Задержка психического развития у детей: виды, диагностика, коррекция
Сохранить статью:
Проблема. Задержка психического развития у детей приводит к тому, что они не усваивают материал, предназначенный для их возраста, не обладают необходимым минимумом знаний и навыков.
Решение. Если в соответствии с заключением ПМПК возможна коррекция состояния ребенка, то специально организованное обучение с привлечением узких специалистов, таких как логопед, психолог и дефектолог, может помочь прийти в норму. Обязательным условием для этого является включенность родителей в процесс.
Общая характеристика задержки психического развития у детей
Термин «задержка психического развития у детей» (сокращенно ЗПР) обозначает поддающиеся исправлению отклонения в развитии интеллекта, эмоциональной сферы и способности к осознанным действиям, которые приводят к появлению трудностей в процессе обучения.
С такими нарушениями сегодня рождается около 15-16 процентов детей от общего количества новорожденных. Чаще ЗПР относят к психолого-педагогическим категориям, но иногда причина может быть физиологического свойства, поэтому к лечению обязательно подключаются педиатры и детские неврологи.
По причине того, что психические функции развиваются разными темпами, говорить о задержке психического развития ребенка специалисты могут не раньше возраста 4 или 5 лет. Наиболее часто заключение делается, когда ребенок начинает учиться в школе.
К возникновению ЗПР, которое является по сути нарушением нейробиологических связей мозга, приводит сочетание многих факторов. Поговорим об основных биологических и социальных причинах данного явления.
Чаще всего проблемы задержки психического развития детей развиваются из-за:
- Патологий течения беременности и развития заболеваний: краснухи, трепонемы, токсоплазмы, цитомегаловируса, листерии, герпесной инфекции, СПИДа. Нарушение функционирования плаценты, алкоголь, наркотики, курение, отравление ядовитыми веществами, тяжелыми металлами, радиационное воздействие также способствуют ЗПР.
- Факторов перинатального периода: недоношенности, гипоксии, внутричерепных кровоизлияний, нарушения гомеостаза, менингита, травм головного мозга, энцефалита.
- Тяжелых соматических патологий малыша: рахита, нейроинфекций, гриппа, эпилепсии.
У ЗПР могут быть и наследственные корни. Иногда этот диагноз фиксируется у представителей разных поколений в одной семье. Неизбежно ЗПР сопровождают такие генетические заболевания, как синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.
Задержку в развитии вторичного типа могут вызвать нарушения функций зрения и слуха. Среди причин называют речевые дефекты, недостаток коммуникаций и сенсорной активности.
Отставание в умственном развитии и слабоумие развиваются вследствие аномалий в формировании головного мозга:
- микроцефалии или недостаточного размера мозга;
- гидранэнцефалии − полного или частичного отсутствия одного или обоих полушарий мозга;
- лиссэнцефалии − недоразвития головного мозга;
- понтоцеребеллярной гипоплазии − гипоплазия мозжечка.
Зачастую развитие ЗПР связано с нарушенным обменом веществ или выработкой ферментов (фенилкетонурией). Явление послеродовой умственной отсталости у деток бывает обусловлено распадом эритроцитов (красных кровяных телец) − гемолитическим заболеванием младенцев. Причиной может являться резус-конфликт матери и эмбриона, который провоцирует серьезные нарушения функций коры и нейронных узлов, находящихся под корой головного мозга.
К социальным факторам ЗПР относят гипер и гипоопеку, дефицит взаимодействия с людьми (такое случается с детьми-инвалидами), авторитарность (требование беспрекословного подчинения взрослым). Негативное влияние окружения приводит к ЗПР, когда зафиксированы физиологические нарушения в развитии ребенка.
Виды задержки психического развития у детей
Психологи, специализирующиеся на этом направлении, выделяют различные формы задержки психического развития детей. Например, существует этиопатогенетическая классификация К.С. Лебединской, определяющая следующие типы ЗПР.
- ЗПР конституционального генеза
Возникает вследствие замедленного формирования ЦНС. Проявляется в виде гармонического психического и психофизического инфантилизма. Для психического характерно поведение ребенка, как если бы он был младше по возрасту, а психофизическое сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере и физическом развитии.
По антропометрическим данным и характеру поведения они отстают от сверстников: не могут контролировать эмоции, ведут себя слишком непосредственно, не могут концентрировать внимание. Больше хотят играть, чем учиться (даже будучи школьниками).
- ЗПР соматогенного генеза
Может возникать после тяжелых и длительных соматических заболеваний малыша, которые, безусловно, негативно сказываются на созревании центральной нервной системы. Истории болезней детей, у которых наблюдается соматогенная ЗПР, часто содержат записи о бронхиальной астме, хронической диспепсии, сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, пневмонии. Детство их проходит в закрытых отделениях больниц, где получение чувственного опыта ограничено.
Такие дети демонстрируют астенический синдром, плохую работоспособность, малый объем памяти, неважную концентрацию, гиперактивность или заторможенность в момент переутомления, отсутствие многих навыков, необходимых в жизни.
- ЗПР психогенного генеза
Возникает из-за неблагоприятных социальных условий, в которых находится ребёнок (безнадзорности, гиперопеки, жестокого обращения). Если внимания недостаточно, то развиваются признаки психической нестабильности, импульсивности, интеллектуального отставания. Чрезмерная опека приводит к безынициативности, эгоизму, неспособности проявлять волю, целеустремленность.
- ЗПР церебрально-органического генеза
Возникает по причине нетяжелых органических поражений мозга и негативно отражаются на становлении отдельных психических сфер или фрагментарно проявляются в разных областях психики. Данный тип отличает недосформированность эмоционально-волевых характеристик и способности к обучению, которые проявляются, как отсутствие заинтересованности, безучастность, низкий уровень притязаний, сильная внушаемость, плохое воображение, наличие бесконтрольности в движениях.
Характеристика детей с ЗПР
Уровень интеллекта
Особенностью детей с задержкой психического развития является небольшое снижение интеллекта, но все же нарушения касаются всех интеллектуальных процессов: восприятия, памяти, мышления, концентрации и речи.
Для восприятия детей с ЗПР характерны замедленность, фрагментарность, неточность. Одни органы чувств могут анализировать объекты лучше, другие хуже, в связи с чем возникают проблемы с формированием целостных картин воспринимаемой реальности.
Как правило, труднее воспринимается информация на слух, поэтому при обучении детей с задержкой психического развития желательно сочетать словесную подачу материалов с наглядными учебными пособиями.
Ребенок с ЗПР не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете или теме, он легко отвлекается на посторонние вещи, движение и звуки. Концентрация неустойчива, поверхностна и кратковременна. От усталости, возникающей при необходимости сосредотачиваться на занятии, в поведении детей с задержкой психического развития проявляется синдром гиперактивности и потеря внимания.
Если говорить о памяти, то у таких детей она обладает мозаичным эффектом запоминания информации, слабым уровнем избирательности, недостатком мышления в процессе воспроизведения изученного материала. У них лучше развивается наглядно-образная память, чем вербальная.
Наглядно-действенное мышление преобладает над образным, так как дети с ЗПР неточно воспринимают информацию. Еще больше трудностей они испытывают в сфере абстрактно-логического мышления, помощь взрослого здесь обязательна. Им трудно проводить анализ и синтез, сравнивать, оценивать, обобщать, строить цепочки событий, делать умозаключения, подводить итог.
Речевой статус
При задержке психического развития дети произносят многие звуки с искажением, нарушается слуховая дифференциация, словарный запас сильно ограничен. Имеются трудности с произвольным контролем за правильным составлением предложений, связностью речи, речевой инактивностью. ЗПР обычно сопровождают задержка речевого развития, полиморфная дислалия, нарушения письма (дисграфия и дислексия).
Сфера эмоций
Для личностной сферы детей с ЗПР характерны эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы от грусти к смешливости, внушаемость, отсутствие инициативы, слабая воля, инфантильность. Ребенок может демонстрировать состояние аффекта, агрессию, желание конфликтовать, высокую обеспокоенность.
Таким детям трудно общаться, поэтому чаще они играют отдельно, отстраняются от других, не участвуют в общих играх. Кроме того, деятельность детей с задержкой психического развития однообразна и стереотипна, в игре отсутствует развернутый сюжет из-за слабого воображения. Также они часто нарушают правила в общих играх, выходят из игры. Мелкая моторика отличается неловкостью, недостаточной координацией. Склонности к тикам и гиперкинезам.
на наши новости
500 000 пользователей!
Необходимо отметить, что добиться компенсации и обратимости процесса задержки психического развития можно исключительно с помощью специальных программ обучения и воспитания.
Диагностика задержки психического развития у детей
Диагностировать задержку психического развития ребёнка можно, только проведя всестороннее обследование специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в состав которой должны войти детский психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр.
Комиссия делает выводы на основе:
- сбора и изучения анамнеза, анализа условий проживания;
- нейропсихологического тестирования;
- диагностики речевых функций;
- изучения медицинских документов;
- беседы с ребенком, исследования состояния интеллекта и эмоционально-волевых характеристик.
Проведенная диагностика дает основания для вынесения членами ПМПК заключения о том, действительно ли у ребенка имеется задержка психического развития. В соответствии с выводами комиссии будет организовано обучение и воспитание ребенка с задержкой психического развития в специальном образовательном учреждении.
Выявление физиологических причин ЗПР берут на себя медицинские специалисты, в первую очередь, педиатр и детский невролог. Могут быть назначены инструментальные виды обследований, включающие ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка. Детям, которых проверяют на наличие олигофрении и аутизма, проводят дифференциальную диагностику.
Коррекция задержки психического развития
Главным условием успешного лечения является раннее обнаружение ЗПР. Выявить степень психических нарушений помогает тестирование, в ходе которого ребенок должен справиться с обычным школьным заданием в соответствии со своим возрастом. Задержка психического развития корректируется с помощью изменения метода обучения, соответствующего уровню развития ребенка. Это важно для получения ребенком возможности быть включенным во все сферы жизни общества.
Если умственное отставание возникло вследствие гипотериоза, резус-конфликта, фенилкетонурии, то может предлагаться этиологический метод лечения ЗПР, когда используются гормональные препараты, переливание крови, специальная безбелковая диета. Но все же это достаточно редкие случаи.
При нарушениях интеллектуального развития прибегают к симптоматической терапии. Лечение предполагает снижение интенсивности психических отклонений с применением нейролептиков и лекарств, помогающих стабилизировать настроение ребенка. Это способствует коррекции поведения.
Кроме того, для снижения тревожности, уменьшения кризисных состояний, улучшения сна используются психоактивные вещества, имеющие в составе транквилизаторы. К сожалению эти вещества обладают негативными побочными эффектами (мышечная слабость, сонливость, нарушение координации движений и речи, снижение остроты зрения), что при длительном применении влияет на состояние памяти и внимания. Может развиться антероградная амнезия.
С корректировкой задержки психического развития эффективнее всего справляется когнитивно-поведенческая терапия или медико-коррекционная педагогика. Помощь детям с задержкой психического развития осуществляется в специальных школьных учреждениях и интернатах, где созданы условия, которые позволят детям адаптироваться к обычной жизни, интегрироваться в общество.
Следует уточнить, что реабилитационные мероприятия для детей с ЗПР, особенно генетически обусловленной, включают не столько лечебные процедуры, сколько обучение первостепенным бытовым и социальным навыкам, необходимым в обычной жизни. Опыт показывает, что дети с небольшими нарушениями интеллекта вполне обучаемы и по истечение определенного срока обучения могут многое делать по дому, становятся самостоятельными.
Небольшое отставание в умственном развитии детей можно преодолеть, если оно диагностировано на ранней стадии и организована коррекционная работа и психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития с целью прививания им умений и навыков, обучения тому, что обычные дети могут освоить в семье. Закончив специализированную школу, ребята способны получить рабочую профессию, поступить в колледж или институт.
Необходимо серьезно относиться к профилактике задержки психического развития детей, в связи с чем тщательно планировать беременность, избегать негативных влияний на плод, и возникновения факторов, провоцирующих инфекционные и соматические заболевания новорожденных, обеспечивать благоприятные условия для развития ребенка.
При обнаружении у малыша ЗПР следует без промедления пройти диагностическое исследование, чтобы своевременно организовать коррекционную работу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: