игры и т.д.
Не последнюю роль в проявлении самостоятельности, творческого потенциала, фантазии и выдумки играют моделирование и конструирование.
Дидактические игры и занятия должны проходить регулярно. Это поможет закрепить уже выработанные навыки и освоить новые. Дошкольники при выполнении заданий получают знания, открывают для себя новые области неизведанного, еще больше развивают познавательную активность.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: