Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Задержка психического развития у детей: виды, диагностика, коррекция
Главная > Блог > Задержка психического развития у детей: виды, диагностика, коррекция
26.10.2022
2619
Время чтения: 11 минут

Задержка психического развития у детей: виды, диагностика, коррекция

Проблема. Задержка психического развития у детей приводит к тому, что они не усваивают материал, предназначенный для их возраста, не обладают необходимым минимумом знаний и навыков.

Решение. Если в соответствии с заключением ПМПК возможна коррекция состояния ребенка, то специально организованное обучение с привлечением узких специалистов, таких как логопед, психолог и дефектолог, может помочь прийти в норму. Обязательным условием для этого является включенность родителей в процесс.

Оглавление:
  1. Общая характеристика задержки психического развития у детей
  2. Виды задержки психического развития у детей
  3. Характеристика детей с ЗПР
  4. Диагностика задержки психического развития у детей
  5. Коррекция задержки психического развития
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Общая характеристика задержки психического развития у детей

Термин «задержка психического развития у детей» (сокращенно ЗПР) обозначает поддающиеся исправлению отклонения в развитии интеллекта, эмоциональной сферы и способности к осознанным действиям, которые приводят к появлению трудностей в процессе обучения.

С такими нарушениями сегодня рождается около 15-16 процентов детей от общего количества новорожденных. Чаще ЗПР относят к психолого-педагогическим категориям, но иногда причина может быть физиологического свойства, поэтому к лечению обязательно подключаются педиатры и детские неврологи.

По причине того, что психические функции развиваются разными темпами, говорить о задержке психического развития ребенка специалисты могут не раньше возраста 4 или 5 лет. Наиболее часто заключение делается, когда ребенок начинает учиться в школе.

К возникновению ЗПР, которое является по сути нарушением нейробиологических связей мозга, приводит сочетание многих факторов. Поговорим об основных биологических и социальных причинах данного явления.

Чаще всего проблемы задержки психического развития детей развиваются из-за:

  • Патологий течения беременности и развития заболеваний: краснухи, трепонемы, токсоплазмы, цитомегаловируса, листерии, герпесной инфекции, СПИДа. Нарушение функционирования плаценты, алкоголь, наркотики, курение, отравление ядовитыми веществами, тяжелыми металлами, радиационное воздействие также способствуют ЗПР.
  • Факторов перинатального периода: недоношенности, гипоксии, внутричерепных кровоизлияний, нарушения гомеостаза, менингита, травм головного мозга, энцефалита.
  • Тяжелых соматических патологий малыша: рахита, нейроинфекций, гриппа, эпилепсии.

У ЗПР могут быть и наследственные корни. Иногда этот диагноз фиксируется у представителей разных поколений в одной семье. Неизбежно ЗПР сопровождают такие генетические заболевания, как синдром Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге, Дауна.

Задержку в развитии вторичного типа могут вызвать нарушения функций зрения и слуха. Среди причин называют речевые дефекты, недостаток коммуникаций и сенсорной активности.

Отставание в умственном развитии и слабоумие развиваются вследствие аномалий в формировании головного мозга:

  • микроцефалии или недостаточного размера мозга;
  • гидранэнцефалии − полного или частичного отсутствия одного или обоих полушарий мозга;
  • лиссэнцефалии − недоразвития головного мозга;
  • понтоцеребеллярной гипоплазии − гипоплазия мозжечка.

Зачастую развитие ЗПР связано с нарушенным обменом веществ или выработкой ферментов (фенилкетонурией). Явление послеродовой умственной отсталости у деток бывает обусловлено распадом эритроцитов (красных кровяных телец) − гемолитическим заболеванием младенцев. Причиной может являться резус-конфликт матери и эмбриона, который провоцирует серьезные нарушения функций коры и нейронных узлов, находящихся под корой головного мозга.

К социальным факторам ЗПР относят гипер и гипоопеку, дефицит взаимодействия с людьми (такое случается с детьми-инвалидами), авторитарность (требование беспрекословного подчинения взрослым). Негативное влияние окружения приводит к ЗПР, когда зафиксированы физиологические нарушения в развитии ребенка.

Виды задержки психического развития у детей

Психологи, специализирующиеся на этом направлении, выделяют различные формы задержки психического развития детей. Например, существует этиопатогенетическая классификация К.С. Лебединской, определяющая следующие типы ЗПР.

Виды задержки психического развития у детей

  • ЗПР конституционального генеза

Возникает вследствие замедленного формирования ЦНС. Проявляется в виде гармонического психического и психофизического инфантилизма. Для психического характерно поведение ребенка, как если бы он был младше по возрасту, а психофизическое сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере и физическом развитии.

По антропометрическим данным и характеру поведения они отстают от сверстников: не могут контролировать эмоции, ведут себя слишком непосредственно, не могут концентрировать внимание. Больше хотят играть, чем учиться (даже будучи школьниками).

  • ЗПР соматогенного генеза 

Может возникать после тяжелых и длительных соматических заболеваний малыша, которые, безусловно, негативно сказываются на созревании центральной нервной системы. Истории болезней детей, у которых наблюдается соматогенная ЗПР, часто содержат записи о бронхиальной астме, хронической диспепсии, сердечно-сосудистой и почечной недостаточности, пневмонии. Детство их проходит в закрытых отделениях больниц, где получение чувственного опыта ограничено.

Такие дети демонстрируют астенический синдром, плохую работоспособность, малый объем памяти, неважную концентрацию, гиперактивность или заторможенность в момент переутомления, отсутствие многих навыков, необходимых в жизни.

  • ЗПР психогенного генеза 

Возникает из-за неблагоприятных социальных условий, в которых находится ребёнок (безнадзорности, гиперопеки, жестокого обращения). Если внимания недостаточно, то развиваются признаки психической нестабильности, импульсивности, интеллектуального отставания. Чрезмерная опека приводит к безынициативности, эгоизму, неспособности проявлять волю, целеустремленность.

  • ЗПР церебрально-органического генеза 

Возникает по причине нетяжелых органических поражений мозга и негативно отражаются на становлении отдельных психических сфер или фрагментарно проявляются в разных областях психики. Данный тип отличает недосформированность эмоционально-волевых характеристик и способности к обучению, которые проявляются, как отсутствие заинтересованности, безучастность, низкий уровень притязаний, сильная внушаемость, плохое воображение, наличие бесконтрольности в движениях.

Характеристика детей с ЗПР

Уровень интеллекта

Особенностью детей с задержкой психического развития является небольшое снижение интеллекта, но все же нарушения касаются всех интеллектуальных процессов: восприятия, памяти, мышления, концентрации и речи.

Для восприятия детей с ЗПР характерны замедленность, фрагментарность, неточность. Одни органы чувств могут анализировать объекты лучше, другие хуже, в связи с чем возникают проблемы с формированием целостных картин воспринимаемой реальности.

Как правило, труднее воспринимается информация на слух, поэтому при обучении детей с задержкой психического развития желательно сочетать словесную подачу материалов с наглядными учебными пособиями.

Ребенок с ЗПР не в состоянии долго удерживать внимание на одном предмете или теме, он легко отвлекается на посторонние вещи, движение и звуки. Концентрация неустойчива, поверхностна и кратковременна. От усталости, возникающей при необходимости сосредотачиваться на занятии, в поведении детей с задержкой психического развития проявляется синдром гиперактивности и потеря внимания.

Характеристика детей с ЗПР

Если говорить о памяти, то у таких детей она обладает мозаичным эффектом запоминания информации, слабым уровнем избирательности, недостатком мышления в процессе воспроизведения изученного материала. У них лучше развивается наглядно-образная память, чем вербальная.

Наглядно-действенное мышление преобладает над образным, так как дети с ЗПР неточно воспринимают информацию. Еще больше трудностей они испытывают в сфере абстрактно-логического мышления, помощь взрослого здесь обязательна. Им трудно проводить анализ и синтез, сравнивать, оценивать, обобщать, строить цепочки событий, делать умозаключения, подводить итог.

Речевой статус

При задержке психического развития дети произносят многие звуки с искажением, нарушается слуховая дифференциация, словарный запас сильно ограничен. Имеются трудности с произвольным контролем за правильным составлением предложений, связностью речи, речевой инактивностью. ЗПР обычно сопровождают задержка речевого развития, полиморфная дислалия, нарушения письма (дисграфия и дислексия).

Сфера эмоций

Для личностной сферы детей с ЗПР характерны эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы от грусти к смешливости, внушаемость, отсутствие инициативы, слабая воля, инфантильность. Ребенок может демонстрировать состояние аффекта, агрессию, желание конфликтовать, высокую обеспокоенность.

Таким детям трудно общаться, поэтому чаще они играют отдельно, отстраняются от других, не участвуют в общих играх. Кроме того, деятельность детей с задержкой психического развития однообразна и стереотипна, в игре отсутствует развернутый сюжет из-за слабого воображения. Также они часто нарушают правила в общих играх, выходят из игры. Мелкая моторика отличается неловкостью, недостаточной координацией. Склонности к тикам и гиперкинезам.

Необходимо отметить, что добиться компенсации и обратимости процесса задержки психического развития можно исключительно с помощью специальных программ обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития у детей

Диагностировать задержку психического развития ребёнка можно, только проведя всестороннее обследование специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в состав которой должны войти детский психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр.

Комиссия делает выводы на основе:

  • сбора и изучения анамнеза, анализа условий проживания;
  • нейропсихологического тестирования;
  • диагностики речевых функций;
  • изучения медицинских документов;
  • беседы с ребенком, исследования состояния интеллекта и эмоционально-волевых характеристик.

Проведенная диагностика дает основания для вынесения членами ПМПК заключения о том, действительно ли у ребенка имеется задержка психического развития. В соответствии с выводами комиссии будет организовано обучение и воспитание ребенка с задержкой психического развития в специальном образовательном учреждении.

Выявление физиологических причин ЗПР берут на себя медицинские специалисты, в первую очередь, педиатр и детский невролог. Могут быть назначены инструментальные виды обследований, включающие ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка. Детям, которых проверяют на наличие олигофрении и аутизма, проводят дифференциальную диагностику.

Коррекция задержки психического развития

Главным условием успешного лечения является раннее обнаружение ЗПР. Выявить степень психических нарушений помогает тестирование, в ходе которого ребенок должен справиться с обычным школьным заданием в соответствии со своим возрастом. Задержка психического развития корректируется с помощью изменения метода обучения, соответствующего уровню развития ребенка. Это важно для получения ребенком возможности быть включенным во все сферы жизни общества.

Характеристика детей с ЗПР

Если умственное отставание возникло вследствие гипотериоза, резус-конфликта, фенилкетонурии, то может предлагаться этиологический метод лечения ЗПР, когда используются гормональные препараты, переливание крови, специальная безбелковая диета. Но все же это достаточно редкие случаи.

При нарушениях интеллектуального развития прибегают к симптоматической терапии. Лечение предполагает снижение интенсивности психических отклонений с применением нейролептиков и лекарств, помогающих стабилизировать настроение ребенка. Это способствует коррекции поведения.

Кроме того, для снижения тревожности, уменьшения кризисных состояний, улучшения сна используются психоактивные вещества, имеющие в составе транквилизаторы. К сожалению эти вещества обладают негативными побочными эффектами (мышечная слабость, сонливость, нарушение координации движений и речи, снижение остроты зрения), что при длительном применении влияет на состояние памяти и внимания. Может развиться антероградная амнезия.

С корректировкой задержки психического развития эффективнее всего справляется когнитивно-поведенческая терапия или медико-коррекционная педагогика. Помощь детям с задержкой психического развития осуществляется в специальных школьных учреждениях и интернатах, где созданы условия, которые позволят детям адаптироваться к обычной жизни, интегрироваться в общество.

Следует уточнить, что реабилитационные мероприятия для детей с ЗПР, особенно генетически обусловленной, включают не столько лечебные процедуры, сколько обучение первостепенным бытовым и социальным навыкам, необходимым в обычной жизни. Опыт показывает, что дети с небольшими нарушениями интеллекта вполне обучаемы и по истечение определенного срока обучения могут многое делать по дому, становятся самостоятельными.

Небольшое отставание в умственном развитии детей можно преодолеть, если оно диагностировано на ранней стадии и организована коррекционная работа и психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития с целью прививания им умений и навыков, обучения тому, что обычные дети могут освоить в семье. Закончив специализированную школу, ребята способны получить рабочую профессию, поступить в колледж или институт.

Необходимо серьезно относиться к профилактике задержки психического развития детей, в связи с чем тщательно планировать беременность, избегать негативных влияний на плод, и возникновения факторов, провоцирующих инфекционные и соматические заболевания новорожденных, обеспечивать благоприятные условия для развития ребенка.

При обнаружении у малыша ЗПР следует без промедления пройти диагностическое исследование, чтобы своевременно организовать коррекционную работу.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw