Развитие чувства ритма у детей с помощью игр и занятий
Сохранить статью:
О чем речь? Развитие чувства ритма заключается не только в оттачивании движений под музыку. Такие занятия способствуют успешному формированию выразительной, эмоциональной речи в раннем возрасте с помощью рисунков и игр.
Как влияют? Развивая чувство ритма у детей, педагог положительно влияет на их творческое мышление, слух, моторику. Такие уроки создают фундамент для успешного обучения в дальнейшем.
Развитие чувства ритма у детей при помощи музыкальных упражнений
Развитие чувства ритма у детей способствует совершенствованию слуховых способностей, оттачиванию координации движений, мыслительных процессов, двигательной памяти. В младших группах образовательных учреждений работа по развитию чувства ритма проводится регулярно – дети дошкольного возраста выполняют простые движения под музыкальное сопровождение.
Игровые ситуации помогают вовлечению малышей в слаженную работу. Следовательно, дети младшего возраста будут заинтересованы в простой физической разминке, которая сопровождается музыкой с понятным и интересным текстом. В таких условиях они с радостью будут двигаться.
Дети воспринимают ритм музыки с нужным развивающим эффектом именно при сопровождении трека соответствующими двигательными реакциями. Чувство ритма основано на проявлениях музыкальности, связанных с пониманием и воссозданием временного хора мелодического движения. Вместе с ладовым чувством оно создаёт базу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Необходимо идти от простого к более сложному. Изначально можно играть, используя безопасные для детей предметы, издающие звуки, например, пластмассовые стаканчики, пластиковые мячики, деревянные ложки или палочки, ладоши и т. п. Вместе с музыкально-ритмическим игровым сопровождением выполняем и соответствующие движения в танце.
Цель способствовать обучению детей дошкольного возраста передаче элементарного ритмического рисунка при помощи ладоней, безопасных предметов и иных музыкальных инструментов; своевременной реакции в плане изменения движений при смене музыки.
Задачи развитие чувства ритма у детей, эмоционального ответа на мелодию, общей музыкальности ребенка и гармоничного развития личности; воспитание вкуса к эстетическому восприятию мира, коммуникативных навыков; закрепление навыков выполнения движений под музыкальное сопровождение; умение различать направлений сторон «право – лево».
Чувство ритма – это когда ребенок в целом может воспринимать, воспроизводить и создавать ритм. Для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста также важно применение игр со словами. Они проводятся без музыкального сопровождения, но под ритмичный текст, заменяющий своим ритмом и рифмой мелодический мотив.
Такие ритмоинтонационные попевки должны быть знакомы ребёнку, а их игровое сопровождение как правило наделяется выразительной эмоциональностью. Всеми нужными признаками обладают, например, детские считалки, стихотворения, прибаутки (которые базируются на одном, двух или трех звуках).
Игры и упражнения для развития чувства ритма
При начале обучения нецелесообразно требовать от ребенка, чтобы он мог воспроизводить сложные ритмы. Равномерная передача пульсации долей – то, чему нужно обучить. Например, можно принести на занятие игрушку или изображение животного, педагог произносит её название.
При повторении названия все одновременно хлопают в ладоши. По сценарию игры, игрушка довольна и «желает» повтора действия ребёнком. В этот момент названия нужно прохлопывать лишь четвертными длительностями.
- Игра «Имя для игрушки».
Ритм отхлопывается в таких играх разными способами: по коленкам, по животикам, пальцами по щечкам, ладонями по поверхности стола или, например, притопывая ножками по полу.
Педагог проигрывает сценарий, рассаживая игрушки в нужном порядке. К примеру, «Зайчонок Степа грустил и плакал, пока в гости не пришел Медвежонок Федя, сел справа и стал успокаивать друга. Затем пришел Котёнок Кеша и начал дружелюбно мяукать. Зайчонок Степа успокоился». Кто пришел в гости к Зайчонку Стёпе?
Ребёнок по предложенному алгоритму может проговорить и прохлопать обозначенную ритмическую формулу из имён игрушек. Ситуации и их героев можно заменять.
Игру можно проводить, включая в неё не только имена, названия, но и целые детские стихотворения, известные ребёнку, мелодичные рифмы. Воспитатель также задаёт алгоритмы, обозначающие нужные действия. Например, читая стих, он ждёт от ребёнка передачу шагов, услышанных им в четверостишье. Ребёнок хлопает в ладоши, играет на простых и безопасных музыкальных инструментах (деревянных ложках, колокольчиках, трещотках, треугольниках, маракасах).
Последующее действие, необходимое для развития чувства ритма у детей – ощущение метра (сильных и слабых долей). К примеру, слабые доли нужно прохлопать в ладоши, а сильные – простучать руками по коленкам. Оптимальны для такой тренировки задания с именами. Перед началом игры проговариваем количество хлопков на определённые слова, обозначаем ударные слоги. Для понимания, какой именно слог в слове является ударным, его надо пропеть.
К примеру, это имя Соня. Сколько раз нужно хлопнуть в ладоши для замены имени Соня? Правильно, два раза. Для определения ударных и безударных слогов пропеваем «Со-ня». Так становится понятно, что первый слог в данном слове – ударный. Для примера приведём известную детскую песенку про пса Бинго, где также нужно хлопать, заменяя звуки его имени.
- Игра «Кто твой дружок или подружка?»
Спрашиваем у малыша: «Кто твой друг или подружка?». В ответ надо прохлопать и проговорить его имя. Такими играми учитель или воспитатель мотивирует ребенка выполнять задания самостоятельно.
Имена игрушек и людей в подобных играх для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста можно заменять на названия растений и животных.
- Игра «Найди пару».
В один столбец помещаем изображения или фотографии животных, в другой – схематические рисунки ритмов данных слов. Нужно отыскать верный ритм, соединив их ярким карандашом.
И ещё один шаг в развитии чувства ритма у детей – сам ритм (чередование коротких и длинных долей). В дошкольном возрасте малышу пока непросто даётся понимание и запоминание названий длительностей – он различает только длинные и короткие звуки.
Чтобы их обозначить, используем условные схемы: долгий звук изображаем как длинную вертикальную полосу, короткий – как маленькую вертикальную линию. Либо другим способом: изображаем длинные звуки в виде не закрашенного овала, короткие – в виде закрашенных нужным цветом.
Счет заменяем на ритмо-слоги. К примеру, обозначим продолжительный звук с помощью слога «та», а короткий звук – с помощью слога «ти».
- Игра «Эхо».
По правилам игры педагог может прохлопывать ритм, а ученик тихо повторить за ним, словно эхо. Есть разновидности данной игры: ребёнок и учитель одномоментно могут простукивать выбранный ритм. Но в какой-то момент педагог ритм меняет, а ученик должен почувствовать изменения и тоже воспроизвести.
- Игра с карточками.
Предлагаются карточки с изображением ритмических блоков. Задание для детей, нуждающихся в развитии чувства ритма, заключается в прохлопывании этих ритмов различными способами.
Педагог составляет из карточек с изображением палочек разного размера определённый ритм, а ребёнок должен его прохлопывать. Потом роли меняются: ученик, раскладывая эти карточки, составляет ритм сам, а педагог прохлопывает мелодию, составленную учеником. Задание для ребенка: определить правильность действий учителя и, в случае намеренной «ошибки», исправить ее. Карточки можно заменить пуговицами или другими предметами разного размера: крупные – «та», мелкие – «ти».
- Игра «Научи матрешек танцевать».
Чтобы поиграть, нужны две матрешки – маленькая и большая. Учитель берёт в руки большую матрешку, ученик – маленькую. «Большая матрешка будет учить танцевать маленькую» произносит педагог. Он отстукивает по столу выбранный ритмический рисунок, а ребёнок повторяет его маленькой матрешкой. Затем роли можно по желанию поменять.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Игра «Определи по ритму».
На половине игровых карточек изображен ритмический рисунок с зашифрованными названиями растений, животных, другая половина – пустая; также есть картинки с изображением данных животных или растений. Педагог исполняет ритм предпочтительным для него способом: хлопает в ладоши, простукивает, играет на музыкальных инструментах для детей.
Слушая ритм, ученик определяет, что именно зашифровано. Со временем задание усложняется посредством изображения на карточках ритмического рисунка, например, известной детской песни.
Ритмический рисунок на карточках изображается в виде длительностей посредством прорисовки, например, длинных и коротких полосок. Или, как уже упоминалось ранее, пустых и заштрихованных овалов. Эта методика полезна для развития чувства ритма у детей.
На более сложном уровне, когда предыдущий материал будет учеником усвоен, данная игра также усложняется и презентуется по типу лото. Ребенок получает большую карточку, на которую нанесены несколько ритмических рисунков. У учителя лежат цветные рисунки, изображающие песню или слово, зашифрованное в ритме.
Педагог воспроизводит ритм с взятого им рисунка, а ученик находит на одной из своих больших карточек графическое изображение ритма и закрывает его карточкой с нужным рисунком. Если желаете добавить азарта, пусть игра будет коллективной.
Развитие чувства ритма у детей с помощью геометрического орнамента
Геометрический орнамент – изображение одинаковых элементов в строгой последовательности и упорядоченности. Зачастую орнаментальные композиции геометрического характера обладают симметрией. В более сложных вариантах комбинаций орнамента встречаются растительные, тератологические (зооморфные, гротескные (фантастический и карикатурный)) сюжеты.
Характерная черта геометрических мотивов – повторение либо чередование идентичных блоков, посредством которых образуется комплексный ритмический ряд. Орнаментальный узор всегда направляется слева направо.
Перечислим преобладающие виды орнамента:
- растительный орнамент;
- смешанный орнамент;
- животный (зооморфный) орнамент;
- геометрический орнамент, состоящий из фигур.
Любая орнаментальная композиция базируется на чувстве ритма, которое важно развивать у детей. То есть, на периодическом повторении либо закономерном чередовании мотивов. Чувство ритма человека также проявляется и в рамках способности к различению элементов геометрического орнамента.
Признаки ритмического рисунка классифицируются в виде цвета, очертаний геометрических фигур, объемных форм, размеров форм, расстояний между ними и т.д. Следовательно, ритм в орнаменте, аппликации представлен чередованием разных её элементов: фигур, цветов, линий. Из них и состоит ритмический ряд.
Интервал – промежуток, находящийся между повторяющимися элементами. Если интервалы равны, появляется равномерный ритм. Данный тип ритма часто можно встретить в орнаментах декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Ритм не только прослеживается в визуализации изображения, но и придает его смыслу эмоциональный характер.
Задания с орнаментом для развития чувства ритма у дошкольников
Когда детям исполняется 3 – 4 года, уже можно заниматься развитием их чувства ритма посредством использования ритмических рисунков, орнаментального творчества. Сначала ученики осваивают простые навыки декоративного творчества (расположение в нужном порядке готовых фигур и изображений, схожих по форме, цвету, размеру), а потом в ход идут различные по данным характеристикам элементы.
Узоры маленькие дети создают, располагая простые композиции на листе бумаги, на линиях. Для развития чувства ритма детей дошкольного возраста в младших группах образовательных учреждений раздают уже готовые составляющие. Элементы – простые и узнаваемые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
- «Мячи катятся по дорожке». Межпредметная связь с занятиями физкультурой: прокатили мячи по дорожке из бумаги, потом наклеили на неё круги из цветной бумаги.
- «Красивая кайма». Занятие связано с математикой: для выполнения узора каймы ученик должен ориентироваться на листе бумаги. Знать, что такое углы, стороны, центр листа, и при помощи своих знаний грамотно изобразить выбранный орнамент каймы.
- Конструктивные игры «заборчик высокий низкий», «кубики красные и синие» способствуют развитию чувства ритма у детей, их восприятия и понимания алгоритмов орнамента. Учитель даёт детям задание по выкладыванию дорожки по нужной схеме, чтобы помочь персонажу игры.
Для воспитанников 4 – 5 лет задачи по развитию навыков ритмичного изображения элементов орнамента, его симметрии, усложняются. Например, сначала последовательные узоры из различных геометрических фигур составляются на листе бумаги, а потом эта композиция украшает элементы одежды и обуви, игрушек и посуды.
Ребёнок учится симметрично и с нужной периодичностью располагать круги, восьмиугольники, ромбы – элементы для построения комплексного узора также подвергаются постепенному усложнению. Навыки закрепляются с помощью дидактических игр под названием «Продолжи дорожку», «Собери бусы», «Расставь вагоны».
В старших группах дошкольных учреждений формы предметов для изготовления узора и их составные элементы усложняются и разнообразятся. Педагоги применяют задания на развитие чувства ритма у детей, используя элементы соревнования: «Кто быстрее?», «Кто аккуратнее?» посредством дидактических игр «Собери дорожку», «Выложи дорожку, используя элементы одной формы, но разного размера (чередование)», «Продолжи узор» – нужно выложить или изобразить узор на полосе из фигур разного цвета и формы
Учащиеся подготовительной группы учатся составлять уже ассиметричные композиции из разных форм: овалов, ромбов, шестиугольников, применяя большее число оттенков и цветов.
Развитие чувства ритма у детей важно не только для перспективы получения музыкального образования или занятий танцами. Ребенок с развитым чувством ритма хорошо ориентируется во времени и пространстве. Человек станет более сосредоточенным и внимательным. Навыки ритма способствуют его уверенности и гармонии в жизни.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: