Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности
Сохранить статью:
О чем речь? Развитие и социализация личности ребенка начинаются с самого рождения и не прекращаются по мере взросления. Фактически эти процессы длятся всю жизнь. Но именно в детском возрасте они имеют особое значение.
На что обратить внимание? Ребенок копирует своих родителей, перенимая паттерны социально одобренного поведения именно от них. Семья как социальный институт играет важнейшую роль в социализации личности. Как же школа перенимает эту эстафету социализации ребенка?
Роль развития и социализации личности ребенка дошкольного возраста
На результат социализации личности влияет деятельность ребенка, степень его участия и заинтересованности в труде, окружающая среда, а также меры по поддержке нового поколения, предпринимаемые обществом и государством. При обучении необходимо поощрять каждого малыша за самостоятельность, развивать в нем уверенность.
Для этого следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики ребенка, а также его приспособленность к самостоятельному решению проблем.
Личность, к сожалению, не может развиться сама по себе. Деятельность родителей и педагогов должна быть осознанно направлена на ее совершенствование. При этом необходимо обеспечить приемлемые психолого-педагогические условия посредством учебных материалов, соответствующих технологий и методик.
Бесконтрольная стихийная социализация, в которой не учитываются специфические особенности ребенка, нередко приводит к негативным последствиям. Некоторые из них имеют травматический характер и дают о себе знать лишь через некоторое время.
Педагог – это специалист, который оказывает большее влияние на процесс развития и социализации личности ребенка. Он формирует благоприятные условия для ее становления, определяя особенности и таланты малыша, анализируя семью и окружающую среду. Педагогу нужно хорошо понимать ребенка, чтобы заинтересовать его в саморазвитии и подходящей ему сфере деятельности. Для этого специалисту нужно использовать разные методы воспитания.
Как мы уже упоминали, на формирование личности влияет окружающая среда (культурная и общественная), а также собственное мировоззрение ребенка.
Стоит понимать, что процесс становления личности во многом зависит от социального воспитания – заботы общества о будущем поколении. Педагог должен учитывать, что на развитие ребенка оказывают влияние природа и родной язык, общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;, его деятельность, средства массовой информации, искусство, литература, образ жизни самого малыша, его желания, планы, деятельность, которую он ведет в микросреде.
Основные условия для успешной социализации ребенка
Выделим основные условия, необходимые для развития и социализации личности ребенка:
- хорошее состояние психического здоровья;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития ребенка;
- совместная работа педагогов и родителей;
- позитивная эмоционально-психологическая обстановка в классе/группе;
- создание методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией с учётом контингента детей и заказа родителей;
- формирование партнерских отношений в социально-ориентированной работе.
Главная цель развития и социализации личности ребенка в школе заключается в преодолении чисто биологического состояния и переходе к самостоятельной жизни в обществе. Для этого человеку требуется самосознание – сознание самого себя, своих отличительных особенностей. Благодаря этому личность может раскрыть свои индивидуальные особенности, найдя подходящее место в социуме.
3 ключевых стадии развития, воспитания и социализации личности ребенка
Перечислим наиболее важные этапы развития и социализации личности ребенка:
- Младенчество (0-1 год).
После рождения ребенок проводит большую часть времени с семьей. Именно в ней он получает свой первый (хоть и неосознанный) опыт взаимодействия с окружающими.
- Младший школьный возраст (7-11 лет).
Помимо родителей, н а младших школьников влияют педагоги, ровесники, социальные сообщества и СМИ. Интернет – один из мощнейших факторов формирования психики и мировоззрения современного ребенка.
- Зрелость.
В процессе взросления человек приобретает все больше опыта, меняет свое мировосприятие. Изменения происходят и в семье (переезд от родителей, вступление в брак, рождение ребенка и т.д.). Вторая половинка, дети, коллеги и социальные сообщества представляют окружение зрелого индивида.
В этом возрасте человек может не только получать информацию из среды, но и выдавать собственную, которую он приобрел в процессе своей жизни. Эти знания он использует до самого конца своего существования. В старости человек также может продолжать свое развитие, получая новые навыки и знакомясь с разными людьми.
Институты успешной социализации ребенка
Институт представляет собой среду, в которой происходит социализация ребенка. Это то место, где человек приобретает необходимый социальный опыт. Перечислим базовые институты:
Детский сад
Развитие и социализация личности ребенка-дошкольника – важнейшая работа, которую должны проводить как родители, так и педагоги. Малышу нужно получать ценный опыт взаимодействия с разными детьми, учиться выполнять различные правила.
Сторонники детских садов считают, что все это невозможно без коллектива. При этом ребенка можно отдать в кружок или спортивную секцию, приводить его на детскую площадку, чтобы он мог общаться с другими малышами.
Немного повзрослев, человек, как правило, идет в школу, где получает дальнейшее развитие в социальном плане. Однако многие дети обучаются на дому. В таком случае одноклассников могут заменить:
- родственники;
- друзья по секциям и кружкам;
- встречи «хоумскулеров» (так называют родителей детей, которые обучаются на дому);
- детские оздоровительные лагеря.
Существует множество необоснованных опасений, касающихся социализации детей. Некоторые считают, что без детского сада ребенок не сможет приобрести необходимые коммуникативные навыки, станет закрытым и необщительным. Однако психологи утверждают, что интроверсия является врожденным свойством личности.
Следовательно, детский сад вряд ли сможет кардинально поменять такого ребенка. При этом опыт социального взаимодействия малыш может приобрести даже в том случае, если находится в маленьком коллективе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Школа
Развитие и социализация личности ребенка в школе основывается не только на общении между детьми. Ребенок получает опыт взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий, статусов. Это позволяет ему отточить свои навыки общения. Плюс ко всему, школа дает ребенку множество полезных знаний, передает общественные ценности и различные нормы. Все это, конечно же, входит в процесс социализации.
Однако школа не может научить ребенка всем необходимым навыкам. Стоит понимать, что школьник в течение 12 лет общается с одними и теми же людьми (учителями и сверстниками), находясь при этом в одном и том же здании. Таким образом, это лишь часть социализации, которая вполне может быть заменена чем-то другим.
Семья
Мама, папа, братья и сестры являются теми людьми, которые оказывают непосредственное влияние на процесс развития ребенка. Сюда же можно отнести теть, дядьев, бабушек и дедушек.
Семья помогает ребенку получить важнейшие жизненные навыки (ведение диалога, решение конфликтов, бытовые умения и т.д.). Родители во многом предопределяют то, как он будет себя вести в будущем.
Как известно, дети всегда подражают взрослым. Это необходимо учитывать в том случае, если у родителя появляется желание накричать или ударить ребенка. Конфликты между супругами или разногласия с другими людьми, которые происходят на глазах малыша, также влияют на его развитие.
Улица
Дети проводят очень много времени на свежем воздухе. В особенности это касается дошкольников и младших школьников, которым нужно выходить на улицу не менее одного раза в день. Ребенок общается с другими детьми и взаимодействует с их родителями. Все это, конечно же, входит в процесс социализации.
Интернет
Подростки быстро учатся использовать интернет для различных целей. В частности, ребенок получает возможность постоянно общаться со сверстниками. Стоит отметить, что интернет является анонимной средой, в которой человек может скрывать свою настоящую личность. При этом в нем размещено огромное количество информации и реализованы различные полезные возможности.
Проводя время в Сети, дети развивают критическое мышление, учатся придерживаться правил сетевого этикета. Они могут получить знания, которых попросту не найти в реальной среде. К примеру, узнать, как выглядит то или иное место, с помощью гугл-карт или посмотреть видеолекцию из крупного университета в США.
Кружки и занятия
Дополнительные секции позволяют ускорить процесс социализации личности ребенка. Он получает навыки командной работы, учится взаимодействовать с другими людьми ради достижения общей цели.
Кружки по интересам играют особую роль в жизни детей, которые не посещают общеобразовательные учреждения. Находясь на домашнем обучении, такой ребенок может найти в секциях новых друзей. Кроме того, это позволяет ему принимать участие в общественной жизни.
Развитие и социализация личности ребенка – это непрерывный процесс, в котором происходит развертывание индивидуальной сущности человека в рамках норм и правил поведения, имеющихся в обществе. При этом социализация сказывается на эмоционально-психологическом состоянии ребенка, во многом предопределяя его дальнейшее развитие.
Результатом этого процесса являются сформированные личностно-социальные качества, которые помогают человеку общаться с другими людьми и достигать своих целей. Таким образом, дети интегрируются в общественную жизнь.
Как мы уже ранее упоминали, развитие личности не происходит само по себе. Этот процесс осознанно запускается родителями и воспитателями. При этом для ребенка необходимо обеспечить благоприятными психолого-педагогическими условиями. В противном случае он может не реализовать весь свой потенциал, столкнувшись с различными трудностями.
Кроме того, стихийная и бесконтрольная социализация нередко приводит к негативным последствиям, некоторые из которых имеют отсроченный характер.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: