Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности
Главная > Блог > Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности
13.01.2023
2762
Время чтения: 16 минут

Развитие и социализация личности ребенка: стадии и особенности

О чем речь? Развитие и социализация личности ребенка начинаются с самого рождения и не прекращаются по мере взросления. Фактически эти процессы длятся всю жизнь. Но именно в детском возрасте они имеют особое значение.

На что обратить внимание? Ребенок копирует своих родителей, перенимая паттерны социально одобренного поведения именно от них. Семья как социальный институт играет важнейшую роль в социализации личности. Как же школа перенимает эту эстафету социализации ребенка?

Оглавление:
  1. Роль развития и социализации личности ребенка дошкольного возраста
  2. Основные условия для успешной социализации ребенка
  3. 3 ключевых стадии развития, воспитания и социализации личности ребенка
  4. Институты успешной социализации ребенка
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Роль развития и социализации личности ребенка дошкольного возраста

На результат социализации личности влияет деятельность ребенка, степень его участия и заинтересованности в труде, окружающая среда, а также меры по поддержке нового поколения, предпринимаемые обществом и государством. При обучении необходимо поощрять каждого малыша за самостоятельность, развивать в нем уверенность.

Для этого следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики ребенка, а также его приспособленность к самостоятельному решению проблем.

Роль развития и социализации личности ребенка

Личность, к сожалению, не может развиться сама по себе. Деятельность родителей и педагогов должна быть осознанно направлена на ее совершенствование. При этом необходимо обеспечить приемлемые психолого-педагогические условия посредством учебных материалов, соответствующих технологий и методик.

Бесконтрольная стихийная социализация, в которой не учитываются специфические особенности ребенка, нередко приводит к негативным последствиям. Некоторые из них имеют травматический характер и дают о себе знать лишь через некоторое время.

Педагог – это специалист, который оказывает большее влияние на процесс развития и социализации личности ребенка. Он формирует благоприятные условия для ее становления, определяя особенности и таланты малыша, анализируя семью и окружающую среду. Педагогу нужно хорошо понимать ребенка, чтобы заинтересовать его в саморазвитии и подходящей ему сфере деятельности. Для этого специалисту нужно использовать разные методы воспитания.

Как мы уже упоминали, на формирование личности влияет окружающая среда (культурная и общественная), а также собственное мировоззрение ребенка.

Стоит понимать, что процесс становления личности во многом зависит от социального воспитания – заботы общества о будущем поколении. Педагог должен учитывать, что на развитие ребенка оказывают влияние природа и родной язык, общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;, его деятельность, средства массовой информации, искусство, литература, образ жизни самого малыша, его желания, планы, деятельность, которую он ведет в микросреде.

Основные условия для успешной социализации ребенка

Выделим основные условия, необходимые для развития и социализации личности ребенка:

  • хорошее состояние психического здоровья;
  • организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития ребенка;
  • совместная работа педагогов и родителей;
  • позитивная эмоционально-психологическая обстановка в классе/группе;
  • создание методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией с учётом контингента детей и заказа родителей;
  • формирование партнерских отношений в социально-ориентированной работе.

Основные условия для успешной социализации ребенка

Главная цель развития и социализации личности ребенка в школе заключается в преодолении чисто биологического состояния и переходе к самостоятельной жизни в обществе. Для этого человеку требуется самосознание – сознание самого себя, своих отличительных особенностей. Благодаря этому личность может раскрыть свои индивидуальные особенности, найдя подходящее место в социуме.

3 ключевых стадии развития, воспитания и социализации личности ребенка

Перечислим наиболее важные этапы развития и социализации личности ребенка:

  • Младенчество (0-1 год).

После рождения ребенок проводит большую часть времени с семьей. Именно в ней он получает свой первый (хоть и неосознанный) опыт взаимодействия с окружающими.

  • Младший школьный возраст (7-11 лет).

Помимо родителей, н а младших школьников влияют педагоги, ровесники, социальные сообщества и СМИ. Интернет – один из мощнейших факторов формирования психики и мировоззрения современного ребенка.

3 ключевых стадии развития, воспитания и социализации личности ребенка

  • Зрелость.

В процессе взросления человек приобретает все больше опыта, меняет свое мировосприятие. Изменения происходят и в семье (переезд от родителей, вступление в брак, рождение ребенка и т.д.). Вторая половинка, дети, коллеги и социальные сообщества представляют окружение зрелого индивида.

В этом возрасте человек может не только получать информацию из среды, но и выдавать собственную, которую он приобрел в процессе своей жизни. Эти знания он использует до самого конца своего существования. В старости человек также может продолжать свое развитие, получая новые навыки и знакомясь с разными людьми.

Институты успешной социализации ребенка

Институт представляет собой среду, в которой происходит социализация ребенка. Это то место, где человек приобретает необходимый социальный опыт. Перечислим базовые институты:

Детский сад

Развитие и социализация личности ребенка-дошкольника – важнейшая работа, которую должны проводить как родители, так и педагоги. Малышу нужно получать ценный опыт взаимодействия с разными детьми, учиться выполнять различные правила.

Институты успешной социализации ребенка

Сторонники детских садов считают, что все это невозможно без коллектива. При этом ребенка можно отдать в кружок или спортивную секцию, приводить его на детскую площадку, чтобы он мог общаться с другими малышами.

Немного повзрослев, человек, как правило, идет в школу, где получает дальнейшее развитие в социальном плане. Однако многие дети обучаются на дому. В таком случае одноклассников могут заменить:

  • родственники;
  • друзья по секциям и кружкам;
  • встречи «хоумскулеров» (так называют родителей детей, которые обучаются на дому);
  • детские оздоровительные лагеря.

Существует множество необоснованных опасений, касающихся социализации детей. Некоторые считают, что без детского сада ребенок не сможет приобрести необходимые коммуникативные навыки, станет закрытым и необщительным. Однако психологи утверждают, что интроверсия является врожденным свойством личности.

Следовательно, детский сад вряд ли сможет кардинально поменять такого ребенка. При этом опыт социального взаимодействия малыш может приобрести даже в том случае, если находится в маленьком коллективе.

Школа

Развитие и социализация личности ребенка в школе основывается не только на общении между детьми. Ребенок получает опыт взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий, статусов. Это позволяет ему отточить свои навыки общения. Плюс ко всему, школа дает ребенку множество полезных знаний, передает общественные ценности и различные нормы. Все это, конечно же, входит в процесс социализации.

Однако школа не может научить ребенка всем необходимым навыкам. Стоит понимать, что школьник в течение 12 лет общается с одними и теми же людьми (учителями и сверстниками), находясь при этом в одном и том же здании. Таким образом, это лишь часть социализации, которая вполне может быть заменена чем-то другим.

Семья

Мама, папа, братья и сестры являются теми людьми, которые оказывают непосредственное влияние на процесс развития ребенка. Сюда же можно отнести теть, дядьев, бабушек и дедушек.

Семья помогает ребенку получить важнейшие жизненные навыки (ведение диалога, решение конфликтов, бытовые умения и т.д.). Родители во многом предопределяют то, как он будет себя вести в будущем.

Как известно, дети всегда подражают взрослым. Это необходимо учитывать в том случае, если у родителя появляется желание накричать или ударить ребенка. Конфликты между супругами или разногласия с другими людьми, которые происходят на глазах малыша, также влияют на его развитие.

Улица

Дети проводят очень много времени на свежем воздухе. В особенности это касается дошкольников и младших школьников, которым нужно выходить на улицу не менее одного раза в день. Ребенок общается с другими детьми и взаимодействует с их родителями. Все это, конечно же, входит в процесс социализации.

Институты успешной социализации ребенка

Интернет

Подростки быстро учатся использовать интернет для различных целей. В частности, ребенок получает возможность постоянно общаться со сверстниками. Стоит отметить, что интернет является анонимной средой, в которой человек может скрывать свою настоящую личность. При этом в нем размещено огромное количество информации и реализованы различные полезные возможности.

Проводя время в Сети, дети развивают критическое мышление, учатся придерживаться правил сетевого этикета. Они могут получить знания, которых попросту не найти в реальной среде. К примеру, узнать, как выглядит то или иное место, с помощью гугл-карт или посмотреть видеолекцию из крупного университета в США.

Кружки и занятия

Дополнительные секции позволяют ускорить процесс социализации личности ребенка. Он получает навыки командной работы, учится взаимодействовать с другими людьми ради достижения общей цели.

Кружки по интересам играют особую роль в жизни детей, которые не посещают общеобразовательные учреждения. Находясь на домашнем обучении, такой ребенок может найти в секциях новых друзей. Кроме того, это позволяет ему принимать участие в общественной жизни.

Развитие и социализация личности ребенка – это непрерывный процесс, в котором происходит развертывание индивидуальной сущности человека в рамках норм и правил поведения, имеющихся в обществе. При этом социализация сказывается на эмоционально-психологическом состоянии ребенка, во многом предопределяя его дальнейшее развитие.

Результатом этого процесса являются сформированные личностно-социальные качества, которые помогают человеку общаться с другими людьми и достигать своих целей. Таким образом, дети интегрируются в общественную жизнь.

Как мы уже ранее упоминали, развитие личности не происходит само по себе. Этот процесс осознанно запускается родителями и воспитателями. При этом для ребенка необходимо обеспечить благоприятными психолого-педагогическими условиями. В противном случае он может не реализовать весь свой потенциал, столкнувшись с различными трудностями.

Кроме того, стихийная и бесконтрольная социализация нередко приводит к негативным последствиям, некоторые из которых имеют отсроченный характер.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw