Работа педагога с родителями: формы, методы, принципы
Сохранить статью:
Какое значение имеет? Работа педагога с родителями – такая же важная часть учебного процесса, как и взаимодействие с детьми. Воспитание учеников без участия их мам и пап малоэффективно, так же как и родители без помощи учителя часто не справляются с возникающими трудностями.
Как организуется? Современный формат общения позволяет использовать разнообразные методы и технологии в работе педагога. Традиционные родительские собрания всё ещё организуются, но учителя стараются разнообразить их тренингами, дискуссионными встречами и другими интересными мероприятиями.
Работа с родителями в современном процессе образования
Как только был утвержден закон РФ «Об образовании», появилась возможность более организованной и продуманной работы педагога с родителями. Теперь есть направленность на контроль образования не только со стороны государства, но и общества. Кроме того, здесь подразумевается доступность различных видов обучения (например, семейного), а также корректировки в программах по обучению и воспитанию. В нашей стране семейная политика является основополагающей социальной ветвью.
В настоящее время идет постепенное смещение фокуса внимания с экономических и базовых потребностей населения на общественное и личностное развитие детей. Чаще всего проблема кроется в недостаточной осведомленности родителей о том, как нужно правильно воспитывать своего ребенка в зависимости от его возраста и характера.
Но, как известно, незнание правил не освобождает от ответственности. Все это может привести к отдалению членов семьи друг от друга и возникновению сторонних авторитетов, не всегда оказывающих положительное влияние на развитие молодого поколения.
Подобная тенденция неизбежно приводит к увеличению числа беспризорников, наркоманов и преступников среди подрастающей молодежи. Только совместная работа педагога и родителей по улучшению учебно-воспитательного процесса поможет предотвратить последствия отделения образовательного института и учителей от семьи, а также приобщит обучающихся к развитию их творческого и личностного потенциала.
Как бы там ни было, школа всегда будет центром обучения, воспитания и взаимодействия между социумом, детьми и их родителями.
Главные направления работы педагога с родителями:
- познавательная область развития (ответственны учителя-предметники);
- поддержание физического здоровья учеников;
- внеклассное образование и раскрытие творческого потенциала обучающихся;
- поощрение одаренных детей;
- социальная помощь и предотвращение детской безнадзорности.
Все вышеперечисленное возможно благодаря общим усилиям по организации работы педагогов с родителями на разных уровнях.
Данный вид сотрудничества считается успешным при стремлении обеих сторон наладить контакт с ребенком, а также учитывать его особенности и способности в различных условиях, включающих как позитивное, так и негативное проявление сторон личности.
Важно сформировать верные жизненные ориентиры обучающихся и предотвращать их неблагоприятные поступки. Следует понимать, что именно партнерские взаимоотношения родителей и учителей послужат внедрению новой модели поведения, основанной на взаимной поддержке и одинаковых интересах. Считается, что фундаментом для формирования нравственных ценностей и ориентиров ребенка с самого детства становится прежде всего его семья.
Зачастую встречается не совсем радужная картина, при которой у родителей потеряна связь с их чадом из-за элементарного незнания в сфере воспитания. Во многом этому может помочь планомерный поиск решений вместе с преподавателем, который является неотъемлемым звеном в определении формы и содержания педагогического просвещения.
Во многих случаях подобная обязанность возлагается на классного руководителя, которому может потребоваться длительное время и усердие для налаживания контакта с теми родителями, которые по каким-то причинам не желают выходить на связь и показывать свою заинтересованность в обучении их ребенка.
В связи с этим для наиболее продуктивного воспитания учащихся в школах должна активно проводиться организация работы педагога с родителями. Если брать за основу наивысшие ценности жизни, достойной человека, то можно образовать благоприятное для всех единое воспитательное поле и социальную среду, в которой хочется полноценно жить и развиваться.
Современные формы работы педагога с родителями
На сегодняшний день классный руководитель имеет ряд полномочий по организации подобной деятельности на более высоком уровне. Этим целям служит четкое и заблаговременное планирование. В качестве содержания работы классного руководителя и родителей рассматривают следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу;
- непосредственное участие семей учащихся в контроле над учебно-воспитательным процессом в учебном заведении.
Педагогам следует ставить в известность родителей о том, как проходит обучение их детей в классе. Однако порой недостаточно время от времени подключаться и содействовать в помощи учителям. Будет гораздо лучше, если взрослые станут теми небезразличными людьми, которые действительно вовлечены в процесс и хотят лучшего своим детям.
В психолого-педагогическом просвещении родителей используется несколько форм работы:
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются различные формы и методы работы педагога с родителями:
- дни творчества учеников и их семей;
- открытые уроки и внеклассные события;
- содействие в проведении дополнительных мероприятий и поддержание материально-технической базы школы и класса;
- общественное патрулирование родителей;
- шефские обязанности.
Приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу возможно при помощи таких форм деятельности, как:
- содействие родителей класса функционированию совета школы;
- вовлечение родителей учащегося в работу родительского комитета и комитета общественного контроля;
- участие в работе совета для поддержки семьи и школьного учреждения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Относительно новым и необычным видом совместной работы педагога и родителей стали родительские вечера. Их лучше всего проводить на стартовом этапе формирования родительского коллектива в классе с момента начальной школы. Данная форма работы благоприятна для сплочения родителей между собой. Проводить родительские вечера классный руководитель планирует примерно 2–3 раза в году вместе с детьми или без их присутствия.
В качестве тем на подобных мероприятиях могут быть следующие:
- как прошел первый год рождения моего ребенка;
- его первые книжки;
- друзья моего ребенка;
- семейные праздники;
- вечер воспоминаний: наказания и поощрения в семье;
- вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик;
- детские фотографии родителей;
- про умение говорить спасибо своему ребенку и т. д.
Подобные обсуждения побуждают не только к личным высказываниям, но и способствуют заимствованию опыта у других родителей. Это может расширить представление о воспитании и существенно дополнить его новыми нюансами. Как итог происходит объединение семей за счет общности интересов, появляется возможность посмотреть на все проблемы под другим углом и убрать границы враждебности и недоверия старшего и младшего поколения.
Родительские тренинги как форма работы педагога с родителями
С недавних пор стали показывать свою эффективность тренинги для родителей, направленные на создание их культурного образа в семье. Немаловажную роль здесь играет осознанный подход и ответственное воспитание, стремление получить необходимые знания для налаживания контакта со своим ребенком, выстраивания с ним партнерских и доверительных отношений.
Для проведения родительского тренинга подключается школьный психолог. По окончании мероприятия он общается с классным руководителем, делится с ним необходимыми советами и напутствиями о том, как в дальнейшем выстраивать корректное общение с учениками и их родственниками, проходившими этот тренинг.
Направления работы педагога с родителями этим не ограничиваются: еще одной продуктивной формой просвещения старшего поколения считается родительский ринг. Данный вид дискуссионного круга также направлен на сплочение родителей между собой.
Главной особенностью проведения родительского ринга является возможность проявить себя и получить одобрение в правильном подходе к воспитанию своих детей либо послушать других и осуществить полный пересмотр каких-то неработающих стратегий и методов, отказаться от них.
Ценность таких собраний заключается в полной прямоте и открытости обсуждений, без сплетен и возможного искажения информации по поводу выстраивания образовательного процесса, включая программу обучения и пространство вокруг ребенка. В качестве тем для родительских рингов можно использовать следующие:
- насколько обосновано наказание ребенка его семьей;
- каковы способы вовлечения в воспитательный процесс незаинтересованного в этом отца;
- виды соблазнов и решения по их преодолению;
- необходимость ношения школьной формы;
- обсуждения возможных проблем, возникающих во время урока в школе.
Принципы организации родительских собраний
Родительские собрания проводятся на основе аналитики уже имеющейся базы знаний педагогической науки в теме воспитания. Собрания родителей подразделяются на организационные, тематические, проводимые согласно плану психолого-педагогического просвещения, диспуты, встречи по итогам четверти, года и т. д.
Как правило, темы подбирают учителя, но также они могут выноситься на обсуждение через родительский комитет. Встречи родителей в классе проходят около четырех или пяти раз в учебном году. Основа любого родительского собрания — задачи и планирование учебно-воспитательного процесса обучающихся, а также активное выстраивание взаимоотношений между семьей и школой. В конце мероприятия делаются выводы по проведенной работе.
Помимо обсуждения итогов успеваемости учеников, продуктивность таких собраний значительно повышается, если на них поднимаются другие неотложные педагогические вопросы. В таком случае работа педагога с родителями выстраивается через тему успеваемости и постепенно выходит на раскрытие многих важных моментов, которые касаются школьного обучения.
Общие собрания в школе не касаются частных разборов, они должны затрагивать интересы всех родителей. Обычно они проводятся в самом начале и в конце учебного года, между ними проходят тематические встречи.
Традиционные моменты, затрагиваемые классным руководителем в начале года, включают в себя возможные образовательные маршруты, предоставление выбора новых дисциплин, информацию о предметниках, значимые поправки в режиме функционирования школы и т. п.
Что касается самих детей, то преподавателю стоит упомянуть об их взрослении и переходном этапе, наступившем после летних каникул. В связи с этим родителям будет крайне полезно послушать о психологических особенностях детей текущего возраста, смене их ценностей, настроении и приоритетов, а также намечающихся трудностях, с которыми могут столкнуться обе стороны в общении друг с другом.
Собрания-прецеденты
Работа педагога с родителями обучающихся на данном этапе выстраивается через объединение других классов или целых параллелей. Для кого-то это будет возможность оглянуться назад и оценить, как изменились приоритеты и запросы в детском воспитании, для других — получить ценный опыт на будущее и вооружиться новым арсеналом дополнительных знаний. На таком собрании может прийти главное осознание, что чем старше становится их ребенок, тем шире масштаб затрагиваемых проблем.
В качестве основы для обсуждений классный руководитель показывает подготовленный видеоматериал или живой пример с типичной проблемной инсценировкой между родителем и ребенком или учащимся и педагогом. Затем происходит активный брейн-шторминг, в котором взрослые пытаются интерпретировать просмотренное, поделиться своими мыслями и путями решения. В завершение дискуссии родителям показывают продолжение истории, где со стороны уже видно, к каким последствиям могут привести те или иные варианты.
Частые ошибки при выборе нужной стратегии поведения с детьми у старшего поколения случаются из-за некомпетентности или нежелания глубже разобраться в теме психологии и воспитания. Как только у взрослого приходит осознание, как правильно себя вести в зависимости от возрастных особенностей подрастающей молодежи, это автоматически становится успешным началом решения проблем с детьми.
Для получения качественно нового уровня образования формы и методы работы педагога с родителями должны интегрироваться абсолютно для всех заинтересованных в них участников. Таким образом, можно предотвратить и существенно снизить риск разрушенных семей, где выросшие дети поступают с родителями так же, как когда-то вели себя с ними.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: