Профилактика буллинга в школе: действия родителей, учителей и детей
Сохранить статью:
В чем проблема? Эффективная профилактика буллинга в школе невозможна без совместной работы педагогического состава и родителей. Но порой последние словно не видят проблемы, особенно если зачинщиком является их ребенок.
Как справиться? «Да это же дети!», «И мы в их возрасте выясняли отношения, зато становились крепче»… Такими шаблонами оперируют родители. Но именно устранение конфликта в самом начале помогает эффективно бороться с буллингом в школе.
Что такое буллинг
В дословном переводе с английского буллинг означает «травля», «издевательство», «запугивание». Это определение применяется в отношении ситуаций, где имеет место агрессивное поведение детей, направленное на их товарищей.
Буллинг – не обязательно физическое насилие, это может быть и психологическое давление на жертву, например:
- словесная травля, при которой ребенка оскорбляют, насмехаются над ним, устраивают злые розыгрыши и пр.;
- нелицеприятные слухи и сплетни;
- бойкот, признанный одним из опаснейших видов буллинга по причине наиболее высокого риска самоубийства.
Детей, проявляющих подобного рода агрессию к своим сверстникам, называют буллерами. И хотя превосходство их сил кажется очевидным, на самом деле эти ребята тоже являются в некотором роде жертвами. Такое поведение обусловлено различными причинами, среди которых сложная ситуация в семье.
Чаще всего буллинг встречается среди школьников младших и средних классов. У подростков, учащихся в старшей школе, такое явление распространено намного реже. Это объясняется тем, что у ребят в возрасте 15-16 лет активно происходит процесс созревания мозговых структур, благодаря чему их способность контролировать свое поведение улучшается.
Профилактика буллинга в школе должна быть направлена на проработку ситуаций, складывающихся в семьях «трудных» подростков. Как ни парадоксально, но жалость и сочувствие вызывают не только жертвы буллинга, но и сами агрессоры. Нередко ими становятся дети, имеющие трудности с учебой, воспитываемые одним родителем или растущие в проблемных семьях, становящиеся невольным участником конфликтов между родителями.
Причинами, провоцирующими агрессивное поведение ребенка, могут стать:
- банальная зависть или неприязнь;
- стремление показать свое превосходство над человеком, который не нравится, путем его унижения или запугивания;
- желание продемонстрировать остальным свою силу;
- жажда мести, если агрессор когда-то сам был жертвой буллинга.
Психологические аспекты профилактики школьного буллинга в школе
Программа профилактики буллинга в школе направлена как на его предотвращение, так и на устранение возможных последствий. В первую очередь проводятся мероприятия, позволяющие:
- Сформировать среду, исключающую возникновение буллинга.
- Пресечь воздействие стрессовых ситуаций на ребенка.
- Обеспечить психологическую защиту и поддержку детей, признанных здоровыми, наряду с теми, кто имеет соматические или психические отклонения.
Многие зарубежные психотерапевты и педагоги сходятся во мнении, что профилактика буллинга в школе реализуется в три основных этапа.
Первый этап – признание наличия проблемы
Это наиболее значимый шаг всей программы, потому как без осознания масштабов происходящего трудно подобрать эффективные методы решения проблемы. Очень важно, чтобы в педагогическом коллективе был человек, желательно занимающий административный пост, который заявит о ее существовании и станет координировать работу по ее устранению.
Важно упомянуть, что инициативная группа должна состоять не только из представителей школьного учреждения, но также из неравнодушных родителей и непосредственно самих учеников.
Второй этап – характеристика проблемы
Говорить о каких-то универсальных критериях проблемы буллинга не приходится. Тем не менее, в задачи инициативной группы входит определение:
- сути проблемы;
- степени ее серьезности;
- частоты возникновения;
- реальных примеров буллинга.
После того как будет дана характеристика проблемы, следует приступить к разработке плана действий по ее устранению.
Кроме того, обязанностью инициативной группы становится оповещение всего школьного сообщества о присутствии проблемы и о том, в каких направлениях ведется деятельность по профилактике буллинга в школе.
Мероприятия могут быть следующие:
- Создание среды, в которой любой элемент насилия позиционируется абсолютно недопустимым и наказуемым действием.
- Усиленное наблюдение за внеклассными местами скопления учащихся: столовыми, комнатами отдыха и т.п.
- Занятия в классах, проходящие в форме свободной дискуссии, посвященные проблеме буллинга.
- Внедрение этического кодекса.
- Акцент на необходимость сообщения о выявленных нарушениях руководству школы от детей, являющихся жертвами буллинга или свидетелями таковых событий.
- Формирование групп психологической поддержки для детей-агрессоров и детей-пострадавших.
Почему последний пункт применим в том числе к буллерам? Для того чтобы обеспечить возможность контроля над намерениями последних и помочь им справиться с внутренней агрессией.
на наши новости
500 000 пользователей!
Третий этап – реализация программы
При наличии готового плана необходимо приводить его в исполнение как можно более оперативно. Желательно, чтобы программа стартовала с начала учебного года. Однако нередко свое несогласие с предложенной методикой выражают отдельные личности или группы людей. И вот почему:
- большинство детей не считает травлю и насмешки проблемой;
- отдельные родители предпочитают, чтобы их ребенок был скорее агрессором, нежели жертвой буллинга;
- некоторые учителя убеждены, что в их обязанности входит исключительно преподавание, а личностное становление ребенка – это забота мамы и папы.
Решением подобных вопросов должен заниматься ответственный сотрудник, курирующий всю программу профилактики буллинга в школе. Не последнее место в его деятельности занимает консультирование педагогов по вопросу реагирования на ситуации притеснения ребят их сверстниками.
Какими должны быть действия педагогов:
- в первую очередь нужно сохранять спокойствие и взять ситуацию под свой контроль;
- услышав о случае буллинга, отнестись к рассказу серьезно;
- незамедлительно принять меры по решению проблемы;
- оказать помощь и поддержку пострадавшему от буллинга, убедить его в собственных силах, дать почувствовать себя значимой личностью;
- дать совет или предложить четко обозначенную помощь объекту притеснения;
- провести работу с ребенком-агрессором, дать ему понять, что его действия противоречат законам нравственности и социальным нормам;
- придумать способ, при котором буллер сможет взглянуть на ситуацию глазами своей жертвы;
- при необходимости использовать методы наказания обидчика, но при этом важно не переступить границы дозволенного;
- дать конкретное обоснование наказанию и четко объяснить, в чем именно оно заключается.
Внедрение программы профилактики буллинга в школе позволяет устранить распространенное мнение о том, что агрессивное поведение ребенка есть вариант нормы. В качестве доказательной базы используются специальные методики, тренинги, помогающие детям получить альтернативный опыт.
Выделяются главные составляющие работы педагога (консультанта) с группой детей-агрессоров:
- разоблачение происходит незамедлительно и эффективно;
- слишком сильный упор на наказание недопустим, обратное действие чревато усилением групповой солидарности агрессоров;
- при взаимодействии с одним человеком нужно уметь оперировать главными принципами и ценностями, присущими всему коллективу.
Применимы также такие способы профилактики буллинга в школе, как индивидуальная беседа агрессора с психологом или работником социальной службы. Целью в данном случае является помощь ребенку-буллеру в осознании причин, провоцирующих подобное поведение, и совместном поиске способов преодоления враждебных реакций.
Результатом работы с психологом становится улучшение качества взаимодействия ребенка с товарищами, развитие навыков преодоления конфликтов. Буллер учится терпению и сопереживанию, а также контролю над своей агрессивностью.
Основные аспекты работы с агрессорами и жертвами буллинга заключаются в следующем:
- проводится беседа с каждым ребенком, столкнувшимся с травлей одноклассников, плюс предлагается письменно изложить все события;
- обидчикам объясняется, какие именно правила поведения были нарушены и какое наказание их ожидает за содеянное;
- организовывается групповое занятие, во время которого каждому из участников предлагается рассказать остальным о сути индивидуальной беседы с психологом;
- осуществляется психологическая подготовка всех действующих лиц к встрече друг с другом вне стен кабинета специалиста;
- родителям детей-агрессоров назначается консультация с демонстрацией письменного объяснения ребятами своих действий;
- вся собранная информация о доказанных случаях буллинга, включая письменные рассказы детей и описание принятых мер, фиксируется в дневнике;
- проводится обучение детей, являющихся жертвами буллинга, основным способам психологической защиты;
- обидчикам объясняется необходимость принести извинения;
- в случае если агрессор говорит, что мотивом его действий стало желание пошутить, детям рассказывается, почему в этом случае ситуация оказалась совсем не смешной;
- на «карандаш» берутся все ученики, кто так или иначе причастен к событиям, если зачинщик говорит, что его действия были всего лишь игрой.
9 ошибок при преодолении и профилактике буллинга в школе
- Назначение психолога ответственным лицом за недопущение ситуаций буллинга.
- Возложение обязанностей по решению проблемы на плечи родителей.
- Одноразовое проведение мероприятий по профилактике буллинга, например, один классный час в начальной школе.
- Принуждение буллера к извинениям, отправка его и жертвы на «суд» к директору школы.
- Рекомендация пострадавшему от буллинга ребенку не обращать на это внимание.
- Взывание обидчика к жалости.
- Предоставление жертве травли самостоятельно решать данную проблему.
- Пространный анализ произошедших событий.
- Следование негласному принципу «бей или побьют тебя», который также можно применить в отношении установления вины или наказания.
Последний пункт про учителей, которые сразу принимают меры воздействия на детей, не разобравшись в ситуации. И это можно характеризовать уже как насилие со стороны педагога.
Объектом насмешек и притеснения может стать практически любой ребенок. Материальное положение, физическое и интеллектуальное развитие при этом не играют никакой роли. Негативное психологическое воздействие сказывается не только на жертве буллинга, но и на тех, кто стал свидетелем такой ситуации.
Поэтому так важно не закрывать глаза на проблему. Расспросите своего ребенка, не сталкивался ли он с буллингом в школе, объясните, как следует себя вести, если кто-то подвергается травле. Очень важно учить детей сочувствию и уважению к другим.
Часто мы слышим утверждение о том, что все детские проблемы в детстве и остаются. Становясь взрослыми, люди забывают о своих школьных обидах. На самом деле это не так. Последствия травли могут сказываться на жизни человека очень много лет.
Психологи доказали, что объекты притеснения в школе во взрослом возрасте чаще других сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем, как физическим, так и психическим. Кроме того, им с трудом удается достигать успехов в профессиональной области, строить карьеру и зарабатывать деньги. Многие жертвы становятся одиночками, в их кругу практически нет друзей. Они предпочитают уединение, склонны к депрессии и различным нервным расстройствам.
Другими словами, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Именно поэтому следует уделять внимание профилактике буллинга и кибербуллинга в школах.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: