Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Главная > Блог > Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
28.10.2022
4030
Время чтения: 14 минут

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Что это? Основной вид активности в дошкольном возрасте – игровой. По мере взросления содержание и сложность развлечений меняются. Роль игры в развитии ребенка заключается в познании мира, обучении коммуникативным навыкам, формировании основных психических функций.

Как? Одни игры предполагают самоорганизацию детей, в других нужна помощь взрослого на первых этапах, третьи проходят только с участием родителей или воспитателя. Чередование разных видов игр приводит к разностороннему развитию ребенка дошкольного возраста.

Оглавление:
  1. Роль игры в дошкольном возрасте
  2. Сюжетно-ролевые игры
  3. Игры-драматизации
  4. Строительные игры
  5. Дидактические игры
  6. Настольно-печатные игры
  7. Подвижные игры
  8. Компьютерные игры
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Роль игры в дошкольном возрасте

Формирование психики ребенка в 3-7-летнем возрасте имеет характерное название – дошкольное детство. Это довольно короткий, но ответственный этап в процессе становления личности. В течение 4-х лет детишки получают предварительные знания о мире и окружающей среде. У них проходит социализация, а также зарождаются основы отношения к людям и труду. В этом возрасте куются навыки, привычки поведения в обществе и формируется характер.

Роль игры в дошкольном возрасте

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста очень высока. Это главное, чем дети занимаются в свободное время. Играя, они укрепляют свои силы, обретают ловкость, развиваются духовно, тренируют память и внимание, учатся дисциплине и совершенствуют воображение. К тому же игры – эффективный способ получения общественного опыта, вполне естественный для дошколят.

Во время игр личность ребенка формируется разносторонне, а его психика меняется, готовясь перейти на очередную стадию развития. На этом принципе построен огромный воспитательный потенциал игровой деятельности детей, которую специалисты определяют как ведущую в дошкольном возрасте.

Обычно игры отражают нашу жизнь. В них все, конечно, происходит «понарошку». Но все эти условности и образы, которые ребенок создает в своем воображении, содержат много настоящего. Ведь все поступки игроков естественны, они со всей серьезностью переживают ситуацию, испытывая искренние чувства.

Дети прекрасно знают, что у них в руках игрушки, однако любят этих персонажей как живых. Ребенок понимает, что моряк или солдат ненастоящий, и тем не менее играет роль отважного матроса или капитана, на самом деле чувствуя себя таким и радуясь своим победам. Благодаря воображению дошкольник в играх подражает взрослым. Причем он не копирует реальность, а сочетает жизненные ощущения с личным опытом.

Свое творчество ребенок вкладывает в замысел игры, а проявляет – в способах его осуществления. Представьте, какой полет фантазии нужно иметь, чтобы выбрать путь морского путешествия, соорудить нужный корабль и подготовить его к плаванию!

В каждой игре детишки выполняют несколько ролей: сценариста, бутафора, оформителя, актера. В отличие от последних, они не думают над замыслом и не работают над ролью. Полный экспромт! Дошкольники играют в удовольствие, чтобы осуществить свои желания и мечты, чтобы выразить те чувства, которые овладевают ими именно сейчас.

Игра — это самостоятельные действия ребенка, вступившего в коммуникацию со сверстниками. У них общая цель и интересы, вместе они стараются ее достичь, переживая неудачи и победы коллективно.

Ребята выбирают игры на свой вкус и сами составляют их сценарий. Однако ни в одной из сфер не существует таких четких правил и алгоритма поведения, как тут. Вот потому-то игровые ситуации учат ребенка думать и действовать целенаправленно.

Сюжетно-ролевые игры

Самая характерная для дошколят игровая деятельность, которую они предпочитают всем другим. Сюжет для игр придумывают сами дети, поэтому такой сценарий отражает яркий темперамент и индивидуальный творческий подход. Эти забавы могут быть короткими и долгими.

Сюжетно-ролевые игры

Особенности ролевых сюжетов продиктованы неординарным восприятием детей, спецификой их понимания каких-то фактов, связей и явлений, недостатком опыта и откровением чувств. Живой интерес к людям, животным и тому, что происходит в жизни, стремление действовать как взрослые дошкольник удовлетворяет с помощью игры.

В сюжетно-ролевых сценариях способами представления считают игровые действия и роли. Обычно они носят имитационный, близкий к реальности характер. Например, играя в больницу, дети воспроизводят действия врача и пациента. Игры в дочки-матери сопровождает подражание общению в семье.

Важное место в игровом сюжете занимают образные игрушки, изображающие героев ситуации, а также дополнительные средства изображения, без которых обойтись нельзя.

Дети ярче представят действие и правдоподобнее сыграют роль, если в их распоряжении будут реальные предметы: одежда, посуда, сумки, зонты, условные знаки, картины, фото, иллюстрации, углубляющие игровой сюжет. Это могут быть отделы магазина, помеченные характерными картинками в виде вывески: овощи-фрукты, одежда, обувь, мебель и др. Театральные костюмы также могут быть изобразительными средствами.

Но непосредственно фантазия и выдумка, умение домыслить то, чего недостает, довольно часто компенсируют отсутствие нужных предметов или способов изображения сюжета.

Игры-драматизации

Фишка игровых драматизаций в следующем: по сюжету произведения или мультфильма дети играют обусловленные роли и точно воспроизводят ход событий. Обычно эти виды игр основаны на сказках. Там образы героев более выразительны и нравятся ребятам динамичностью, понятной мотивацией поступков.

К тому же детям проще воспроизводить четкую очередность действий. Очень легко драматизировать известные всем сказки «Три медведя», «Колобок», «Репка» и т.п. Для игр отлично подойдут и стихотворные диалоги, которые можно исполнить по ролям.

Игры-драматизации

Какова же роль такой игры в развитии ребенка дошкольного возраста? Игры-драматизации помогают детям усвоить смысл произведения, его идею, ход событий, развитие сюжета, логику и причину всех событий. Переживая общие эмоции, ребята учатся коллективизму и слаженности действий, умению сдерживать свои желания для общего блага.

Для игр-драматизаций дети должны быть заинтересованы в их проведении, знать содержание произведений, иметь необходимые игрушки и костюмы. Последние нужны для воссоздания образа. Если нет возможности достать одежду для ролей, можно надеть отдельные детали, присущие конкретным персонажам: лисий хвост, петушиный гребешок, заячьи уши и др. Процесс создания костюмов должен проходить с участием ребят.

Не нужно специально перед постановкой учить сказку. Захватывающий сюжет, интересный ход событий, легкий язык написания и лексический повтор должны содействовать запоминанию текста. После повторного рассказа этой же истории дошкольники усваивают большую часть содержания, потом включаются в драматизацию, играя роли разных персонажей. Во время игр ребенок вкладывает чувства в фразы, жесты, интонацию и выражения лица.

Строительные игры

Особенный вид деятельности детей, где окружающая жизнь отражена в создании построек и выполнении соответствующих действий.

Строительные игры

Строительные игры похожи на сюжетно-ролевые и считаются их видом. Но источник у них общий, и это – окружающая жизнь. Играя, дети создают объекты: железные дороги, стадионы, цирки, мосты, театры и т.д. Они не просто имитируют постройки, но также вкладывают в них свои идеи и творческое видение поставленных задач. Схожесть этих видов игр состоит в консолидации ребят по общим интересам и коллективным действиям.

Разница между ними в содержании и целях. Сюжетно-ролевые отражают разные явления и отношения людей между собой, строительные – знакомят с деятельностью человека, используемой техникой и способами ее применения.

При грамотном подходе воспитателя конструкторы способствуют нравственному воспитанию ребенка. Он видит продуктивный труд строителей, пытается создать постройки аккуратно и заслужить одобрение окружающих, помогает своим сверстникам. Строительные игры помогают развивать и эстетически воспитывать дошкольников.

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw