Развитие внимания на уроках: игровые методики
Сохранить статью:
В чем состоит проблема? Неограниченное и неконтролируемое пребывание в социальных сетях приводит к тому, что дети привыкают получать информацию небольшими фрагментами, часто в сопровождении картинки или в формате короткого видеоролика. В результате многие из них с трудом сосредотачивают свое внимание во время объяснений учителя или при подготовке домашнего задания.
Как ее решить? Грамотное применение компьютерных технологий учителем в совокупности с актуальными методиками преподавания и учетом особенностей мышления современных школьников поможет в развитии внимания учеников на уроке.
Значение развития внимания на уроке
На уроках учителя часто призывают учеников быть внимательнее, не отвлекаться на посторонние вещи, не быть рассеянными. Внимание – залог плодотворной работы педагога, дисциплины в классе, успешного усвоения знаний. Внимательные дети способны лучше понять материал, больше сделать на уроке, к тому же и они, и преподаватель меньше устанут от работы.
Внимание имеет существенное значение для трудовой деятельности и жизни человека в целом.
Не секрет, что существует большая разница между тем, чтобы смотреть и видеть, или тем, чтобы слушать и слышать. Именно благодаря вниманию человек способен воспринимать окружающую действительность, видеть и слышать в прямом смысле этих слов. Недостаток внимательности порождает отсутствие сознательного отношения к своей деятельности.
Внимание – это способность сознания вычленять из окружающего многообразия отдельные предметы и явления, одновременно не замечая всего остального. То есть это сосредоточенность человеческого сознания на определенном предмете или явлении.
Внимание детей раннего возраста в основном непроизвольное. Они реагируют на заметные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и пр. По мере взросления у ребенка развивается произвольное внимание. После того как малыш начинает ходить в школу, развитие произвольного и непроизвольного внимания происходит более активно.
Ученикам важно понимать, для чего им требуется быть внимательными. Управление вниманием и развитие этого навыка невозможно без базового понимания его физиологических основ и природы. Прежде чем требовать от ребенка сосредоточенности, его следует научить быть внимательным.
Очень важно для развития внимания на уроках, чтобы ребенок был заинтересован в учебе, стремился выполнять учебные задания как можно лучше.
Для успешного усвоения учебной программы учителю необходимо развивать в учениках внимательность к происходящему в классе при самостоятельном выполнении работы или под чутким руководством педагога. Отсутствие сосредоточенности не позволяет детям полноценно воспринимать, понимать, усваивать и применять учебный материал. В связи с этим проблема развития внимания на уроках является предметом особого интереса педагогов.
От того, насколько сосредоточены ученики во время занятий, зависит то, как хорошо они поймут и усвоят знания. Немаловажное значение внимательность имеет и для дисциплины в классе. Развитие внимания на уроках предполагает направление сознания школьников на содержание учебного материала, включение в работу, а также на побуждение к мыслительной деятельности.
К примеру, рассматривая произведения художников, нужно учить детей обращать внимание не только на картину в целом, но и на ее отдельные элементы, их качество и содержание. Учащиеся под руководством педагога сосредотачиваются на нужном объекте, не отвлекаясь на остальные детали изображения.
Условия развития внимания детей на уроке
Внимание учеников в течение всего урока во многом зависит от первых минут занятия. В это время дети перестраиваются с возбужденного состояния, характерного для перемен, на сосредоточенное, которое необходимо для того, чтобы усвоить материал.
Огромную роль в развитии внимательности на уроках младших школьников играет учитель. Его задача заключается в том, чтобы во время занятия поддерживать сосредоточенность детей на высоком уровне. Современные учебные программы позволяют менять виды деятельности, пользоваться дидактическими игровыми пособиями, электронными учебниками.
Смена подходов к изучению материала в рамках одного урока позволяет сохранять произвольное внимание учащихся, следовательно, способствует лучшему усвоению образовательной программы.
Что касается электронных учебников, то при их разработке учитываются особенности психики детей младшего школьного возраста, изменения объема их сосредоточенности. Задания даются в разных формах, что позволяет развивать различные свойства внимания.
на наши новости
500 000 пользователей!
Для того чтобы младшие школьники успешно усвоили программу, учителя на уроках активно пользуются интерактивной доской, реализуя тем самым принцип наглядности.
Данное приспособление позволяет не только наглядно демонстрировать учебный материал, но и обладает широким спектром других возможностей: показ электронных учебников, мультимедийных презентаций, видеофильмов и пр. За счет такого вида учебной деятельности происходит развитие на уроках произвольного внимания, повышается мотивация учащихся, улучшается познавательная деятельность.
Работа в классе должна быть организована таким образом, чтобы учитель мог наблюдать за всеми учениками, а сами дети следили за ответами других учащихся и поправляли их в случае ошибок. Последнее помогает педагогу проверить уровень знаний и усвоения материала многими детьми.
Учитель на протяжении всего урока должен доступно и правильно объяснять материал, доносить до детей цели и смысл занятия, поддерживать их внимание на должном уровне.
Для того чтобы учебный процесс был успешным, важно не только объяснить детям новую тему, но и закрепить изученный материал. Учитель при этом должен работать как с классом в целом, так и с отдельными детьми, поддерживая внимание всего школьного коллектива.
Привлечь внимание учеников важно и во время объяснения домашнего задания. Обычно в конце урока учитель говорит о том, что необходимо выполнить дома, давая при необходимости пояснения.
7 простых игр на развитие внимания
В самом начале учебного дня или после перемены учителя сталкиваются с необходимостью донесения до учеников нового материала или задачи, требующей сосредоточенности. С расслабленными и несобранными детьми это достаточно проблематично. Настроиться на нужный лад помогут игры на развитие внимания на уроках.
Правильная игра может взбодрить ребят, если они устали, и успокоить, если слишком возбуждены. Кроме того, игры способствуют развитию внимания на уроках.
Игра № 1. «Угадывание звука»
Простая игра для развития внимания на онлайн-уроках. Преподаватель отключает камеру на своем компьютере и воспроизводит различные звуки: сначала простые, постепенно усложняя задание. Ученикам надо определить, какой это звук, и повторить его.
К примеру, звуки могут быть следующими:
- прищелкивание языком («лошадка»);
- щелканье мышкой от компьютера;
- щелчки пальцами;
- хлопки ладонями;
- хлопки ладонями по поверхности стола;
- позвякивание ключами (угадать этот звук немного сложнее, кто-то и вовсе может подумать, что это звяканье ложки в стакане).
Педагог, заинтересованный в развитии внимания на уроках, может сам придумать определенную серию звуков. Основное правило – их легко повторить при помощи подручных предметов. Звуки можно воспроизводить как вживую во время занятия, так и записать перед уроком, а потом просто включать готовую запись.
Игра № 2. «Чтение по губам»
Еще одна простая игра для развития внимания на уроках: учитель артикулирует слова, при этом не произнося ни звука, а дети угадывают, о чем речь. Можно произносить, к примеру, цифры, сначала от одного до десяти, потом, усложнив задание, двух- и трехзначные числа, названия фруктов или овощей и т. п. Такое занятие помогает ученикам сосредоточиться на педагоге и на том, что он произносит.
Игра № 3. «Рисунок по образцу»
Визуальное задание для развития внимания на уроках: учитель показывает ученикам рисунок, дает возможность в течение нескольких секунд запомнить, что на нем изображено, а затем просит нарисовать то же самое самостоятельно.
Поскольку некоторые дети могут попытаться срисовать изображение еще во время демонстрации образца, то лучше попросить всех в процессе изучения рисунка держать ладошки поднятыми вверх или положить их на парту.
Такая игра способствует развитию визуальной кратковременной памяти, а также ассоциативного мышления (особенно если учитель подскажет ребятам, что им будет проще запомнить изображение, если они подумают и запомнят, на что оно похоже).
Со временем задание можно усложнять, сокращая время, отведенное для запоминания рисунка. Однако делать это нужно постепенно, переходя от самых простых вариантов к более сложным. В противном случае, если дети изначально не смогут справиться с заданием, заинтересовать их и удержать сосредоточенность не получится.
Для развития визуальной памяти подойдет еще одно несложное упражнение. Ребятам надо нарисовать четыре пустых прямоугольника. Затем учитель показывает им домино, дает время, чтобы запомнить, где и сколько точек расположено, и просит повторить в нарисованных прямоугольниках. Задание можно усложнять, постепенно увеличивая количество фигур.
Игра № 4. «Графический диктант»
Следующее задание для развития внимания на уроках заключается в том, чтобы срисовать картинку с образца, внимательно выслушав и повторив инструкции педагога.
Преподаватель раздает детям листочки в клетку (у этой игры есть еще один приятный бонус – дети перестают бояться фразы «Достаем листочки!», которая обычно предшествует контрольным работам).
Ориентируясь на образец, учитель говорит ученикам, где ставится первая точка рисунка, а затем диктует в каком направлении и какой длины линию им надо нарисовать. К примеру, две клетки вверх, четыре клетки вправо, три клетки по диагонали влево и т. п. Закончив рисовать, дети должны получить рисунок, аналогичный образцу.
Графический диктант для развития внимания на уроках можно проводить как на основе готовых образцов, скачанных с Интернета, так и придумывать собственные картинки, связанные с изучаемым материалом.
Игра № 5. «Таблицы Шульте»
Таблица Шульте – обыкновенная таблица, состоящая в классическом варианте из двадцати пяти ячеек (квадрата 5х5), в каждой из которых в хаотичном порядке записаны цифры от 1 до 25. Начинать лучше с типичного варианта, в дальнейшем увеличивая количество ячеек.
Суть игры для развития внимания на уроках состоит в следующем: преподаватель диктует цифры по порядку, а дети должны как можно быстрее найти и отметить их в таблице. Тот, кто нашел число, поднимает руку.
Задание можно усложнить: к примеру, при определении четного числа надо поднять правую руку, при нахождении нечетного – левую. Помимо внимательности, игра помогает развивать самоконтроль, поскольку ученикам нужно работать в темпе, задаваемом учителем, а также верно, не путаясь, поднимать руки.
Игру для развития внимания на уроках можно несколько изменить. Ученикам надо самостоятельно находить цифры по порядку и на каждом числе поднятой рукой сообщать о выполнении задания. Победителем станет тот, кто первым найдет все цифры. Игра помогает развивать самоконтроль, к тому же в нее включены элементы азарта и соревнования, что заставляет ребят действовать активно, проверяя собственные возможности.
Таблицы можно распечатывать как в черно-белом варианте, так и в цветном, повторяя числа в разных цветах. В последнем случае задача для учеников усложнится, поскольку надо будет по порядку расставить цифры разных цветов (сначала черные от 1 до 25, потом желтые и т. п.).
Игра № 6. «Картинки-находилки»
Следующее задание направлено на развитие визуального внимания на уроках. На таких картинках изображено множество однотипных предметов (к примеру, карандашей, кукол, тетрадок и пр.). Ученики за определенный промежуток времени, например, за 10 секунд, должны посчитать, сколько нарисовано карандашей, затем тетрадей и т. д. Чтобы усложнить задание, учитель постепенно сокращает время, выделенное для поиска.
Картинки можно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали теме урока. К примеру, на уроке математики можно искать одинаковые цифры, на занятии по окружающему миру – птиц (синичек, снегирей, голубей и пр.).
Игра № 7. «Квест в картинке»
Следующее задание также направлено на развитие визуального внимания на уроках. Учитель дает ученикам картинки с определенным сюжетом и большим количеством деталей, на которых надо найти определенные предметы. Под иллюстрациями обычно прописывается список спрятанных предметов.
Победителем объявляется ребенок, первый нашедший все элементы. Такую игру хорошо использовать на уроках иностранного языка, подбирая изображения с предметами по лексике проходимого материала.
Чтобы детям было интереснее, можно дополнить презентацию анимированным эффектом, например, каждый найденный предмет будет отмечаться звездочкой. В конце игры на картинке окажутся отмеченными все спрятанные элементы.
Это лишь небольшая часть игр, направленных на развитие внимания на уроках. Задача заинтересованного педагога состоит в том, чтобы пробовать разные подходы, выбирая те задания, которые находят наибольший отклик среди учеников.
Если преподаватель подойдет к развитию внимания детей на уроках системно и на постоянной основе, то в результате ученики станут более сосредоточенно и вдумчиво работать как в школе, так и дома.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: