Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Учебная самостоятельность: понятие и пути развития
Главная > Блог > Учебная самостоятельность: понятие и пути развития
21.04.2023
1170
Время чтения: 16 минут

Учебная самостоятельность: понятие и пути развития

Что это такое? Учебная самостоятельность – важное качество для ребенка. Обладая этим навыком, учащийся сам ставит себе цели, намечает план их достижения и прикладывает все силы к желаемому результату.

На что обратить внимание? Однако сама по себе учебная самостоятельность не возникает. Учителям и родителям необходимо прикладывать усилия, чтобы дети смогли развить в себе это качество.

Оглавление:
  1. Понятие учебной самостоятельности
  2. Как педагогу развить учебную самостоятельность у детей
  3. Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста
  4. Роль родителей в развитии учебной самостоятельности детей
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие учебной самостоятельности

Что принято понимать под самостоятельностью? В первую очередь независимость и свободу от внешних влияний и принуждений, а также от посторонней помощи и поддержки. Самостоятельностью является обладание инициативой, решительностью и способностью к независимым суждениям и действиям.

Учебная самостоятельность

Если рассматривать самостоятельность детей в школе, то на первый план выходит их учебная самостоятельность на уроке. Учитель хочет видеть в своих учениках инициативность, умение быстро и хорошо ориентироваться в учебном материале, способность научиться оценивать свои возможности, а также не испытывать чувства страха перед новыми знаниями.

Что же мы можем понимать под учебной самостоятельностью школьников?

Опираясь на мнение советского и российского ученого в области педагогики Н. Ф. Виноградовой, мы можем отметить, что к учебной самостоятельности школьника можно отнести умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне («Делай вот это…», «Делай вот так…»).

У человека присутствует потребность выполнения действий, опираясь на свои осознанные побуждения («Я хочу это сделать…», «Мне нужно это сделать…», «Мне интересно это делать…»). У ребенка первое место занимает интерес, инициатива, умение ставить перед собой цели, творческая направленность, познавательная активность, планирование своей работы.

Педагоги при определении степени самостоятельности учеников опираются на существующие возможности ребенка. Например, может ли он действовать по собственной инициативе, умеет ли он рассчитывать на свои силы, есть ли у него свое личное мнение.

Главные составляющие учебной самостоятельности

  • Операционно-практическая. Система технологических знаний, коммуникативных и интеллектуальных, умений.
  • Мотивационно-ценностная. Система важных ценностей, мотивов, идеалов, интересов и потребностей.
  • Эмоционально-волевая. К ней можно отнести решительность, ответственность, целеустремленность.

Формирование учебной самостоятельности должно проводится совместно с развитием мотивации к самостоятельной деятельности, а также к последовательному повышению ее уровня в перспективе. Опираясь на мнение З. Ф. Пономаревой, можно сказать, что формированию учебной самостоятельности предшествует мотив. При воспитании в учениках самостоятельности нужно принимать в расчет мотивы, которые ребенок сможет осознать и увидеть значимость результатов своего труда.

Процесс самостоятельной деятельности представляет собой триаду, состоящую из мотива, действия и результата.

Как педагогу развить учебную самостоятельность у детей

Специалисты разделяют работу над учебной самостоятельностью школьника на несколько направлений.

Поддержание инициативы и заинтересованности ученика

Основная задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес ребенка, если он проявляет инициативу и готов более детально изучить какую-то тему. Педагог должен оказывать помощь в подборе учебного материала и объяснить ребенку еще раз непонятные моменты. Важной частью системы мотивации и самооценки является ощущение ребенка, что он узнал и научился чему-то новому. Выдвижение на конкурс сможет еще больше вдохновить ученика.

Взрослые должны научить детей планировать свое время. Можно совместно составить расписание на день или неделю и написать список дел. Ученикам школьного возраста важно показать, как справляться со сложными задачами. Научить разбивать большой проект на несколько последовательных этапов поменьше.

Учебная самостоятельность

Эффективный тайм-менеджмент

Как написал в своей книге «Видимое обучение» профессор Мельбурнского университета Джон Хэтти, самостоятельное оценивание – это один из десяти ключевых факторов, который влияет на успеваемость учеников. Школьников нужно научить находить слабые места, а также оценивать свои достижения и успехи.

Они должны уметь проверять свою деятельность, находить ошибки и объективно оценивать, что именно получилось плохо, а что хорошо. Эти навыки будут в первую очередь зависеть от умения планировать свое время.

Умение поддержать креативное мышление школьника при размышлениях, идеях при поиске решения и выдвижении гипотез

Существует теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методика состоит в акцентировании внимания на работе над творческими проектами и на поиске решения какой-либо нестандартной задачи. В решении по ТРИЗ нет единственного правильного ответа и оценок.

Целью является развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи с помощью креативных идей. Перед школьниками ставится вопрос, который не имеет однозначного и правильного ответа. Подобные проблемы касаются широкого круга вопросов, а не только учебы.

Примеры: как помочь новому ученику в классе почувствовать себя комфортно, предложите методы борьбы с мусором из пластика в мировом океане, какой был бы финал у сказки о рыбаке и рыбке, если бы старик не передавал рыбке указания старухи.

Главным правилом при работе с задачами такого типа для родителя и учителя является отсутствие критики. Взрослый должен не только оказывать поддержку при проявлении ребенком инициативы и высказывании смелых идей, но и помогать ему непредвзято их оценивать.

Учебная самостоятельность

Развитие самостоятельности при дистанционном обучении

Развитие учебной самостоятельности школьника при дистанционном обучении является ключевым фактором для достижения хорошего результата во время учебы. Планирование своего времени — это первое, что должен уметь ребенок. Таким образом это будет помогать ученику расставить приоритеты, не запутаться в делах и не упустить главные задачи.

Педагог может составить шаблон распорядка и отправить ученикам, чтобы они использовали его как пример. Нелишним будет подготовить список дополнительных учебных материалов, включающий в себя интересную анимацию и познавательные видеоролики. С их помощью ученики смогут более подробно изучить тему онлайн-урока.

Существует методика перевернутого класса, которую можно использовать время от времени. Суть этой методики заключается в том, что материал для изучения ученикам предоставляется заранее. На уроке преподаватель уже переходит к закреплению материала, изученного детьми.

Данная методика позволяет детям больше работать самостоятельно и проанализировать результаты своей деятельности. Таким образом у учителя появляется возможность работать в малых группах и индивидуально, пока ученики легче усваивают материал и чувствуют себя более успешными, когда самостоятельно работают над учебной программой дома.

Для поддержания связи с учениками и упрощения организационных моментов для командной работы можно использовать различные программы, предназначенные для совместного ведения проектов. Одной из них является Google Docs. В ней школьники могут одновременно работать над одним файлом, что очень удобно при выполнении группового задания. Учитель может в процессе работы или после оставлять свои комментарии и акцентировать внимание на недоработках.

При дистанционном формате обучения важным фактором в работе учителя является способность отмечать инициативу учеников и давать развернутые ответы и комментарии на их вопросы. Таким образом они будут больше уделять внимания дисциплине при выполнении заданий и научатся чувствовать ответственность за их выполнение.

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Педагогу необходимо создать условия для развития и повышения уровней учебной самостоятельности школьников младшего возраста. Полагаясь на исследования в этой области, следующие условия можно отнести к максимально эффективным в работе педагога и способствующим формированию учебной самостоятельности.

Учебная самостоятельность
 
  • Выбор таких заданий, результат которых ученики могут проверять самостоятельно или друг у друга под контролем учителя. Данная методика будет эффективна в 3-4-х классах.
  • Использование игр для детей младшего школьного возраста при образовательном процессе. К наиболее эффективным относят соревновательные, предметные и сюжетные игры.
  • Не стоит ругать учеников за ошибки и недочеты, которые были допущены в ходе выполнения задания. Педагог должен спокойно спросить, что именно было непонятно при выполнении работы и объяснить ребенку еще раз сложные для него моменты. Хорошо может замотивировать на самостоятельную работу элементарная похвала.
  • К стимулированию мотивации учеников для самостоятельного выполнения задач хорошо подойдут такие мероприятия, как выставки, субботники или различные конкурсы. Также можно провести классный час с интересной темой для разговора.
  • Использование при обучении различного наглядного материала (плакаты, графики или схемы), которыми ребенок может воспользоваться самостоятельно и найти нужную информацию для выполнения задания.

В процессе выполнения домашней работы учебная самостоятельность ребенка проявляется наиболее выражено.

Большинство родителей контролируют процесс решения задач и стремятся добиться более высоких оценок. В этом случае у ребенка теряется возможность учиться на своих ошибках. Таким образом школьник может утратить мотивацию к самостоятельному выполнению работы и все чаще будет прибегать к помощи сверстников, родителей или использовать смартфоны для поиска нужной информации.

По результатам работы психологов, у многих школьников была отмечена проблема страха ошибок и появление неуверенности в своих силах. Поэтому важно, чтобы ребенок выполнял домашнюю работу и другие учебные задания самостоятельно, не боялся ошибаться и учился работать над своими ошибками.

Роль родителей в развитии учебной самостоятельности детей

Родителям на заметку:

  • Формируйте у ребенка навык самоконтроля при выполнении учебных заданий. Покажите ему, как можно запомнить содержание учебного параграфа, как работать со словарем для проверки слов и проверить правильность математических вычислений. Составьте вместе схемы самопроверки, которыми ребенок может пользоваться дома и в школе.
  • Не стоит контролировать каждое действие школьника. Тотальный контроль со временем может перерасти в перекладывание ответственности с ребенка на взрослого, и причинами невыполнения домашней работы будут «мама не уследила» или «бабушка не сказала».

Отдайте предпочтение вопросам, которые помогут ему задуматься и спланировать дальнейшие действия. Например, какие планы после школы? Что ты будешь делать вначале? Домашнюю работу по какому уроку ты будешь делать в первую очередь? Школьнику потребуется время, чтобы подумать и проанализировать свои дальнейшие действия. Ему нужно дать понять, что успех в учебе зависит только от него, а не от усилий родителей.

  • Похвала — это важно. Хвалите ребенка за проявление инициативы при выполнении учебных задач. Не оставляйте без внимания самостоятельный поиск дополнительного материала к уроку, решение задачи нестандартным способом, появление нового способа запоминания информации и другие важные моменты.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у школьника были памятки для выполнения различных заданий. Вы можете сделать их совместно и проработать с ребенком темы, которые ему непонятны. Можно составить схему, нарисовать рисунок или придумать свой вариант для лучшего запоминания информации.

Учебная самостоятельность – это главное и важное качество личности школьника. Родителям и педагогу требуется создать нужные условия, которые будут способствовать ее формированию. У школьников младших классов основным видом деятельности является учеба, поэтому в этом возрасте важно своевременно принять меры для формирования учебной самостоятельности.

Целью развития учебной самостоятельности является приобретенный навык ребенка без посторонней помощи выполнять учебные задания в классе и дома, а также ставить перед собой новые цели для достижения.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw