Что это? Основной вид активности в дошкольном возрасте – игровой. По мере взросления содержание и сложность развлечений меняются. Роль игры в развитии ребенка заключается в познании мира, обучении коммуникативным навыкам, формировании основных психических функций.
Как? Одни игры предполагают самоорганизацию детей, в других нужна помощь взрослого на первых этапах, третьи проходят только с участием родителей или воспитателя. Чередование разных видов игр приводит к разностороннему развитию ребенка дошкольного возраста.
Формирование психики ребенка в 3-7-летнем возрасте имеет характерное название – дошкольное детство. Это довольно короткий, но ответственный этап в процессе становления личности. В течение 4-х лет детишки получают предварительные знания о мире и окружающей среде. У них проходит социализация, а также зарождаются основы отношения к людям и труду. В этом возрасте куются навыки, привычки поведения в обществе и формируется характер.
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста очень высока. Это главное, чем дети занимаются в свободное время. Играя, они укрепляют свои силы, обретают ловкость, развиваются духовно, тренируют память и внимание, учатся дисциплине и совершенствуют воображение. К тому же игры – эффективный способ получения общественного опыта, вполне естественный для дошколят.
Во время игр личность ребенка формируется разносторонне, а его психика меняется, готовясь перейти на очередную стадию развития. На этом принципе построен огромный воспитательный потенциал игровой деятельности детей, которую специалисты определяют как ведущую в дошкольном возрасте.
Обычно игры отражают нашу жизнь. В них все, конечно, происходит «понарошку». Но все эти условности и образы, которые ребенок создает в своем воображении, содержат много настоящего. Ведь все поступки игроков естественны, они со всей серьезностью переживают ситуацию, испытывая искренние чувства.
Дети прекрасно знают, что у них в руках игрушки, однако любят этих персонажей как живых. Ребенок понимает, что моряк или солдат ненастоящий, и тем не менее играет роль отважного матроса или капитана, на самом деле чувствуя себя таким и радуясь своим победам. Благодаря воображению дошкольник в играх подражает взрослым. Причем он не копирует реальность, а сочетает жизненные ощущения с личным опытом.
Свое творчество ребенок вкладывает в замысел игры, а проявляет – в способах его осуществления. Представьте, какой полет фантазии нужно иметь, чтобы выбрать путь морского путешествия, соорудить нужный корабль и подготовить его к плаванию!
Купите со скидкой 40%
Только до
Пройдите курс повышения квалификации «Воспитание детей дошкольного возраста.
Удостоверение установленного образца» всего за 990 рублей
В каждой игре детишки выполняют несколько ролей: сценариста, бутафора, оформителя, актера. В отличие от последних, они не думают над замыслом и не работают над ролью. Полный экспромт! Дошкольники играют в удовольствие, чтобы осуществить свои желания и мечты, чтобы выразить те чувства, которые овладевают ими именно сейчас.
Игра — это самостоятельные действия ребенка, вступившего в коммуникацию со сверстниками. У них общая цель и интересы, вместе они стараются ее достичь, переживая неудачи и победы коллективно.
Ребята выбирают игры на свой вкус и сами составляют их сценарий. Однако ни в одной из сфер не существует таких четких правил и алгоритма поведения, как тут. Вот потому-то игровые ситуации учат ребенка думать и действовать целенаправленно.
Сюжетно-ролевые игры
Самая характерная для дошколят игровая деятельность, которую они предпочитают всем другим. Сюжет для игр придумывают сами дети, поэтому такой сценарий отражает яркий темперамент и индивидуальный творческий подход. Эти забавы могут быть короткими и долгими.
Особенности ролевых сюжетов продиктованы неординарным восприятием детей, спецификой их понимания каких-то фактов, связей и явлений, недостатком опыта и откровением чувств. Живой интерес к людям, животным и тому, что происходит в жизни, стремление действовать как взрослые дошкольник удовлетворяет с помощью игры.
В сюжетно-ролевых сценариях способами представления считают игровые действия и роли. Обычно они носят имитационный, близкий к реальности характер. Например, играя в больницу, дети воспроизводят действия врача и пациента. Игры в дочки-матери сопровождает подражание общению в семье.
Важное место в игровом сюжете занимают образные игрушки, изображающие героев ситуации, а также дополнительные средства изображения, без которых обойтись нельзя.
Дети ярче представят действие и правдоподобнее сыграют роль, если в их распоряжении будут реальные предметы: одежда, посуда, сумки, зонты, условные знаки, картины, фото, иллюстрации, углубляющие игровой сюжет. Это могут быть отделы магазина, помеченные характерными картинками в виде вывески: овощи-фрукты, одежда, обувь, мебель и др. Театральные костюмы также могут быть изобразительными средствами.
Но непосредственно фантазия и выдумка, умение домыслить то, чего недостает, довольно часто компенсируют отсутствие нужных предметов или способов изображения сюжета.
Игры-драматизации
Фишка игровых драматизаций в следующем: по сюжету произведения или мультфильма дети играют обусловленные роли и точно воспроизводят ход событий. Обычно эти виды игр основаны на сказках. Там образы героев более выразительны и нравятся ребятам динамичностью, понятной мотивацией поступков.
К тому же детям проще воспроизводить четкую очередность действий. Очень легко драматизировать известные всем сказки «Три медведя», «Колобок», «Репка» и т.п. Для игр отлично подойдут и стихотворные диалоги, которые можно исполнить по ролям.
Какова же роль такой игры в развитии ребенка дошкольного возраста? Игры-драматизации помогают детям усвоить смысл произведения, его идею, ход событий, развитие сюжета, логику и причину всех событий. Переживая общие эмоции, ребята учатся коллективизму и слаженности действий, умению сдерживать свои желания для общего блага.
Для игр-драматизаций дети должны быть заинтересованы в их проведении, знать содержание произведений, иметь необходимые игрушки и костюмы. Последние нужны для воссоздания образа. Если нет возможности достать одежду для ролей, можно надеть отдельные детали, присущие конкретным персонажам: лисий хвост, петушиный гребешок, заячьи уши и др. Процесс создания костюмов должен проходить с участием ребят.
Не нужно специально перед постановкой учить сказку. Захватывающий сюжет, интересный ход событий, легкий язык написания и лексический повтор должны содействовать запоминанию текста. После повторного рассказа этой же истории дошкольники усваивают большую часть содержания, потом включаются в драматизацию, играя роли разных персонажей. Во время игр ребенок вкладывает чувства в фразы, жесты, интонацию и выражения лица.
Строительные игры
Особенный вид деятельности детей, где окружающая жизнь отражена в создании построек и выполнении соответствующих действий.
Строительные игры похожи на сюжетно-ролевые и считаются их видом. Но источник у них общий, и это – окружающая жизнь. Играя, дети создают объекты: железные дороги, стадионы, цирки, мосты, театры и т.д. Они не просто имитируют постройки, но также вкладывают в них свои идеи и творческое видение поставленных задач. Схожесть этих видов игр состоит в консолидации ребят по общим интересам и коллективным действиям.
Разница между ними в содержании и целях. Сюжетно-ролевые отражают разные явления и отношения людей между собой, строительные – знакомят с деятельностью человека, используемой техникой и способами ее применения.
При грамотном подходе воспитателя конструкторы способствуют нравственному воспитанию ребенка. Он видит продуктивный труд строителей, пытается создать постройки аккуратно и заслужить одобрение окружающих, помогает своим сверстникам. Строительные игры помогают развивать и эстетически воспитывать дошкольников.
Купите со скидкой 40%
Только до
Пройдите курс повышения квалификации «Внедрение ФОП дошкольного образования» всего за 990 рублей
Роль строительной игры в развитии ребенка дошкольного возраста довольно высока и с точки зрения физвоспитания. Дети активно формируют навык выполнения двигательных задач и развивают согласованность движений. При этом они тренируют глазомер и улучшают мелкую моторику. Возводя постройки из больших деталей, ребенок прилагает силу, демонстрируя свою выносливость.
Конструкторы – это особые наборы, куда входят геометрические формы (бруски, цилиндры, конусы, кубы и др.) и дополнительные материалы (трубы, пластины, кольца, арки и др.), а также элементы декорирования построек. В играх такого типа могут применяться и обычные игрушки, как правило, сюжетно-образные. Часто для построения используют природные материалы: камешки, глину, снег, песок, желуди, шишки.
Дидактические игры
Эти забавы являются одновременно видом обучения, самым приемлемым для маленьких детей. В них присутствуют все составляющие игровой деятельности: замысел (план действий), содержание, игровая активность, правила и результат. Хотя у этих игр другая форма проявления, как и задачи в обучающем процессе дошколят.
Постановка дидактических задач показывает воспитательный характер игр и их нацеленность на познавательные действия детей. Если на занятиях цель ставится открыто, то в игровой ситуации она обычно создается как сюжетная задача малыша. Важность дидактической игры – в развитии индивидуальности, активного познания и речи у ребенка.
В отдельных случаях в названии игры уже присутствует задача: «Кто в домике живет?», «Что спрятано в мешочке?» и др. Желание достигнуть цели и интерес к процессу подстегивают игровые действия. И чем разностороннее и глубже содержание игры, тем больший интерес к ней проявляют малыши. Также успешно выполняются задачи обучения.
Получите сертификат за 1 минуту
Пройдите on-line тест "Воспитание детей дошкольного возраста"
Детей нужно учить, как правильно играть. Только тогда игра приобретает содержательность и носит обучающий характер. Для этого обычно применяют пробный ход, который помогает раскрыть образ и показать, как нужно действовать ребенку.
Важная часть дидактической игры – это ее правила. Они зависят от образовательных задач и содержания самой забавы. Определяют игровые методы и направляют действия детей, а также их общение с воспитателем. Правила формируют у ребенка умение соображать в изменчивых условиях, способность сдерживать свои желания, эмоции и волю.
В итоге дети начинают контролировать свои поступки и ориентироваться на других участников процесса. Как видим, правила не только обучают, но и дисциплинируют ребят. Они показывают им, как поступать, усиливают роль игровых действий, указывают способ выполнения задач. Организующие правила устанавливают порядок, очередность и отношения дошкольников в игре. Дисциплинирующие – запрещают что-либо и поясняют почему.
В открытом доступе до
Проверка Роспотребнадзора в новом учебном году: что нужно знать учителю
Содержание архива:
20 шагов для прохождения проверки Роспотребнадзора
Итогом дидактической игры становится успех детей в приобретении знаний (точнее показатель его уровня), в развитии мышления, способности к коллективизму, а не победа любым путем.
Перед ребенком ставятся определенные задачи, решить которые помогут концентрация внимания, умение думать и вникать в правила, логичность действий и преодоление препятствий. Игра способствует развитию ощущений, пониманию реальности, осмыслению окружающих событий и освоению новых знаний.
Игровой формат позволит научить детей различным оптимальным способам решения задач – как умственных, так и практических. Это и есть та развивающая цель, которую преследуют поучительные игры. Они воспитывают нравственность и вырабатывают чувство общности ребят.
Настольно-печатные игры
К настольной форме игровых занятий для дошкольников принадлежат игры-пособия в картинках, домино, различные виды лото, а также тематические викторины (например, «Когда это бывает?», «Что где произрастает?», «Найди правильный ответ»), активные двигательные игры, которые развивают сноровку и смекалку («Летающие шарики», «Попади в цель», «Гусек» и др.), разноцветные мозаики. Во все это играют группами по 2-4 человека и сидя за столом, в отличие от игр-драматизаций и сюжетно-ролевых.
Какой эффект дают настолько-печатные игры? Они расширяют детский кругозор, учат малышей соображать и замечать, как действуют соперники, заставляют ориентироваться в ситуации и предугадывать последствия своего действия. Чтобы участвовать в игре, необходимо иметь выдержку и четко соблюдать все правила. И тем не менее дошкольник получает массу удовольствия от этого процесса.
Конечно, каждая игра должна иметь понятный для ребенка смысл. В книжках-гармошках, на лото-карточках и парных картинках обычно нарисованы игрушки, овощи и фрукты, домашние предметы, простые виды транспорта. Действия с ними (подбор изображений парами или картинок, подходящих к карточкам, перечисление предметов на рисунке или их свойств) расширяют словарный запас, развивают краткость описаний (к примеру, яблоко зеленое, огурец зеленый и растет на грядке).
Получите сертификат за 1 минуту
Пройдите on-line тест "Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО"
Бесспорно, роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста сложно переоценить. Интересными и важными для этой категории детей являются те развлечения, которые имеют состязательный характер, воспитывают скорость, точность, ловкость и смекалку. Например, «Цветные колпачки», «Волчок», «Настольный кольцеброс», «Бирюльки».
Подвижные игры
Это активная сознательная деятельность, нацеленная на физвоспитание детей. Ребенок может развивать и улучшать умение двигаться, учиться бегать, лазать, прыгать, ловить мяч, бросать спортивные предметы и др. Все движения направлены на тренировку разных мышц, на улучшение метаболизма, кровотока и дыхания. В итоге игры укрепляют жизненные силы организма.
Важную роль активные движения играют в НПР (нервно-психическом развитии) детей и зарождении у них личностных качеств. Игры вызывают позитивные эмоции и развивают тормозную реакцию, т.к. малышам необходимо реагировать действиями на определенные сигналы и останавливаться при подаче других.
В подвижных играх рождаются отвага и сметливость, куется воля, появляется скорость реакций. Групповые действия ребят воспитывают в них коллективизм, учат ликовать при достижении успеха и вместе преодолевать проблемы.
Подпишитесь на наши новости
Нас читают более 500 000 пользователей!
Присоединяйтесь - нам правда есть, о чем рассказать: свежие новости, регулярные
мероприятия, полезные статьи и чек-листы для вас!
Прообразом активных игр по правилам часто становятся обычные народные забавы с их четким замыслом, глубоким содержанием и увлекательным сюжетом. При этом игровое содержание ориентировано на движения, которые придется выполнять.
Правила подвижных развлечений отражают организующую роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста. Они определяют очередность действий, взаимодействие игроков и поведение детей. Этот порядок заставляет ребятишек подчиняться цели и задумке игр. Дошкольник должен научиться соблюдать общий регламент в различных ситуациях.
Компьютерные игры
Сейчас, кроме привычных развлечений с игрушками и игровыми принадлежностями, дети предпочитают компьютерные похождения. Они решают все задачи, преобразуя виртуальное изображение при помощи клавиатуры, «мыши» или джойстика.
Начиная с 4-летнего возраста, когда ребенок в состоянии осмыслить собственные действия и выполнить условия компьютерной игры, можно использовать специальные программы для постоянных обучающих занятий и виртуальных развлечений.
Это возможно потому, что у детей к пяти годам уже обычно сформирована условная наглядно-образная функция мышления. Она становится весомым маркером того, что у дошкольника достаточно ума для электронных игр. К тому же освоение компьютера и гаджетов дает толчок теоретическому мышлению, которому присущ сознательный подбор активности для разрешения поставленных задач.
При составлении списка обучающих занятий и электронных игр нужно учитывать универсальность игровых программ и помнить, что сетевые развивающие игры не могут заменить обычные. Это всего лишь дополнение последних, т.е. обогащение процесса обучения новейшими возможностями. Компьютерные развлечения можно включать в организованные виды деятельности ребенка.
Известно, что игра важна для умственного воспитания детей. Все навыки, полученные дома или в детском коллективе, практически реализуют в игровом формате. Воссоздавая разные житейские события, сюжеты сказок и других произведений, дошкольник думает о том, что он увидел, что ему прочли или сказали. Благодаря «игрушкам» он понимает смысл многих вещей.
Увлекательные игры повышают настроение, бодрят и наполняют позитивом жизнь детей. Они способны удовлетворять их нужды в энергичной деятельности. Если дошкольник не играет увлеченно, то, даже хорошо питаясь и имея все для полноценной жизни, он будет вялым.
Как видим, роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста высока. В игровом процессе формируются почти все позитивные черты ребенка, включая интерес к учебе, а также развиваются его способности к познанию. Важна игра для подготовленности малыша к будущей жизни, которая должна стать полнокровной и счастливой.
Понравилась статья? Поделитесь: