Самостоятельность ребенка: как развить и не навредить
Сохранить статью:
О чём речь? Самостоятельность ребенка – не просто прихоть родителей, а настоящая потребность малыша. Без этого важного качества он не вырастет в уверенного и инициативного человека. И жизнь его будет полна психологических сложностей из-за внутренних барьеров.
На что обратить внимание? Зная о значимости и особенностях формирования самостоятельности у ребенка, можно применять конкретные методы и приемы, чтобы добиться развития этого ценного качества.
- Важные тонкости воспитания самостоятельности у детей
- Плюсы формирования самостоятельности и инициативности детей
- Этапы развития самостоятельности ребенка
- Развитие самостоятельности у детей в детском саду
- Способы развития самостоятельности у школьников
- Как развивать самостоятельность в условиях дистанционного обучения
Важные тонкости воспитания самостоятельности у детей
Просто ли быть самостоятельным? Часто многие неправильно воспринимают это понятие, ассоциируя его с распущенностью и вседозволенностью. Просто люди забывают, что самостоятельность ребенка — это также и ответственность за совершенные действия и поступки, принятые решения.
Принимать правильные, обдуманные, независимые и свободные решения хотят все, но не все могут, и у каждого на то свои причины. Легко принимать решения, когда знаешь, что хуже не будет. Гораздо сложнее, когда ты понимаешь и берёшь на себя ответственность, и тогда уже что случись – спрашивать будут с тебя. В таком случае к решениям, поступкам и действиям относишься более обдуманно.
Все эти вопросы особенно актуальны сейчас, в наше прогрессивное время, которое требует грамотных, активных и инициативных людей. Именно поэтому развивать самостоятельность и ответственность в ребенке нужно с самого раннего детства. Ведь зачастую дети используют эти понятия так, как удобно им.
Ребенок, например, считает, что может действовать, как хочет, без зазрения совести, потому что все равно ответственность будут нести родители и спрос тоже будет с них. Конечно, тогда нет смысла задумываться о правильности выбора, потому что, если даже что-то пойдет не так, его все равно поддержат в трудную минуту, помогут, подстрахуют, исправят ошибки, все простят.
Родители также должны учиться самостоятельности вместе со своими детьми. Но, конечно, если взрослые развивают в ребенке самостоятельность, это не означает, что они бросают его на произвол судьбы и перестают о нем заботиться. Они просто начинают относиться к нему как к человеку, который сам может принимать решения.
Но, если груз ответственности станет слишком велик, сын или дочь должны знать, что всегда могут обратиться к родителям и найти у них помощь и поддержку.
Если вы начинаете учить детей самостоятельности, не стоит резко менять свое поведение. Не нужно ограждать ребенка от взрослых забот и обязанностей с мыслями о том, что позже, когда он или она вырастет, все равно придется с этим столкнуться, освоиться и жить. Однако резкий отказ от помощи ребенку не лучше чрезмерной опеки. Обе эти крайности делают его неподготовленным к взрослой жизни.
Плюсы формирования самостоятельности и инициативности детей
Как самостоятельность помогает уверенности в себе? Дети, у которых родители не развивают ответственность и самостоятельность даже в простых делах, становятся:
- неуверенными в себе;
- требовательными;
- склонными к переживаниям;
- не желающими приложить усилия для чего-то.
И, наоборот, уверенность ребенка в себе крепнет и вместе с ним растёт желание действовать и двигаться дальше, когда он много всего делает сам, даже если случаются ошибки и неудачи. Так опыт ранней самостоятельности детей помогает идти вперед.
Самостоятельность также помогает в формировании характера ребенка. Ведь для начала любого действия нужно преодолеть себя. Очень часто требуется прикладывать усилия, чтобы достигнуть какого-то результата: застегнуть пуговицу, научиться завязывать шнурки или собрать рюкзак в школу.
Именно в таких, кажущихся небольшими преодолениях и формируются волевые качества ребенка, когда делаешь то, что не очень хочется, ради итога – конкретно измеримого результата. Не получится с первого раза выиграть соревнования, ведь для начала нужно долго и упорно тренироваться.
Никто не становится самостоятельным вдруг. И нет конкретного возраста начала воспитания самостоятельности ребенка. Самостоятельность растет внутри ребенка и вместе с ним из крохотного семечка, бережно посаженного родителями в самом начале жизненного пути. Эволюция – главное понятие в развитии самостоятельности. Ежедневно на один шаг лучше, чем сегодня.
Этапы развития самостоятельности ребенка
- Первый этап. У дошкольника уже сформированы и закреплены многие привычки. И в обыкновенных для себя условиях он действует самостоятельно, без контроля со стороны взрослых. Например, сам прибирает игрушки, выбирает одежду из шкафа, моет руки после прогулки и не забывает о словах благодарности и вежливости.
- Второй этап. Дошкольник начинает применять известные ему методы в каких-то новых, необычных ситуациях, но все же близких по сути к повседневным обстоятельствам.
- Третий этап. Ребенок справляется самостоятельно даже с теми ситуациями, с которыми раньше не встречался. Усвоенное и закреплённое действие носит обобщенный характер и легко переносится на все обстоятельства, даже если дошкольник сталкивается с ними впервые.
Развитие самостоятельности у детей в детском саду
Целеустремленность и самостоятельность ребенка выражаются в его инициативе: мыть посуду как мама или забивать гвозди, как папа. Но, конечно, поначалу у него может не получаться, и чтобы инициатива не пропала, ребенку нужно помочь. Часто родители не поддерживают порывы детской самостоятельности, потому что они могут быть обременительны и иногда небезопасны. Важно, чтобы самостоятельность ребенка не выходила за ее допустимые границы.
Но не стоит резко пресекать деятельность, инициативу и самостоятельность детей или каждый раз стараться переключить на более «разумные дела», по мнению взрослых. Такими постоянными действиями можно затормозить рождающуюся детскую самостоятельность и свести желания ребенка к простой примитивной имитации. Только в крайнем случае можно пресечь активность ребёнка, в остальном – инициативу желательно поддерживать.
Самостоятельность не равняется полной свободе поступков и действий. Она всегда подчиняется законам и рамкам, принятым в обществе. Поэтому это социально приемлемое и осмысленное действие.
Существуют разные формы самостоятельности детей. Например, она воспитывается, когда ребенок учится обслуживать сам себя и помогать близким людям. Также самостоятельность связана с освоением трудовой деятельности, возможностью ребенка проявляться в труде.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера переходит в самостоятельность с элементами творчества, конечно, если постоянно у ребенка будут повышаться роль самосознания, самооценка и самоконтроль в его деятельности.
на наши новости
500 000 пользователей!
Опять же, взрослому немаловажно помочь ребенку в правильный и нужный момент – это ключевой аспект развития его самостоятельности. Если помогать ребенку на постоянной основе, то сложатся отличные условия для развития второго компонента – целеустремлённости. Она проявляется в увлечении делом, стремлении к необходимому результату, а не к любому. Ребенок становится усидчивым, организованным, настойчивым.
Воспитатель должен помогать детям, стимулировать их, чтобы они хотели довести дело до конца. Важно и ценно, если малыш хочет объединить свои усилия с кем-то еще, например, воспитателем. Ребенок откажется от помощи в тот момент, когда поймёт, что вполне может справиться с делом сам.
Формы развития самостоятельности:
- Формирование умений. На этом этапе ребенок действует по образцу, с речевыми пояснениями взрослых. Здесь устанавливаются отношения ребенка со взрослым, и воспитатель или родитель является образом для подражания и носителем нормативов.
- Применение умений. Теперь ребенок действует самостоятельно по уже знакомым ему алгоритмам и правилам. Взрослый становится равноправным партнером в совместной деятельности, а не просто носителем образцов.
- Применение умений в новой ситуации. Самостоятельная творческая адаптация умений и действий в новых условиях и ситуациях. Здесь уже каждый ребенок коллектива выступает в качестве носителя образцов и норм деятельности.
Вот с помощью чего можно привить самостоятельность детям дошкольного возраста:
- простой труд и самообслуживание (постелить салфетку, убрать за собой тарелку и т. д.);
- творческие занятия: аппликации, лепка, конструирование, рисование;
- коммуникативная деятельность: игры, сценки, театрализованные представления, праздники;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- музыкальные занятия;
- физкультура, зарядка и гимнастика;
- восприятие на слух художественной литературы;
- самоорганизация детей: игры в различные профессии и т. п.
Рассмотрим условия в детском саду, необходимые для развития самостоятельности и творческих способностей у детей:
- Должны быть созданы условия, при которых дети сами могут выбирать род деятельности и партнёров для нее. Такие условия могут быть достигнуты благодаря своевременному обновлению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастными интересами и индивидуальными особенностями конкретной группы.
- Педагоги не должны давить на детей, а действовать из принципов понимания, любви и терпимости. Это условие для развития позитивной среды и свободы ребят.
- Мотивировать детей к выражению своего мнения и чувств, не бояться делать это.
- Помогать детям в различных видах деятельности, стимулировать их проявлять волю.
- Чаще задавать вопросы и спрашивать детей об их желаниях: «кто хочет пойти?», «чем займемся?», «как поступить?», «что выбираешь?».
- Помогать формированию у детей установок «я могу» и «я сумею». Иногда давать самые простые задания, для того чтобы убрать страх «я не справлюсь».
- Заранее говорить ребенку, что он творческий и у него всё получится.
- Поддерживать инициативы ребёнка, но при этом настроить быть готовым работать с ошибками и неудачами. Научить принимать свои поражения и ошибки: «Ошибочка, но ничего страшного. У всех бывает».
Положительная оценка педагога мотивирует детей. Главное, чтобы она относилась не к способностям ребенка в целом, а к его стараниям и усилиям, которые он прилагал, чтобы выполнить задания. Также воспитателю важно помнить, что не стоит сравнивать детей между собой, сравнивать можно только конкретного ребенка с его прежними результатами.
Способы развития самостоятельности у школьников.
Развивать в ребёнке умение планировать и организовывать свою деятельность надо с 1 класса. В таком возрасте дети еще не способны справиться с большим объемом незнакомых действий, но вполне легко могут усвоить небольшой учебный материал. Это будет полезно.
Первые шаги к самостоятельности школьник осуществляет, когда, например, впервые решает необычную задачку или читает сложный текст. Важную роль здесь играет то, что ребенок должен сам найти правильный ответ, догадаться, сделать маленькое открытие. В этот момент важно поддержать первоклассника и его стремление подойти к решению задачи нестандартно.
В работе над системностью ученика можно выделить несколько направлений:
- Поддерживать заинтересованность и инициативу ученика.
Если педагог видит, что ученик сильно увлечен какой-то темой и он готов изучить ее более глубоко, то обязательно нужно поспособствовать этому. Преподаватель может помочь ученику с подбором материалов, а если есть какие-то сложности, еще раз объяснить тему. Для мотивации и самооценки ребенка важно ощущение того, что он умеет и знает что-то новое. Также подстегнуть интерес ребенка может выдвижение его на конкурс или отправка на олимпиаду.
- Внедрить планирование.
Взрослые должны показать ребенку, как важно планировать свою деятельность – составлять списки дел и расписание на разные промежутки времени: на день, неделю и т. д. Также нужно научить ребенка разделять одну большую и сложную задачу на несколько небольших и более легких. Например, вместе потренироваться, разбив подготовку большого проекта на несколько понятных шагов. При этом учитель и сам должен эффективно владеть тайм-менеджментом.
- Поддерживать учеников в их самостоятельных размышлениях, выдвижении гипотез, идей, креативе.
Практиковать с детьми решение нестандартных задач и осуществлять различные творческие проекты. Применять теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Интересная методика, когда перед учеником ставится задача, которая не имеет единственного правильного и однозначного ответа. Суть – найти креативное решение. Проблема, решение которой нужно найти, может касаться не только учебы, а более широкого круга вопросов.
Например, как бороться с загрязнениями мирового океана, как развивались бы события в сказке о золотой рыбке, если бы старик не стал передавать ей требования старухи, как помочь человеку освоиться в новом коллективе. Главное правило для родителей и учителей – не критиковать, а принимать и поддерживать смелые инициативы ученика и помогать ему их грамотно оценивать.
Как развивать самостоятельность в условиях дистанционного обучения
Если ребенок на домашнем обучении, то самостоятельность и активность здесь играют главенствующую роль для успешной учебы. Школьник должен уметь грамотно планировать свое время. Это поможет ничего не упустить из виду, не запутаться в задачах и делах и не пропустить главное. Для этого у ребёнка должно быть расписание.
Учитель может помочь – оформить шаблон расписания и дать его в пользование детям. Кроме того, онлайн-уроки можно дополнить интересными видео и анимационными материалами, помогающими легче усвоить тему.
Для проявления самостоятельности детей также отлично подойдёт методика перевернутого класса. Она заключается в том, что основной материал, подготовленный заранее учителем, ребенок должен изучить дома самостоятельно, а на уроке только закрепить его.
Применение такого метода дает возможность школьникам более глубоко и легко погрузиться в тему в домашней обстановке и чувствовать себя более успешными. А учитель получает больше индивидуальной и групповой работы от детей.
Чтобы грамотно организовать работу по группам «на удаленке», могут понадобиться дополнительные инструменты. В этом плане удобна программа Google Docs, где можно создать один текстовый документ и дать доступ всем остальным для редактирования и выполнения коллективного задания.
Также и у учителя есть возможность подключиться и давать комментарии по ходу выполнения, отмечать недоработки. На дистанционном обучении важно давать обратную связь в виде полного развернутого ответа, а также замечать активность и инициативу детей. Ребята должны чувствовать и понимать, что они учатся и несут ответственность за выполнение заданий так же как в обычной школе, а не просто предоставлены сами себе.
И напоследок главный совет психологов: ни в коем случае не стоит подавлять порыв самостоятельной деятельности детей. Ведь это то качество, которое обязательно стоит воспитывать в ребятах с самого раннего возраста
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: