Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Сказкотерапия для детей: виды и методы
Главная > Блог > Сказкотерапия для детей: виды и методы
31.12.2022
1326
Время чтения: 15 минут

Сказкотерапия для детей: виды и методы

Что это? Сказкотерапия для детей помогает бороться с реальными проблемами при помощи воображения. В сказке проигрываются определенные ситуации, запускающие триггер у ребенка. Поэтому сказкотерапия особенно эффективна для избавления от некоторых страхов.

Кому подходит? Методика действует на всех, но особенно помогает детям с ОВЗ, ведь сказка переносит волшебные смыслы в реальность. Ребенок учится справляться с проблемами и развивает самостоятельность. О том, как сделать сказку лекарством, поговорим далее.

Ключевая цель сказкотерапии для детей

Сказкотерапия – это необычный, но эффективный способ и для детей, и для взрослых сосредоточиться на своей реальной проблеме. Профессиональный психолог, используя данный метод, сможет дать достоверную оценку состояния пациента и избрать подход, позволяющий корректировать его поведение.

В основе сказки находится реальная ситуация, имеющая место в жизни человека. Ее героям присущи характеры существующих прототипов, и сюжет всегда предлагает логическое решение описанной проблемы. Преимущество сказкотерапии для детей в ДОУ состоит в том, что фантастическая история олицетворяет события реальной жизни, при этом добавляя волшебства в обыденность.

Сказкотерапия

Целью такого метода является всестороннее развитие личности ребенка, забота о его душевном состоянии. Ведь сказка помогает лучше понять границу между добром и злом и всегда несет в себе какой-то урок. Ребенок, проводя параллель между собой и героем, учится доброте и справедливости, отзывчивости и честности.

Достоинства сказкотерапии для детей раннего возраста:

  • Работая в коллективе и сочиняя волшебные рассказы, дети учатся взаимодействовать друг с другом, лучше понимать себя и товарищей. Кроме этого, придуманная общими усилиями сказка покажет, с какими персонажами ассоциируют себя малыши, поможет узнать об особенностях их характера и оценить поведение со стороны.
  • Совместное творчество детей и их родителей способствует максимальному сближению поколений, а кроме того, открывает мамам и папам глубинные мысли и мечты их чада. Сочинительство сказок в семейном кругу – это не только весело и увлекательное занятие, но и деятельность, несущая пользу для укрепления взаимосвязей и развития творческих навыков участников.
  • Можно дополнить придуманную сказку нарисованными персонажами или, например, сделать их из пластилина. Такое занятие способствует развитию усидчивости ребенка, улучшению моторики рук, а еще развивает воображение и дарит позитивные эмоции.
  • Занятия сказкотерапией очень полезны для детей, у которых наблюдаются трудности в учебе, общении со сверстниками. Они также весьма эффективны при работе с ребятами, имеющими склонность к агрессии, лени, заниженную самооценку и различные нарушения психосоматики. Нередко подобная форма терапии помогает выявить проблему замкнутости малыша или причину его нежелания посещать детский коллектив.
  • Интересно, что сказкотерапия подходит не только для детей младшего возраста, но и для взрослых. Поглощенные бытом и современными реалиями, они нуждаются в том, чтобы хотя бы ненадолго погрузиться в мир волшебства и фантазий, таким образом посмотреть на свою реальность совершенно новым взглядом и, возможно, что-то изменить к лучшему в своей жизни.

5 видов сказок, применяемых в работе с детьми

Программа сказкотерапии для детей включает в себя пять основных видов историй:

Сказкотерапия

  • Дидактические сказки используются для получения новых знаний, ответов на вопросы, а также описывают возможные модели поведения в той или иной ситуации. В психологии их применяют при работе с совсем юными пациентами, детьми подросткового возраста и взрослыми. Как правило, заключительным этапом занятия становится выполнение простого задания.
  • Психологические сказки представляют собой придуманные авторские рассказы, насыщенные яркими метафорами и призванные способствовать развитию личности слушателя.
  • Психотерапевтические сказки применяются для проработки страхов пациентов, при депрессивных состояниях, для восстановления после стресса и ликвидации последствий психологической травмы. Отличительная особенность историй – наполненность глубоким смыслом и мудростью. Они весьма эффективно выполняют свою роль, помогая пациенту изменить отношение к себе, окружающему миру и другим людям.
  •  Психокоррекционные сказки служат вспомогательным инструментом при работе с гиперактивными юными пациентами или довольно агрессивными взрослыми. Они предназначены для корректировки поведения и особенностей характера. Психолог действует очень деликатно. В таких историях вымысел тесно переплетен с реальностью. И довольно часто используются многозначительные метафоры, поиск значений которых ведется в обсуждении с пациентом.
  • Медитативные сказки – это рассказы, в которых как таковой сюжет отсутствует, наряду с конфликтной ситуацией и отрицательными персонажами. Цели истории – подготовить пациента к сеансу психотерапии, успокоить и расслабить, дать верную мотивацию для совершения какого-либо действия или же способствовать работе бессознательного мышления.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии для развития речи детей

Некоторые элементы сказкотерапии для детей дошкольного возраста могут применяться в упражнениях, проводимых с целью:

  • развития различных типов восприятия (зрительного, слухового, кинестетического);
  • формирования основных навыков речевой деятельности;
  • улучшения слуховой памяти и внимания;
  • становления речи;
  • развития навыков склонения по падежам;
  • совершенствования умения составлять несложные предложения (дидактические игры или чтение с различной громкостью и мощностью голоса).

Сказкотерапия

Сегодня даже здоровым, развитым детям не всегда удается автоматизировать звуки. Причина кроется в отсутствии интереса у них к окружающей обстановке, происходящим явлениям. Такие ребята имеют очень низкую чувствительность и почти полное отсутствие желания работать над своим произношением. Как правило, сама постановка звука для них – не проблема, но их применение в своей речи уже способно вызвать ряд трудностей.

С этим и приходится работать логопедам, использующим в своей практике методы сказкотерапии, основанные на сочинении специальных истории для автоматизации звуков и помогающие развивать речевые навыки ребенка.

Проработка страхов и других психологических проблем с помощью сказкотерапии

Сказкотерапия применяется психологами, работающими в одном из перечисленных направлений:

  • Для определения личностных характеристик человека, его способностей, мировоззрения, стремлений, внутренних ограничений, страхов и т.п.
  • Для проведения непосредственно сеанса терапии, во время которого ведется поиск путей решения проблемы пациента, формируются новые поведенческие аспекты и реакции.
  • При прогнозировании событий на основе нынешней модели поведения человека. Психолог помогает осознать ее влияние на те или иные ситуации, возможные в будущем.

Использование сказкотерапии позволяет активизировать работу подсознания. Эффективность приема во многом зависит от подобранной метафоры. Каким будет жанр истории, психолог определяет, ориентируясь на возраст и характер пациента, его интересы, возможности и, собственно, проблему, которую необходимо решить.

Сказкотерапия

Большинство людей воспринимают сказочные рассказы как способ получения ментального удовольствия, расширения кругозора и поиска морали. В то же время психологи указывают на куда большее количество функций сказок, в частности:

  1. Помощь в решении проблемы, с которой столкнулся человек. Рассказанная история предлагает несколько путей ее решения. На уровне подсознания слушатель идентифицирует свою жизненную ситуацию с той, что описывает сказка, и поэтому станет рассматривать все высказанные варианты.
  2. Способствует развитию мыслительных процессов у ребят 3-12 лет. Тренировать память, развивать логику, анализировать ситуацию, определять, что хорошо, а что плохо – во всем этом способна помочь сказкотерапия для детей. Помимо этого, ребенок питает свой мозг новыми знаниями, изучает множество явлений, обогащает словарный запас.
  3. Осуществление передачи ценностей поколений. Речь идет о понятиях добра и зла, превалировании таких чувств, как любовь и справедливость, честность и порядочность. Герои выдуманных рассказов вбирают в себя все эти качества и становятся примерами для подражания у маленьких слушателей сказок. Для взрослого человека такая терапия не менее эффективна: она позволяет выявить детские травмы или обиды на основе сочиненной им истории или любимого произведения.
  4. Развитие эмоциональности. Глубокое погружение в сказочный мир заставляет слушателя прочувствовать героев. Он переживает, радуется, боится и плачет вместе с ним, тем самым преодолевая пороги своей чувствительности. К сожалению, в мире много стереотипных установок, в том числе «мальчикам плакать не пристало», «не стоит так злиться» и прочие, из-за чего людям бывает трудно справляться с эмоциями, будь они позитивные или же негативные.
  5. Коррекция поведения. Изменить поведенческие реакции ребят, превратив их в наиболее безопасные и уместные, помогают специально разработанные сказочные истории.

Использование в психологической практике приемов сказкотерапии для детей давно доказывает свою эффективность. Здесь важен индивидуальный подход, учитывающий особенности и жизненную ситуацию каждого маленького человека.

Пример проработки страхов у детей по методу сказкотерапии

Есть мальчик Саша, чей самый большой страх – темнота. Его знакомят с историей про другого такого же мальчика по имени Андрей, который живет в королевстве и не боится ничего. Драконы и лесные чудовища не внушают ему ужаса. Но, тем не менее, у него есть один самый сильный страх.

Саше предлагают подумать о том, с чем он может быть связан и какими способами этот страх можно победить. Обсуждая и проговаривая возможные варианты с ребенком, можно выбрать самый верный способ побороть имеющуюся фобию.

Сказкотерапия

Героиня следующего примера – девочка Даша, которую обижают сверстники. Она не рассказывает родителям об этом, переживая случившееся наедине с собой. Но однажды мама Даши увидела, как дочь плачет, и выяснила, что другие дети делали ей больно во время игры. Родители беспокоятся о том, что Даша не рассказала им обо всем сразу и не попросила помощи, а еще, что позволила товарищам так обращаться с собой.

Тогда мама рассказала Даше сказку о Коте, Петухе и Лисе и инициировала совместное ее обсуждение, задавая различные вопросы. В частности, что сделал Петух, чтобы спастись? Почему Кот помог Петуху?

Сказкотерапия для детей позволяет сформировать идею решения проблемы, которую ребенок вправе принять на вооружение либо продолжать искать другой путь. Стоит понимать, что все ребята разные. Один обладает усидчивостью и может долгое время концентрироваться на одной деятельности, другой очень активен и постоянно находится в движении. Кто-то любит выдумывать фантастические истории, кто-то – собирать пазлы или играть на музыкальном инструменте.

Именно совокупность приемов сказкотерапии с учетом особенностей каждого ребенка позволит найти оптимальный подход для решения различных ситуаций, с которыми дети сталкиваются или могут столкнуться в жизни. Такие методы «проживания» историй сказочных героев способны изменить детское мировоззрение и показать новые способы взаимодействия с окружающим их миром.

Сегодня сказкотерапия для детей активно применяется в детских садах. Педагоги помогают воспитанникам побороть свои страхи, найти необычные пути решения проблемы, увидеть что-то совершенно новое в такой знакомой реальности, открыть для себя интересные возможности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw