Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Социализация в школе
Главная > Блог > Социализация в школе и ее роль в формировании личности ребенка
30.08.2024
721
Время чтения: 16 минут

Социализация в школе и ее роль в формировании личности ребенка

О чем речь? Социализация в школе – процесс вхождения учащихся в социум, усвоения моральных принципов, ценностей и навыков через общение с учителями и сверстниками. Каждый ребенок проходит его: одни успешно, другие с преградами на пути.

На что обратить внимание? Основные проблемы социализации школьников – конфликты среди учащихся, недостаток эмоциональной поддержки или исключение из социальных групп. Чтобы помочь ребенку преодолеть эти трудности, важно поддерживать его, обсуждать возникающие ситуации, в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста.

Что такое социализация детей

Социализация личности – это многосторонний процесс, представленный педагогическими (воспитание и самовоспитание) и социальными (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействиями. Они выражаются во взглядах и обнаруживаются в поступках человека. Педагогические воздействия находятся в тесной связи с социальными, вместе оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на индивидуума.

Социализация в школе

Социализация ребенка выражается в его способностях взаимодействовать с окружающей средой. Термин «социализация» начали использовать в XIX веке, его ввели в обиход американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, так специалисты назвали развитие личности под воздействием среды.

Социализация детей состоит из следующих этапов:

  1. Младенчество (умения, приобретаемые мальчиками и девчонками в возрасте до одного года).
  2. Раннее детство (от одного до трех лет).
  3. Дошкольный возраст (то, чему учатся дети в возрасте от трех до шести лет).
  4. Младший школьный возраст (от шести до десяти лет).
  5. Младший подростковый возраст (способности, проявляющиеся в возрасте от десяти до двенадцати лет).
  6. Подростковый период.

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

  • обрести новых друзей, найти выход из конфликтных ситуаций;
  • вести себя смело даже в самой нетипичной для него обстановке;
  • поступать уверенно;
  • звать других на помощь, оказывать поддержку окружающим;
  • получать знания, овладеть навыками командной работы.

Социализация представляет собой процесс и результат приобретения и воссоздания индивидуумом социального и культурного опыта, характерного для данного общества, социальной общности, группы. Другими словами, это усвоение и воспроизведение ценностей, норм, чьих-либо моделей поведения.

5 средств социализации школьников

Как дети изучают систему знаний, норм и ценностей? Далее речь пойдет о средствах, с помощью которых осуществляется социализация в школе:

Социализация в школе

  1. Навыки, вырабатываемые в повседневной жизни. Еще в малолетнем возрасте у ребенка формируется умение обслуживать себя. Он учится употреблять пищу, умываться, приводить в порядок волосы, следить за гигиеной ротовой полости, завязывать шнурки, поддерживать чистоту в жилище. По мере взросления ребенку необходимо давать больше свободы и возможности совершать дела самому, без посторонней помощи.
  2. Элементы духовной деятельности. Ребенок изучает систему ценностей, характерную для общества, через книги, песни, фильмы, памятники, музейные экспонаты. Социализация в школе происходит на уроках, к примеру, литературы: учащиеся замечают сходство между собой и персонажами прочитанных произведений, обнаруживают ответы на интересующие вопросы. Так дети учатся думать и размышлять, оценивать поведение героев в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
  3. Образование. Для социализации человека в школе огромное значение имеет уровень образования в стране. Дело в том, что эффективность обучения напрямую влияет на то, насколько конкурентоспособным и полноценным членом социума вырастет ребенок. Если получение полноценного образования невозможно (например, такое наблюдается в селах и деревнях), это приводит к плохим последствиям: ребенок изучает и получает лишь некоторые ценности, так как вне рамок развиваться не может.
  4. Коммуникация на начальных этапах развития. Ученым известно, что люди, прожившие вне социума первые 3,5–6 лет жизни, не способны изучить человеческий язык, передвигаться прямо, осмысленно взаимодействовать с окружающими. Это говорит о значимости первых лет жизни ребенка для его развития.
  5. Способы вознаграждения и наказания. Методы воспитания особенно важны в социализации детей в начальной школе.

Поощрение нацелено на стимулирование личностного роста и развития ребенка. По сравнению с наказанием этот метод является более действенным. Поощрение приносит радость, поднимает самооценку, ребенок становится более дисциплинированным, серьезным. Если чаще хвалить, чем наказывать, это поспособствует эффективной социализации учеников младших классов.

Какую роль играет школа в социализации ребенка

Социализация учащихся в школе важна потому, что ребенок в обязательном порядке должен посещать учебное заведение. Причем он проводит там очень много времени. К тому же школа – это одна из важнейших моделей социального мира. Дело в том, что в данном учреждении дети постигают законы, по которым живут взрослые.

Ребенок учится строить отношения с другими людьми, выполнять социальные роли и так далее, при этом не выходя за рамки канонов. Школьная социализация происходит в первую очередь благодаря необычной атмосфере школьной жизни, а также при помощи откровенных разговоров с педагогами, за счет бесед с другими ребятами, публичных выступлений.

Социализация в школе

Социализация в современной школе достигается с помощью всех ее механизмов. Поэтому учебное заведение может воздействовать не только на детей, а также и на жизнь социума в целом. Далее перечислены наиболее важные направления среди фундаментальных механизмов школьной социализации:

  • социально-психологическое – заключается в неосознанном овладении учащимися нормами социального поведения, желании быть похожими на того человека, чей образ им пришелся по душе, неосознанной идентификации себя с кем-либо (или группой);
  • социально-педагогическое – суть этого направления выражается в приобретении ребенком общепринятых социумом образцов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

То есть в течение периода, проведенного в стенах школы, ребята не только овладевают важнейшими знаниями, но и осознанно или невольно учатся выполнять новые социальные роли, следовать моральным нормам и ценностям.

Факторы социализации в школе

Социализация подростков в школе становится действенной при:

  • создании эмоционально благоприятного микроклимата в классе;
  • отсутствии психических расстройств детей;
  • обеспечении положительных условий для социализации учащихся;
  • осуществлении психолого-педагогического отслеживания показателей развития, здоровья и воспитания ребят;
  • организации совместной деятельности учителей и родителей;
  • выстраивании успешных партнерских отношений, желании трудиться в социально-ориентированном направлении.

Социализация в школе

Социализация обучающихся в начальной школе будет успешной, если соблюдены следующие условия:

  1. Отношения между взрослыми и детьми налажены, они выстроены на основе гармонизации подлинных, общечеловеческих ценностей.
  2. Дети причастны к социально значимым отношениям.
  3. Права учащихся не нарушаются, они обеспечиваются на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического контроля.

Успешность социализации заключается в умении детей совершать поступки в новых для них ситуациях.

Как проходит социализация в начальной школе? Стоит отметить, что самым важным агентом социализации детей является учитель. Так как именно он становится образцом для подражания: его культура, индивидуальные качества, свойства характера, педагогическое мастерство, отношение к ребятам могут оказать как положительное, так и негативное воздействие на процессы социализации школьника.

Социально-педагогическая работа представляет собой системную деятельность, которая нацелена помочь ребенку сформировать хорошие отношения в школе, в семье, в обществе; в организации себя.

Социально-педагогическая деятельность может привести к положительным результатам только при соблюдении следующих условий:

  • выявлен и привлечен круг общения ребенка;
  • учителем проведена диагностика, способная помочь всесторонне изучить личность ребенка;
  • имеются социальные педагоги;
  • учебному заведению присущи открытость и человечность.

Основные проблемы социализации в школе

Школа является важнейшим механизмом социализации детей. Однако нельзя не признать тот факт, что школьная социализация на сегодняшний день имеет явную проблему: современные подходы к социализации личности ребенка в школе основываются на теоретически-просветительском аспекте, при этом не обращается внимание на внешнее социальное воздействие.

Социализация в школе

Для решения проблемы, которую имеет социализация в школе, эксперты предлагают:

  • постепенно добавлять в систему работы учебных заведений психолого-педагогическое проектирование социального развития индивидуума;
  • создавать благоприятные условия для увеличения социально-коммуникативной активности детей;
  • построить целостную систему воспитательных воздействий семьи и образовательного учреждения.

Участие школы в социализации детей будет эффективным при использовании современных социальных программ в теории и практике социального воспитания юного поколения.

Особенности социализации в условиях домашнего образования

Социализация детей младшего школьного возраста не обязательно происходит в стенах учебного заведения. Если ребенок по каким-либо причинам постигает знания дома, «агентами социализации» могут быть:

  1. Близкие люди.
  2. Друзья по различным кружкам и секциям.
  3. Сборы «хоумскулеров» (родители детей, которые получают знания и навыки не в школьной среде, а дома, договариваются свободное от учебы время проводить вместе, таким образом осуществляют социализацию мальчишек и девчонок).
  4. Детские оздоровительные лагеря.

Многие ошибочно полагают, что ребенок, не посещающий детский сад, скорее всего, вырастет необщительным. По мнению специалистов, интроверт — это тип личности, и социализация в этом случае особо важной роли не выполняет. Если ребенок родился скромным и не проявляет большого интереса к общению со сверстниками, он останется таким и в детском саду (школе).

Часто задаваемые вопросы о социализации в школе

Какие навыки приобретает ребенок благодаря социализации в начальной и основной школе?

Благодаря социализации в школе ребенок овладевает коммуникативными навыками, учится трудиться в коллективе, решать проблемы даже в самых сложных ситуациях, проявлять сочувствие к чужому горю.

Социализация в школе

Как социализация школьников в школе помогает развивать индивидуальные качества?

Социализация в школе способствует пониманию своей роли в обществе, получению навыков социального взаимодействия, определению своего места в коллективе. Все это помогает становлению личности.

Каким образом можно улучшить результативность социализации в школе?

Чтобы социализация в школе привела к максимально хорошим показателям, нужно добиться комфортных условий для совершенствования социальных навыков, организовывать тренинги, нацеленные на развитие эмпатии, и занятия по конструктивному взаимодействию. А еще ребенок должен доверять и родителям, и учителям, ощущать их поддержку.

Социализация в школе – это очень важный процесс в жизни ребенка. Трудно переоценить ее роль в становлении личности каждого ученика. Школа закладывает основу для будущего успеха и хорошего развития индивидуума в обществе.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw