Тьюторское сопровождение как метод адаптации ребенка
Сохранить статью:
О чем речь? Феномен тьюторского сопровождения возник как ответ на внедрение инклюзивного образования. Согласно российскому законодательству, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в обычных школах. И для них необходим тьютор.
Кому подходит? Стоит отметить, что тьюторское сопровождение требуется далеко не всем детям с ОВЗ. Но это вовсе не значит, что он решает только бытовые вопросы вроде помощи с посещением санузла. Так чем же на самом деле занимается тьютор?
-
- Кто такой тьютор и в чем его отличия от других специалистов
- В чем различия между тьютором и дефектологом
- В чем отличие коуча и тьютора
- В чем различия между психологом и тьютором
- В чем отличие тьютора от репетитора
- В чем различия между наставником и тьютором
- Индивидуализация ребенка в школе как ключевая задача тьюторского сопровождения
Кто такой тьютор и в чем его отличия от других специалистов
Тьютор, обеспечивающий сопровождение в школе – это специалист, который в рамках своей профессиональной деятельности исследует интересы ребенка и создает благоприятную среду для его развития. Он ориентирован не только на учебную программу и образовательный стандарт, но и на индивидуальные потребности ученика. Тьютор стремится согласовать познавательные запросы ребенка с интересами и возможностями его семьи, создавая гармоничную и продуктивную обучающую среду.
Для лучшего понимания функций и задач тьютора в образовательном процессе стоит выделить его из числа других специалистов, занимающихся формированием личности и работой с учащимися.
В чем различия между тьютором и дефектологом
Тьюторы могут быть ошибочно приняты за педагогов-дефектологов, но их сферы деятельности и задачи отличаются друг от друга.
Задача дефектолога заключается в анализе индивидуальных особенностей психофизического состояния ребенка, его системы восприятия и темперамента с целью восстановления или коррекции отсутствующих функций. К примеру, педагог-дефектолог может обнаружить у слабовидящего ребенка способности в области художественного творчества и направить развитие в данное русло.
Таким образом, дефектолог выступает в роли аналитика, который использует свои знания и опыт для оценки потенциала и способностей каждого ребенка с целью максимально эффективной коррекции нарушений в развитии.
Тьюторы занимаются созданием событий, которые влияют на образ мыслей и представление о будущем, а также развивают навыки креативного мышления и побуждают к саморазвитию. Они владеют различными методиками и техниками работы в пространстве субъективной реальности, используя, например, игровые и творческие задания, медитацию и визуализацию. Все это позволяет тьюторам помогать детям раскрыть свой потенциал и изменить жизнь к лучшему.
Новейшие исследования в области эпигенетики утверждают, что гены не являются единственным фактором, влияющим на нашу жизнь и развитие. Независимо от унаследованных задатков всегда есть место для потенциала. Взаимодействие с новым окружением, другими людьми и иными способами может существенно изменить будущее. Одна из главных целей тьюторского сопровождения в саду и школе заключается в том, чтобы открыть двери учащимся к такому взаимодействию.
В чем отличие коуча и тьютора
Коуч и тьютор – две разные профессии, которые имеют свои особенности. Главное отличие между ними заключается в том, с кем они работают. Коучи обычно работают со старшими подростками и взрослыми, а тьюторы – с детьми. Кроме того, задачи коуча и тьютора также отличаются.
Коуч работает с людьми, которые уже определили свои цели и нуждаются в помощи в их достижении. Он дает жесткие установки и подталкивает к движению вперед. Тьютор же помогает детям понять, чего они хотят, и развивает у них способность самостоятельно принимать решения. Его методы более мягкие и направлены на подталкивание к самостоятельности, особенно в ситуациях неопределенности.
В чем различия между психологом и тьютором
Существует несколько различий между школьным психологом и тьютором. Психолог обычно работает с конфликтными ситуациями, оказывая психологическую помощь детям и взрослым с помощью специальных методов.
В свою очередь, тьютор помогает детям определиться с выбором и развить свои личностные качества. В школьной среде тьютор – это прежде всего педагог, который прошел соответствующую переподготовку и использует специальный педагогический инструментарий для своей работы. Некоторые тьюторы могут также иметь дополнительный диплом психолога, но его использование в тьюторском сопровождении не является обязательным.
В чем отличие тьютора от репетитора
Репетитор работает над улучшением знаний ученика в конкретном предмете в рамках определенной программы. В то время как тьютор помогает детям развивать свои способности и учит брать на себя ответственность за свое образование.
Тьютор не объясняет сложные темы и не принуждает к учебе, а создает среду для развития и доносит до обучающегося, что каждое его действие и бездействие имеет огромное значение и последствия. Тьютор помогает ученику понять, каким образом он может использовать свои сильные стороны и таланты, чтобы достичь успеха в учебе и в жизни.
В чем различия между наставником и тьютором
Наставник и тьютор – две профессии, связанные с образованием и помощью детям в учебе. Хотя их задачи пересекаются, есть и отличия.
Наставник помогает ребёнку преодолеть трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения. Он может работать над проблемами с планированием времени, освоением отдельного предмета, самоконтролем и мотивацией. Наставник реагирует на трудности, а не пытается предотвратить их заранее.
Тьютор, в свою очередь, помогает ребёнку прокладывать индивидуальный путь образования. Это означает, что он помогает ему выбрать курсы, которые будут соответствовать его интересам и потребностям. Он может помочь с формальным обучением, которое связано с получением установленных документов (аттестат, диплом), а также с неформальным, которое направлено на удовлетворение личных интересов.
Формальное обучение всегда ограничено по времени и может быть основным (получение школьного аттестата) или дополнительным (диплом музыкальной школы или художественной школы). Неформальное обучение может происходить в форматных мероприятиях, таких как лагеря, экскурсии, дискуссионные клубы, мастер-классы.
на наши новости
500 000 пользователей!
Также может быть спонтанным и проходить, например, в ходе общения с эрудированным человеком. Оно не ограничено временем и может длиться на протяжении всей жизни.
Индивидуализация ребенка в школе как ключевая задача тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение в образовательных организациях направлено на работу с принципом индивидуализации. Оно помогает определить ребенку личный маршрут получения образования, в основе которого будут такие составляющие, как мотивация, индивидуальные способности и навыки, а также образовательные запросы обучающегося.
Тьютор в рамках реализации индивидуального обучения придерживается нестандартных методов педагогической практики, таких как открытость, индивидуализация, вариативность. Модель тьюторского сопровождения, основанная на индивидуальном подходе, отталкивается от возрастных и личностных качеств ученика. Специалист работает фронтально, а усвоение материала индивидуальное.
Суть этого принципа заключается в поиске адекватных методов передачи информации разным людям. Используя методику, тьютор работает с индивидуальным курсом ребенка. Это и есть тьюторское сопровождение учащегося.
Оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между двумя сторонами – сопровождающим и сопровождаемым. Результатом этой совместной работы будет определение жизненного курса, приобретение навыков самостоятельного принятия решений и осуществление соответствующих последующих действий, направленных на улучшение положения сопровождаемого.
Тьюторское сопровождение в системе образования гарантирует создание условий для того, чтобы субъект развития мог принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни.
Следовательно, мы можно утверждать, что сопровождение – это процесс взаимодействия двух субъектов в ситуации, когда один из них сталкивается с трудностями в жизни. В качестве субъекта может рассматриваться как отдельная личность, так и малая группа, социальный институт.
Тьюторское сопровождение предполагает организацию образовательного маршрута для обучающегося, основанного на регулярном отражении его успехов в соответствии с личными интересами и стремлениями. Таким образом, тьюторское сопровождение в педагогике – это учебно-воспитательная связь, когда обучающийся совершает определенные действия, а тьютор создает подходящие условия для их успешного выполнения.
В рамках тьюторского сопровождения в ДОУ и школе обучающийся занимается самостоятельным поиском оптимально подходящих методов обучения и выполнения различных заданий. При этом найденные способы обязательно обсуждаются с сопровождающим.
Основная цель сопровождения – дать понять ребенку, что использовать различные источники и инструменты образования, а также всевозможные средства для достижения поставленных целей очень важно, так как они являются ценными и при этом общедоступными.
План методов образования составляется и прорабатывается на нескольких занятий для того, чтобы расширить имеющуюся план-карту за счет добавления в нее все новых средств. При этом карта может корректироваться и на следующем этапе тьюторского сопровождения – реализации намеченного плана. Карта образовательного маршрута может содержать множество точек, таких как:
- библиотеки;
- книги;
- статьи;
- индивидуальные консультации с преподавателями;
- встречи с различными специалистами;
- элективные курсы;
- анкеты-опросники для друзей и родителей;
- веб-ресурсы;
- общение в тематических чатах и так далее.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы заключается в том, что тьютором должны создаваться условия и способы, помогающие ученику обнаружить, осмыслить и реализовать свой познавательный интерес. Таким образом, ребенок выполняет определенные действия в соответствии с лично разработанными нормами, после чего это все обсуждается с сопровождающим.
Тьюторское сопровождение, принципы которого основаны на своевременно и целесообразно поставленных вопросах, умении максимально расширить или ограничить тему, а также на применении методов активного слушания – методика, позволяющая ученикам раскрыть свой потенциал и достичь поставленных целей с помощью квалифицированной помощи тьютора.
Тьюторское сопровождение в образовательной деятельности характеризуется педагогической поддержкой учащихся в самостоятельном овладении и реализации школьной программы. Взаимодействие сопровождающего с сопровождаемым направлено на:
- Сотрудничество с обязательным выражением содержательной обратной связи. Тьютор должен принимать ответы обучающихся и выражать свое отношение к ним, а также реагировать на содержание и смысл этих ответов.
- Свободное самовыражение, включающее ясное определение своей личностной позиции и выражение мыслей, чувств и потребностей с помощью дружелюбной интонации, эмоциональной вовлеченности, которая проявляется в тоне высказывания, а также аргументированности точки зрения и доказательств.
- Собеседника. При тюторском сопровождении обучения важно выразить позитивное отношение к достижениям ученика, уважение к его чувствам и переживаниям, а также проявить эмоциональную вовлеченность и эмпатию. Также очень важны поддерживающие и утверждающие высказывания с использованием метода активного слушания, в котором выражается доброжелательное, но при этом безоценочное отношение к ребенку.
Что значит тьюторское сопровождение? Это система мероприятий, носящих не только образовательный, но и развивающий, а также воспитательный характер. Тьютор и субъекты тьюторской деятельности прибегают к этим мерам как к средству управления индивидуальным маршрутом обучения ученика.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в школе – одно из основных условий для получения такими учениками качественного образования. Всевозможные методы тьюторского сопровождения помогают детям с ограниченными возможностями здоровья из различных категорий облегчить процесс обучения и сделать его более доступным и эффективным.
Более того, согласно требованиям ФГОС, тьюторское сопровождение является обязательным условием для успешной реализации образовательной программы в учреждениях для детей с особыми потребностями в образовании. Оно помогает решить многие проблемы, связанные с организацией процесса обучения особенных детей.
В настоящее время остро стоит вопрос необходимости внедрения тьюторского сопровождения в образовательную деятельность. Это новое направление профессиональной практики в высшем образовании. В профессии тьютора сочетаются такие аспекты, как воспитание и профессиональное обучение детей. Тьютор помогает ребенку максимально раскрыть свою личность, постичь принципы современной культуры и реализоваться как субъекту своей личной жизни через формирование ценностей и мотивов.
Следовательно, особенности тьюторского сопровождения в первую очередь заключаются в организации образовательного пути учащегося, построенного на непрерывном рефлексивном сопоставлении достижений ребенка с его стремлениями и интересами. На начальных ступенях образования тьютор или другой педагог, который выполняет тьюторские обязанности, действует как наставник ребенка, который вводит его в образовательное окружение школы.
Технология тьюторского сопровождения, в том числе и в инклюзивном образовании, помогает ученикам развивать свою образовательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения. С помощью этой технологии возможно развивать базу знаний, необходимых для выбора наиболее подходящей стратегии обучения. Она также позволяет выбрать наиболее эффективные методы обучения из доступных вариантов.
Тьюторское сопровождение детей с РАС в школе, а также обучающихся с ОВЗ является новой, а потому непривычной для нашей страны образовательной методикой. Тьюторы сравнивают образование с конструктором лего, где каждый ученик может собрать свой собственный набор знаний, способов их применения и навыков, необходимых именно ему.
Такой индивидуальный подход особенно актуален в быстро меняющемся мире. Через развивающую образовательную среду тьюторы помогают школьникам научиться принимать решения и действовать в условиях неопределенности, что является важным навыком в нашей эпохе.
Родители также могут овладеть тьюторскими навыками и инструментами, которые позволят им лучше понимать и поддерживать своих детей на их образовательном пути.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: