Ребенок не ходит в школу: действия учителя и родителей
Сохранить статью:
О чем речь? Сразу оговоримся, что не будем рассматривать те случаи, когда ребенок не ходит в школу по уважительной причине. Участие в спортивных соревнованиях, продолжительная болезнь и тому подобное могут внести свои коррективы в индивидуальный учебный план.
На что обратить внимание? Если же ребенок принципиально отказывается посещать занятия, игнорируя требования и школы, и родителей, нужно принимать серьезные меры. И дело здесь даже не в потере знаний, а в безопасности самого ученика. Какие же меры помогут в этом вопросе?
3 основные причины, почему ребенок не ходит в школу
- Большая загруженность ребенка.
Сегодня практически каждый ребенок живет по своему личному распорядку. Он делает работу по дому, принимает участие в различных конкурсах и олимпиадах, ходит на кружки, занимается с репетитором. Времени на полноценный сон и здоровый отдых остается очень мало, с чем особенно тяжело справиться подростку.
Он хочет гулять, общаться с друзьями, наслаждаться жизнью. Для него важно, чтобы дни были наполнены интересными событиями.Хроническая усталость дает о себе знать, она может привести к эмоциональному выгоранию, которое, в свою очередь, негативно скажется на здоровье ребенка – ментальном и физическом.
- Недопонимание между педагогом и ребенком.
Еще одна причина, почему ребенок не ходит в школу. Наладить контакт с учителем бывает непросто. Особенно такая проблема возникает, если ребенку не интересна или не понятна дисциплина. Он игнорирует необходимость выполнения домашнего задания, несерьезно относится к требованиям учителя. Школьник может нарушать учебную дисциплину. Все это приводит к тому, что между учеником и преподавателем накаляются отношения.
Статистика показывает, что чаще всего дети конфликтуют с преподавателями точных дисциплин, к примеру, математики. Такие предметы в принципе непросто изучать, а если педагог кажется злым, то ситуация обостряется еще сильнее.
Случается, что учитель сам сознательно портит отношения с учениками. В таком случае лучше обратиться к администрации учебного заведения, написать коллективную жалобу от всего класса и попросить заменить педагога.
- Конфликты с другими школьниками.
Увы, далеко не все дети добрые и милые. Некоторые из них могут быть очень жестокими. Сегодня школьный буллинг получил широкое распространение, а тот, кто стал его объектом, рискует получить серьезную моральную травму на всю жизнь. Травить одноклассника могут из-за внешности, проблем со здоровьем. В некоторых случаях над ним издеваются просто потому, что он кому-то не очень симпатичен. Чаще всего ребенка травит целая компания детей или подростков, у которых есть свой «вожак».
В такой ситуации пострадает даже очень сильная психика, у школьника появятся серьезные проблемы. Если ребенок не ходит из-за этого в школу, ему, скорее всего, потребуется помощь психолога.
Что делать учителю, если ребенок не ходит в школу без уважительной причины
Как быть учителю, если ребенок вообще не ходит в школу? Самое главное – это построить с ним доверительные отношения. Ученик должен чувствовать, что педагог понимает его. Не следует пугать ребенка тем, что учитель все расскажет родителям, а те, в свою очередь, накажут его. Ситуация требует откровенного разговора и выяснения причин такого поведения.
Проблема | Способы решения |
Конфликт с преподавателем, трудности в изучении дисциплины |
|
Трудности в общении с одноклассниками |
|
Имеется вероятность, что у ребенка есть вредные привычки, в частности, наркотическая зависимость |
|
Ребенок не ходит в школу, потому что связался с плохой компанией |
|
Если ребенок месяц или более не ходит в школу, потому что не может наладить контакт с коллективом, не стоит переводить его в другое учебное заведение. Там будут такие же проблемы. Должна быть оказана помощь со стороны семьи и педагогического состава.
Можно ли исключить ребенка из школы за пропуски
Если ребенок не ходит в школу, какие последствия для родителей и детей могут возникнуть по закону? Вообще, чтобы отчислить ученика из образовательного учреждения, должны быть серьезные основания. Они перечислены в ст. 61 ФЗ «Об образовании»:
- Желание родителей. Как правило, это перевод в другую школу.
- Незаконное зачисление в образовательное учреждение.
- Инициатива со стороны администрации образовательного учреждения. Она должна быть подтверждена дисциплинарным взысканием. Также отчисление возможно, если ребенок достиг 15-летнего возраста и не справляется с учебной программой.
- Иные обстоятельства, не зависящие от воли администрации школы, родителей или самого ученика. К примеру, ликвидация образовательного учреждения.
Федеральный закон не предполагает возможности отчисления ребенка из школы по причине пропуска занятий, особенно если на то имеется уважительная причина. Но если пропуски уроков носят регулярный характер и это мешает ребенку нормально учиться, осваивая учебный материал в полной мере, отчисление становится возможным. Эта мера является крайней, изначально принимается решение о дополнительном контроле за ребенком, дисциплиной и успеваемостью.
Алгоритм действий классного руководителя, если ребенок прогулял школу
Если ребенок не пришел на занятия, а преподаватель не был об этом заблаговременно оповещен, педагогу нужно связаться с родителями и сообщить об его отсутствии на уроках и выяснить причину.
Если ученик пропускает занятия три дня подряд и более, классный руководитель должен сделать следующее:
- В первый день неявки ребенка педагог связывается с родителями или законными представителями по телефону, уточняет, почему ученик не пришел на занятия.
- Если причина пропуска неуважительная, следует вызвать в школу родителей вместе с ребенком. Нужно обязательно назначить дату и время встречи.
- Если приглашенные не придут на встречу в установленное время, классному руководителю необходимо совершить визит домой. Он не только должен уточнить причину пропуска учебных занятий, но и потребовать написать объяснение от лица родителей или законных представителей.
- Если причина прогулов не является уважительной, а после визита педагога ситуация не изменилась в лучшую сторону, классный руководитель составляет служебную записку на имя директора учебного учреждения. В ней описываются проведенные специалистом мероприятия.
- При отсутствии положительных результатов после вызова родителей и их ребенка в школу классный руководитель составляет характеристику, в которой перечисляет личные качества обучающегося и рассказывает о проведенной работе. Характеристика направляется в адрес социального педагога для составления документов в ПДН ОМВД по ЗГО ЧО, КДН и ЗП. Таким образом, если ребенок не ходит в школу, к работе можно привлечь органы опеки.
на наши новости
500 000 пользователей!
Весь приведенный выше процесс сопровождается контролем службы социально-психологического или педагогического сопровождения учебного учреждения. Необходимо провести с семьей профилактическую работу.
10 способов мотивировать ребенка посещать школу
Прежде чем решать, куда обращаться, если ребенок не ходит в школу, следует оказать ему посильную помощь. Это должен делать педагогический состав образовательного учреждения и, конечно, семья. Ниже разберем, что могут сделать родители, чтобы повысить мотивацию ребенка к учебе:
- Составление учебного графика.
Неправильный распорядок дня может быть причиной сильной усталости ребенка. Это касается не только первоклассников, которые еще не привыкли к новому виду деятельности, но и подростков, учащихся в старших классах. Не нужно заставлять ребенка сразу по возвращении домой делать уроки. Дайте время на отдых. Когда он сядет за выполнение домашней работы, проконтролируйте, чтобы его ничто не отвлекало, заниматься учебой нужно в тишине.
Постарайтесь ограничить время, которое ребенок проводит за играми или в социальных сетях. Выполнение домашнего задания не должно откладываться на потом. Есть множество способов борьбы с прокрастинацией, обязательно попробуйте их.
- Применение полученных знаний в реальной жизни.
Конечно, если сейчас ваш ребенок занимается изучением дифференциалов, вы вряд ли сможете объяснить ему, как эти знания пригодятся в жизни. Но ведь в школьной программе много всего другого. Покажите ему в парке те цветы, которые он изучил на биологии, продемонстрируйте законы физики в домашних условиях. Самое главное, чтобы ребенок понял, что учиться – это очень интересно.
- Осведомленность об образовательной программе.
Необязательно глубоко вникать в процесс обучения, но иметь о нем хоть какое-то представление будет полезным для каждого родителя. Это позволит поддерживать разговор с ребенком, принимать участие в обсуждении школьных дел, понимать, почему оценки ребенка именно такие, какие выставлены в дневнике.
- Совместное изучение жизни ярких людей.
Чтобы добиться успеха, нужно хорошо постараться. Это мы видим из биографии успешных людей. На своем пути они встречают немало преград, подъемы всегда чередуются с падениями. Когда вы вместе со своим ребенком будете изучать их биографии, вы сможете ему объяснить, что после неудач не стоит опускать руки. Это подтверждает известная цитата Томаса Эдисона: «У меня не было поражений, я просто нашел 10 000 неработающих способов создать лампочку».
Кстати, следует изучать биографию не только исторических личностей, о которых пишут в учебниках. Почему бы не остановить свое внимание на людях, более близких поколению Z, таких как Илон Маск, Билли Айлиш, Марк Цукерберг.
- Похвала за любые победы.
Нужно хвалить своего ребенка даже за незначительные, казалось бы, победы. Поверьте, для него это очень важно. Когда он чувствует, что им гордятся, ребенок понимает, что он на правильном пути. Каждый маленький успех – это шаг вперед навстречу большой победе. Независимо от того, в начальной, средней или старшей школе он учится, хвалите за каждое, даже маленькое, достижение. Все дети нуждаются в поддержке родителей.
- Право ошибаться.
Высокий перфекционизм – это явление, которое, как правило, сопровождается высокой степенью тревожности. Из-за этого дети нередко ошибаются. Не требуйте от своего ребенка слишком много, даже в том случае, если он и так учится на одни пятерки. Участие в конкурсе не означает, что в нем нужно одержать победу. Четверка – это тоже хорошая оценка. Расскажите, что без ошибок успеха не может быть в принципе.
- Личный пример.
Чего вы ждете от своего ребенка, если не подаете ему хороший пример? Когда мама смотрит до ночи сериалы, а папа играет в онлайн-игры, вряд ли сын или дочь увлекутся литературой. Конечно, вы тоже устаете после рабочего дня и имеете полное право на отдых, но ваши дети будут повторять ваши же привычки.
Важно, чтобы в семье ценились знания. Когда на работе вы научились чему-то новому, поделитесь этим с ребенком. Покажите на своем примере, что образование и приобретение новых навыков – это очень важно.
- Внимание к склонностям ребенка.
Не настаивайте на определенных профессиях, из числа которых ребенок должен выбрать свой вариант. Помните, что практически в любой сфере деятельности можно раскрыть потенциал.
Один лишь престиж должности маловероятно вызовет у школьника интерес к профессии. Даже если он будет готовиться к такой специальности, понимая, что это не то направление, в котором он себя видит, вряд ли во взрослой жизни он добьется успеха. Давайте детям право попробовать себя в той сфере деятельности, которая вызывает интерес, но в запасе необходимо иметь план Б: предложите ребенку вместе придумать варианты действий, если, к примеру, он не поступит с первого раза на режиссера или психолога.
- Правильное окружение.
Конечно, вы не можете заставлять своего ребенка общаться только с теми детьми, которые нравятся вам. Но подкорректировать его окружение возможно, записав, к примеру, в кружок, где занимаются образованные и эрудированные ребята. Кстати, таким образом вы еще и возбудите в нем интерес к саморазвитию.
- Четкая постановка целей.
Сегодня широкое распространение получил метод постановки целей SMART. Эта техника активно применяется в менеджменте, и ее смело можно использовать и в образовательном процессе. Название техники SMART – это аббревиатура, по ней мы можем понять, какую цель нужно поставить перед собой, чтобы добиться ее достижения:
- specific— конкретизированная;
- measurable— измеримая;
- attainable— имеющая критериями достижения;
- relevant— актуальная;
- time-bound— имеющая определенный срок.
Если ребенок перестал ходить в школу, не нужно паниковать раньше времени и обращаться в ПНД. Ситуацию можно исправить, если родители и педагогический состав образовательного учреждения возьмут все в свои руки. Необходимо правильно определить причины такого поведения и предпринять меры.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: